Stratfor об украинско-европейской "разводке" для России
Stratfor
Саммит «Украина-ЕС» 25 февраля 2013 года в Брюсселе называют существенным шагом вперед в процессе интеграции Киева с Евросоюзом. Встреча на высшем уровне, в которой приняли участие председатель Европейского совета Херман ван Ромпей, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и украинский президент Виктор Янукович, считается подготовкой к подписанию соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и Европейским Союзом на предстоящем саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Однако, нынешние расклады как на российской, так и на украинской внутриполитических кухнях создают множество препятствий на пути укрепления украино-европейских связей. Украина сегодня готовится к ряду соглашений как с Западом, так и с Россией, а о результатах этих договоренностей можно будет судить по тому, осуществятся ли хоть какие-нибудь крупные сделки, или Киев продолжит дальше дистанцироваться от обеих сторон. Анализ Под властью Януковича Украина пытается балансировать в своих отношениях с Западом и Россией, не подходя слишком близко ни к одной из сторон. Целью этой стратегии является получение гарантированных механизмов защиты своих интересов в отношениях с обеими игроками, не уступая своего суверенитета и не попадая под влияние ни одного из них. Главным элементом этой стратегии была поддержка Киевом продвижения соглашений о свободной торговле как с Европейским Союзом, так и с контролируемым из Москвы Таможенным союзом, при этом Украина не выражает явного желания получить четко обозначенное членство в любом из блоков. Препятствия многовекторности Эта стратегия сталкивается с рядом трудностей. Россия преследует цель притянуть Украину более тесно на свою орбиту влияния, в первую очередь пытаясь получить контроль над украинской государственной энергетической компанией Нафтогаз и убедить Украину вступить в Таможенный союз. Главным аргументом Москвы в этом отношении является энергетика: она использует высокие цены на природный газ, чтобы давить на Украину во время переговоров; также Кремль совсем недавно оштрафовал Киев на $ 7 млрд за невыбранный газ в соответствии со спорным контрактом, подписанным двумя странами в 2009 году. Вместо того, чтобы поддаться домогательству со стороны Москвы, Киев разрабатывает проекты энергетической диверсификации, чтобы уменьшить свою зависимость от российкого газа. Украина увеличила производство и эффективность своих собственных источников энергии, но этого явно недостаточно, чтобы сделать Киев полностью независимым от Кремля. Украина также стремится наладить поставки энергоносителей из других стран, куда входят Туркменистан и соседние европейские страны, такие как Венгрия, Словакия, используя для этого технологию реверсивного трубопровода. Тем не менее, оба варианта в конечном счете, находятся в прямой зависимости от России: она является транзитным государством для туркменского газа и главным поставщиком в Венгрию и Словакию. Хотя это не лишает Украину способности диверсифицировать прямые поставки российского газа, но делает такие варианты политически очень сложными, учитывая фактор возможности манипулирования со стороны русских. Также Киев смотрит в сторону Запада, ожидая финансовой помощи в виде кредитных 15 миллиардов долларов от Международного валютного фонда, чтобы и дальше выдержать высокие цены на газ. Тем не менее, этот кредит был отложен по нескольким причинам, в том числе из-за субсидирования коммунальных услуг для населения Украины и, в частности, из-за тюремного заключения лидера украинской оппозиции Юлии Тимошенко. Несмотря на призывы со стороны европейцев, Янукович не готов выпустить Тимошенко, опасаясь, что она создаст большие проблемы для кропотливо выстроенной им в течение последних нескольких лет политической системы. Все это оказывает ощутимое давление на украинскую государственную казну, так как цены на российский природный газ продолжают расти. Сдвиги в переговорах Несмотря на все эти препятствия, недавно проявились признаки продвижения в целом ряде ранее зашедших в тупик переговоров. Янукович недавно заявил, что Украина готова поднять внутренние цены на природный газ, что является одним из главных требований Международного валютного фонда для разморозки финансирования. Возвращение миссии Международного валютного фонда в страну показывает, что переговоры полностью не провалены, а Янукович возможно даже готов смягчить свою позицию насчет Тимошенко, чтобы облегчить заключение сделки (хотя ее возвращение в политику, если она выйдет, будет осложнятся ведением против нее серии расследований). По поводу вопроса энергетической диверсификации, то сегодня существуют все признаки того, что Венгрия и Словакия, которые ранее не решались на разворот газопотока на Украину в связи с своей зависимостью от России, могут пересмотреть свою позицию. Будучи участником Европейского энергетического сообщества, Украина получила ощутимую поддержку со стороны Брюсселя в предоставлении юридических оснований для Венгрии и Словакии начать поставки в Украину. И хотя, скорее всего, это будут небольшие объемы на первое время (от 5 до 8 млрд кубометров в год, по сравнению с 33 млрд кубометров, что их Украина импортировала в прошлом году), все это происходит в то же самое время, когда страны Центральной Европы, такие как Польша и Литва, разрабатывают свои собственные программы энергетической диверсификации, которые могут повлиять и на Украину. Обе страны строят терминалы для импорта сжиженного природного газа, а Польша объявила о планах интеграции своей транзитной инфраструктуры с Украиной и другими странами Центральной и Восточной Европы. Эти планы, наряду с потенциалом эксплуатации месторождений сланцевого газа в этих странах и в Украине, могут предоставить Киеву больше вариантов диверсификации в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Хотя Россия все еще остается самым большим препятствием на пути реализации планов Украины по энергетической диверсификации, существуют признаки возможного компромисса между Киевом и Москвой. Украина заявила, что она готова допустить Россию к управлению своей трубопроводной инфраструктурой и предоставить более широкий доступ к своим стратегическим подземным газохранилищам. Тем не менее, о передаче прав собственности на украинскую ГТС в руки России, как того требует Москва, не идется. Поэтому России, к ее величайшему сожалению, возможно, все таки придется изменить свою позицию по этому вопросу, если она почувствует, что у Украины имеется достаточно рычагов влияния и вариантов поддержки со стороны Запада. В конечном счете это будет зависеть от того, чего Украина добъется в переговорах с Международным валютным фондом и Европейским Союзом, учитывая тот факт, что сегодня наверх выползли те же проблемы, которые помешали материализации задуманного в 2012 году. В данный момент ни одни из переговоров — ни с Западом, ни с Россией — по всей видимости, не близки к концу, но ощутимое продвижения в любых из них покажет, к какому пути склоняется Украина. С другой стороны, отсутствие прогресса в любом направлении покажет, что Украина стремится держать дистанцию со всеми игроками и сосредоточится на внутренних проблемах. До сих пор эта стратегия Киева срабатывала, но сегодня совсем неясно, как долго он сможет продолжать делать то же самое в будущем.
Хвиля
Вернуться назад
|