ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Какие опасности грозят России? Цвет угрозы: желтый

Какие опасности грозят России? Цвет угрозы: желтый


1-10-2010, 12:08. Разместил: VP

С момента публикации предыдущего материала прошло некоторое время, и обстановка изменилась. Оставляя за рамками обозрения те процессы, угроза которых была оценена как зеленая или синяя (и таковой осталась), выделим процессы, опасность которых была оценена как более серьезная, а также рассмотрим некоторые из ранее не оценивавшихся нами угроз разного калибра.

 

Угроза втягивания России в афганский конфликт, оцененная как желтая, продолжает сохранять актуальность, но в несколько модифицированном виде.

 

Как весьма вероятную можно определить угрозу «афганизации» конфликта в Киргизии, втягивание в который представляет для России потенциально не меньшую опасность, чем продолжающаяся уже 10 лет Афганская война для США и столь же продолжительная война в этой же стране — для СССР.

 

На сегодняшний момент, однако, российское руководство заявляет об отсутствии намерения непосредственно участвовать в данном конфликте путем направления в Киргизию российских миротворцев, но такая вероятность продолжает сохраняться и может быть оценена как желтая.

 

Таким же желтым цветом можно обозначить и взаимосвязанную угрозу серьезного ослабления ОДКБ вследствие отсутствия решительной реакции России на конфликт в регионе, где способность быстрой и решительной демонстрации силы имеет большое значение. Такой же цвет продолжает сохраняться и в оценке угрозы втягивания России в иранский конфликт, вероятность которого остается высокой — по информации из ряда источников, США усиливают свои ВВС и ВМС в зоне Персидского залива, что может говорить об их подготовке к новой кампании.

 

Желтый цвет сохраняет и угроза нового конфликта с Грузией, продолжающей восстанавливать и переоснащать свои вооруженные силы. Вместе с тем рецидива этого конфликта вряд ли стоит ждать в ближайшее время — скорее всего, Грузия будет ждать более удобной обстановки, которая может возникнуть в случае дестабилизации ситуации в России.

 

Вызывающим определенное беспокойство синим цветом стоит обозначить угрозу существенного ухудшения отношений между Россией и Белоруссией.

 

Эта угроза в том или ином виде присутствует постоянно — испортить отношения между Минском и Москвой мечтает слишком много влиятельных лиц и организаций, чтобы относиться к ним пренебрежительно, но, пожалуй, впервые она приобрела реальные черты. При этом свою вину за происходящее несут обе стороны. С одной стороны, руководство России, которое пытается обеспечить контроль над Минском в той же степени, в которой Москва контролирует национальные субъекты Федерации, при этом выбирая средства, живо напоминающие о поведении некоего серого большеухого и длинноносого животного в посудной лавке. С другой — лично Александр Григорьевич Лукашенко, который пытается сохранить максимум самостоятельности и при этом часто переступает границы, например, в случае поддержки свергнутого президента Киргизии Бакиева, являющегося одним из главных виновников разгоревшегося близ южных рубежей России конфликта.

 

Таким же синим цветом следует обозначить и более отдаленную географически, нежели Белоруссия, угрозу возникновения нового ближневосточного конфликта, в котором обозначилась новая расстановка сил: впервые за время существования государства Израиль к числу его дипломатических соперников присоединилась Турция, ранее относившаяся к еврейскому государству весьма благожелательно. Такая перемена имеет много причин как внутри самой Турции (и Израиля), так и вовне. Из числа внутритурецких причин стоит назвать позицию правящей Партии справедливости и развития во главе с Тайипом Реджефом Эрдоганом. Последний явно стремится повысить политический вес Турции в исламском мире и, особенно, на Ближнем Востоке, который многие турки рассматривают как собственную не столь уж давнишнюю вотчину. Из числа внешних факторов наибольший интерес представляют закулисные режиссеры провокации с «флотилией мира», на которую столь эффектно и с большим дипломатическим ущербом попался Израиль. Их имена и принадлежность неизвестны, но у многих специалистов не вызывает сомнения авторство Ирана. Организовав такую акцию, Иран решил одновременно ряд задач: во-первых, он в очередной раз отодвинул нависшую угрозу войны (хотя и не отменил ее до конца). В условиях дипломатического скандала и возмущения в исламском мире США не смогут привлечь Израиль к операции против Ирана в качестве союзника, а начинать в одиночку вряд ли решатся.

 

Тем более в одиночку не начнет войну против Ирана Израиль.

 

Во-вторых, Иран сумел всерьез поссорить Иерусалим с Анкарой, лишив Израиль поддержки со стороны одной из самых влиятельных и мощных исламских стран. Более того, создавшаяся ситуация имеет немалый потенциал негативного развития отношений между Израилем и Турцией, и к каким последствиям это может привести спустя годы — остается пока лишь гадать.

 

Оценив основные внешние угрозы, как и в прошлый раз, перейдем к угрозам внутренним, набор которых не претерпел значительных изменений.

 

К числу наиболее масштабных внутренних угроз можно отнести следующие.

 

По-прежнему вызывает тревогу состояние Вооруженных сил России, переживающих радикальную реформу. Как уже отмечалось, непрозрачность реформы, волюнтаризм в ее осуществлении, отсутствие внятного освещения целей военного ведомства в сочетании с недостаточным финансированием переоснащения и перевооружения армии грозят серьезным ослаблением российской военной машины в наступающем десятилетии. Не развеивает опасений и информация о вероятных параметрах новой государственной программы вооружения, рассматриваемой в настоящее время.

 

По заявлениям самих представителей Минобороны, 13-триллионная программа позволит удовлетворить нужды вооруженных сил лишь наполовину от реальных потребностей, при этом особенно туго придется затянуть пояса сухопутным войскам и, что особенно опасно, — Военно-морскому флоту, который и без того находится в критическом состоянии. Данную угрозу можно обозначить как оранжевую.

 

Сохраняет свою опасность и угроза, вызванная состоянием транспортной, энергетической и промышленной инфраструктуры России, обновление которой ведется явно недостаточными темпами. Прошедший паводок не повлек новой аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, которой многие со страхом ждали, но ситуация от этого не исправилась. Опасность крупной техногенной катастрофы, вызванной износом оборудования либо халатностью людей (как руководства, озабоченного прибылью, так и зачастую, увы, работников — стремящихся облегчить себе жизнь), продолжает оставаться высокой. Сочетание же техногенного и человеческого факторов лишь добавляет поводов для пессимизма. Оценить эту угрозу можно также как оранжевую.

 

Критическую, красную степень сохраняет угроза террористических актов внутри страны, прежде всего на Северном Кавказе и в Москве.

 

Продолжается активизация бандитского подполья, с которым ведут борьбу военные, чекисты и прочие силовики. Помимо традиционных терактов, резко обозначилась и новая угроза — действия экстремистских групп в традиционно русских регионах (Дальний Восток), цели которых до конца не понятны. При этом чрезвычайно опасным оказался информационный вброс, последовавший за действиями так называемых «приморских партизан», когда на множестве сетевых ресурсов развернулась информационная кампания по приданию бандитам имиджа борцов за свободу. Особенно следует отметить быструю смычку данной информационной кампании с действиями чеченских радикалов, позицию которых в сети представляет сайт «Кавказ-центр», и отечественных ультралибералов.

 

Какими бы ни были цели самих бандитов, те, кто стоит за их спиной, явно думают о максимальном ослаблении и расчленении России. В целом, террористическая опасность продолжает оставаться красной.

 

Такой же тревожный красный цвет имеет и смежная угроза, заключающаяся в очевидной неспособности МВД РФ справляться со своими обязанностями. Массовая коррупция в милиции (и шире — во всей правоохранительной системе), очевидная потеря уважения граждан к мундиру МВД, произвол и открытые преступления, чинимые сотрудниками МВД в отношении граждан в ряде регионов, — все это заставляет требовать немедленных и серьезных перемен в правоохранительных органах.

 

Сохраняется и угроза ухудшения экономического состояния страны, связанная с продолжающимся глобальным экономическим кризисом. Первую его волну экономика России более-менее успешно преодолела, однако что будет в дальнейшем, предсказать пока очень сложно.

 

Вместе с тем экономическая статистика и объективно наблюдаемая экономическая обстановка по первому полугодию текущего года внушают осторожный оптимизм. Эту угрозу можно обозначить синим цветом.

 

Как и в прошлый раз, оценивая общий уровень угроз национальной безопасности России, можно констатировать, что наибольшую опасность для нашей страны в настоящий момент представляют внутренние процессы, чреватые серьезными кризисами. Реакция руководства также остается в целом прежней — вовне зачастую демонстрируется значительно лучшее умение справляться с ситуацией, чем внутри страны. В целом общий уровень угроз можно обозначить как «желтый».

 

Илья КРАМНИК


Вернуться назад