ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий Украины > Революция новых стандартов Дмитрия Табачника
Революция новых стандартов Дмитрия Табачника8-04-2012, 13:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Революция новых стандартов Дмитрия ТабачникаСредний проректор «протирает» 250 000—350 000 гривен в годДмитрию Табачнику есть что подсказать студентам Днепропетровска
В газете «Освіта України», лежавшей на журнальном столике в приемной министра образования, науки, семьи, молодежи и спорта, мое внимание привлекла статья под заголовком: «Пора збирати розумне, добре, вічне. Підсумки 2011 року довели, що українська освітня нива — багата, родюча і доглянута». Конечно же, вспомнилось некрасовское воззвание — стихотворение «Сеятелям»:
— Дмитрий Владимирович, вы визируете министерскую газету об образовании? — Нет, я не вмешиваюсь в редакционную деятельность. — А лично вам заголовок о «разумном, добром и вечном... богатом и ухоженном» нравится? — В общем, да — поскольку главное предназначение Министерства образования в том и заключается, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Конфликтов, злости, нетерпимости и без деятелей школ и университетов слишком много выплескивается на общество. Я думаю, что умение слышать и уважать друг друга — самый важный элемент общения и признак здоровой общественной системы. — 15 марта этого года в газете Times под заголовком World University Rankings 2011—2012 опубликован рейтинг 400 лучших заведений образования мира, и ни один украинский университет в этот список не попал. Чем это объясняется? — Замечу, что это не единственный рейтинг оценивания высших учебных заведений. В нем учитывается только 4 критерия деятельности университетов, а именно: — количество нобелевских лауреатов и награжденных медалью Филдса, что касается только достижений в математике; — количество наиболее цитируемых ученых и преподавателей; — количество научных публикаций в авторитетных англоязычных журналах; — успешность обучения студентов соотносительно с их количеством и размерами вуза. И в этом рейтинге наши университеты есть. Правда, они входят в шестую сотню лучших: это Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» и Донецкий национальный университет. Но стоит сказать и о результатах Международного рейтинга научной эффективности University Rankings by Academic Performance за 2011 год, который был представлен во всемирном отчете по конкурентоспособности на мировом экономическом форуме в Давосе. В нем образовательные системы стран оценивались по 45 различным индикаторам, и Украина заняла 56-е место из 140. Мы опередили на 6 позиций образовательную систему Польши, которая считается удачным образцом реформирования в Европе, на 22 позиции — Россию и на 63 позиции — Грузию. Это — положительный итог двухлетних реформ. — Дмитрий Владимирович, а что вы считаете главным успехом министерства за два года реформ? — Первое. В начале 2010-го министерство инициировало крестовый поход за возращение детских дошкольных учреждений. Это огромный объем работы, в которую включились не только наши сотрудники, педагоги, учителя, но и родители, руководители местных органов власти. За полтора года (процесс активно начался в мае 2010-го) нам удалось ввести в строй, построив, отремонтировав или выселив арендаторов, почти 500 детсадов. Говоря языком сухих цифр, посещать детские учреждения разного типа стало на 120 тыс. детей больше. Сегодня 85,5% детей от 3 до 6 лет посещают детсады, а начинали мы с 65%. И 99,8% детей пятилетнего возраста. То есть практически все дети проходят предшкольную подготовку. Мы предлагаем ее в разных формах: детские сады, группы продленного дня, «нулевые» классы и все виды социального патроната. — В сфере среднего образования главным достижением является... — ...создание новых государственных стандартов. Я глубоко убежден, что суть реформирования состоит в реформировании содержания образования, а все остальное — «бантики», «воланчики», «кружева» и «пряжечки». Не реформируя куррикулум*, мы не изменим сути образования. Это — разработка новых учебных программ, базовых учебных планов и той верхней части, которая будет видна всему обществу, а не только образовательной среде, — новые учебники.
Впервые мы будем, как в наиболее развитых странах, обучать ино-странному языку с 1-го класса, информатике — со 2-го. После множества дискуссий, в т. ч. с Министерством финансов, мы доказали, что это крайне необходимо. Информатика станет обязательным предметом со второго класса в сентябре 2012-го, а с 2013-го все школьники, начиная с 5-го класса, будут изучать второй иностранный язык. — Русский язык причисляется к иностранным? — На коллегии министерства мы утвердили новую учебную программу, которая «в качестве второго иностранного разрешает любой иностранный язык, русский или любой язык национального меньшинства». В нашей правовой терминологии они называются языками национальных меньшинств, хотя, кроме крымско-татарского и гагаузского, являются одновременно иностранными — государственными языками стран — членов ООН. Любой школьный коллектив может принять решение об изучении и польского, и словацкого, и русского, и венгерского, и молдавского, и румынского, и английского, и др. языков. На этот счет было много острых дискуссий. Некоторые специалисты хотели настоять, что из двух иностранных один обязательно должен быть английским. Но в 20% украинских школ базовыми являются немецкий и французский языки. Тысячи автобусов, десятки тысяч компьютеров— Революция новых стандартов в среднем образовании заключается также в том, что мы впервые уравняли по количеству часов блок естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Раньше наблюдался очень большой крен в сторону гуманитарных предметов, а XXI век будет принадлежать тем, кто лучше знает физику, химию, биологию и математику. Вернее, на первое место надо поставить математику как царицу наук. Существенную часть учебного времени педагоги должны будут посвящать творчеству. Если раньше министерство обязывало 70% рабочего времени педагога посвящать инвариантной (т.е. обязательной) учебной нагрузке (во всех классах), то в новом стандарте мы вывели соотношение 50 на 50. То есть половину предметов может определять сам педагогический коллектив. Это не значит, что уроки химии и биологии можно заменить ритмикой и бальными танцами. Но лицеи с гуманитарной составляющей могут добавлять число часов на изучение, например, иностранных языков, русской литературы. Медико-биологическая гимназия или физико-математический лицей могут усилить изучение той же физики, биологии или математики. И т.д. В новом стандарте мы впервые выполнили закон «О развитии физической культуры и спорта», вернув три обязательных часа занятий физкультурой для школьников всех возрастов. Будем предусматривать и так называемые уроки-перерывы, уроки отдыха, разумеется, с двигательной и дыхательной активностью. Мы уходим от спортивных нормативов — неважно, вы или я дальше прыгнули или быстрее пробежали. Хотим, чтобы как минимум 45—60 минут каждый день школьники находились на воздухе. Конечно, для этого потребуются определенные усилия местных органов власти (где-то не хватает спортивного инвентаря, где-то — педагогических кадров), но я думаю, что и классные руководители способны вывести свои классы на улицу — подышать кислородом, поиграть в подвижные игры. Кстати, по новым стандартам, постоянные занятия в спортивной секции, участие в соревнованиях могут засчитываться как занятия физкультурой. Хочу сказать о программе «Равный доступ к качественному образованию», которая была основана и инициирована еще в 2003 году Президентом Украины, а в то время — премьер-министром Виктором Януковичем. В народе ее называют «школьный автобус». Если в 2008—2009 гг. за деньги госбюджета школьные автобусы не покупались вообще, то уже в 2010 г. наше правительство закупило 170 автобусов для сельских школ и 210 — в 2011-м. А еще в 2011-м более 300 школьных автобусов приобрели за счет местных бюджетов. В этом году только в госбюджет заложены средства на покупку еще 1000 школьных автобусов. Чтобы до 2013 г. полностью решить проблему беспрепятственного доступа к хорошим школам и качественному образованию практически всех детей, живущих в сельской местности. Также в 2011 г. государство поставило в школы 1080 учебных компьютерных комплексов. Каждый комплекс — это специально оборудованный класс, который включает 12 компьютеризированных рабочих мест и место учителя. Кроме того, нам удалось договориться об уникальном проекте во время встреч президентов Украины и Китая о подарке китайского правительства — 750 компьютерных комплексов, которые будут поставлены в школы, где учатся дети из населенных пунктов или территорий, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Что особенно приятно: по китайским образовательным стандартам (очевидно, сказывается разность в плотности населения), их учебный комплекс — это не 12, как у нас, а 24—25 компьютеров. Впервые в 2011 г. законодательно урегулирован вопрос об инклюзивном обучении, разработана концепция и требования к учебному заведению. — Речь о детях-инвалидах? — Да, о детях с особыми физическими потребностями. Советская педагогика относилась к этому консервативно. Прогрессивная же позиция заключается в том, что таких детей следует максимально социализировать, разрешить им обучаться и трудиться в обычных школьных коллективах, но с определенными коррекциями, под наблюдением психологов. У нас таких детей — около 120 тыс., и они должны быть интегрированы в школьные коллективы. — Должно быть, вы сталкиваетесь с сопротивлением родителей, которые не хотят, чтобы, скажем, дети с синдромом Дауна занимались вместе с их детьми? — Да, это сложная социально-психологическая проблема, и иногда во время командировок, когда сталкиваюсь с таким недопониманием, стараюсь объяснять, что школа должна прививать гуманность, сострадание, сочувствие к тем, кто слабее, кому труднее дается учебная программа. АПН слишком увлеклась менеджментом— На прошлой неделе в СМИ было сообщено, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело в отношении директора одного из институтов Национальной академии педагогических наук, вице-президента АПН Василия Мадзигона, обвинив его в получении взятки в особо крупных размерах за передачу подведомственного четырехэтажного здания в центре столицы**.
— Случай, конечно, крайне позорный, печальный и омерзительный. Грязное пятно на всю образовательную сферу. Но напомню, все государственные академии в нашей стране являются высшими самоуправляемыми научными структурами. Они — распорядители своего бюджета и неподконтрольны нашему министерству. — В «2000» несколько раз обращался с жалобами и письмами заслуженный работник образования Украины Иван Жерносек, у которого болит сердце о том, что повышением квалификации руководящего состава школ сегодня вообще не занимаются. Его последнее письмо на эту тему (кстати, с критикой Мадзигона) было опубликовано в нашей газете под заголовком «Сухомлинского и Шаталова сгрызли крысы. Вместе с квалификацией». Какова ситуация с квалификацией, с омоложением педагогических коллективов? — Скажу точную цифру — на Украине порядка 23% педагогов пенсионного возраста. И среди них масса блестящих, прекрасных, лучших учителей. Но мы постоянно уделяем внимание проблеме старения педагогического состава. И я всегда выступаю против перепрофилирования педагогических университетов в многопрофильные, потому что у нас таким образом уже 9 областей потеряли педагогические вузы. В погоне за юристами и экономистами они трансформировались в классические университеты, утратив педагогические традиции и не обретя нормальной университетской школы. Мы стараемся регулировать эту проблему, повышая заработную плату, чтобы сделать ее хотя бы соответствующей уровню зарплат в промышленности. Но если раньше министерство каждый август сталкивалось с проблемой школьных вакансий (цифра колебалась от 3 до 5 тыс. специалистов), то в прошлом году вакансий практически не было, что говорит о повышении престижа педагогической профессии. И это при увеличении госзаказа на востребованные педагогические специализации. Если в 2010 г. госзаказ по направлению «дошкольное образование» составлял 1150 человек, то в этом году мы предлагаем увеличить его до 1400 человек. Госзаказ по «физвоспитанию» в 2010 г. — 1400 человек, в этом году предлагаем 1800 человек (на 29% больше). Что касается повышения квалификации, то третий год подряд министерство запрашивает средства в госбюджете на восстановление системы переподготовки учителей, но, к сожалению, пока не достигли понимания с Минфином. Раньше все институты последипломного образования находились в структуре министерства, на сегодняшний день они — в структуре областных управлений образования. А центральный институт повышения квалификации «ушел» от министерства в АПН и трансформировался там в университет менеджмента, что, согласитесь, не одно и то же. Первый проект в направлении повышения квалификации мы уже реализовали: своими силами, с помощью учителей-методистов провели переподготовку учителей информатики и математики. Кстати, недавно на коллегии был заслушан отчет педагогов Днепропетровской и Тернопольской областей о том, что в этих областях достигнута практически стопроцентная компьютерная грамотность учителей. Думаю, АПН вместо менеджмента все-таки должна перейти к системе переподготовки. Проблему переподготовки учителей и руководящих кадров, надо решать не так, как в советское время, когда обязательно раз в 5 лет проводились мероприятия в общем-то формальные, а с помощью краткосрочных курсов. И эта система не должна быть как сейчас, спорадичной, а регулярной. Я, пожалуй, первый министр образования, который тесно работает со всеми руководителями институтов последипломного образования, мы провели их лицензирование и аккредитацию, кое-где поучаствовали в обновлении их материальной базы. Мы разрабатываем абсолютно новую концепцию развития педагогического образования, и к концу мая представим ее на широкое обсуждение. Кстати, в связи с ее подготовкой впервые в Украине возникла Ассоциация педагогов-дошкольников, которые являются активными помощниками, и я хотел бы выразить им особую признательность. — А насчет Сухомлинского. Как вы считаете, пришло время новых форматов обучения и новых авторитетных имен или мы напрасно забыли Сухомлинского и Макаренко? — Отбрасывать уникальный педагогический опыт Василия Сухомлинского, Антона Макаренко, Константина Ушинского, Софии Русовой и даже таких, может быть, менее известных мастеров-педагогов, как Николай Палтышев из Одессы, Константин Захаренко и Анатолий Коротков из Кировограда, Иван Зязюн из Полтавы, ни в коей мере не стоит. Недавно в министерстве проходил семинар для директоров педагогических училищ, колледжей, на котором выступал опытнейший педагог-новатор Шалва Амонашвили, проходят встречи с другими новаторами. Самое главное, повторюсь, в том, чтобы государство раскрепостило школу, разрешив ей элемент педагогического творчества. И тогда мы получим состязательность различных обучающих моделей — от Сухомлинского и Макаренко до Монтессори и вальдорфской педагогики. Экспертизу учебников будут проводить в школах— В прошлом году конкурс учебников мы проводили совершенно по-новому, впервые опубликовав на официальном сайте фамилии экспертов (35 человек) — с электронными адресами и контактными телефонами. Так что ни министр, ни другие работники министерства не могли «провести» тот или иной учебник на победные места. В этом прозрачном и персонифицированном процессе могли участвовать и педагоги, недовольные качеством учебника. И, признаюсь, дело доходило до конфликтов с учеными, возмущавшимися, что на титульном листе напечатана их фамилия, что, конечно, подчеркивает ответственность за научную экспертизу. Мы пишем, что педагогическую экспертизу провел такой-то институт АПН, директор такой-то. Научную экспертизу провел Институт математики НАНУ, директор такой-то. И так по всем учебникам — химии, всемирной литературы и т.д. (И Дмитрий Владимирович попросил по селектору принести несколько учебников для 11 класса прошлого года выпуска.) — Не скрою, ко мне обращался Валерий Хорошковский, высказывая переживания, что хороший учебник, авторский коллектив которого возглавляет его мама, не занял первое место. Обижался. Но что я могу сделать? Было тайное голосование, и, по оценкам экспертов, два учебника, авторскими коллективами которых руководила его многоуважаемая мама, заняли первое место, а два, к сожалению, — второе место. К слову, впервые в прошлом году мы поставили учебники в школы до 1 сентября. При товарище Вакарчуке их везли до апреля. Сегодня мы хотим хотя бы на год обогнать процесс изготовления учебников, ведь госбюджет выделяет деньги на обеспечение учебниками одного класса в год. Очень легко запомнить — в 2008-м выпускались учебники для 8-х классов, в 2009-м — для 9-х, в 2010-м — для 10-х, в 2011-м — для 11-х. — И в этом году вы ускоритесь и выпустите учебники для 1-го и 2-го классов? — А также постепенно перейдем к выпуску учебников-моделей, экспериментальных, маленькими тиражами. Чтобы раздавать их на год в 100—200 лучших школ и таким образом проводить не только научную, не только педагогическую экспертизы, но и практическую апробацию. Тогда эти 100—200 учебников вернутся к нам почерканными, с замечаниями, предложениями, возражениями. Русский язык приходится брать штурмом(В руках у Дмитрия Владимировича учебник. Он открывает его на странице со стихотворением Шевченко «Тризна» — посвящение княжне Варваре Николаевне Репниной, и, показывая страницу мне (не глядя в учебник), по памяти декламирует.) — Мое любимое стихотворение Тараса Григорьевича.
Шевченко — полифоничный поэт, он писал это в оригинале! — Вы прочли в оригинале? — уточнил я, поскольку этот же стих в учебнике был на украинском. — Конечно. Я считаю, что это абсурдно в билингвистической стране брать на себя высочайшую ответственность или даже наглую самоуверенность и пытаться заменить строки гения на — пускай даже хороший — перевод. Почему детей лишают права знакомиться со стихотворением Шевченко, написанным на русском языке и посвященном очень близкому любимому человеку? Почему они должны слышать это в переводе? — Совершенно с вами согласен. Не должны. Ведь по сути дела для Шевченко русский был вторым родным языком, поскольку многие свои произведения он писал как раз по-русски. Кто же позволил так поступать с его творчеством? — Это учебник еще за 2008 год. — А у вас хватает времени на изучение учебников — существующих и тех, что готовятся к печати? Мне, например, в учебниках физики для старших классов сложно было бы разобраться. — Скажу так: я вряд ли смогу быть качественным и глубоким экспертом учебников физики, биологии, геометрии. Но позвольте — как-никак 32 года после окончания школы прошло, изменились программы, появились новые знания. Литературу, конечно, изучаю. — Не вижу среди принесенных книг учебника по русской литературе. — Сейчас принесут. Есть учебники по русской литературе и для 10-го, и для 11-го класса для тех школ, которые преподают этот предмет, и эти учебники были впервые изданы за госзаказ. Но в целом ситуация меня, конечно, не устраивает. Я считаю, что терять данные богом и судьбой два языка и две литературы — просто злонамеренно по отношению к будущим поколениям. Добавлю, что впервые в 2010-м и 2011-м министерство не посылало учебники в регионы вопреки воле учителей и директоров. Мы собрали заявки со всех регионов Украины и подготовили за счет госзаказа учебники на тех языках, на которых их заказывали органы местных администраций. И я хочу сказать учителям Луганской, Харьковской, Донецкой областей или Автономной Республики Крым, что если по недоразумению вам пришел комплект на украинском языке, пожалуйста, строго спросите с вашего областного управления народного образования. Заказ был выполнен точь-в-точь с их пожеланиями. — А какие были пожелания? Сколько процентов школ заказали учебники русского языка и литературы? — Около 16%. Это объясняется в том числе и огромным консерватизмом педагогических коллективов. Например, родители в Киеве штурмом берут министерство, спрашивая, почему не могут отдать детей в русские классы. Да потому что местные органы власти боятся, как бы не подставиться под огонь национал-патриотов, которые во всем видят крамолу и действуют по принципу «не пущать». А проблема колоссальная — в Киеве более 1000 родителей возят школьников с левого на правый берег, потому что не могут найти на левом ни одной русской школы и гимназии. — Вот это новость! Впервые слышу, что в самом сердце страны произошло языковое разделение такого рода! — Так исторически сложилось, что на правом берегу есть сильные школьные коллективы с большой историей. Их возглавляют именитые директора, не позволившие ретивым чиновникам прошлого режима вмешиваться в языковую ситуацию. Экзамены возвращаются— Перейдем к высшему образованию. Расскажите об особенностях вступительной кампании в этом году. — Правила практически не отличаются от условий прошлого года. Поступать в вузы можно будет, пре-доставив сертификат центра внешнего оценивания за любой год. Если поступающий хочет улучшить результаты тестов, он может воспользоваться этим правом. В первый раз государство позволяет это сделать бесплатно, но пересдача обойдется в сумму порядка 60 грн. При зачислении, как и в прошлом году, будет учитываться средний балл аттестата. Все, кто заканчивал школу до введения тестирования, могут сдавать экзамены в приемных комиссиях вузов, не проходя тестирование. — Будет ли увеличен проходной балл? — Да, но только по профильному предмету. Мы обсуждали этот вопрос с общественной организацией Союз ректоров и подняли планку проходного балла по профильному предмету до 140. В первую очередь мы переживаем за качество образования. Лишь 20% из всех проходивших тестирование в прошлые годы имели балл ниже 140. Общественные организации Львовщины, например, предлагали минимальный балл — 160. — Отмечу, что на престижные специальности отдельные вузы завышали баллы и в прошлые годы. — А это их право. Мы даем только нижнюю планку. Например, на все специальности в КНУ им. Шевченко проходной балл по профильному предмету в прошлом году был не ниже 160—170. Кстати, также в прошлом году был огромный отсев абитуриентов, которые имеют неплохие баллы по тестам и оценки в аттестатах, но на первой же зимней сессии не могли справиться ни с экзаменом по физике, ни с экзаменом по математике. В некоторых университетах этот процент достигал 50—67%. — 67% отчислений с первого курса?! — Не всех, конечно. Пересдавали, подтягивались. — Где же учатся такие самые «пробивные» студенты? — На ряде факультетов политехнических вузов Киева, Львова, Донецка, Одессы. Студенты не смогли выполнить письменную работу даже на «троечку». — Это говорит о том, что надо ставить твердую «двойку» тем школам, где они учились. — Нет, это говорит об определенном разрыве между школьной и вузовской программами, на устранение которого направлены новые госстандарты. На меня много нападали, но мы восстановили государственную итоговую аттестацию. Это сложный педагогический термин, на самом деле — это возвращение традиции переходных из класса в класс экзаменов. Многие говорили, что это чуть ли не травмирует детей. Я считаю их доводы абсурдом — наши родители и даже дедушки и прадедушки всегда сдавали школьные экзамены. — Продолжим тему вузов в плане оптимизации среды высшего образования. Вы говорили о закрытии институтов, которые не предоставляют качественных услуг. — На протяжении второй половины 2011 г. госинспекция учебных заведений ликвидировала порядка 15 лицензий вузов с нижайшим качеством образования. Каждый случай был предметом тщательного анализа, даже конфликта, но в комиссиях были собраны представители 11—12 лучших университетов страны, которые фиксировали просто вопиющие факты: уровень знаний студентов — 15% при допустимом 35% или, например, что медицинские предметы преподавали экономисты. Несмотря на то что эти вузы демпинговали, мы всюду соблюли правило обязательного трудоустройства студентов в государственные или другие негосударственные вузы. — Какие специальности лидируют в черных списках? — Больше всего нареканий на модные специальности: все хотят готовить экономистов и юристов и часто это делают на низком уровне. Надо сказать, что за 2 года количество учебных заведений в Украине уменьшилось на 50, учитывая те, что присоединились к высшим учебным заведениям во Львове, Донецке, Чернигове, Кривом Роге, Одессе... Эта ситуация идет на пользу студентам и преподавателям, но абсолютно невыгодна администрации, руководству университетов. Например, в Кривом Роге мы создали единый национальный университет, в котором объединились 6 учебных заведений. Вместо 6 ректоров теперь 1, вместо 30 проректоров — 5, вместо 6 главных бухгалтеров... — Администраторы — тоже люди, теряют работу... — Люди работу не теряют. Но перестают быть администраторами. Проректоры выполняют нагрузку доцентов кафедры, профессоров. И вместо маленьких кафедр у нас появляются полноценные. Не может нормально работать кафедра из трех человек. Это, извините, не научный коллектив. Когда я учился в университете, у нас самая маленькая кафедра состояла из 10—12 преподавателей. — Итак, один из главных принципов реформы: «меньше администраторов — больше дела»... — И меньше административных затрат. Ведь должность проректора вмещает самого проректора, его помощника, секретаря, машину, водителя, и содержание такого излишнего персонала обходится бюджету университета в немаленькую сумму. — В какую именно? — От 250 до 350 тыс. грн. в год. А денег на пополнение библиотек и ремонт общежитий не хватает. На шлюпке-плоскодонке— При вашем руководстве произошло слияние и на более высоком уровне — Министерство образования и науки «поглотило» Министерство семьи, молодежи и спорта. Как вы сами чувствуете — не переусердствовали с этим? Лично у вас остается время на заботу о семейных, молодых и спортивных? — Я стараюсь этим направлениям уделять достаточно внимания, но могу сказать, что спать стал меньше и начал ходить на работу по воскресеньям. Однако я считаю, что этот шаг правильный, дублирование функций следовало в государственном аппарате устранить. Кроме того — ряд функций мы передали Министерству социальной политики. — Насколько затрудняет учебный процесс проведение футбольного чемпионата Евро-2012? — Не затрудняет. Вступительную кампанию это никак не затронет. Она будет проходить со 2-го по 31 июня. Единственное — мы развели во времени тестирование и экзамены в невыпускных классах школ. — Стоит подавать Украине заявку на проведение зимних Олимпийских игр? — Президентом поставлена задача бороться за проведение зимней Олимпиады: этот имиджевый проект мегамасштаба может послужить развитию спортивной инфраструктуры Западного региона страны. — А не надорвемся? — Безусловно, проведение футбольного чемпионата заставило всех нас мобилизоваться. Но ведь и сделано очень много: 4 крупнейших многофункциональных спортивных комплекса, прорыв в строительстве дорог, новых аэропортов... Да, это вызвало напряжение и необходимость затянуть пояс государственного бюджета... — А вы футбол любите? Спортом занимаетесь? — Занимался греблей. И сейчас люблю пройтись на шлюпке-плоскодонке пару километров, когда позволяет погода. И стараюсь пару раз в неделю по часу-полтора плавать — без особых нагрузок, не на скоростные показатели, а на дальность. Километр-полтора проплываю. А в телевизионном отношении в основном смотрю спортивные новости — результаты и яркие эпизоды. — Любимой футбольной команды нет? — Есть. Причем любимая она много лет, когда это еще было политически немодным. Не буду говорить название, чтобы не проявлять моменты политической конъюнктуры. — Ха. Уже проявили — ясно, что это «Шахтер». — Когда-то еще президент Кучма пытался выставить меня из ложи на стадионе, когда я был главой администрации, за то, что болел против «Динамо». — Играете ли в шахматы? — В шахматы играл в школе. Но когда младший брат стал ходить в шахматный кружок и начал меня обыгрывать при нашей разнице в 7 лет, перестал. Работы Слюсарчука — на общественное обсуждение— Дайте свои комментарии по поводу злополучной истории со Слюсарчуком, в которой оказались замешанными и сотрудники вашего министерства. — Пусть окончательную точку поставят правоохранительные органы, и тогда можно будет говорить о мистификации, мошенничестве или его сознательном преступлении, связанном с нанесением вреда здоровью людей. — Выделялись ли министерством бюджетные средства на проведение шахматного поединка между А. Т. Слюсарчуком и компьютерной программой Rybka-4? — Нет, не выделялись. — Но в числе организаторов министерство числилось. — Да, в тот момент Слюсарчук работал на штатной должности профессора Национального университета «Львовская политехника». — Состоялось ли вручение средств лауреатам Государственной премии Слюсарчуку А. Т. и Червоному А. П.? — Нет. — Лично я усматриваю в деятельности Слюсарчука признаки преступления уже в том, что этот проходимец (вместе с группой причастных к афере людей) претендовал и, оказывается, продолжает претендовать на средства государственного бюджета. Мало того — в виде премии! Претендовал еще и на обещанные Ющенко миллионы для создания института мозга. Вы не находите в этом мошенничества? — Нет. Вы спрямляете процесс. На самом деле есть положение о государственной премии. Ученый совет университета (а Слюсарчука выдвигал ученый совет «Львовской политехники») имел на это право. Материалы присылаются, их анализируют эксперты, после этого проходит публичная защита, тайное голосование... — Вы предоставите нам возможность ознакомиться с материалами, на основании которых министерством принималось решение о присуждении Государственной премии Украины? — Без проблем. Естественно, анализ печатей, подписей, регистрационных номеров документов министерством проводится. Но если университет или научно-исследовательский институт выдвигает кого-то — не верить ученому совету, а тем более одному из самых авторитетных учебных заведений страны у нас оснований нет. У меня нет оснований не верить экспертам, участвовавшим в тайных голосованиях в секциях и комитете по присуждению премий. Добавлю, что запросы на проверку документов Слюсарчука на протяжении многих лет направляли министр здравоохранения Гайдаев, министр образования Вакарчук, министр образования Николаенко. И к ним всегда приходили документы из России с мокрыми печатями. И только когда на Украине начались разборки, они ответили, что, оказывается, у них какой-то сотрудник в ВАКе России занимался фальсификациями и подделками. — Во время досудебного следствия достоверно установлено, что обвиняемый Слюсарчук использовал заведомо подложные документы о получении им медицинского образования в РФ, а также ученых степеней и научных званий. Сейчас устанавливается круг лиц, которые способствовали ему в этом. Об этом корреспонденту УНН рассказал начальник Главного следственного управления МВД Украины генерал-майор милиции Василий Фаринник. Репутацию министерства эти процессы не затрагивают? — Нас проверяли и прокуратура, и Главное следственное управление МВД, и пришли к выводу, что наши сотрудники, которые готовили запросы, к каким-либо махинациям не причастны. Хочу сказать еще одно. Ведь в тот момент, когда Слюсарчуку переаттестовывали диплом доктора наук, ВАК не был в составе министерства, а был отдельной организацией, которая нам не подчинялась. Кроме того, как меня информировал тогдашний руководитель ВАКа, кроме формального получения подтверждения из Москвы, они еще провели публичную перезащиту в течение двух с половиной часов на экспертном совете, куда входили полтора десятка докторов медицинских наук. Есть и протокол, и документы. И каждого члена экспертного совета можно опросить, какие вопросы они ему задавали. — К слову, функции ВАКа теперь выполняет отдел вашего министерства. Вы одобряете такую реформу? — Конечно. Если вы поговорите с членами бывшей аттестационной комиссии, они скажут, что очередь стала меньше, а работа прозрачнее. Сегодня уже идет рассмотрение документов, поданных в январе и феврале. Раньше сроки были гораздо большими — работы начинали рассматривать месяцев через 8—12 после их регистрации. На мой взгляд, основной коррупционной составляющей было всевластие экспертного совета. Вот вы защитились в Харьковском университете — ваша работа пошла в экспертный совет, и дальше вы — беззащитны перед мнением экспертного совета, который мог принять решение о присвоении вам кандидатской или докторской степени, а мог и не принять. Сейчас экспертный совет, если у него есть замечания, должен отправить ваши материалы в другой университет, ученый совет которого может дать им оценку. Таким образом мы получаем публичную дискуссию, сличение двух позиций, и сложно будет одному ученому совету ввести в заблуждение другой. А если нет согласия между коллективами, тогда вопрос выносится на большую аттестационную комиссию, в которую входят порядка 60 специалистов. Пеките пирожки— В академической среде время от времени дискутируется вопрос о закрытии кандидатских диссертационных советов (как в России). Говорят, кандидатов наук не будет, будут одни доктора. Есть ли какие-то конкретные планы в этом направлении? Если произойдет так называемое объединение «кандидатов и докторов», будут ли кандидаты проходить какую-то переаттестацию? Или тысячи украинских кандидатов станут докторами? — В проекте нового закона о высшем образовании мы хотим полностью перевести наши образовательно-квалификационные и научно- квалификационные уровни и характеристики на европейские модели. Звание «кандидат наук» было предложено заменить на ученую степень «доктор философии» — по архитектуре, химии, медицине и т.д. Позицию неприятия этого предложения занимала НАНУ, но молодежь, которая хочет работать не только в своей стране, а и ездить на зарубежные конференции, быть научно мобильной, хочет этих изменений. Учтя мнение Академии наук, мы решили сохранить двухстепенную систему аттестации — «доктор философии» и «доктор наук». При получении квалификации доктор философии кандидат наук переаттестацию проходить не должен. Если это будет поддержано в законодательном плане, каждый кандидат сможет заменить свой диплом украинского или советского образца на диплом доктора философии, что даст ему сразу одинаковый уровень научного признания за рубежом, — в Европе, Китае, США. И это надо делать. Ведь без этого наши специалисты не могут стажироваться в зарубежных вузах, нельзя получить семинар, курс лекций даже в польском или венгерском университетах, я уже не говорю о Сорбонне или Кембридже. — Аспирант Юлия Марущенко из ХНУ пишет в «2000»: «Скоро выхожу на защиту, ее стоимость для тех, кто пишет работы честно и сам, — 20 тыс. грн. Не буду перечислять все, из чего складывается эта сумма. Моя стипендия до выхода в декрет была 700 грн./мес. Обучение длится три года. Работать во время обучения в аспирантуре можно только по специальности и на полставки — это максимум 600 грн./мес. У нас в семье два аспиранта и маленький ребенок. Мы согласны, что есть необходимые расходы, с которыми нужно считаться, — распечатка текста, рассылка автореферата, но это минимальная часть расходов: около 2 тыс. Значительная доля — банкет для членов совета, который считается необходимым условием защиты. Тариф известен — самые «бюджетные» столовые нестоличного университета выставляют счет 200 грн. х 20 членов совета (без стоимости спиртного) = 4000 грн. Значительная доля — оплата дороги, проживания и питания иногородних членов совета (для справки: ночь в гостинице — 400 грн., проезд — 200 грн., иногородних членов совета может быть от 3 до 6). Неужели министерство полагает, что аспирант, который честно писал работу, а не искал дополнительных источников дохода, должен спокойно воспринимать такие подходы?» — Нет, не должен. Знаете, желание ищет пути решения, нежелание придумывает причины. Диссертация должна быть получше, и тогда можно обойтись без банкета. Я защищал диссертацию в советское время, когда многие тоже устраивали банкеты в ресторанах. Пригласил нескольких близких людей домой, мама приготовила борщ, какие-то пирожки, жаркое. Минимальный размер аспирантской стипендии после студенческой скамьи составляет на сегодняшний день 1294 грн. (не менее 60% зарплаты преподавателя-стажера). Если человек идет в стационарную аспирантуру после работы, то получает стипендию 60% зарплаты с прежнего места работы, но не более 60% зарплаты доцента. Конечно, сложно выживать с ребенком на две аспирантские стипендии, но для молодого человека есть масса способов поддержки семейного бюджета, как говорил Остап Ибрагимович, не связанных с нарушением закона. Это и репетиторство, и научные работы, и консультирование. Да и в конце концов — ночное сторожение. Можно, конечно, проливать слезы по поводу злополучного государства. Но, я думаю, надо быть чуть-чуть покрепче и позубастее. Командировки для членов совета оплачивают вузы, а те, кто дает конвертики на лучшую гостиницу, — а зачем они это делают? Я согласен, что у некоторых высокопоставленных, высокотитулованных ученых сердца обросли шерстью — ну так работайте с теми, кто заинтересован в поддержке молодых коллег, — таких, поверьте, немало. Ну а в этом конкретном случае могу разве что попросить ректора Харьковского университета Виля Бакирова оказать помощь Юле Марущенко на «кормление» членов совета и банкет за счет профкома вуза. Хотя согласится вряд ли... Роман БАРАШЕВДанная статья вышла в выпуске №14 (601) 6 – 12 апреля 2012 Вернуться назад |