Поздравляю работников СМИ с профессиональным праздником и желаю им избежать печальной судьбы нынешних политиков.
Не могу обойти вниманием профессиональный праздник отечественных журналистов и работников средств массовой информации. Хочу поздравить и пожелать успехов в работе всем, кто, как говорил великий Симонов, «с «лейкой» и блокнотом» находится на передовой информационного фронта. Вместе с тем хочу поделиться собственными наблюдениями, которые касаются сегодняшней работы и дальнейших перспектив отечественных общественно-политических СМИ.
Наша журналистика давно уже определилась со своими политическими предпочтениями. Определилась и разделилась.
Всякий, кто интересуется политикой в Украине, понимает, какую точку зрения поддерживает тот или иной телеканал или редакция. В принципе, в других странах ситуация в чем-то похожа. Никто не делает секрета из политических симпатий, например, «Washington Post» в США или «Le Figaro» во Франции. С тем лишь отличием, что политическая субъективность характерна для европейских и американских изданий во время избирательных кампаний. У нас же создается впечатление, что избирательная кампания не прекращается ни на один день.
В итоге общественно-политическая журналистика движется в русле отечественной политики, становится заложником ее деградации. Карикатурность, вульгарные аналогии вытесняют аналитику, апокалиптические настроения заменяют здравую оценку действительности. Из механизма обеспечения обратной связи между властью и обществом политические СМИ превращаются в избирательные штабы. Журналисты в результате сильно рискуют.
Политика в нынешнем своем виде обречена – этот корабль пойдет на дно вместе со всеми, кто рассчитывает на нем въехать в «светлое будущее». В том числе и журналисты. Политики утрачивают свой авторитет в обществе, и даже самые талантливые из вас не смогут помешать этому историческому процессу. Деятели, рейтинги которых вы «накачиваете», просто не в состоянии понять, что идет не так, почему на «всенародные» акции протеста (или поддержки – это одно и то же) собирается несколько тысяч человек, и почти всех приходится привозить автобусами.
Посмотрите репортажи с аналогичных акций в Испании, Франции, Греции, Турции. Там нет столь привычных для нас концертных сцен и партийных флагов на удочках, т.е. того, что сопровождает у нас всякий митинг. А явка, между тем, отличается на порядки. И не за деньги. Кто их собрал? Как? Здесь мы видим другой уровень социальных связей, и роль людей, которые обеспечивают эти связи (в первую очередь, информационным путем), чрезвычайно велика.
Очень часто и очень многие предрекают скорую смерть средств массовой информации и журналистики как таковой, в том числе и как результат дальнейшего развития социальных сетей. Но вряд ли это произойдет скоро. Ведь у современного человека никуда не исчезает ежедневная(!) потребность в том, чтобы узнавать новое, быть в курсе событий. Наоборот, эта потребность растет. Журналистика не исчезает, просто она становится другой, возможно, даже более влиятельной. Более персонализированной и, в идеале, более ответственной. Во всяком случае, именно такой я желаю ей стать.
Вернуться назад
|