С каждым днем газовые войны между Украиной и Россией становятся более горячими и скандальными. В очередной раз масла в огонь подлил украинский премьер-министр Н.Азаров, который недавно заявил о том, что в страну начались поставки газа из Европы, в частности, из Венгрии. Политик также выразил благодарность своему коллеге Виктору Орбану за принципиальные подходы, позволившие завершить процесс переговоров и начать импортировать европейское топливо в Украину. Азаров также отметил, что согласно существующим возможностям, ежегодно в страну будет поступать порядка двух миллиардов кубических метров газа, а со временем можно увеличить эти мощности до 10 миллиардов кубов. Кроме того, как отметил премьер, сторонам удалось также договориться относительно разработки других направлений транспортировок.
На это сообщение незамедлительно откликнулся «Газпром», который обвинил украинские власти в мошенничестве. Так, согласно заявлению главы холдинга Александра Миллера, которое он сделал в эфире центрального российского телеканала, Украина проводит закупки голубого топлива в Европе по мошенническим схемам, поскольку из Европы в Украину поступает все тот же российский газ, который изначально идет на европейскую территорию, а затем – и в Украину. В то же время, с целью доказать реверсные поставки газа из Европы, на границе проводится закольцовка. Миллер высказал уверенность в том, что подобные схемы являются мошенническими, и с ними необходимо бороться.
Необходимо отметить, что помимо венгерского газа, Украина намерена закупить в текущем году еще пять миллиардов кубических метров газа в Германии, также начать закупки туркменского топлива (это порядка десяти миллиардов кубов). Кроме того, в настоящее время также ведутся переговоры со Словакией и Румынией о возможностях подачи голубого топлива с территорий этих государств в газотранспортную систему Украины.
Как заявляет украинская сторона, решение о начале реверсных поставок было принято после того, как объемы транзита российского природного газа через украинскую газотранспортную систему снизились, и соответственно, были высвобождены некоторые мощности.
Вместе с тем, можно говорить о том, что Александр Миллер прав, и никакого европейского топлива в Украину не поступает, а исключительно российское. Но это не меняет абсолютно ничего, потому как факт реверсных поставок подтвержден. И скорее всего, на украинскую территорию поступают излишки российского газа, которые «Газпром» перекачивает в Европу. Всем известно о том, что в силу определенных обстоятельств Украина договорилась с Москвой о поставках газа по предельно высокой цене, которая намного превышает ту, по которой этот же российский газ следует в Европу. Таким образом, Россия самостоятельно создала определенные условия для того, чтобы европейцы могли продавать излишки российского топлива Украине.
Между тем, украинские эксперты уверены в том, что реверсные поставки газа из Европы в Украину совершенно не противоречат международному законодательству. Об этом заявил, в частности, Владимир Макуха, заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины. По его мнению, это абсолютно чистая схема. Политик сказал, что покупая продукты в магазине, Вы же не информируете продавца о том с кем Вы будете их есть.
Отметим, немного раньше появилась информация, предоставленная источником из Минэнерго, о том, что европейский газ, который закупает украинская сторона, поступает в Украину по описанной Миллером схеме. Вместе с тем, по словам источника, украинское правительство не видит в этом ничего противозаконного. Это всего лишь является подтверждением того, что цена на российский газ для Украины действительно завышена, а потому то же российское топливо, которое поступает в страну по реверсным поставкам, обходится примерно на семь процентов дешевле.
В силу того, что очередное обострение конфликта пока никак не урегулировано, Киев решил в очередной раз создать России проблемы в Крыму. Речь идет о недопущении украинскими властями пополнения российского Черноморского флота новыми кораблями. И вроде бы на первый взгляд, инициатива исходила вовсе не от украинцев, и они вовсе не хотели трогать российских моряков… Судите сами: в конце марта текущего года начались внезапные учения российских Вооруженных сил на Черном море, за которыми с вертолета лично наблюдали глава РФ В.Путин и военный министр С.Шойгу. При этом о начале учений украинские власти не были поставлены в известность. Собственно говоря, международное законодательство этого и не предусматривает, но…
В силу всего вышесказанного, после очередной неудачи в российско-украинских переговорах по вопросам относительно пребывания российского флота в Крыму, в Новороссийске было проведено заседание морской коллегии при российском правительстве. Напомним, Россия пыталась заручиться согласием украинских партнеров по поводу ввода новых судов в Севастополь, а также получить гарантии, что новые корабли можно будет снабжать всем необходимым. В ответ на это украинская сторона в очередной раз заверила Москву в своих дружеских чувствах и о готовности конструктивно решать любые вопросы и проблемы... но дальше этого не продвинулась.
К слову сказать, вопросы таможенных пошлин и перевооружения остро были поставлены еще в ноябре прошлого года, когда украинскими таможенниками было задержано в Севастополе примерно 14 тысяч тонн дизельного топлива, которое было доставлено для нужд российского флота из Новороссийска. Тогда было выдвинуто требование уплатить все ввозные пошлины и налог на добавленную стоимость, а это примерно 1,2 миллиона евро. Конечно, для россиян эта сумма, может, и не очень большая. Но здесь уже и они решили пойти на принцип, ведь ничего подобного не случалось со времен президентства В.Ющенко. По мнению Москвы, подобное поведение украинских таможенников противоречит отношениям стратегического партнерства, которые установились между двумя государствами. Украинская сторона, без предъявления каких-либо правовых оснований, требует уплаты налогов, что противоречит не только украинскому законодательству, но базовым соглашениям по флоту, - заявила Мария Захарова, заместитель главы департамента печати и информации Министерства иностранных дел России. Именно поэтому российская сторона отказалась от уплаты этих налогов. Вот тогда и начались безрезультатные и бесконечные переговоры относительно таможенных платежей и топлива. Нечто подобное в плане результативности можно наблюдать и сейчас, в переговорах относительно новых российских кораблей.
Еще совсем недавно эти переговоры были исключительно теоретическими, потому как никаких новых кораблей в Севастополе не предвиделось. Исключение составляли небольшой противодиверсионный катер и несколько тральщиков, которые позже были размещены в Новороссийске. Но в прошлом году пополнение российского флота стало вполне реальным. И уже осенью 2013 года в Калининграде пройдут испытания сторожевого судна «Адмирал Григорович» проекта 11356. Кроме того, в скором времени должен быть достроен и второй такой же корабль – «Адмирал Эссен», а также «Адмирал Колчак». Как известно из официальных источников, все три корабля планировалось отправить на Черное море. Кроме как в Севастополе, базировать их по большому счету больше негде. Конечно, в Новороссийске строится новая военно-морская база, но природно-климатические условия здесь не очень подходят для судов подобного класса и водоизмещения.
Похоже, и сама Москва прекрасно понимает, что в Севастополе ее новые корабли в ближайшем будущем не появятся. И связано это с затянувшимися переговорами относительно цен на газ. Таким образом, если Россия не пойдет на уступки в этом вопросе, то Украина в отместку не пустит российские корабли в Севастополь, заставив их провести зиму в море. А кроме того, будет продолжать закупать российский газ через Европу, до того момента, пока стоимость российского топлива для нее не станет такой же, как для Европы. И остановить процесс оттока излишков газа останавливать никто не обирается, ведь подобная схема удобна для всех, за исключением, конечно, «Газпрома»…
Использованы материалы:
http://www.utro.ru/articles/2013/04/01/1110357.shtml
http://svpressa.ru/politic/article/66238/
http://www.newsru.com/finance/02apr2013/uaotvet.html