ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Минфин, Минтранс и Минздрав вошли в "тройку лидеров" по коррупции

Минфин, Минтранс и Минздрав вошли в "тройку лидеров" по коррупции


14-07-2011, 17:32. Разместил: VP

В свете близящихся выборов в Госдуму, а потом и борьбы за президентское кресло решающее значение приобретает и без того крайне важная в любое время репутационная составляющая, влияющая на образ той или иной политической группы. И, в случае если речь идет о действующей власти, а не о тех, кто еще только стремится занять их места, чиновники высокого ранга, в первую очередь, министры, входят в потенциальную группу риска.

 

Очевидно, что одним из главных лозунгов участников грядущих выборов от действующей власти и от правящей партии станет борьба с коррупцией. И отставка непопулярного по этим причинам в обществе чиновника может стать вполне неплохим предвыборным ходом.

 

Определить слабые точки можно, оценив публикации в прессе, но их вал так велик, что для создания объективной картины необходимо масштабное исследование. Которое и провела "Группа G808", поставив своей целью выяснить, кто именно из представителей хозяйственно-экономического блока правительства на текущий момент времени оказывает наиболее негативное влияние на образ Кабинета министров. Документ под названием "Хозяйственно-экономический блок правительства в контексте темы коррупции" представляет собой информационный аудит за период июнь 2010-го - май 2011 года.

 

По версии "Группы G808", в "тройку лидеров" вошли глава Минфина Алексей Кудрин, глава Минтранса Игорь Левитин и глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. При этом министр финансов возглавил рейтинг по большей части благодаря тому, что неоднократно упоминался в контексте масштабной борьбы с коррупцией. Если не считать, конечно, его хрестоматийную оговорку о том, что именно она, эта борьба, и есть главное зло.

 

Материалы же, содержащие прямые или косвенные указания на личный коррупционный интерес Кудрина, носят единичный характер. Их большая часть приходится на издания левопатриотического толка, традиционно не любящие министра финансов. Пожалуй, главное действие Кудрина, вызвавшее негативный по большей части отклик в СМИ, - это неоднозначная реакция его ведомства на обнародование деклараций чиновников и их родственников. Минфином был подготовлен проект приказа, по которому сотрудник может не разглашать сведения о доходах своих родных. Как иронизировали в этой связи некоторые СМИ, "глава Минфина Алексей Кудрин знает толк в "объективных причинах".

 

С другими же ведомствами ситуация иная. "Воровство" и "распил" в дорожной отрасли - это уже устойчивое и широко распространенное медийное клише, указывают авторы исследования. А заявления о высочайшем уровне коррупции в этой сфере часто подаются как аксиома. Во многих материалах СМИ именно Минтранс характеризуется как "самое коррумпированное ведомство". По последней декларации, министр Игорь Левитин зарабатывает в год более 21,59 млн руб. и входит в тройку богатейших федеральных чиновников страны.

 

Мало того, даже всколыхнувшая весь мир трагедия - теракт в "Домодедово" - оказала значительно меньшее негативное влияние на имидж главы Минтранса Игоря Левитина, чем устоявшееся мнение о ситуации с коррупцией в курируемом им ведомстве. Причем критические стрелы часто выпускаются не только в адрес общей обстановки в дорожной сфере, но и в адрес лично Левитина. На этом фоне в СМИ циркулировал тезис о неспособности Минтранса эффективно решать задачи, стоящие перед транспортной отраслью, и урегулировать возникающие конфликты.

 

Почти треть упоминаний министра транспорта в контексте коррупции была связана с масштабной кампанией в защиту Химкинского леса, одним из основных элементов которой являлось требование отставки чиновника из-за его предполагаемой причастности к "коррупционным схемам" вокруг строительства скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург. Идеологическим стержнем этой кампании стали получившие широкое распространение в СМИ результаты исследования российского представительства Transparensy International-R. Эксперты организации пришли к выводу о том, что одной из основных причин выбора нынешнего варианта трассы может быть "конфликт интересов" в руководстве Минтранса: министр одновременно является председателем совета директоров аэропорта "Шереметьево", а, следовательно, может быть заинтересован в том, чтобы дорога шла к аэропорту, то есть по маршруту через Химкинский лес.

 

С личной заинтересованностью Игоря Левитина также связывался и резонансный "коллапс на Ленинградке" в июне 2010 года. Рядом журналистов выдвигалась раздвинувшая все мыслимые рамки креатива версия о том, что спровоцировавший гигантские пробки ремонт Октябрьского путепровода был организован специально к приезду делегации ЕБРР, от чьего решения зависело финансирование новой трассы через Химкинский лес.

 

Как показывает исследование, в число ведомств, плотно ассоциируемых с проблемой коррупции, входит и Минздравсоцразвития, возглавляемое Татьяной Голиковой. При этом самое, пожалуй, резкое высказывание в адрес курируемой ею сферы допустили не журналисты, а премьер-министр Владимир Путин. В марте он так охарактеризовал главные проблемы российской системы здравоохранения: "Хамство, взяточничество, очереди, воровство при закупке медикаментов и оборудования".

 

Широкий резонанс вызвало выступление главного детского хирурга Леонида Рошаля на Всероссийском форуме медицинских работников, в котором он подверг резкой критике политику Минздравсоцразвития. Врач назвал главные, по его мнению, болевые точки системы отечественного здравоохранения: недостаточное финансирование и коррупция, закрытие больниц и сокращение коек, нехватка медицинских кадров, низкие зарплаты персонала, недоработка законов и отсутствие концепции развития здравоохранения. Кроме того, Рошаль заявил о неэффективном использовании средств нацпроекта "Здоровье" и предположил, что выделенные из бюджета на медицинскую реформу в 2011 г. 460 млрд руб. могут так и не попасть по назначению, а осядут в карманах причастных к этому финансовому потоку должностных лиц.


Вернуться назад