ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Доктор экономических наук Вера Гринько: «Профобразование перестраивается под запросы приоритетных отраслей»

Доктор экономических наук Вера Гринько: «Профобразование перестраивается под запросы приоритетных отраслей»


23-12-2011, 14:37. Разместил: virginiya100

Лариса Синенко
Новой индустриализации требуются современные рабочие. Премьер-министр Владимир Путин утвердил список специальностей, приоритетных для экономики и системы профессионального образования.

http://file-rf.ru/uploads/view/position/122011/8fc249ccbf36627a93c33e849fb96705fb9317b7.jpg
ИТАР-ТАСС. 

Половина крупнейших компаний страны испытывает дефицит в рабочих и техниках. Только по направлению «Металлургия, машиностроение и металлообработка» на 23 500 выпускников профессиональных училищ приходится 40 тысяч вакансий. Сельскому и рыбному хозяйству не хватает 96 тысяч специалистов, а рынок труда может предложить лишь 40 500. Средний возраст рабочего в стране – 53–54 года.

Готовы ли образовательные учреждения дать нужные производству кадры? Как восстановить престиж рабочих профессий?

Комментирует Вера ГРИНЬКО, заместитель директора Департамента развития профессионального образования Минобрнауки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор:

– С этого года учреждения начального и среднего профессионального образования перешли на программы нового поколения. В чём их особенность? Они разработаны в тесном взаимодействии с работодателями и с учётом требуемых квалификаций. Появление новых стандартов позволяет оперативно вводить новые модели, подстраиваться под запросы приоритетных отраслей.

Почему приоритетных специальностей – 93? Невозможно задать одинаковые темпы развития по всем отраслям. Правительство определило пять приоритетных направлений: энергоэффективность, ядерные, космические и компьютерные технологии, фармацевтика. Это те локомотивы, которые потянут за собой другие отрасли. Среди наиболее востребованных специальностей – машинист котлов и паровых турбин, сборщик трансформаторов, программист, авиамеханик, монтажник гидроэнергетического оборудования, фармацевт, биохимик.

Через перечень приоритетных специальностей государство сформировало заказ на содержание начального и среднего профессионального образования.

Если чему учить понятно – то на чём учить? Сейчас ускоренными темпами идет переоснащение учреждений профтехобразования. Для обновления их материально-технической базы в рамках федеральной программы выделено 8,8 миллиарда рублей плюс более семи миллиардов составило внебюджетное софинансирование.

Как стимулировать учащихся к качественному обучению? Планируется с 1 января 2012 года резко увеличить стипендии тем, кто обучается по приоритетным специальностям. В частности, с нынешних 400 рублей до «президентских» 7–14 тысяч рублей и правительственных двух-четырёх тысяч ежемесячно. Выплата повышенных стипендий начинается со второго курса. К этому времени уже становятся известны претенденты на повышенную стипендию: за достижения в учебе, победы в олимпиадах, творческих и профессиональных конкурсах, систематическое участие в экспериментальной деятельности.


Вернуться назад