ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России / Размышления о политике > Авиаторы считают проблему ослепления лазерными указками - надуманной: ею интересуются "только недоучившиеся подростки или хронические идиоты"

Авиаторы считают проблему ослепления лазерными указками - надуманной: ею интересуются "только недоучившиеся подростки или хронические идиоты"


13-07-2011, 17:37. Разместил: VP

За первые 6 месяцев 2011 года, по данным Росавиации, в российских городах было зафиксировано 30 случаев ослепления пилотов лазерными лучами. Ни один из них, к счастью, не закончился катастрофой. На неделе президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о запрете продажи любых лазерных указок и о своем желании приговаривать «лазерных слепителей» к 10 годам колонии. Самые активные злоумышленники живут в Ростове-на-Дону.

В Европе, Америке и Австралии первые случаи «ослепления» были зафиксированы еще в 2007-м, а в 2010-м такие шутки приобрели массовый характер. Пока, правда, обходилось без катастроф. В 2007 году в Штатах вынесли первый приговор «слепителю»: 20 лет тюрьмы. 47-летнего хулигана судили по статье «терроризм», и при вынесении приговора решающую роль сыграли мощность применяемого устройства и большое количество жалоб: это была не разовая акция, а систематическая охота.

После этого были внесены поправки в федеральный закон об аэронавтике, приговаривающие «слепителей» к штрафу до 100 тысяч долларов или тюрьме – до пяти лет. Продажа лазерных указок ограничена в Норвегии. В Чехии близ аэропортов установлены знаки, запрещающие пользоваться лазерными указками. В Швейцарии запрет на указки мощностью более 5 милливатт появился после франкофонского саммита в 2008 году. Тогда некий житель города Мотре дразнил лазером экипажи военных вертолетов, отвечавших за безопасность мероприятия. А в канадской Оттаве недавно в больницу попал пилот вертолета «скорой помощи». У него была тяжелая травма сетчатки.

После приговора число хулиганов с лазерами увеличилось на три порядка, пишет журнал "Город 812". В Америке ежегодно регистрируется до 2800 лазерных атак, в странах Евросоюза – 2000. Хотя в Европе еще приговаривают к условному наказанию или штрафу. Законодатели пока расходятся во мнении, как трактовать подобное правонарушение: как попытку теракта или как хулиганство. Ученые установили, что зеленый лазер чрезвычайно опасен на близком расстоянии из-за того, что невидимый инфракрасный луч (тот, что меняет цвет, пройдя через кристаллы) в два раза превышает заявленную мощность света.

Между тем, летчики сохраняют спокойствие и почти не боятся. Так, на форуме avia.ru один из них написал: «Абсолютно бесполезная игрушка. Да, может прожечь дырочку на черном материале с расстояния 10 сантиметров. Но попробуй попади в глаз пилоту на расстоянии 5 км. А ведь засечь, откуда идет зеленый луч, много труда не надо. Проблема надуманная, и интерес к ней проявляют только недоучившиеся подростки или хронические идиоты. Повышенный интерес к лазерным лучам объясняется тем, что подавляющее большинство думает, что покупает за 1000 долларов гиперболоид инженера Гарина, а в действительности никуда не годный девайс. Один мой знакомый для охоты купил: кабанов ослеплять. В итоге выкинул в помойное ведро».

Летчик-испытатель Вадим Базыкин выступает за то, чтобы лазерных хулиганов строго наказывали уже сейчас, не дожидаясь, пока произойдет настоящая авария. Хотя в возможность ослепления пилота, находящегося в кабине самолета или вертолета, верит не слишком: "Для того чтобы послать снайперский луч в глаз пилоту, нужно, я так понимаю, находиться на одном уровне с кабиной. Кабина у всех самолетов – на верхней части фюзеляжа. Для пилота пассажирского самолета точка входа в глиссаду – 900 метров, ближний привод включается на 200 метрах. Чтобы прицелиться, нужно находиться на полосе метров за 30 до касания, а это исключено. Так что это чисто психологический раздражитель, но он ведь настигает в самый ответственный момент. Ты заходишь на глиссаду, а радом с тобой что-то мелькает".

"Скорее всего, - продолжает Базыкин, - если луч попадет на стекло, которое после антиобледенителя становится жирным, получатся уже не точки, а довольно большие всполохи. Да даже если и точки... Немало летчиков у нас прошли через войну – и представьте их ощущения, когда в кабине появляется пятно как от лазерного прицела. На современных машинах посадку производит, конечно, автопилот, а летчик как бы дублирует. Если бы он сам был за штурвалом, это его бы тонизировало, и никакие лучи бы не отвлекали. А теперь получается: автопилот сажает самолет, летчик отвлекается на вспышки, и вдруг происходит нештатная ситуация. Нет, мне очень неприятно думать, что лазерные технологии указки могут с применением больших денег превратить в мощное оружие, даже психологическое".


Вернуться назад