ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > СевМорПуть и его перспективы. Часть 4. Нереальная мощь.

СевМорПуть и его перспективы. Часть 4. Нереальная мощь.


13-06-2020, 12:12. Разместил: Александр Дубровский

 

 

Часть 1. здесь.

Часть 2. здесь.

Часть 3. здесь.

 

Заканчивая повествование об Арктике и СевМорПути, не могу обойти тему ледоколов России. Говорить банальности, известные всем, типа у России ледоколов больше, чем у всех вместе взятых, не буду. Интереснее то, что за этим скрывается внутри и какие ощущения вызывает. Так вот, очевидцы, которым посчастливилось видеть работу ледокола, в один голос говорят — это нереальная мощь!

 

 

В общем, здесь никакие эпитеты и пафос не будут лишними, атомные ледоколы — это та область высоких технологий, которой Россия и все мы можем гордиться по праву.

 

Небольшое отступление.

 

Мне пока не повезло, я не был ни в Арктике, ни в Антарктике, посему жутко завидую тем, кто там побывал хотя бы раз. А перед теми, кто там работает и ходит по морям, вообще снимаю шляпу. Самая северная морская точка, где я бывал — маяк Fastnet в Ирландском море, куда занесло в 2011 году в 600-мильной гонке на парусных спортивных яхтах. Так что, лишь теоретически могу предположить, что и в Арктике, и в Антарктике жутко холодно, причём, что зимой, что летом. Однако хорошо понимаю и принципиальную разницу.

 

Антарктика — это южный полюс, где ледяной покров лежит в основном на континенте Антарктида, из чего следует, что льды практически неподвижны, вплоть до ледяных наслоений, которым многие тысячи лет (а может и миллионы).

 

Северный полюс — это Северный ледовитый океан, покрытый льдом, из чего, в свою очередь, следует, что на севере льды подвижные, то есть, постоянно дрейфующие. Так что, не только теоретически, но и практически, современный мощный ледокол может дойти, особенно летом, до самого Северного полюса, что и происходит уже регулярно, в том числе и в туриндустрии.

 

На Антарктиду, кстати, тоже туристов возят, хотя турпоток не такой интенсивный. Однажды слушал рассказ довольно известного человека о такой поездке. Когда он дошёл до момента полной потери ориентиров (утром отошёл на несколько шагов от базы), понял, что это просто космос, если не круче. В космосе ориентиры есть всегда — Земля, Луна, Солнце, звёзды наконец, а в Антарктиде, в определённые моменты, теряешься до степени вселенского одиночества не только без направлений, но и без понятия, где верх, а где низ.

 

Рассказчик, правда, был весьма хороший — актёр театра и кино, причём уже во втором поколении и с известной фамилией. Так что, впечатление оставил сильное.

 

В общем, если уж и дальше проводить аналогию с космосом, то атомный ледокол по сложности заложенных технологий, пожалуй, сопоставим с космической ракетой. Сопоставим, но не совсем. При выводе в космос ракетный двигатель работает считанные минуты, а ресурс ядерной установки ледокола — пять лет! Представляете, пять лет полной автономки, а по запасам воды и пищи — 7,5 месяцев!

 

Перейдём к устройству ледокола, а затем к виртуальной экскурсии.

 

Для примера возьмём самый мощный в мире атомный ледокол «50 лет Победы», который регулярно ходит не только по СМП (зимой), но и на Северный полюс (летом). Эти материалы взяты из ЖЖ капитана ледокола Дмитрия Лобусова (аdmitry-v-ch-l.livejournal.com).

 

 

Вот его ТТХ:

 

 

Вопреки обывательским представлениям, современный ледокол не врезается в лёд, как бы раздвигая его в стороны, а ломает его своим весом, наваливаясь на него всеё своей мощью. Обломки льда более тонкого действительно расходятся в стороны, а тот толстый лёд, который уходит под днище, перемалывается гребными винтами и превращается в ледяную кашу. Каждая лопасть такого винта весит 7 тонн, на каждом винте — 4 лопасти, всего винтов — три. То есть, только гребные винты с лопастями весят 84 тонны!

 

Корпус ледокола естественно усиленный, также он двухслойный, полость между слоями заполнена водой, что позволяет, в случае необходимости) использовать приём ломки льда с помощью крена (при принудительной перекачке воды с одного борта на другой).

 

А теперь просто потрясающая виртуальная экскурсия по ледоколу (надо пройти по ссылкам):

 

Ходовой мостик:

 

 

Машинное отделение:

 

 

Панорамные виды:

 

 

И вновь не могу обойтись без эпитетов: «нереальная мощь», «потрясающая красота» и т. д. и т. п., просто потому, что это действительно захватывает и цепляет. Всё-таки есть что-то на Севере таинственное и вечное. На русском Севере, кстати (это чтобы ни у кого не было лишних бесплодных иллюзий).

 

Ну, за Русский Север!

 

 

Ледокол «50 лет Победы» приветствует иностранное судно

 

 

Александр Дубровский


Вернуться назад