ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Реакция Вассермана - 52. Инфраструктура государства

Реакция Вассермана - 52. Инфраструктура государства


23-09-2011, 13:35. Разместил: VP

 

 

Эфир "НТВ-Утром" 21.09.2011. Неуправляемый рынок уничтожает все успешное.

 

Здравствуйте. Кое-что про прямые обязанности государства.

Новости о российском экспорте подтверждают давно известную экономическую истину. Неуправляемый рынок стремится к монополизации, а монополии стремятся к удушению любого успешного и независимого от них дела.

 

13 сентября на совещании по сезонным сельхозработам первый вице-премьер Виктор Алексеевич Зубков сообщил: в России уже собрано более 74 млн т зерновых. После отмены эмбарго на экспорт пшеницы российские производители продали за рубеж более 7 млн т зерна. До конца года Россия будет ежемесячно поставлять на мировой рынок более 3 млн т. Но высокий урожай выявил ограниченную мощность портовой инфраструктуры. Так, задержка разгрузки железнодорожных зерновозов породила заторы на подъездных путях к Новороссийску.

 

По модной нынче экономической теории узкие места устраняются сами собой: не хватает мощностей - растёт цена товара или услуги - появляются деньги на совершенствование. Начальная часть процесса уже видна: цена услуги растёт до неприличия.

 

По словам первого вице-губернатора Красноярского края Эдхама Акбулатова, тонна красноярской пшеницы стоит 3500 руб, а её железнодорожная перевозка в Центральную Россию — 3200 руб. Министерство сельского хозяйства предложило снизить тариф на перевозку зерна из Сибири и с Урала в черноморские порты вдвое и в дальне-восточные — на треть. Но министерство транспорта пока согласовало снижение тарифа только для Сибири, а Уралу отказало в льготе.

 

Инфраструктурные системы действуют в интересах всех отраслей. Если одна из них разорится - систему прокормят уцелевшие. Поэтому инфраструктура - как сейчас принято говорить, естественная монополия - склонна выжимать последние соки из всех, до кого дотянется. Необходимость государственного надзора за инфраструктурой и даже государственного участия в ней отрицают разве что наифанатичнейшие либертарианцы.

Современное хозяйство тесно переплетено. Едва ли не каждую отрасль можно счесть инфраструктурой для всех прочих. Государство вынуждено либо уходить из всей экономики, либо всю её делать государственной. Я долго склонялся к первому решению. Но после многих лет экономических размышлений повернулся ко второму. Как ни плохи социализм и государственный капитализм - частный капитализм ещё хуже.

Надеюсь, в следующий раз ещё что-то расскажу.


Вернуться назад