ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Десять лет нереализованных возможностей
Десять лет нереализованных возможностей22-03-2013, 11:47. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|||||
Приграничное сотрудничество между регионами Украины и России: нужен рестарт В 2003 году Москва и Киев, наряду с попытками создать Единое экономическое пространство, объявили о запуске программы сотрудничества в своих приграничных регионах по модели опробованного в Европе механизма еврорегионов — гармонизации экономической, социальной и миграционной политики в рамках исторически сложившихся областей, разделенных между двумя или несколькими государствами. В случае России и Украины были образованы еврорегионы «Донбасс» (Ростовская, Луганская и присоединившаяся позже к ним Донецкая область), «Слобожанщина» (Белгородский и Харьковский регионы), а также «Ярославна» (Курская и Сумская области). Было заявлено начало интеграции областей в транспортной сфере, облегчение трансграничного передвижения жителей и грузов, а также содействие промышленной кооперации. На деле же за десять лет не было реализовано ни одного сколько-нибудь удачного проекта. Границы могут не только разделятьС точки зрения экономистов и управленцев, идея заключалась в том, чтобы проработать формат сотрудничества на уровне отдельных регионов, которые ранее, взаимодополняя друг друга, составляли единые экономические субъекты. Разделенные границей, они перестали подпитывать друг друга. Нарушились не только производственные, но и кровнородственные связи. Граница пролегла по тем местам, которые никогда раньше не были разъединены на отдельные государства — Донбасс, Слобожанщина, Полесье и другие регионы. Отсюда и родился проект воссоздания хозяйственных, транспортных, кое-где даже культурных связей, облегчения контактов тем людям, чьи родственники оказались фактически за границей, хотя раньше им без всяких препятствий и формальностей стоило проехать всего несколько десятков километров для встречи друг с другом. Тема расколотых регионов шире отношений России и Украины, поскольку это явление характерно для значительной части российского приграничья — от холодной Эстонии до степей Северного Казахстана. Но ситуация с российско-украинскими приграничными территориями демонстрирует яркие примеры проблем, мешающих реинтеграции постсоветского пространства в разных сферах и областях. Российско-украинское приграничное (а также добавим сюда — и межрегиональное) сотрудничество фактически находится на уровне 1990-х годов, когда страны СНГ оказались «разорваны» Беловежскими соглашениями со всеми вытекающими отсюда экономическими, политическими и миграционными последствиями. Разрушились связи предприятий. Так, военно-техническое сотрудничество двух стран резко пошло вниз и оказалось ограничено буквально несколькими крупными проектами (запуски спутников, ремонты ракет) по линии сотрудничества между Минобороны России и госпредприятием «Южмаш» Днепропетровской области. Российские федеральные программы и министерства могли бы стать локомотивом межрегионального сотрудничества. Так, областные правительства и России, и Украины, когда заходит речь о еврорегионах, часто не знают, в каком качестве эти структуры могут быть им выгодны. Это логично: региональные правительства озабочены в первую очередь местными проблемами. Они не всегда даже могут усмотреть большую выгоду в развитии, к примеру, трансграничных проектов малого и среднего бизнеса. А более глобальные вопросы — к примеру, развитие военно-технического сотрудничества, кооперация в металлургии, легкой и пищевой промышленности — уходят от внимания региональных министров и губернаторов. Так, Харьковская и Сумская области — одни из лидеров на Украине по производству готового хлеба. С другой стороны, Белгородская и Курская области также имеют большие мощности в сфере АПК. Само собой вырисовывается партнерство на базе создания мощных аграрно-промышленных комплексов, даже агрогородов, которые бы вдохнули вторую жизнь в приграничные села, деревни и оставшиеся колхозы двух стран. Однако правительства приграничных территорий зачастую с недоверием относятся к таким «братским» проектам, усматривая в них скрытые цели другой стороны «поживиться за чужой счет» или добыть какие-либо технологии. Здесь, с одной стороны, нужна воля центральных правительств, а с другой — способность выйти за рамки взаимного недоверия, которое поразило чиновников обеих стран уже очень давно. ВПК: от конкуренции к кооперацииЗа минувшие десять лет проявились новые феномены экономических отношений. Так, несколько неожиданным явлением для наших регионов стала конкуренция. Например, по части экспорта продукции военно-промышленного комплекса (танки и БТР) Россия столкнулась с Украиной на Ближнем Востоке и в Южной Азии. Аналогичная ситуация со стрелковым вооружением и иными отраслями ВПК. Так, например, Харьковская область стала конкурентом Свердловской («Уралвагонзавод»). «Южмаш» (Днепропетровск) запустил несколько своих проектов с другими государствами (например, с Бразилией — по запуску спутников невоенного назначения). Но на эту проблему можно посмотреть с другого ракурса: и российский, и украинский ВПК по большому счету живут за счет технологий и наработок советского периода. Украина переделывает советские танки Т-72. Россия продолжает использовать еще советские ракетные технологии и изобретения. Зачастую Москва вынуждена поручать разработки тем предприятиям и КБ, которые после развала Советского Союза остались на территории России, но не имеют необходимых для соответствующих исследований заделов и опыта. Так, украинские авиационные, ракетные и танковые конструкторские бюро могли бы внести неоценимый вклад в масштабное перевооружение Российской армии. Вместо того чтобы покупать ненужные в принципе российскому ВМФ «Мистрали», наша страна могла бы загрузить мощности николаевских верфей, фактически простаивающих с начала 1990-х годов. Россия и Украина могли бы создать танковый, ракетный, авиа- и судостроительный консорциумы, которые бы — при синергии имеющихся у них потенциалов — сильно укрепили бы свои позиции в мире и перешли с одиночных контрактов в Азии и Африке на масштабные программы перевооружения других дружественных нам государств. И разумеется, это принесло бы колоссальные доходы и снижение уровня безработицы для восточных регионов Украины. Опять же на уровне отдельных областей эту проблему не решить. Кремлю и Киеву следует прийти к некоему общему знаменателю в таких вопросах, а также откинуть прочь эгоистический подход, тормозящий кооперацию. По примеру ЕвропыВ Европе развитие приграничного сотрудничества подразумевает, прежде всего, облегчение процедуры пересечения границы (позитивный опыт имеют Франция, Германия, страны Бенилюкса), создание совместных культурных и туристических зон (как, например, в Альпах, разделенных между Францией, Италией, Швейцарией и Австрией). В Европе это стало реально воплощаться только после начала «общей интеграции», то есть после создания единого таможенного и экономического пространства. Первые еврорегионы на границе Германии и Нидерландов появились в конце 1950-х годов. Важно отметить, что и здесь использовался не только экономический потенциал объединения, но и языковое родство населения этих областей. Следующий крупный этап развития трансграничного сотрудничества в Европе начался с середины 1990-х годов, то есть после подписания Маастрихтских соглашений, сформировавших Евросоюз в форме конфедерации. Таким образом, в Европе не трансграничное взаимодействие сформировало почву для «общей» интеграции, а наоборот — достижение компромисса по ключевым вопросам межгосударственного взаимодействия дало старт еврорегионам. Поэтому не стоит думать, будто приграничное сотрудничество России и Украины сможет решить проблемы евразийской интеграции. Наоборот, «зарывшись» в местную проблематику, стороны могут упустить преимущества «общей» интеграции. Вместе с тем регионы могли бы стать «испытательной площадкой» для отдельных российско-украинских проектов — в экономической и политической сфере. Более того, такие попытки были. К примеру, губернатор Винницкой области еще в прошлом году предлагал включить регион в Таможенный союз в качестве эксперимента. Проект не был принят Киевом — президент Янукович не посчитал необходимым даже просчитать открывающиеся благодаря такому эксперименту возможности. Пока остались неопробованными варианты создания совместных свободных экономических зон, территорий беспошлинной торговли, мест упрощенного пересечения границы и т.п. При этом надо учитывать имеющиеся желания украинской стороны воспользоваться отраслевой интеграцией в ущерб общему сближению. Политика Киева заключается в попытке одновременно реализовать максимально выгодные проекты и с российской, и с европейской стороной. Партия регионов, поставившая себе целью евроинтегрировать Украину, в то же время хочет сохранить за собой ключевые в электоральном смысле регионы, для жителей которых чрезвычайно важно ощутить интеграцию с Россией. В этом контексте украинская партия власти может подменять понятия, выставляя точечную активизацию приграничного сотрудничества в качестве реальных достижений на российском направлении внешней политики. Несмотря на данную негативную сторону вопроса, существуют и конкретные потенциальные двусторонние выгоды. Следуя примеру Европы, Украина и Россия могли бы совместно работать над созданием экологически чистых регионов в рамках приграничья (например, Полесье, тот же Донбасс), которое загрязнено последствиями чернобыльской катастрофы или долговременной добычей угля на этих землях. Потенциально регион Полесье, развиваемый совместно с Белоруссией, мог бы стать местом экологического туризма. Позитивные перспективы в плане развития общей курортной зоны есть и у Азовского моря, которое пока порождает в основном проблемы в двусторонних отношениях. Это будет отвечать интересам жителей приграничных регионов, которым нужно спокойно пересекать границу, не простаивая в многокилометровых пробках на автомобильных пунктах пропуска, и таким образом иметь возможность часто и беспрепятственно навещать своих родственников, живущих по ту сторону новой и неестественной для них границы. Кроме того, повышение экологической безопасности на приграничных территориях приведет к падению уровня онкологических заболеваний и даст местным бюджетам еще один источник дохода в виде туризма. Еврорегионы: версия 2.0Тему регионального сотрудничества с самого начала отдали на откуп регионам, которые сильно зависимы от «политических бурь» в межгосударственных отношениях. Сначала интеграции мешали установки «оранжевых властей», которые прямо ориентировали полностью зависимые от центра региональные администрации не развивать межрегионального диалога с россиянами. После того как к власти в 2010 году вернулся Виктор Янукович, пришло ожидание прорыва в этом направлении российско-украинских отношений. Но так не получилось. Почему? Ответ прост — потому что господин Янукович также оказался не особенно надежным партнером. Приоритетом для него была и остается евроинтеграция, прописанная на законодательном уровне в Основах внутренней и внешней политики Украины от 2010 года. В настоящее время власти и России, и Украины отчитываются созданием органов, отчетновыборными собраниями и символическим сотрудничеством в области культуры. Таким образом, сейчас будущее российско-украинских еврорегионов туманно. Нет ни одного сколько-нибудь крупного проекта, который мог бы стать локомотивом приграничного сотрудничества. Более того, сейчас у Киева нет политической воли на развитие совместных с российскими регионами проектов в области экономики, социальной сферы и транспорта. Окружение президента Виктора Януковича более заинтересовано в туманных перспективах, которые обещает Украине Европа. Хотя до сих пор украинские регионы имеют минимальный опыт успешных инфраструктурных проектов, осуществленных совместно с западными компаниями. Более того, ни один проект не был реализован совместно с европейскими регионами. Инвестиции идут (кстати, не очень активно) от транснациональных гигантов. В случае же с Россией география совместных проектов в области промышленности простирается от Курской области до Западной Сибири. Таким образом, украинцы торопятся отказаться от оправдавших свою целесообразность проектов восточного вектора интеграции в пользу туманных обещаний Брюсселя, обильно «удобренных» жесткими политическими и идеологическими условиями. Очевидно, что проект украинско-российского приграничного сотрудничества нуждается даже не в доработке — в масштабном переосмыслении. Нужна не просто воля двух столиц — требуется системный подход: формирование «дорожной карты» сотрудничества, к работе над которой целесообразно привлечь не только крупный бизнес и чиновников, но и «малых», и «средних» предпринимателей, да и обычных жителей. Таким образом проект мог бы преодолеть кабинетный характер и оказаться ближе к потребностям большинства населения. Вернуться назад |