ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Хасиди́зм, Маршак и Березовский

Хасиди́зм, Маршак и Березовский


2-05-2017, 17:46. Разместил: Глобальная Авантюра
Вводная часть – для ознакомления с Темой.

В рамках иудейского вероучения хасидизм как «тайное знание» возник в начале нашей эры. В Мидра-шах — правовых и религиозных установлениях иудаизма и Талмуде — своде законов, регулирующих жизнь евреев, встречается название хасидим ришоним (ранние хасиды). Собственно же хасидское движение как секта, выделившаяся из ортодоксального иудаизма и противопоставившая себя ему, появилась в Германии XII—XIII веков. Члены движения Хасидей ашкеназ (благочестивых восточных евреев) стремились обрести благочестие посредством аскетизма, подчинения строгим моральным нормам и постоянного молитвенного созерцания. Находясь под влиянием еврейских мистиков-каббалистов, они верили, что Бог проявляет Себя в Божественной славе (ка-воз). Они отрицали Божественность Иисуса Христа и жили постоянным ожиданием нового мессии. Самый известный средневековый хасидский трактат — «Сефер Хасидим» («Книга благочестивых») — написан Иехудой ха Хасидом в XIII в. В этой книге содержится предписание отношения иудеев к неевреям, вопросы образования, молитвы, общественной жизни.  Хасиди́зм (от ивр. חסידותхасиду́т, или, в ашкеназийском произношении, хаси́дус, «праведность», буквально — «учение благочестия») — как крупное мистическое и националистическое религиозное движение у Восточно –Европейских иудеев получило новый толчок   в первой половине XVIII века и за очень короткое время охватило еврейское население Речи Посполитой и прилегающих территорий. Особенное значение хасидизм придает эмоциональному постижению Бога. Отчасти хасидизм напоминает аналогичные процессы в протестантизме: акцент на личном переживании Бога, на личной праведности и роли харизматических лидеров (цадики). Одна из главных особенностей хасидизма — вера в особую мистическую связь между хасидами и их духовным лидером цадиком (букв. праведник) или ребе, должность (место) и титул которого передаются по наследству по мужской линии.Исторически течения хасидизма формировались как группы последователей определенного ребе (духовного наставника). Своё название они, как правило, получали по месту, где находилась резиденция («двор») ребе. Главный принцип цадикизмa в том, что хасидский цадик посредничает между простым народом и Богом, и так как Бог посылает людям через него жизнь, детей и здоровье, то людям надлежит содержать цадика, предоставлять ему материальную поддержку (ивр. פדיונים, пидйоним), чтобы святой человек мог посвятить себя общению с Богом. Считается, что цадик (ребе) «благословляет землю, излечивает больных, излечивает от бесплодия». 

Родиной Хасидизма является Подолия. Подо́лье — историческая и географическая область над северными притоками среднего Днестра и верхним течением Южного Буга. Главные города: Каменец-Подольский, Хмельницкий, Винница.



Главный город Хасидского движения был Меджибуж. Город считается родиной хасидского движения в восточно - европейском иудаизме, так как в 1740—60 годах здесь жил основатель хасидского движения Исраэль Бааль Шем Тов  

Именно из этих краев ученики Бааль Шем Това разъехались по разным местам, образовав затем свои группы, называемые по месту их возникновения – но, по своим воззрениям – вроде как и рядом не лежавшими. Любавичские Хасиды – это совершенно не то, что, например, Чернобыльские или Уманьские. И – зачастую их называпют «Ортодоксальными Иудеями» - что есть глупость сплошная – ну ибо это все равно, как рьяных последователей Кальвина называть Православными Христианами. (сравнение – более чем правомерно, ибо Настоящие  иудеи хасидов иудеями не считают. Хотя, опять же – не все так просто, уж дюже разные они, находящиеся иной раз во вражде друг с другом).
 
Общий, однако, таки только главный ПРИНЦИП   цадикизма. 
 Вот эти два момента – нам и интересны в следующей теме. 
Уважаемые читатели! – особо те, кто внимателен, и хоть раз по телевизору слышавший выступления Берл Лазара. Вы обратили внимание на то, что человек, никогда не живший в России, говорит на очень хорошем Русском Языке? Так вот: секрет сей в том, что для элит (по меньшей мере) Хасидов – знание ЛИТЕРАТУРНОГО Русского Языка – есть ЧАСТЬ РЕЛИГИОЗНОЙ ДОКТРИНЫ. И в Исраэловке Русский Язык –официален не потому, что евреи уважают Россию, а потому, что это часть Доктрины Верующих. Молятся они на другом языке… однако Русский – «обязателен к исполнению» чуть – чуть повыше, нежели сейчас в школах РФ. «Помни Место Рождения Доктрины» - и в языке – в первую очередь. 
 
Хасиды не- Любавичской Группы в СССР и РФ.

В этой статье нас интересует лишь только одно семейство, общеизвестное по фамилии, которая есть производная, согласно иудейской традиции, от Рабби Аарон-Шмуэль Кайдановер. 

Родился в 1624 году в городе Койданов (ныне Дзержинск), недалеко от Минска. При рождении получил имя Аарон, однако в детстве тяжело заболел и был при смерти, поэтому отец добавил ему второе имя — Шмуэль (согласно еврейской традиции, смена имени способна изменить судьбу человека). Койдановер — на идише означает из Койданова, койдановский. Рабби Шмуэль славился своей учёностью, и стиль его книг, где в краткий текст было вложено много смысла, пользовался большим уважением среди мудрецов его времени, которые подчеркивали его обширные познания в Галахе и умение кратко и точно излагать свои рассуждения. Во время восстания Хмельницкого был вынужден бежать с семьей, однако погромы настигли и его — две его дочери были убиты, а сам он остался ни с чем, да еще и инвалидом на обе ноги. Единственный его сын, который остался в живых — это рабби Цви-Гирш Кайдановер, автор книги «Кав Аяшар».

Служил раввином в моравском городе Микулов (Николсбург), затем — в Глогуве (Силезия) и в Фюрте (Бавария), а также в Бресте, Франкфурте-на-Майне и в Кракове. 

Его комментарии к Талмуду вошли в современные издания Талмуда. 
Собственно – у меня нет желания расписывать подробные биографии последователей данного Ребе, однако небольшой текст далее –только лишь для того, дабы показать знАчимость данной Фамилии в иудейской суб- культуре. С учетом Основного Принципа Хасидов

 Раби Цви-Гирш бар Аарон-Шмуэль Кайдановер (Кав аяшар; ок. 5410-5472 /ок. 1650-1712/ гг.) – выдающийся мыслитель и наставник мусара (еврейской этики). Жил во многих городах Европы –был главой еврейской общины г. Никольсбурга (Брно), столицы Моравии, а впоследствии главным раввином Бриска (Бреста), Франкфурта на Майне и, наконец, Кракова. В 1705 году р. Цви-Гирш Кайдановер издал свое основное произведение – трактат по этике Кав аяшар (Прямая линия). В этой книге исследуются вопросы награды и наказания; в ней приведено множество захватывающих историй и мудрых притч, побуждающих сердца к служению Всевышнему. Многие идеи книги почерпнуты из кабалистических источников, и в первую очередь, из книги Йесод Йосеф, ставшей для р. Кайдановера образцом.. Ее исключительному успеху способствовало и то, что автор снабдил ее подстрочным переводом на идиш, разговорный язык евреев восточной и центральной Европы, – таким образом среди ее читателей оказались и женщины, как правило, не владевшие святым языком. За последующие три века книга выдержала более восьмидесяти новых изданий, став одним из самых популярных произведений мусара. Наряду с широким кругом читателей, трактат р. Кайдановера тщательно изучали и величайшие мудрецы Торы. Раби Элимелех из Лежанска, один из основоположников хасидизма, проштудировал эту книгу сто два раза – в соответствии с числовым значением входящего в ее название слова «кав» (линия). А выдающийся праведник р. Исраэль из Кожниц, утверждал, что «изучение книги Кав аяшар пробуждает сердце даже в большей степени, чем изучение самой книги Зоар (то есть- Учения Каббалы).

Итого: Книга Зоар + Кав аяшар стали базовыми Книгами  Восточно –Европейского хасидизма, которыми являются и сейчас. Подчеркну: для ВСЕХ течений в Хасидизме. После них – все работы – уже НОВОДЕЛЫ, являющиеся только развитием движения отдельными группами

Все вышеперечисленное и написанное служит только для того, чтобы опять же – показать знАчимость Фамилии идеологов Движения, географию «движения предков» по просторам Европы – то есть – по сути – ее потенциальных связей. А затем, перепрыгнув через парочку столетий – перейти в век ХХ, а чуть позже – и в ХХI.  К фамилиям , теперь уже точно, которые общеизвестны. 
 
Фамилия номер 1. Которую знают все – с раннего детства, с пролонгацией в юношество и во взрослость.  С любовью и уважением:

Самуил Яковлевич Маршак. 

Лауреат Ленинской (1963) и 4-x Сталинских премий (1942, 1946, 1949, 1951), награжден 2 орденами Ленина (1939 и 1947 года), Орденом  Отечественной Войны 1 степени (1945)
Фамилия «Маршак», а правильнее «Мааршак» является сокращением (ивр. מרש"ק), означающим «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит прямым  потомкам этого известного раввина и талмудиста. 


Собственно, Самуил Яковлевич тоже был религиозным Авторитетом, что, в целом, никогда особо и не скрывалось.  Однако – вышеприведенное фото несколько намекает на серьезность характера данного человека, равно как и на его основную профессию, которую он получил по рекомендации Горького. Примерно такую, как и у Тургенева, например. 



1 Мая в Тель Авиве, 1947 год…  промежуточный результат «Палестинского Проекта РИ»
Вот за такое – боевые ордена тоже давали…..А не за подписи к картинкам Кукрыниксов

В целом, биография Самуила Яковлевича – очередной, пока еще не написанный никем, политический триллер. И он, в данной заметке – отнюдь не Главный Герой. …
 
У Самуила Яковлевича был родной брат - Илья́ Я́ковлевич Марша́к, химик и популяризатор науки, писавший книги для подрастающего поколения под фамилией Ильин. С 1924 года в журнале «Воробей» (позднее «Новый Робинзон») вёл «Химическую страничку» и «Лабораторию «Нового Робинзона». В 1927 опубликовал книгу «Солнце на столе». Рассказы для детей о простых вещах «Сто тысяч почему» (1929). Печатался в журнале «Чиж». Книга о первой пятилетке «Рассказ о великом плане» (1930) и её продолжение — «Горы и люди» (1932), в которой пишет о работах академиков Н. И. Вавилова и Т. Д. Лысенко, о значении руководителей СССР И. В. Сталина и В. И. Ленина. В развитие этой темы написал книги «Сегодня и вчера», «Покорение природы». Также писал об истории культуры («Рассказы о вещах», «Как человек стал великаном» — совместно с Е. Сегал) и истории науки. 
В принципе – вполне достойная семья. 

Посему – она нас не очень интересует. По крайней мере – пока. 
Нас интересует несколько ДРУГАЯ ветвь Фамилии.

Итак: Фамилия номер 2 и ее потомки.

Начнем с Нины Семёновны Маршак.

Тут, на Форуме, малость говорилось об «Институте еврейских жен». 
Практически у всех нееврейских вождей в СССР жены были еврейки. Так, женой Дзержинского была Соня Мушкат; одной женой Бухарина была Гурвич, другой Лурье; женой Рыкова была Маршак, Молотова - Жемчужина (Перл Карповская), Ворошилова - Горбман, Кирова - Маркус, Ежова - Евгения Соломоновна Ноткина, Куйбышева - Коган, Андреева - Хазан (впрочим, многие из перечисленных лиц были женаты несколько раз, так что у них могли быть и другие жены). Производит впечатление, что в этот период тот, кто не был евреем, не имел хотя бы некоторых еврейских предков, для того, чтобы войти в высший слой лиц, стоящих у власти, стать там своим человеком, должен был иметь жену-еврейку. 

Правильное впечатление. Ибо, в частности, за Ниной Семеновной стояла мощь отдельных групп Хасидов. И если Самуил Яковлевич Маршак был типа Теоретика и «Полевого Практика», то за дамочкой стояли деньги Кланов, равно как их организационные возможности и международное влияние. Без этих мелочей в Большой Политике делать нечего совершенно. Совершенно очевиден и уровень ставок в той Игре, в которую влезла данная бабенка. В самый высокий. Она умудрилась попеременно стать женой двух деятелей: первым браком была замужем за руководителем Коминтерна Осипом Пятницким, 

 

вторым браком — за советским государственным деятелем Алексеем Рыковым. 

 
 
Естественно – этим и определился круг ее знакомств в высших эшелонах Власти СССР, а равно – определились каналы, по которым осуществлялись операции Амторга – как кадровые, так и финансовые и каналы «помощи Мировому революционному движению – то есть терроризм и опять же –деньги. С этой точки зрения – оба брака были «золотоносными» для базовой группы интересантов.  Дальнейшие жизненные мытарства дамочки вполне понятны, и лоб, намазанный зеленкой в 1938 году – вполне закономерный итог. 

На этом история этой ветви семейства не только не кончилась, а только началась. Ибо у Нины Семеновны был родной брат, Филипп Семёнович Маршак, женатый на некоей Цецилии Александровне, Филипп Семенович «влетел» по той же теме, что и его сестренка – и равно был помечен зеленкой на лбу в 1938 году. Цецилия же в том году легко отделалась, «влетев» в 1949. Так вот – эта парочка произвела на белый свет дитятю Михаила Филлиповича Маршака – в 1932 году.. Ну там родился, кончил школу, поступил в Горный институт – и о,случай! Однокурсником его оказался некий Ресин – собрат по вере предков. 


Родственники  обоих (тетка Маршака и дядька Ресина - Яков Ермолаевич Чадаев ) были хорошо знакомы через Рыкова во времена работы того в СНК, Равно и то, что без подписи Чадаева не проходило ни одно КАДРОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ  в середине 40х годов – в те времена, когда он был управляющим делами Совнаркома СССР.  То есть на эту парочку –связей было более чем, которые упирались и в огромные международные связи по линии единоверцев, к этому времени занявшими определенные позиции и во многих странах. Случайная встреча однокурсников переросла в «Дружбу по интересам»…. 

 Михаил Филлипович сменил свою фамилию на более русскую, и дабы не быть похожим на своего родственника – Самуила Яковлевича – на фамилию Шатров,


 и занялся написанием пьес о Ленине, которыми, благодаря связям и тягам – нас в последние пред- перестроечные десятилетия долбали во всю. 

Равно- в качестве «мальчика на побегушках» - эти два дружбана назначили и Борю Березовского, который был помоложе, чуть пошустрее и без «роду –племени» - что вполне Главных Дружбанов – устраивало. Именно им Боря обязан своей дальнейшей карьере – равно как и «попадосу» в Институт Системного Анализа. Ну а раскрутить «ЛогоВаЗ» - это была мелочь, так, копеечка на орг-работы. Ресин затем поплыл по своей речке, войдя в Совет Хабад, а в прямом смысле слова «Крышевать» Березовского стал Шатров в гордом одиночестве. 

Вот так то…. 

Вернуться назад