К написанию этой статьи подвигли появившиеся в последнее время в печати материалы, в которых выражается беспокойство по поводу недостаточной, по мнению их авторов, активности и слабой эффективности информирования украинского общества о приоритетности для нашей страны курса на евроинтеграцию. Недавно известный в стране еженедельник вынес на первую полосу в качестве заглавной статью на эту тему, автором которой является сотрудник одного из университетов соседней Польши, страны, которая проявляет особую озабоченность тем, чтобы Украина стала членом европейского сообщества. Статья проникнута неудовлетворенностью сегодняшним положением, тем, что информирование украинских граждан по поводу евроинтеграции не дает желаемых результатов . Как же так? - В Украине реализованы две государственные программы, направленные на повышение осведомленности общественности в этих вопросах (2004-2007 и 2008-2011 гг.). В марте т.г. Кабинет Министров одобрил» Концепцию реализации государственной политики в сфере информирования и налаживания коммуникации с общественностью по актуальным вопросам евроинтеграции Украины на период до 2017 года», цель которой - достичь высокого уровня осознанной поддержки гражданами евроинтеграционного курса. Активизировались многочисленные так называемые неправительственные организации,«довольно эффективно информирующие о ЕС». Эта деятельность получает серьезную поддержку со стороны Брюсселя, запустившего специальную программу, направленную на информационное обеспечение политики соседства. Деятельность государственных органов на этом направлении проводится под сформулированным Президентом В.Януковичем брендом «Европа - наш дом. Россия - наш сосед». Украинские парламентарии, представляющие различные группы криминально-олигархического капитала и выражающие их интересы , раздираемые ожесточенной борьбой за доступ к рычагам власти и государственной кормушке, становятся трогательно единодушными, когда необходимо принять законодательные акты, призванные обеспечить выполнение требований европейских структур, в том числе необходимых для подписания Соглашения об ассоциированном членстве в ЕС. во имя этого «оппозиционеры» даже бойкот заседаний Верховной Рады прерывают. О «благах», которые посыпятся на Украину, когда она станет (если станет!) членом европейского сообщества, денно и нощно вещают и государственные, и частные средства массовой информации. Однако социологические исследования свидетельствуют, по словам упомянутого автора, о «наличии только неустойчивого большинства граждан, поддерживающих официальный курс Киева» — 48,4 процента. А в случае необходимости сделать выбор между ЕС и Таможенным союзом уровень поддержки интеграции в ЕС еще снижается — до 42,4 процента. К тому же страну разделяют существенные отличия в отношении к данной проблеме жителей различных регионов. Только 25,8 процента граждан считают, что евроинтеграция может стать для всех регионов страны объединительной идеей. О многом говорят и такие цифры. Личную выгоду от возможного вступления Украины в Европейский союз усматривают всего 25,8 процента опрошенных граждан. В то же время 81,2 процента граждан на Востоке и две третьих на Юге не видят в этом личной выгоды. В чем же дело? Действительно ли причина в том, что украинская власть только пытается, по выражению автора, демонстрировать Брюсселю свою преданность «европейскому приоритету», что новостям о евроинтеграции отводится «маргинальное место», в негативных тенденциях, серьезных недостатках в информационном пространстве? Убежден: это не так. Информационное пространство почти полностью в распоряжении приверженцев курса на евроинтеграцию. Причину надо искать в ином. Не такие уж наивные и несмышленные наши люди, чтобы им можно было так просто «навешать лапшу на уши». В этом контексте не лишне отметить, что несмотря на закрепление в законодательных актах, принятых еще во время президентства Л.Кучмы, положения о том, что конечной целью курса на евроинтеграцию является обретение полноправного членства Украины в НАТО и ЕС, массированную пропаганду «преимуществ» этого курса, уровень поддержки идеи членства в Альянсе не превышал 20 процентов, а сейчас он ниже 15 процентов. То же можно сказать и об агитации за вступление в ЕС. Чем она активнее, тем больше люди задумываются: здесь что-то не так. . . Следует в связи с эти выделить некоторые моменты. Во-первых, наших граждан пытаются увлечь «объективными преимуществами принадлежности к объединенной Европе». Вот, мол,например, Польша из бюджета ЕС на 2014-2020 гг. будет ежегодно получать около 14,5 млрд. евро — больше, чем Украина пытается одолжить на 2,5 года у Международного валютного фонда. При этом замалчивается, сколько сама Польша должна вносить в общеевропейский бюджет, а также то, что о полноправном членстве Украины в ЕС речь может идти, по откровенным заявлениям европейских лидеров, где-то лет через 10-15, а сегодня стоит вопрос о «политике добрососедства» и о Соглашении об ассоциированном членстве, которое, возможно, будет подписано в ноябре т.г., но его еще предстоит после этого ратифицировать всеми 27 членами сообщества. Во-вторых, агитация за евроинтеграцию ведется в условиях, когда о содержании указанного Соглашения знает лишь очень ограниченный круг лиц в руководстве страны и участников переговоров с ЕС. Об этом документе (а это более 900 страниц), не осведомлены даже члены украинского парламента. Можно, пожалуй, согласиться с упомянутым автором, что «концентрация внимания на договоренностях, саммитах или переговорах Киева с Брюсселем создает для общества абстрактный образ евроинтеграции, которая вроде бы не имеет отношения к жизни его членов». Впрочем, вряд ли это делается случайно. Ознакомление с содержанием Соглашения дает основание полагать, что «покупка кота в мешке» ( то-есть фактическое замалчивание содержания конкретных договоренностей по вопросу, имеющему, без преувеличения, судьбоносное значение) нужна власти, которая стремится во что бы то ни стало, не считаясь с интересами своего народа, национальными интересами страны, реализовать так называемый «европейский выбор». И украинской властью, и европейскими доброхотами упор делается на то, что ассоциация с ЕС «будет означать обязательство Украины имплементировать европейскую модель развития государства: придерживаться демократических ценностей, верховенства права, соблюдать права человека, провести глубокую реформу государственных органов, ограничить коррупцию, усилить права потребителей, улучшить инвестклимат и состояние окружающей среды и т.п.» Разумеется, все это очень важно. Но почему решение этих задач ставится в непременную зависимость от интеграции в ЕС? Разве Европа обязана утверждать в нашей стране демократические порядки и стандарты, укреплять законность , поднимать до современного уровня организацию экономической жизни и других сфер? Наводить порядок в своей стране - гражданам Украины. А убеждать их при каждом удобном случае в том, что реализовать свои ожидания на улучшение жизни они смогут только в случае, если наша страна станет членом европейского сообщества, значит насаждать в их сознании чувство «меншовартості», если хотите - унижать. На страницах другого киевского издания, известного своей воинственной прозападной позицией, можно прочитать и такое: «Если бы Украина была в ЕС, ЕВРОПА БЫЛА БЫ ВЫНУЖДЕНА (Подчеркнуто мною. - Г.К.): 1) модернизировать украинскую промышленность; 2) поднять сельское хозяйство; 3)искоренить коррупцию; 4) реформировать судебную систему с целью сделать ее независимой от политики; 5) обеспечить свободу слова и прозрачность выборов; 6) поднять из развалин медицину; 7) поставить на ноги армию; 8) гарантировать ресурсы на создание «социального государства». И эта ахинея на полном серьезе преподносится читателям газеты, претендующей на роль «законодателя мод», особенно в вопросах внешнеполитической ориентации нашей страны! Как надо не уважать трудолюбивый, мудрый украинский народ, чтобы в наше время, в XXI веке навязывать ему представления времен незабвенного Остапа Бендера о том, что «заграница нам поможет»! О внутренних проблемах, с которыми приходится иметь дело Европейскому союзу, о его перспективах в условиях нужен отдельный разговор. В-третьих, не может не настораживать замалчивание властью конкретных обязательств, которые принимает Украина на этапе «ассоциированного членства» и реализация которых особенно чувствительно скажется на жизни наших людей. Даже то, что уже стало известным, вызывает немало вопросов. Похоже, что как и в случае с поспешным вступлением во Всемирную организацию торговли (ВТО - СОТ), украинская сторона приняла на себя многие обязательства, которые не просто ограничивают ее суверенные права, но и ложатся тяжелым бременем на нашу экономику, отрицательно скажутся на судьбах миллионов граждан. Во что обойдется, скажем, перевод всех железных дорог нашей страны (а это свыше 30 тыс. километров путей, которыми курсируют 6,1 тыс. тепловозов, электровозов, дизельных поездов, 139,5 тыс. вагонов) с ширины железнодорожной колеи 1520 мм на европейскую узкоколейку (1435 мм)? Или имплементация на протяжении 4-5 лет всего массива европейских стандартов (их более 20 тыс.)? Поставки пшеницы в Европу, которые составляли 3 млн. тонн ежегодно, будут ограничены одним миллионом тонн. Продажу украинского сахара придется сократить с 300 тыс. тонн в десять раз. На 24 вида сельскохозяйственной продукции Украина обязуется ежегодно снижать на 1 проц. — до полной отмены — таможенную пошлину. На другие виды сырья, включая продукцию первичной обработки металлов, придется сразу же после вступления в силу Соглашения об ассоциации снизить в два раза таможенные пошлины, которые с огромными трудностями удалось отстоять при вступлении в ВТО. Рекомендации ЕС требуют гарантировать «сосуществование генетически модифицированных зерновых культур с обычным и натуральным сельским хозяйством». И это только небольшая часть обязательств, которые берет на себя наша страна в качестве ассоциированного члена ЕС. Она должна будет гарантировать, что приведет все национальное законодательство в соответствие с юридическими нормами Союза, а впредь каждый новопринятый правовой акт Еврокомиссии и других органов сообщества будет имплементирован в законодательную систему Украины. Действие Соглашения об ассоциации рассчитано на десять лет. Все эти годы («первой фазы сближения с ЕС») одна сторона - Европейский союз будет наделена всеми правами, а другая - Украина выполнять обязанности. Наши люди должны знать, что вступление в силу Соглашения об ассоциации и Зоне свободной торговли с ЕС будет означать фактическое закрепление сырьевого характера украинской экономики. Аналитики отмечают, что перед нашей страной возникает реальная угроза распада сектора машиностроения, болезненного демонтажа системы социального обеспечения, продолжения ускоренного сокращения численности населения. Повышение пенсионного возраста и стажа, необходимого для назначения пенсии, другие «новации» пресловутой пенсионной реформы, требования Международного валютного фонда повысить тарифы на электроэнергию, плату за газ и многое другое, что бьет по жизненному уровню наших людей, - все это идет в русле евроинтеграции и, естественно, учитывается ими при определении своего отношения к этому процессу. В-четвёртых, в связи с проблемой внешнеполитической ориентации всячески муссируется тема цивилизационного выбора, причем зачастую в агрессивном антироссийском и — шире — антиславянском духе. Цель — очевидна: как можно больше разобщить братские народы, не допустить более тесного сближения Украины с Россией и другими бывшими союзными республиками. Мол, украинцы, в отличие от русских, — европейский народ с присущими европейцам менталитетом, духовными, нравственными ценностями. На эту тему уже приходилось говорить. Отмечу лишь, что издревле присущие нашему народу коллективистская мораль,культ семьи, совестливость, нравственная щепетильность (правда, изрядно подорванные за годы капиталистической реставрации) не имеют ничего общего ни с индивидуализмом европейцев, ни с законодательным закреплением свободы однополых браков и т. п. Полуголые экзальтированные девицы из некоторых украинских городов, шокировавшие недавно своим эпатажным, безобразным поведением даже европейцев, обычно спокойно относящихся к выходкам доморощенных геев и лесбиянок, - это вызов прежде всего нравственному облику нашего народа. Самое опасное здесь то, что апологеты «европейского цивилизационного выбора», «западоиды», как назвал их обозреватель одного из российских телеканалов, последовательно и упрямо ведут дело к обострению отношений с Россией. В некоторых украинских СМИ, в парламенте известными силами нагнетается антироссийская и антирусская истерия, нашему народу в лице России навязывается «образ врага». Какими последствиями это чревато, - вряд ли есть необходимость говорить. Есть логика политического процесса. Сегодня - въезд в страны Таможенного союза по загранпаспортам, завтра - по визам. Дальше еще большее свертывание экономических и других связей между нашими странами, причем в наиболее чувствительных для Украины секторах экономики. Затем - в случае прихода к власти в нашей стране так называемой оппозиции - исключение из Основ внутренней и внешней политики положения о внеблоковом статусе Украины, вступление в НАТО, открытый, можно даже сказать - и формальный переход Украины на сторону Запада в его геостратегическом противостоянии с Россией. Исключать такого варианта развития событий нельзя. Уже сегодня от стратегического партнерства, закрепленного так называемым «Большим Договором» - о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, мало чего осталось, а сотрудничество Украины с НАТО осуществляется значительно активнее и системнее, чем при президентстве В.Ющенко. Это объективно превратит ее, как минимум , в недружественное России государство со всеми вытекающими последствиями. К этому ведут дело те, кто всячески «зазывает» Украину в Европу, кто сеет раздор и стремится всячески осложнить украино-российские отношения. Наша страна - действительно перед судьбоносным выбором. Сделать его не просто. Присоединение к Таможенному союзу с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Казахстаном тоже сопряжено с необходимостью решения многих проблем, которые необходимо открыто и непредвзято обсуждать. Занятая украинскими лидерами позиция -«Вы интегрируйтесь, а мы посмотрим , что у вас получится, и тогда решим, как нам быть», - вряд ли будет с пониманием воспринята партнерами, к слову, и на Востоке, и на Западе. Особенно в условиях, когда взаимное доверие во многом утрачено. Больно хитроватых в мире не особенно жалуют. Те, кто стремится других обхитрить, обычно сами оказываются на мели. Обидно только, что страдают от такой политики народы. А «буржуазия, как предвидел еще Ф. Энгельс, предаст родину и пойдет на все преступления, лишь бы отстоять свою власть над народом и свои доходы». Георгий КРЮЧКОВ, народный депутат III и IV созывов, член ЦК Компартии Украины 2000
Вернуться назад
|