ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > В. Тимченко: Рабочая группа СФ готовит предложения в законопроект по развитию системы онлайн-механизмов защиты прав потребителей

В. Тимченко: Рабочая группа СФ готовит предложения в законопроект по развитию системы онлайн-механизмов защиты прав потребителей


20-04-2021, 13:39. Разместил: News24

В. Тимченко: Рабочая группа СФ готовит предложения в законопроект по развитию системы онлайн-механизмов защиты прав потребителей

 

Разработку предложений в законопроект по развитию системы онлайн-механизмов защиты прав потребителей обсудили в ходе Заседания рабочей группы по законодательному обеспечению развития национальной системы защиты прав потребителей при Комитете Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, который возглавляет Вячеслав Тимченко. Оно состоялось 19 апреля в оффлайн и онлайн-форматах.

Сенатор отметил, что по итогам анализа двухлетней работы по реализации Стратегии в Постановлении Совета Федерации «О национальной системе защиты прав потребителей» было отмечено, что необходимо совершенствовать механизмы, учитывая те изменения, которые повлек за собой 2020-й пандемический год. «Речь идет об обширной цифровизации всех сфер жизни граждан, увеличения частоты приобретения товаров и услуг с использованием онлайн-платформ и электронных сервисов», – подчеркнул Тимченко.

Сенатор напомнил: 18 марта 2021 года премьер Михаил Владимирович Мишустин сообщил, что Правительство России одобрило к внесению в Государственную Думу соответствующий законопроект в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

Законопроектом устанавливается перечень возможностей, которые должны быть обеспечены Единым порталом государственных и муниципальных услуг сторонам спора, однако система альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей до конца не проработана.

Директор департамента развития отрасли информационных технологий Минцифры России Дмитрий Никитин в свою очередь подтвердил актуальность развития такого сервиса. «Российский рынок Интернет-торговли показывает достаточно устойчивые темпы роста. И, конечно, ситуация с ковидом еще больше подстегнула темпы роста этого сегмента. По оценке ассоциации АКИТ, рост внутренней Интернет-торговли по сравнению с 2019 составил 92% и достиг в абсолютных выражениях 2,7 триллиона рублей», – отметил Никитин, добавив, что вопрос принятия дополнительной регуляторики требует проработки, в том числе в рамках этой рабочей группы.  

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов сообщил, что Ассоциация поддерживает создание онлайн-площадки урегулирования споров и считает, что участие в ней должно носить исключительно добровольный характер.

«Однако, продавцу должно быть позволено устанавливать договором с потребителем обязательный порядок досудебного урегулирования спора с использованием онлайн-платформы, если при заключении договора они об этом договорились. Иначе в потребительских отношениях именно в силу необязательности, данная концепция не заработает», – сказал Соколов.

Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Екатерина Алтабаева отметила: «По экспертным оценкам, нагрузка на 60% судей превышает норму в 2 раза. В этой связи перед государством стоит еще вопрос развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров».

Сенатор Российской Федерации добавила, что онлайн система внесудебного и досудебного урегулирования споров между гражданами и юридическими лицами способна значительно снизить нагрузку на судебную систему и службу судебных приставов-исполнителей.

Председатель правления АНО «Равноправие», член экспертного совета Счетной палаты Российской Федерации Соколова Наталья добавила, что нередко досудебная и судебная процедуры занимают почти год, зачастую покупатели сознательно отказываются от защиты своих прав, чтобы не тратить время и деньги.

«Для потребителей же создание подобного эффективного, бесплатного для граждан онлайн сервиса защиты своих прав даст возможность восстановления нарушенных прав в любом месте, где есть доступ к сети «Интернет», исключая значительные трудозатраты, а также временные и финансовые потери», – отметила Соколова, предложив интегрировать в портал Госуслуг сервис Равноправие.Онлайн, в котором пользователь услуг может в том числе передать право требования – цессию, чтобы урегулированием его вопрос занялись специалисты.

 

В. Тимченко: Рабочая группа СФ готовит предложения в законопроект по развитию системы онлайн-механизмов защиты прав потребителей


Соколова также призвала участников рабочей группы до 5 мая доработать законопроект, при этом учесть не только онлайн-торговлю, но и взаимоотношения между производителями и продавцами, а также выстроить систему без перекосов в одну из сторон, чтобы обеспечить равное рассмотрение прав участников спора.

При этом будут системно выявляться недобросовестные предприниматели и пресекаться их противозаконная деятельность по отношению к потребителям на ранних этапах. Одновременно с этим будет достигнуто повышение уровня доверия потребителей к добросовестным организациям за счет повышениях их рейтинга в системе рейтингования.

В завершение встречи председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров также предложил тему для обсуждения в рамках следующего заседания рабочей группы – рассмотреть возможность регулирования маркетиновых подходов к рекламе продукции, которая зачастую путает покупателей и пользователей услуг.

Рабочая группа продолжит подготовку предложений и замечаний по внесенному в Госдуму Законопроекту «О внесении изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей», а также в Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров». По итогам работы они будут направлены в профильный комитет Государственной Думы и Правительство.


Вернуться назад