ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Привычка выживать мешает украинцам жить по-человечески
Привычка выживать мешает украинцам жить по-человечески22-03-2013, 12:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Привычка выживать мешает украинцам жить по-человеческиЮрий Гаврилечко, "Хвиля"Мы совершенно не представляем, в каком мире живем, потому что он так быстро меняется и требует столько усилий для того, чтобы жить, что зачастую нет ни времени, ни возможности оглянуться и посмотреть, что и почему происходит. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, вынуждают нас проживать каждый день со значительным напряжением сил и многим кажется, что это нормально и естественно. Но это не так. Это всего-навсего способ существования, который мы унаследовали от многих поколений предков. Это жизнь в парадигме выживания. Казалось бы, многим это понятно и ничего нового в констатации данного факта нет. Тем не менее, именно привычка существовать в парадигме выживания мешает украинцам жить по-человечески и развиваться, поскольку выживание поглощает все наличные ресурсы, свободное время и силы. На что-либо другое их попросту не остается. После Бурдье в течение последних нескольких десятилетий так и не было создано ни одной более-менее глобальной концепции, объясняющей и дающей возможность прогнозировать как поведения общества в целом, так и отдельных его групп. Если попытки создать нечто подобное в Украине и существуют, то они остаются уделом одиночек, поскольку современному государству такие исследования не нужны и финансировать их оно не собирается. Казалось бы, какая связь между научными гипотезами и привычкой украинцев к выживанию? Прямая. Поскольку без объяснений того, что и почему происходит в обществе, невозможно ни изменять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ни даже строить какие-либо планы. В своей статье я хочу обратить внимание на несколько важнейших последствий, происходящих из существования украинцев в парадигме существования******, каждое из которых объясняется отдельные аспекты тех или иных причин и мотивов поведения, как отдельных граждан, так и определенных страт, в частности, современной украинской элиты. Эти последствия являются результатом проработки гипотезы о существовании нации в парадигме выживания. Они не являются окончательно оформившимися и требуют дальнейшей доработки. Я не знаю, что стало причиной того, что украинцы выбрали путь индивидуального выживания и не поднялись на следующую ступень – выживания коллективного – но результаты этого выбора и определяют всю многолетнюю историю украинского народа и также формируют его настоящее и будущее. Привычка к индивидуальному выживанию привела к тому, что украинцы получили целый набор персональных качеств, черт характера и отношения к реальности. Некоторые из которых описаны ниже.
Украинцы самодостаточны и способны многое сделать своими руками. Они универсальны в том, что касается решения бытовых задач по индивидуальному выживанию. В лучшем случае эти способности распространяются на выживание семьи: построить хату, пошить одежду, починить автомобиль и стиральную машину, поставить латку на сапоги и т.д., — все это украинец может делать сам. Для этого ему не нужно ни государство, ни развитая инфраструктура, ни помощь соседей или каких-либо профессионалов. Он самодостаточен. В этой самодостаточности его сила и слабость. Украинец боится и не понимается профессионалов. Он не видит ни малейшего смысла в отвлечении ресурсов, используемых им, для выживания ни на оплату труда узких специалистов, ни на самосовершенстование. Универсализм украинца заканчивается стенами его хаты, той самой, которая «скраю» и забором его огорода. Для выживания большего и не надо. Результат подобной позиции очевиден – сообщество самодостаточных универсалов не способно ни на какие совместные созидательные действия. Именно поэтому украинцы всегда проигрывают соседям, которые действуют сообща, выполняя каждый свою часть работы. Ведь возможности универсала всегда ограничены тем, что он вынужден все делать сам и надеяться ему не на кого. Ресурсы его также ограничены. В результате профессионалы, если они каким-то чудом произросли на территории Украины, бегут за ее пределы. И они всегда будут бежать, до тех пор, пока парадигма существования большей части народа не изменится – они не нужны. Их услуги среди выживающих универсалов не востребованы.
Вторым качеством выживальщиков является индивидуализм. Универсал самодостаточен. Ему не нужны ни друзья, ни соратники, ни сторонники, ни партнеры, ни вообще кто-либо. Делать что-то сообща для него неприемлемо в силу того, что он просто не понимает, зачем это нужно. Совместная работа выходит за рамки его представлений о жизни. Именно поэтому заставить украинцев действовать сообща может только значительная внешняя угроза. Либо серьезное, внешнее же, давление. Украинцы дружат против кого-то. Если этого «кого-то» нет, тут и дружбе конец. Соседи являются злейшими врагами и это вполне объяснимо. Поскольку сосед – это конкурент выживальщика в постоянной борьбе за ресурсы. По этой же причине украинцы очень хорошо относятся к иностранцам, поскольку не видят в них конкурентов за ресурс, необходимый для их выживания. Не видят, потому что все, что выходит за рамки их привычных представлений о жизни, воспринимается как очень далекое, нереальное и не имеющее отношение к действительности.
Выживальщик живет одним днем. Его лозунг, как у Мальчиша Кибальчиша, «нам бы день простоять да ночь продержаться». И так на протяжении жизни многих поколений. Привычка жить одним днем не просто не способствует развитию способностей к планированию, но и уничтожает даже малейшие потуги самостоятельно структурировать свою жизнь. Вместо планов украинец использует традиции. Они заменяют ему инстинкты. Социальный инстинкт – именно так можно охарактеризовать то, чем пользуется выживальщик вместо планов или рассуждений. Между прочим, именно поэтому так популярные в Украине вышиванки, шаровары и прочая архаичная атрибутика. Это часть традиций. Маркеры определенных действий, которые давно уже потеряли свой смысл, но которые остаются социально значимыми, несмотря на полную функциональную бесполезность. Вместо того, чтобы отправить их в этнографический музей, их продолжают использовать. Постоянно обращаясь к прошлому не для того, чтобы извлечь из него уроки, а пытаясь встроить уже нежизнеспособные конструкты в сегодняшние реалии, украинцы обречены ходить по граблям и каждый раз получать черенком по голове, ничему при этом не обучаясь и даже не понимая, почему так больно. Именно поэтому у Украины нет никаких планов развития государства. Их и быть не может, поскольку элита представляет собой квинтэссенцию выживальщиков, которая физически не способна планировать. Любые попытки организовать нечто похожее на план больше похожи на хаотическое смешение различных частей традиций и заимствование иностранного опыта. Отсюда и существование в Украине аналогов полинезийского карго культа. Не понимая, как живут и действуют и исходя из каких предпосылок организовывают свою работу иностранцы, украинцы надеются, что переняв внешние формы, они добьются не аналогичного результата, а того, который поможет им выжить. Естественно, они ошибаются. Копирование получается бездумным, потому что думать нечем. Элите действительно нечем думать над планами, потому что участки мозга, ответственные за планирование, в процессе эволюции выживальщиков либо атрофировались, либо носители подобных генов были выпихнуты туда, где они могли найти себе применение – в другие страны. Элита точно такая же, как и народ, и живет в той же самой парадигме.
Выживальщик не умеет и не способен зарабатывать. Его привычки все делать самому никак не способствовали развитию склонностей ни к торговле, ни к созданию товаров на продажу в промышленных объемах. Все, что ему нужно, он делал для себя – кустарным способом в единичных экземплярах. Поэтому единственной возможностью увеличить объем используемых и доступных ресурсов было и остается воровство. «Что украл – то твое», или «где работаю, тем и живу». Эти народные «мудрости» почему-то ни у кого не вызывают удивления. Действительно, для живущего в парадигме выживания это абсолютно нормально. Даже получая доступ к большему объему ресурсов, сравнимому с неограниченным, украинец не перестает воровать. Сколько бы ему не платили. И совсем не потому, что он клептоман или преступник. А потому что парадигма выживания диктует ему подобную модель поведения. Что не украл сегодня – завтра может быть украдено кем-то другим. Или просто исчезнет. А значит, никак не послужит основной цели – выживанию. Именно отсюда растут ноги всевозможных «межигорий». Соотнести необходимое количество ресурсов с тем, что ему нужно для жизни, украинец не может. Потому что не уверен в завтрашнем дне. Привычка делать запасы в этих условиях ценой использования всех возможных ресурсов из доступных, а также откладывать деньги на «черный день», растет именно отсюда – из неуверенности в завтрашнем дне. А такая уверенность и не возьмется, если человек сам не планирует собственную жизнь, значит, за него это делают другие. Что, в общем-то, и происходит.
Любые союзы и партнерские отношения для выживальщика – временные. Он рассматривает их лишь с точки зрения полезности для выживания в данное время и в данном месте (стратегически же выживальщик думать не умеет вообще). Потому выживальщик всегда нарушал и будет нарушать любые договора и соглашения, даже во вред себе. Он не умеет иначе. Если не очевидной и видимой опасности или наоборот, действующий союз сули некие видимые в ближайшей перспективе риски – выживальщик всегда предаст своего партнера. Не потому что имеет что-то против него или вследствие каких-то «политических обстоятельств». Нет. Все намного проще и страшнее: предаст исходя из собственной оценки видимых и понятных рисков, которые покажутся ему угрозой для выживания. Депутатские «тушки» в данном контексте имеют долгую и славную историческую традицию «папиредникив». Известных, как Мазепа и не очень. Это с точки зрения поляков и русских Мазепа является предателем. С точки же зрения действий в парадигме выживания он просто вовремя чуял «смену ветра» и попытался выжить. Между прочим, улица им. Мазепы в Киеве появилась благодаря кому? – правильно, предателю идеалов Майдана, экс-президенту Украины В.Ющенко. Свой свояка видит издалека.
6. Самоизоляция Выживальщик стремится минимизировать свои контакты с внешним миром, поскольку мир для него всегда враждебен. За каждым кустом притаились враги, которые многочисленны, опасны и сил бороться с ними нет. О том, что рассчитывать в такой борьбе не на кого (поскольку враг №1 – это сосед) выживальщик знает точно. Поэтому стремится отгородиться от всего на свете. Результатом становится полное непонимание происходящих вокруг процессов. Через некоторое время выживальщик просто перестает понимать, что происходит в мире. Правда, его это не сильно интересует. А если даже и заинтересует, то разобраться в этом он не может, поскольку существование людей, живущих в иной парадигме, для него является нонсенсом. Да, человек есть мера всех вещей. Выживальщик всех меряет по себе. Поэтому он всегда ошибается, общаясь не с представителями ближнего круга, а чуть более «дальними» гражданами. Именно поэтому абсолютно все договора, контракты и т.д., подписанные от имени Украины, идут ей во вред. Поскольку выживальщик не понимает, ни в чем его выгода (если она выходит за пределы прибыли, получаемой здесь и сейчас), ни в чем интерес партнеров или противоположной стороны. Поскольку нет ни планов, ни понимания, никакие долгосрочные инвестиционные проекты в Украине невозможны в принципе. Ведь они противоречат мироощущению выживальщика. Находятся за пределами его представлений о бытие.
Выживальщик завидует успешным людям и ненавидит их, особенно тех, кто принадлежит к категории «соседи». Причины просты добанальности: завидует, потому что успешный человек, по мнению выживальщика, умеет выживать лучше, чем сам выживальщик (о причинах того, почему он сам не успешен – выживальщик обычно не думает или по привычке обвиняет во всем внешних врагов и обстоятельства). Поскольку повторить чужой успех выживальщик не способен, то ему остается только завидовать более успешному конкуренту; если же успеха добивается «сосед», то зависть перерастает в ненависть. Во-первых сосед и так воспринимается как конкурент за ресурсы. Во-вторых его успех для выживальщика означает то, что сосед получил больше ресурсов чем сам выживальщик, откуда он мог их взять? – только украв у выживальщика (см. воровство как доблесть) и потому выживальщик его ненавидит, считает виновным в уменьшении объема доступных для выживальщика ресурсов. В этом кроется причина того, что украинцы крайне негативно относятся к успеху других украинцев и не только не радуются таким фактам, а наоборот – относятся к ним крайне негативно. Между прочим, именно по этой причине выживальщики любят выискивать в биографиях успешных людей «жареные» факты об их происхождении. Тот факт, что их сосед способен на больше уже считается оскорблением. Но вот если у соседа в предках обнаруживаются иностранцы или инородцы – тогда другое дело. Или предполагается наличие у соседа – блата (волосатой руки, попощи из-за границы и т.д.)Так выживальщик успокаивает свое эго. Умеешь торговать? – еврей, технически мыслить? – немец, быстро делаешь карьеру – папа «генерал» или «министр». Вот так выживальщики поясняют чужой успех.
Выживальщики привыкли экономить и делать запасы «на черный день». Выживальщик не догадывается, что «черный день» длится всю его жизнь, а в гробу карманов не и сумки туда не поставишь. К тому же, откладывая «на черный день», выживальщик и приближает этот самый день своими активными усилиями. На что откладываешь – к тому и стремишься. В смутное время у выживальщика есть три пути реакции:
Именно в третьем случае выживальщики способны к спонтанному объединению и совместным действия, когда индивидуализм отходит на задний план, так как мешает выжить всем. Подобное качество объясняет почему украинцы выходят на уличные протесты только когда идет вопрос о социалке. Ведь это напрямую касается их ресурсов и ненавидят власть потому, что та угрожает их выживанию. В остальных случая выживальщикам нет дела до властей вообще. Привычка к экономии часто становится причиной трагедий. Голодомор не в последнюю очередь стал возможен потому, что выживальщики на опасность среагировали как обычно – снижением уровня потребления в надежде пережить сложный период. В итоге, когда оказалось что данный период длиннее, чем они предполагали на два других возможных варианта ответа – бегство или сопротивление уже просто не осталось физических возможностей, на столько были ослаблены тела.
Выживальщик предельно сконцентрирован на своем основном процессе – выживании. Сконцентрирован бездумно, так как на размышления нет времени и для этого процесса нет ресурсов. Потому выживальщик так привержен традициям и является рабом циклических процессов. В их рамках он непревзойденный тактик и большой специалист. Но вот все, что выходит за пределы его понятий о быте – является для выживальщика тайной и загадкой. А поскольку думать ему нечем, некогда и привычки такой он сформировать не может, то относительно мироустройства у него представления основываются на мифах. Верить проще, чем думать, так как вера требует постоянного напоминания, а затем превращается в традицию/привычку. Отсюда у выживальщиков просто фантастическая пассионарность к конспирологии возникает, как только их вытащить за пределы известного им мира. Между прочим, свое неумение думать выживальщики осознают. Но осознают весьма своеобразно… как особенность национального менталитета(!) и страшно ею гордятся, придумав универсальное ругательство по поводу чужой разумности – «сильно умный».
Это лишь первые базовые последствия существования в парадигме выживания. Но даже они объясняют достаточно многое из того, с чем мы сталкиваемся каждый день, и что непосредственно влияет на нашу жизнь. Вернуться назад |