ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Выторг от Евро-2012: миллионы вместо миллиарда

Выторг от Евро-2012: миллионы вместо миллиарда


25-07-2012, 11:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Выторг от Евро-2012: миллионы вместо миллиарда

 

Накануне открытия Олимпиады в Лондоне тема расходов на подобные масштабные мероприятия вновь стала актуальной. Появилась информация, что наши банкиры завершили подсчет «выручки» от Евро-2012: по предварительным данным, она составила всего 400 млн. евро. При том, что Нацбанк называл цифру в $1 млрд. А исполнительная дирекция чемпионата оптимистично надеялась на 2 млрд. евро. Но, вопреки ожиданиям, что европейцы будут тратить по 100 евро в день, они умудрялись уложиться в 300 грн. Причиной тому, считают аналитики, скудная инфраструктура платежных терминалов, высокие цены на проживание в отелях и экономический кризис в Европе.

Начнем с вопроса: почему миллиард? Действительно, эта цифра возникла как-то внезапно и потом постоянно повторялась во всех прогнозах. Как не без труда удалось установить, автором прогноза, что болельщики Евро-2012 привезут в Украину около миллиарда долларов, был директор департамента управления валютным резервом НБУ Александр Дубохвист.

Именно он сказал фразу: «Наши прогнозы учитывают проведение Евро-2012. Это мероприятие позволит нам получить дополнительно 1 млрд. поступлений. А значит положительно скажется на платежном балансе Украины», которую пресса вскоре сократила до более лаконичной формулировки. И все стали писать, что по прогнозам НБУ, болельщики оставят в Украине около миллиарда.

Представители коммерческого финансового сектора никогда столь оптимистичными не были. Николай Ивченко, руководитель информационно-аналитического центра FOREX CLUB, называл цифру в $314 млн. В «Эрсте Банке» прикидывали, что общая выручка едва ли превысит $500 млн. Так оно и получилось.

На чем базировались эти прогнозы? На опыте предыдущих чемпионатов. Так, во время Евро-2008 средняя продолжительность пребывания футбольных туристов в Австрии составляла 3,6 ночей, в Швейцарии – 3,4 ночи. В Австрии посетители в среднем тратили по 1327 евро, а в Швейцарии – 983 евро.

Наш чемпионат продлился 28 суток. Украина приняла, если не ошибаюсь, 16 матчей. Но болельщики в среднем находились тут не более 1,5 суток. Это вызвано двумя причинами: пушистым северным зверьком на отельном фронте (о чем мы подробно писали, начиная с весны) и производным от этого обстоятельством – 13 из 16 команд предпочли Украине Польшу. А где команды, там и болельщики. В итоге они успевали потратить у нас намного меньше денег.

Впрочем, изначально некорректно сравнивать расходы футбольного туриста в Швейцарии и Украине из-за большой разницы в ценах на еду. У нас она вдвое, если не втрое дешевле. Как и общепит. К тому же футбольные болельщики не относятся к категории изысканных гурманов. Их устраивают недорогие пабы, с выпивкой и закуской. А принцип «больше пива, меньше жрачки» – это формат не наших ресторанов. В итоге гости дорогие переключились на уличное питание, гамбургеры, хот-доги и даже шаурму. Что еще больше сократило их расходы.

 

По данным агентства «AgriSurvey», большинство туристов тратили в день около 300 грн. на питание. Из тех, кто питался в ресторанах, почти треть искали заведения с итальянской кухней, украинская, китайская и французская кухня интересовали не больше 7% опрошенных болельщиков.

Их почти не интересовали вышиванки и магниты на холодильник с изображением древнего Киева, а вот сувенирные мячики по 100 гривен за штуку, футболки чемпионата и украинской сборной по 300 гривен, кепки, шарфики разметали как горячие пирожки.

Спрос был бы еще больше, если не существенное препятствие: купить сувенирную продукцию гости имели возможность в основном за наличные, которых у них было мало. А карточки в киосках, на лотках и даже в некоторых магазинах не принимали. Чтобы не париться, многие просто отказывались от спонтанных покупок.

«В том, что европейцы покупали мало виновата и скудная инфраструктура платежных терминалов. Их имеют в основном крупные магазины и отдельные заведения питания. В киосках или на лотках заплатить карточками – нереально. Однако именно пластику иностранцы отдают предпочтение», – признали банкиры в интервью UBR.

Они не скрывают, что ожидали не этого, а повышенного спроса на наличные. Руководствуясь данным заблуждением, банки специально уменьшили и время между инкассацией в банкоматах, чтобы футбольные поклонники случайно не почувствовали «наличного» голода. Были установлены и новые банкоматы. В Киеве насчитали всего около четырех тысяч банкоматов, в Донецке – около трех тысяч, в Харькове и Львове – по 1,5 тысячи.

Но оказалось, что все дорогостоящие старания – зря. Типичный болельщик, увидев приглянувшуюся ему футболку, доставал кредитную карточку. А получив отказ, спокойно шел дальше, а не бежал, сломя голову, искать загруженный наличкой банкомат, чтобы снять 100 грн. Нет – так нет. Тем более, что из-за языкового барьера ни один продавец не смог бы внятно объяснить, где находится ближайший банкомат.

Это первый и главный просчет на финансово ниве. Второй просчет – следствие «валютной паспортизации» со стороны Нацбанка. Как пишет UBR, чтобы вытрясти из иностранцев как можно больше валюты, НБУ также пошел на уступки. В частности, упростил процесс обмена долларов на гривны.

 

«Раньше кроме паспорта надо было еще бумажку, подтверждающий, что вы эту валюту завезли, поменяли на территории Украины. Вот вы его потеряли. Вам поменять гривну нельзя. Понимаете? А они убрали эту бумажку», – отметил экономист Александр Охрименко.

Убрать-то убрали, но перед самым чемпионатом. И кто об этом знал? По Европе уже пошел слух, что нормальному человеку, тем более иностранцу, обменять конвертированную валюту в драгоценные украинские деньги и обратно – геморройно в вышей степени.

Поэтому иностранцы старались вообще избежать контактов с наличными. Гривны они покупали в аэропортах сразу после прилета. Банкоматами пользовались редко. Тратили экономно. Вот вам еще одна причина недобора выручки.

Третья причина также очевидна: мы сделали все, чтобы нашим гостям некуда было вкладывать их честно заработанные «капиталы». Взять пресловутый лагерь шведских болельщиков на Трухановом острове. В котором не было ни света (периодически), ни воды (постоянно), ни достаточного количества еды и пива.

Все это можно было обустроить без особого труда и затрат. Сделать временный развлекательный комплекс с музыкой, танцами, баром, большими экранами, едой, выпивкой и закуской. Устроить шведам катание на лодках по Днепру, прокат водных мотоциклов, тир, и всякие другие развлечения для фанатов. Подумать только: 7000 шведов больше недели месили грязь в палаточном лагере, а власти города не смогли на этом почти ничего заработать. Ну не смешно?!

А знаете почему? Потому что еще одной (четвертой) ошибкой было то, что наш бизнес почему-то изначально решил: сюда приедут толстосумы, которым нужны позолоченные люстры в отелях и чем дороже, тем лучше. Хотя многочисленные зарубежные консультанты предупреждали – не обольщайтесь: средний европейский болельщик нуждается в трех сервисах – доступном жилье, легком транспортном сообщении и большом количестве пива. С пивом у нас получилось, все остальное мы, как ни старались, нормально организовать не смогли. Ну, ничего – на ошибках учатся.

Тем более, что при сравнении с другими странами-хозяевами чемпионатов не было сделано поправки на один очень важный нюанс: в Европе экономический кризис. В Испании – четверть населения без работы. В Швеции повышены налоги и увеличен пенсионный возраст. Европейцы затянули пояса. Может, раньше они и могли бы потратить больше, а сейчас – спасибо и за 400 млн. евро. Хоть какие-то, но деньги...

P.S. Как сообщает европейская пресса, Лондон потратил на Олимпиаду $14,5 млрд. И лишь немногие средства вернутся обратно в казну.

Галина Акимова
Источник: Версии

Вернуться назад