ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Святые дни, праздники и история России

Святые дни, праздники и история России


20-11-2018, 10:57. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Святые дни, праздники и история России

Святые дни, праздники и история России

Я нахожу историю России пленительной. В XX веке дважды рушилась государственность. То, что возникало на руинах, оба раза очень отличалось от того, что было ранее.

Большую часть своей истории Россия была монархией и заявляла о себе как о христианской стране. Царь обладал всей полнотой власти и официально ни перед кем не отчитывался. Бог возвёл его на трон. На фоне растущих беспорядков 1905 года царь, наконец, согласился на конституцию. Однако в итоге конституции оказалось недостаточно, чтобы успокоить волнения. В 1917 году последователи Владимира Ленина отстранили царя от власти и в конце концов убили его самого и его семью. В итоге появился Союз Советских Социалистических Республик, который официально был атеистическим. Затем в декабре 1991 года СССР тоже развалился или был демонтирован, это зависит от вашей точки зрения. Появилась демократия (всевозможная). Я писал уже ранее о десятилетии 1990-х в России, так что не стану снова касаться того ужасающего десятка лет. В 2018 году на выборах русские снова пришли на избирательные участки проголосовать за своих руководителей, под рукой были и команды международных наблюдателей. За свою долгую историю в России было лишь три человека, избранных народами главами государства. Теперь в России нет официально поддерживаемой государством религии, хотя Православное Христианство явно имеет наибольшее количество приверженцев и наибольшее влияние на государственную политику.

Столь разнообразная история оставила праздники, которые нам, посторонним, понять трудно. На самом деле. Я думаю, даже некоторые русские сбиты с толку своими собственными праздниками. И сбивает с толку переплетение национальных и религиозных ритуалов. В некотором смысле это напоминает Америку, где большая часть праздников появились либо как религиозные ритуалы, например Рождество, либо как значимые национальные события, например 4 Июля. Просто в России всё на порядок сложнее.

Первая неделя ноября продемонстрирует мои трудности. Когда мы готовились к литургии 4 ноября, моя жена напомнила мне, что это день Казанской Иконы Божьей Матери. Праздник уходит корнями в царские времена России, когда религия и политика были связаны (я обращусь к основным вопросам икон в Православии в следующий раз). Казань была взята в 1552 году Иваном IV (Иваном Грозным), но культурно она не была русской. Казанское Ханство было преимущественно мусульманским, они отнюдь не были счастливы тем, что их захватили русские/христиане, особенно когда в следующем году Церковь установила там епархию. Далее, в 1559 году в городе был страшный пожар, и мусульмане обвинили в нём христиан. Когда в 1605 году закончилась династия Рюриковичей, на Руси начались «смутные времена». Царя не было, и аристократические семьи активно боролись друг с другом. Это была практически гражданская война. Польские аристократы решили, что это подходящее время для вторжения. Патриарх Гермоген был взят под стражу. Однако он сумел направлять послания русской общественности. В этих посланиях он говорил русскому населению, что надо прекратить воевать друг с другом и защищать свою землю и православную веру.

Маленькая девочка в Казани упорно настаивала, что ей было видение Господа, и что где-то в городе среди пепла была Икона Пресвятой Богородицы. Церковные руководители отвергали «видения», как не имеющие значения. Однако ситуация ухудшалась всё больше, так что при упорной настойчивости маленькой девочки были проведены поиски и найдена икона. Копия этой иконы была отправлена в Москву, где в Кремле были поляки. По прибытии иконы солдаты, прислушавшиеся к посланиям патриарха, постились и молились три дня, после чего поляков легко изгнали. 4 ноября это день, когда все русские православные церкви собираются, чтобы почтить эту икону.

Я виню в том, что забыл, насколько важен этот день в русской православной церкви, тот факт, что я — американец. Когда мы прибыли на литургию в то воскресенье, меня быстро «просветили» о его значении. Мы чуть опоздали к началу литургии. Когда я открыл дверь в церковь, то не смог войти. Она была полным-полна. Я не имею в виду, что там была толпа, просто там было так много народу, что мы не могли войти внутрь. В русской православной церкви во время литургии мы стоим. У стены есть пара скамеек для тех, кто из-за возраста или немощи стоять не может, но все остальные стоят. Они стояли буквально до самых дверей. Мы отошли к зданию воскресной школы, затем несколько человек вышли, и мы смогли войти. (В русской православной церкви литургия проходит строго, но нет никакой формальности в том, что люди время от времени входят и выходят. Литургия длится три часа). Мы остались до окончания литургии и насладились прекрасной трапезой после неё.

Мне было интересно присутствовать на литургии. Я заметил нескольких молодых девушек, одетых в традиционные платья древних русов. Я нашел эти яркие длинные платья и головные уборы очаровательными и прекрасными. Когда мы уходили, я услышал, как они обсуждали концерт в деревне во второй половине дня. Когда мы вернулись в Лугу, мой тесть сказал, что когда он ехал через город, там шёл Крестный Ход. Ему пришлось некоторое время подождать, поскольку полиция остановила движение транспорта в центре города, пока пройдут участники этой длинной процессии.

В тот вечер мы были приглашены к родителям Оксаны отметить «День Единства», ещё одну составляющую этого сложного праздника. После того, как большевики взяли власть, они, очевидно, не могли позволить праздновать святой день Иконы Пресвятой Богородицы, которая, по поверью, принесла победу России. Но людям не нравилось, что у них забрали праздник. Так что в 1918 году национальным праздником сделали 7 ноября, годовщину Октябрьской Революции. На самом деле она была 25 октября, но тогда в России был ещё юлианский календарь. Когда его заменили на григорианский, то 25 октября по юлианскому календарю стало 7-м ноября по григорианскому календарю. (Русская Православная церковь до сих пор живет по юлианскому календарю, поскольку именно он использовался во времена Иисуса). Так что каждый год 7 ноября проходил военный парад и празднества в память о начале того, что стало коммунистической страной, в которую входила не только Россия, но и все остальные республики. Теперь они были едины — по крайней мере, политически.

После падения коммунизма в 1991 году снова возникла проблема. Казалось неподходящим праздновать начало того, что стало коммунизмом, когда Россия больше не была ни коммунистической, ни вместе с другими республиками. В 1995 году Ельцин переименовал 7 ноября в «День Освобождения Москвы», который напоминал об освобождении России от польского вторжения. Но он сохранил дату Октябрьской Революции, да и название иконы не упоминалось. Он имел и военный, и квази-религиозный аспект. На следующий год он снова изменил название, на этот раз на «День согласия и примирения». В 2004 году Владимир Путин объявил о создании двух праздников. 4 ноября стало называться «День Единства» в память об объединении всей России ради изгнания захватчиков. Церкви, конечно же, сконцентрировались на почитании Казанской иконы. Другие, как мои родственники по жене, больше обращают внимания на единство русского народа — к счастью они сюда включают и своего американского зятя! 7 ноября стало исключительно военным праздников в честь всех тех, кто служит в войсках без какого-либо упоминания революции. В этом году 5 ноября была 100 годовщина учреждения разведывательной дивизии в войсках, так что центр внимания больше был на этом. Итак, пять человек — Оксана, дети и я — почтили Казанскую икону Богоматери на утреннем богослужении. Затем мы отметили единство в Росси с моими родственниками по жене, собравшись вечером на семейный ужин. 7 ноября Габриэль отправился с бабушкой на празднование в честь военной разведки здесь, в Луге. Он попал в кадр фотографа, и в местной газете появилось фото с русским солдатом, который инструктирует его, как правильно пользоваться оружием. Весьма сложно для десятилетнего мальчика.

Весьма сложно для десятилетнего мальчика

Далее, есть еще те немногие, кто чтит Октябрьскую Революцию 7 ноября. Я видел фото такой группы в Санкт-Петербурге и слышал, что в Москве была закрытая вечеринка. Но всё же правительство и пресса по большей части это игнорируют. Ни Путин, ни кто из его пресс-секретарей даже не упомянул об этом, насколько мне известно. Я удивился, что не получил никаких флайерсов или рекламы от местной группы коммунистов, которые обычно собираются неподалеку от нашего дома в значимые для коммунистов дни. Те, кто хочет отмечать это, свободно могут это делать, и никто не будет протестовать. И они тоже не протестуют против того, что мы ходим в церковь.

Что до развития в данный момент политической активности, поскольку я нахожусь в России, я был в местном избирательном участке в день выборов и читал статьи наблюдателей из разных стран, которые присутствовали как официальные «наблюдатели». Всё, что я видел, выглядело совершенно нормально, и я не читал ничего в статьях наблюдателей, что могло бы заставить предположить, что выборы были мошенническими. Несколько настоящих наблюдателей выразили удивление порядком и эффективностью события, которое они наблюдали. Единственные обвинения, которые я прочитал, исходили от американских СМИ или политиков, которых здесь на выборах не было. Это не к тому, что все в России счастливы, и никто не жалуется на политическую систему. Пенсионеры всё ещё разгневаны из-за предлагаемых изменений по пенсиям, особенно выходом на пенсию в 65 лет для мужчин и 60 для женщин. Недавний опрос «Левады», который я видел, показывает, что рейтинг одобрения Путина упал до 67%. Это намного ниже 80%, которые у него были раньше, но всё равно это значительно выше, чем у кого-либо из западных лидеров.

Пока я это пишу, в Америке продолжаются бурные протесты из-за того, кто на самом деле победил на «промежуточных» выборах. Результаты гонки за пост губернатора Джорджии всё ещё проверяют, а Флорида в таком замешательстве, что не могу проследить, что там происходит. Демократическая партия вернула себе большинство в Палате представителей, и их руководство заявило о большем числе расследований по Трампу, его налоговой декларации и, конечно же, так называемом русском заговоре двухлетней давности. Проводимое Мюллером расследование президентских выборов 2016 года вроде бы скоро должно завершиться, но нет никаких официальных заявлений. Есть те, кто твёрдо верит, что выборы были мошенническими, хотя я слышал много сообщений, что Мюллер не нашёл ничего на Трампа и русских. После того, как недавно Белый Дом Трампа запретил вход журналисту CNN, эта организация подала судебный иск против президента. По-видимому, «война» между ним и большей частью «ведущих СМИ» будет продолжаться. Никто не  доверяет другой стороне, а результаты будут оспорены вне зависимости от того, кто объявлен победителем.

Это первое воскресенье ноября выделяется тем, что иллюстрирует одну вещь, которую я нахожу столь интересной и впечатляющей в России. Как я уже признавал, я не всегда остаются сконцентрированным во время литургии, поскольку не понимаю церковнославянского. Так что иногда я смотрю вокруг. Я смотрю на некоторых стариков, и некоторых из них стал немного лучше узнавать. Они жили, как верующие в коммунистической стране. Они пытались поклоняться, и молиться, и жить добродетельно, как только могли в стране, которая — по меньшей мере — крайне не одобряла подобного. Они тайком ходили в церковь и крестили детей, они молились, где и когда могли. У них было мало возможностей публично выражать свою веру.  Некоторые говорят, что времена коммунизма были тем временем, когда их вера была чиста и крепка.

С другой стороны, сидя за столом с моими родственниками по жене, я думал о тех, кто, как и они, были членами «Партии». Они верили в то, чему их учили. Они усердно работали и были верны своей стране. Мой тесть с честью отслужил в армии, а затем всё развалилось. Они узнали об изнанке истории. Они узнали то, о чем никогда ранее не знали. И всё же  они шли вперёд и корректировали своё мышление соответствующим образом. Они продолжают высоко ценить трудную, честную работу и приверженность семье и сообществу. Они не осуждают тех, кто «на другой стороне». Они прекрасно общаются с теми, кто принадлежит церкви. Мой тесть не сожалеет о том, что ему пришлось ждать, пока пройдёт крестный ход. Я думаю, он уважает их. Каким-то странным образом я ощущаю взаимную признательность других. Они ищут общее. Несмотря на маргинальные движения (у которых намного меньше последователей, чем представляет Запад), я вижу, что эта добродетель передаётся по России. Они принимают тот факт, что никто не понимал и не понимает всё точно так же, как и они. Они не считают других ответственными за то, что они делали или не могли знать. Они не тратят свою жизнь на сожаления, крики или перекладывание вины. Эту мощную добродетель выковало травмированное прошлое. Я очень надеюсь, что и кто-то из граждан моей собственной страны ещё может выздороветь. Пока не стало слишком поздно.


Вернуться назад