ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Как нам вылезти из исторического болота

Как нам вылезти из исторического болота


20-02-2013, 12:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Как нам вылезти из исторического болота

Александр Роджерс, для "Хвилі"

 

Как ни не хочется к этому возвращаться, но снова и снова натыкаюсь на то, что в околополитических диспутах постоянно всплывают темы истории. И на основе своих трактовок истории различные субъекты выстраивают свою «идеологическую платформу». Вместо того чтобы разговаривать о настоящем и будущем, где они не могут предложить ничего внятного и достойного рассмотрения.

 

Как я уже неоднократно говорил, воевать с памятниками мёртвому Ленину гораздо проще, чем с живыми Януковичем и Ахметовым – памятник, в отличие от Ахметова, сдачи не даст.

 

Сразу отмету обвинения в «манкуртстве». У меня несколько линий в роду. Есть чехи, и я могу прочитать пару лекций о старинных чешских сказаниях, о Гуситских войнах или даже о различных христианских ересях, существовавших в Чехии в средневековье. Есть немцы, и я могу часами пересказывать «Старшую Эдду» или процитировать Гёте или Гейне. Есть украинцы, и я свободно могу дискутировать об украинской истории и литературе. Есть русские, и я знаю историю, начиная с истоков Киевской Руси, и восхищаюсь Лермонтовым и Салтыковым-Щедриным. И я знаю ВСЕ языки своих известных предков (правда, чешский, из-за недостатка практики, только понимаю, но не говорю). Именно так я понимаю уважение к своим предкам и своей истории.

 

Но это не имеет НИКАКОГО отношения к современной политике. И я никогда не буду строить свои идеологемы, исходя из личного отношения к Богдану Хмельницкому или Нестору Махно (потому что это моё личное отношение, другие могут его не разделять). И глубоко уверен, что привлечение в политическую риторику исторических трактовок – это признак безусловной интеллектуальной и креативной импотенции.

 

История практически любой страны, имеющей более-менее длительную историю, неоднозначна и полна сложных и временами кровавых страниц.

 

Например, история Великобритании – это сплошной поток насилия и преступлений. Английские солдаты длительное время получали благословение англиканской церкви на изнасилование шотландских и ирландских женщин. Считалось, что таким образом английская корона постепенно добьётся роста лояльности непокорных горцев (ничего из этого не вышло). Королевская семья и высшие лорды столетиями занимались работорговлей, пиратством и наркоторговлей, не говоря уже о банальном разбое и грабеже колоний.

 

Более того, к собственным гражданам Британская Империя была не менее беспощадна. В результате огораживаний миллионы людей были брошены в тюрьмы, проданы в рабство или просто умерли от голода. Искусственный голод в Ирландии вынудил миллионы граждан иммигрировать в США (где их сразу же бросили пушечным мясом против южан в Гражданской войне Севера и Юга). Вообще, гражданские войны, перевороты и революции для этой страны были частым явлением: Война Алой и Белой Розы, буржуазная революция Кромвеля и восстановление монархии Иаковом Вторым, регулярное кровавое подавление бунтов в Шотландии и Ирландии.

 

Но никому и в голову не придёт в современной политической риторике заявлять «В трактовке войны 1455 года я на стороне Ланкастеров» или писать на плакатах «Прости нас за мученическую смерть, Иаков Первый», как это некоторые делают у нас.

 

История Франции не менее кровава. Тут и резня в Лангедоке, когда участники крестового похода вырезали свыше 70 тысяч своих сограждан-альбигойцев. И Варфоломеевская ночь, когда в одном Париже было убито около 20 тысяч гугенотов. И революционные казни 1789-93 лет.

 

Но никто не демонизирует, к примеру, фигуру Наполеона, развязавшего несколько войн, топившего военнопленных в море и заставлявшего солдат массово убивать их штыками (чтобы экономить патроны). На его совести узурпация власти и миллионы погибших по всей Европе, в том числе и французов, но никто не сносит памятников ему и не призывает отказаться от Кодекса Наполеона, до сих пор составляющего основу французского права. А если бы кто-то из французских политиков затронул бы тему казни Людовика Короля-солнце в предвыборных дебатах, то его восприняли бы за сумасшедшего.

 

США тоже угробили (только официально) свыше 600 тысяч своих сограждан в гражданской войне. И в ходе неё, и после, обе стороны активно грабили, убивали и насиловали гражданское население. Но претензии по этому поводу выдвигают только малочисленные маргиналы, не оказывающие никакого влияния на политику страны, но никак не кандидаты в президенты или конгрессмены. Я уже молчу, что все молчат о геноциде коренного населения США – индейцев. Эта тема вообще до сих пор остаётся табу.

 

Такие нелицеприятные и неоднозначные страницы истории есть везде. И лишь у нас они являются предметом бесконечных болезненных обсуждений и обсасываний, вмешиваясь в современность.

 

Мне нравится позиция Китая в отношении противостояния Мао Цзедуна и Чан Кайши. Современные китайцы считают ОБОИХ выдающимися деятелями и патриотами Китая, которые просто по-разному видели будущее Китая (но при этом оба желали ему блага), что и вызвало конфликт между ними.

 

Наши же с упорством, достойным лучшего применения, продолжают доказывать своё чёрно-белое видение прошлого, напрочь забывая при этом о настоящем и будущем.

 

Давайте доведём ситуацию до абсурда. Разделим наших политиков по их отношению к геноциду неандертальцев со стороны кроманьонцев. Будем требовать от них оценки вероломного убийства Аскольда и Дира. И потребуем у международного сообщества признать убийство Авеля преступлением перед человечеством. Это ведь тоже трагичные страницы нашей истории, которые мы не вправе забывать!

 

Есть ещё особо запущенные случаи, когда наша недоинтеллигенция выпячивает все подобные моменты нашей истории, чтобы доказывать превосходство других цивилизаций (преимущественно западной) и некую природную ущербность нашей культуры. Напрочь игнорируя при этом вышеприведённые факты того, что не существует стран с идеальной и безоблачной историей. У таких персонажей самоуничижение перерастает в патологическую ненависть к собственной земле, истории, культуре и народу. Так и хочется сказать таким «Чемодан-вокзал-Эуропа».

Может всё-таки хватит жить в маразме? У нас прекрасная родина, с глубокой и насыщенной историей, и нужно работать на её развитие. Вспомним мудрые слова «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов», ведь мы ещё живы!


Вернуться назад