Похоже, украинские политики ни дня не могут прожить без скандала. Вот и сейчас разгорелся очередной конфликт, связанный, как уже, наверное, многие догадались, с газом. В прошлый понедельник украинское правительство с большой гордостью заявило о том, что альтернатива российскому газу найдена – якобы с одной из испанских компаний был подписан контракт на строительство нового трубопровода. Но все указывает на то, что очередная авантюра может стать причиной огромных расходов, которые отразятся на украинском государственном бюджете.
Украинские власти пытаются окончательно не потерять лицо, всеми силами и средствами оправдывая свое участие в очередном громком скандале. А связан он с подписанием более недели назад весьма сомнительного контракта стоимостью в миллиард долларов. Украинское государственное агентство по инвестициям подписало договор с неким Джорджи Сарда Бонвеи на строительство LNG-терминала, предназначенного для переработки сжиженного газа. Согласно заявлению Николая Азарова, которое он сделал в ходе заседания Кабмина, подобный контракт станет первым, но значительным шагом на пути получения Украиной энергетической независимости от России. Но буквально в тот же день выяснилось, что человек, подписавший контракт, не имеет ни малейшего отношения к компании из Испании Gas Natural Fenosa Engineering, которую он якобы представлял. То есть, проще говоря, это простой аферист. Испанцы наотрез оказались признавать контракт, заявив о том, что не имеет никакой информации о человеке, который подписывал документ.На данный момент правительство не дает никаких комментариев относительно данного инцидента, поскольку сказать-то особо нечего. Единственное, что прозвучало от украинского Кабмина – это заявление о намерении все-таки построить данный терминал, даже без участия испанской фирмы. Таким образом, эти слова скорее всего доказывают, что на самом деле никакого контракта не существует.
Некоторые комментарии удалось получить от руководителя государственного агентства по инвестициям Владислава Кассива, который также принимал самое непосредственное участие в подписании контракта. Он назвал весь скандал простым недоразумением, которое не будет иметь никаких последствий для дальнейшего строительства терминала. Он также заявил о том, что испанская компания не имела никакого принципиально важного значения для реализации проекта. И, поскольку у Украины очень много партнеров, все технические вопросы, которые возникли, решаются без особых проблем.
Что касается этих «многих» партнеров», а точнее – американских партнеров по строительству терминала, то они пока отмалчиваются.
Напомним, LNG-терминал необходим для переработки сжиженного газа, который украинское правительство пыталось рассмотреть в качестве альтернативе российскому природному газу. Данный проект предполагалось завершить к 2018 году. В то время, пока будут производиться строительные работы по созданию наземного терминала, газ должен поступать на плавучую платформу мощностью 5 миллиардов кубометров в год. Запуск платформы планировался на 2015 год, мощность наземного терминала должна достигать порядка 10 миллиардов кубометров. Его планируется использовать для переработки топлива в газообразное состояние.
В то же время, несмотря на важность подобной инициативы, многие ее моменты были совершенно не продуманы. Речь, в частности, идет о том, что поставщики газа так и не были определены. Официальный Киев планировал получать газ для терминала из Америки, Азербайджана, Турции, а также Катара, с которым, как заявляет правительство, уже практически получилось договориться. Более того, Янукович уже определил Катар в число важнейших поставщиков сжиженного газа в Украину, и даже заявил о том, что с его помощью Украина сможет организовать поставки газа в Европу. Расплачиваться за газ планируется пшеницей и ячменем.
Помимо этого, проблема формирования специализированного танкерного флота, предназначенного для транспортировки этого газа в Одессу, также не решалась. Не решена также проблема финансирования проекта. По словам директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, единственное, что точно известно в плане финансирования, это то, что четверть средств будет выделена из государственного бюджета. Относительно остальной суммы в настоящее время ведутся переговоры в Нью-Йорке и Лондоне.
Новый терминал дожжен обеспечить около 10 процентов объемов потребляемого газа. Однако, по словам политолога Богдана Безпалько, такое количество вовсе не решает проблемы энергодефицита, которая существует в национальной промышленности. Он отмечает, что российский газ используется именно в промышленности, и чтобы заместить этот объем, необходима развитая инфраструктура хранения сжиженного газа, приема танкеров, но ничего подобного в Украине в настоящее время существует. Более того, на создание данной инфраструктуры необходимы значительные средства, которые не собираются выделять ни Европейский Союз, который в настоящее время сам испытывает материальные трудности, ни тем более Америка. Кроме того, не совсем понятно, что делать с транспортной системой, которая существует в настоящее время – трубопроводами, хранилищами и станциями. Если все перевести на газ из Катара, то вся система перестанет быть интересной для России, и получать дивиденды от транзита газа в Европу Украина больше не сможет.
К тому же, на само строительство уйдет несколько лет, и совершенно непонятно, как все это время Украина планирует решать свои газовые проблемы. Поэтому, уверен политолог, данный проект – это не что иное, как попытка повлиять на Россию с целью снижения цен на газ, а также желание доказать, что на самом деле Украина совершенно не зависит от российского газа, но если будет получать его по боле низким ценам, то согласна его покупать.
Подобные разговоры об энергонезависимости ходили и тогда, когда в Украине были обнаружены запасы сланцевого газа, точно так же, как были разговоры о переходе на топливо из угля и соломы…
Относительно намерений украинского правительства расплачиваться за газ пшеницей, Безпалько выразил уверенность, что это будет невыгодно для самого Катара, потому как рынок пшеницы достаточно обширный, и существуют куда более выгодные партнеры, нежели Украина. Более того, необходимо принимать во внимание и то обстоятельство, что торговые операции, как правило, совершаются при помощи денег, но не бартера.
Вместе с тем, несмотря на все огрехи и недочеты, правительство Украины уверено в перспективности проекта. Сейчас же миллиардный скандальный провал дал отличный повод для оппозиционных сил жестко критиковать (в очередной раз) официальные власти. Более того, лидеры партии «Батькивщина» даже заявили о необходимости привлечь к ответственности главу государства В.Януковича, премьер-министра Н.Азарова, а вместе с ними и главу государственного агентства по инвестициям В.Кассива. А Сергей Соболев, первый зампредседателя «Батькивщины» в парламенте заявил о том, что расследование скандала будет первым вопросом, который рассмотрит Верховная Рада нового созыва.
Использованы материалы:
http://www.vesti.ru/doc.html?id=970742
http://rus.ruvr.ru/2012_11_28/Konfuz-i-ambicii-Ukraina-reshaet-gazovij-vopros/