Будущее Украины часто рисуют в черных красках, сокрушаясь о вероятном сценарии развала страны. И для многих экспертов такое будущее видится как катастрофа, но можно отрефлексировать ситуацию иначе. Если убрать оценочный аспект этого скорбного события, то можно заметить некую тенденцию, заложенную на уровне мета-сюжетов. Неких стереотипов восприятия, создающих определенный контекст восприятия. В умных статьях иногда используют термин «тренд», что значит - выраженная общая направленность изменений показателей любого временного ряда. Вряд ли кто-то возразит, что сейчас в Украине существует два тренда, две стойкие модели восприятия социо-культурных процессов. И каждому тренду, с оговорками упрощения, соответствует некая часть населения. Первая модель связана с феноменом Украины как уникального явления. Культурная рамка для этой части страны имеет четко выраженную антироссийскую окраску. Основная локация сознательных украинцев находится на территории, имеющей историческое название Галиция, включая прилегающие территории. Антропологически эта категория граждан Украины имеет специфические особенности, которые позволяют выделить их в отдельный антропологический тип. Близкий скорее к фракийскому, чем славянскому типажу. Непростая история земель Западной Руси привела к формированию определенного психотипа со своими устойчивыми стереотипами поведения и особым мировоззрением, где стронцием фонит комплекс неполноценности, прививаемый столетиями. Так раб, угнетаемый настолько долго, что свобода уже позабыта, мечтает, прежде всего, отомстить хозяевам, представляя предыдущий период рабства как более щадящий. Поскольку последним хозяином был СССР, то вся накопившаяся ненависть обращена на него и на русских как воплощение Советов. Остальная территория Украины, хотя и состоит из разных частей, все же по контрасту с Галицией имеет некий обобщенный тип. Антропологически этот тип относится к восточнославянской группе и по настроениям преимущественно русофильский. Хотя бы потому, что Малороссия находясь в составе Российской империи, воспринимала Россию как Родину, поэтому комплекс второсортности не выработался. А юридическая и фактическая второсортность Галиции в составе чужих государств создала специфический тип мышления, где хозяева имеют свои рейтинги. Там существуют «добрая» империя Габсбургов, «злая» Польша, «проклятые» Советы, «райская» Европа. Для малоросса же Российская империя предоставляла все права, не отделяя его от великоросса, а остальные страны, владевшие временами землями Малороссии однозначно воспринимаются как оккупанты: Речь Посполита, II Рейх, III Рейх. И на Советский Союз в современной Украине есть два характерных взгляда: как на Родину и как на врага. Не надо объяснять, что угнетенное состояние, пусть и существующее только в сознании, порождает жажду мести. Которая даже после ухода Союза в небытие не дает спокойно жить лишенцам. Русофобия становится частью символа веры. «Дякую тобі, Боже, що я не москаль!» Может ли похожее в здравом уме сказать житель когда-то пограничных Черкас: Спасибо Богу, я не татарин! Конечно, налицо упрощения, но речь идет о трендах. Для наглядности взаимодействия этих двух феноменов можно использовать такой трюк как аллегория. Представим современную Украину как некий семейный брак. На который решились амбициозный, пусть и бедноватый вуйко и простоватая, пусть и добрая хохлушка. Со стороны жениха брак был по расчету. Живя в плену своих фантазий, карпатский парень мечтал с помощью невестиного хозяйства стать газдой, которому будут завидовать все соседи. Ну а простушка надеялась жить, чтобы было все как у людей. По крайней мере, жених обещал, что однозначно будет лучше, чем до него. Но медовый месяц прошел быстро, и, оказалось, что ничего общего у семьи нет, даже хозяйство, основанное, на богатом приданном, ухудшается день ото дня. Возникает закономерный вопрос, а надо ли жить вместе дальше, и ради чего? Ведь проблемы не только материального плана, говорить не о чем и на чем. Архиважным отличием, которое во многом определяет существующее различие, является вопрос веры. Один из важных принципов национальной идентичности – вероисповедание. Как правило, один этнос придерживается одной веры. Там, где в силу ряда причин, вер больше одной, как в Германии, выходом является федеративное устройство. И хотя уже давно почти все государства Европы позиционируют себя как светские, как-то получается, что во многом мировосприятие связано с религиозной картиной мира. Казалось бы, жители Галиции в основном - греко-католики, то есть обряд и догматика – православные и католицизм проявляется только в формальном подчинении Ватикану. Тем не менее, какая очевидная разница оценки визита Папы Римского Иоанна Павла II и патриарха Кирилла в Галиции. Первый воспринимался как апостол, второй - как агент Кремля. Остальная Украина в свое время спокойно восприняла Папу и с воодушевлением - Кирилла. Еще один отличительный признак. И как бы не снижалась в дальнейшем роль церкви в жизни общества, маловероятно возвратить греко-католиков в лоно православной церкви, откуда их вынудили в свое время уйти. Поэтому инаковость двух частей будет всегда. Государственные мифы тоже являются важным элементом объединения или раздора. Формирующаяся в наше время идеология Украинского государства имеет отчетливый галицийский привкус. Любые исторические, политические, культурные события, связанны с Россией, будь то в прошлом или настоящем, однозначно трактуются как проявление имперского духа. На возможные замечания представителей другой части Украины о положительности отдельных персонажей из российской истории, ничего плохого не сделавших Украине, предлагается оригинальный ответ, что у него бабушка была с Украины или, что его предки – татары. Период до 1917 года рассматривается как последовательный захват украинских земель, сопровождающийся русификацией. После – то же, нос другими знаменами. Может сложится мнение, что все существование России направлено на угнетение Украины. В русле этого формируется пантеон героев, главным атрибутом героизма которых должно быть враждебное отношение к России. Возвеличивание Мазепы – очень примечательный факт. Можно объяснить его нарушение клятвы политическим имморализмом, характерным для Нового времени. Все же это не лучший пример, особенно для детей. Тем более что его проект оказался неудачным. Победителей не любят, а проигравших не судят. Какие бы планы себе не нафантазировал хитрый гетман, они не удались. И как полководца Мазепу тоже нельзя отнести к гениям военного искусства. Крымский поход, который мог уже тогда подорвать силы Крымского ханства, закончился ничем. В Шведскую кампанию военные ресурсы гетмана были ничтожны и в Шведской компании Иван Мазепа фактически участия не принимал. То же самое можно сказать о Шухевиче. Человек сложной судьбы, он за свою жизнь совершил много неоднозначных поступков. Но поскольку современные мифотворцы позиционируют его как военного, следует отметить, что Шухевич не провел ни одной успешной военной операции. Если не считать карательные действия его подразделения на территории Белоруссии и теракт против польского чиновника. Акт о восстановлении украинской государственности 30 июня 1941 года был пустопорожним фарсом. Как и в случае с УНР, пришли немцы и всех разогнали, о сопротивлении даже никто не заикнулся. Период УПА тоже может дать мало героики. По некоторым источникам, в немецких архивах не зафиксировано случаев боевых действий немецкой армии и УПА. Также и против Красной армии УПА и ее главнокомандующий могли действовать только исподтишка. Чему сейчас учат детей? Как нападать из засады? Детям нравятся другие герои: Спартак, Ганнибал, Цезарь, Александр, тот же Святослав. Они тоже не были моралистами, но они были победителями. Впрочем, главное - антирусская идентификация. При этом Центральная и Восточная Украина с трудом воспринимает новых героев. Как исторических личностей – да, они оставили свой след истории Украины, но в чем их героизм? Ответ неясен. Задача о создании общей для всей Украины государственной мифологии не реализована. Наоборот, посеяны семена раздора, не учтены ценности русскоязычного массива большей части Украины. Особенно болезненно воспринимается неоднократная попытка назвать воинов Красной армии оккупантами, поскольку редко в какой семье на Украине (кроме Галиции) найдется не воевавший за «наших» в Отечественную войну предок. Получается, что в стране живут преимущественно потомки оккупантов. Причем их большинство. Как-то абсурдно выходит. Обращение к древней истории тоже имеет интересный оттенок. Еще одно проявление комплекса неполноценности, когда неуверенный в себе человек использует как аргумент обращение к предкам. На бытовом уровне этот комплекс часто проявляется в детстве, когда ребенок, не имея силы, физической или психической, дать ответ обидчикам, апеллирует к силе отца или старшего брата. Таких детская среда высмеивает, поскольку даже дети понимают, что достоинство нужно отстаивать самостоятельно. Так и не создана идеология общности современной украинской территории. Наоборот, делаются ненужные параллели, лишенные четкой научной платформы. В древней истории Украины были периоды Скифии, Сарматии, Киммерии, чьи воины наделали много шума в Евразии. Но никому на Востоке Украины, где находились эти государства, не приходит в голову использовать полумифических предков как доказательство своего превосходства. Другое дело – Трипольская культура. Во многом пропаганда этого феномена связана с локализацией этой цивилизации на южных границах Киевской земли. Даже то, что основные поселения Триполья находились на фракийских землях (Румыния, Молдова), не очень смущает укров. (Для историков неоспорим факт того, что преобладающим антропологическим типом для культуры Триполье-Кукутени была т.н. средиземноморская раса, имеющая мало общего с праславянами). Главное, что без России. Может это и несущественная деталь, но в совокупности эпизодов весьма показательная. В деле пропаганды тотальная украинизация телеканалов вызывает лишь кривую усмешку. Синхронный перевод российских сериалов мало кого убедит в популярности украинского языка. Вот если бы было наоборот, и российские каналы делали перевод популярных украинских сериалов… Уже смешно. Также смешно звучит перевод прямой речи в новостях с Украины, где почти все граждане, кроме галичан, в эфире говорят на русском, а их старательно переводят, как если бы это были турки или эфиопы. Разъясняя свою позицию при оценке текущей жизни страны, власть постоянно делает акцент на вмешательство России в дела Украины. При этом даже не учитывается факт, что всегда более сильное государство будет влиять на более слабое. Так получилось, что сейчас по всем параметрам Украина слабее России. Забота государства - понемногу уменьшать зависимость, осознавая риски влияния других государств, неважно каких. Но это техническая процедура и проводится негласно, совсем уж лишним будет вносить сюда идеологию и массовую пропаганду. Зависимость от газа можно преодолеть через развитие энергосберегающих технологий и разработку своих месторождений углеводородов, а можно жаловаться конкурентам России, забывая, что и они зависят от русского газа. Еще с детства известно, что ябед не уважают. Их могут этим не попрекать, но отношение к таким всегда презрительное. И со стороны России, и со стороны Европы. Но кроме этического момента, жалобы технологично не эффективны. Укрозавры в упор не замечают наличие десятков миллионов своих граждан, считающих себя русскими. И критика в адрес страны, не чужой для них, формирует стойкое чувство инаковости и ненужности. Поспешная украинизация даже у нейтрально настроенных к украинской идее людей вызывает неприятие. Чего стоит замечание министра КУЛЬТУРЫ о «собачей мове»??? Одна эта реплика нанесла урон украинству больший, чем польза от всех голодоморных акций. Парадоксально, но как раз экономический кризис и мог быть консолидирующей идеей, объединяющий народ. Но оценка кризиса украинскими властными структурами показывает отсутствие трезвого понимания ситуации в тактическом и стратегическом плане. Если бы нашлись мыслящие люди и подсказали украм, что в беде сглаживаются противоречия и проявляется солидарность к таким же, страдающим. Правда, для этого стоило бы отказаться от ненужной идеологической риторики и делать ударения на совместные для всех частей Украины проекты выхода из кризиса. Но с нашим цыганским счастьем только зимой по грибы в лес ходить. Новая антироссийская волна опять заполнила все официальные украинские ресурсы и неофициальные украинофильские. И как то не учитывается то, что солнце хотя еще и греет, но дело близится к зиме. А объяснять холодные батареи происками Москвы можно, но воздух эти заявления греют. Людям нравятся решительные вожди, но эта решительность должна быть результативной. Относительно перспективы возможных и желательных путей развития власть предлагает туманные планы геополитического плана и невразумительные тактические задачи. Из ошибочного (поскольку нет никаких признаков реализации) понимания места Украины в евроатлантических и западноевропейских структурах делаются заявки о переводе всех сторон экономической и политической жизни страны на новые рельсы. При этом, почему-то не учитываются откровенные заявление официальных представителей европейских структур о маловероятности, а то и невозможности попадания Украины в ЕС. И Россия неоднократно выражала недовольство возможной интеграцией Украины в НАТО. И большая часть Украины против этого. А все равно постоянно идет декларирование обязательности и даже неизбежности этого события. Возвращаясь к аллегории брака. Если брак был по расчету, а расчет оказался недальновидным, то в обычной жизни такие случаи заканчиваются разводом. В далеком 1994 Иосиф Бродский хлестко отреагировал на независимость Украины: «…Скажем им, звонкой матерью паузы метя строго: Скатертью вам, хохлы, и рушником дорога. Ступайте от нас в жупане, не говоря - в мундире, По адресу на три буквы, на стороны все четыре» Похоже, что придется так же жестко поднимать вопрос о дальнейшем бытии. Не запрещает украинское законодательство всенародный референдум. Именно с подобного волеизъявления и началась независимая Украина. Так же она может и прекратится. И не стоит причитать по этому поводу. Национальное Государство – один из возможных способов существования общества. И вполне реально оптимизировать его, если в течение определенного срока не получаются ожидаемые результаты. Что же касается нерушимости границ, то уже несколько раз в течение последних 20 лет карта Европы менялась. Были случаи кровавого развода, но были и мирные эпизоды. Та же Чехия со Словакией. Сели, поделили и разошлись. И живут как добрые соседи. Границы не всегда помеха. Ведь даже сегодня в Египте и Турции побывало намного больше жителей не-Западной Украины, чем в Карпатах. Ничего страшного не произойдет(будем честными), если представители двух зон влияния, России с одной стороны и США с ЕС – с другой, трезво оценят риски и вероятности конфликтов иначнут бракоразводный процесс. Причем, решающую роль должны играть результаты референдума. Если две трети населения региона против Украинского проекта, территория отходит к новой стране. Спорные территории должны обсуждаться и стороны должны максимально использовать компромиссы. Вполне реальным представляется переселение части населения в Украину-Галицию и наоборот. Семейные психологи советуют не рассматривать развод как трагедию. Скорее, как некий опыт. Для многих бывших украинцев прошедшие 18 лет оказались мощным стрессом, потерей не одной иллюзии. Но никогда не поздно расставаться с омрачениями своего сознания. Теперь все больше людей стыдиться называть себя украинцами не только за рубежом, но и дома. Им понятно, что нужна новая идентификация. А другим, без Украины жизнь не мила. Ну, что ж, простимся, так и быть? Тарас Урсуляк
Вернуться назад
|