ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Заменим турецкую рыбу отечественной!
Заменим турецкую рыбу отечественной!23-12-2015, 10:45. Разместил: Лукрентий |
В Москве на прошлой неделе заговорили об ужесточении санкций против Турции. Пока что непонятно, в чем именно это будет заключаться, но сама тема ограничения торговли с Анкарой - в заголовках новостных лент. Обсуждают и вопрос о том, чем заменить дешевую турецкую обувь, а также верхнюю одежду, если они попадут под запрет. Здесь ответ у всех один: Китай непременно поможет! Отечественные потребители волнуются, смогут ли Ереван, Каир и Баку заполнить магазинные полки своими помидорами и цитрусовыми перед новогодними праздниками? Не оставили без внимания и рыбный рынок. И тут сразу же вспоминается ноябрьская новость о том, как Росрыболовство поддержало введение против Турции рыбного эмбарго: «Если правительство примет ограничение на поставки из Турции, то это будет скорее позитивным шагом для российских добытчиков белой рыбы — трески, минтая, палтуса и камбалы». В Росрыболовстве также отметили, что все эти виды рыб по своим вкусовым и питательным свойствам могут стать альтернативой охлажденным сибасу и дорадо, которые поставляются из Анкары. Золотая рыбка Стоит признать, что сегодня рыба на рынке, словно из сказки Александра Сергеевича Пушкина. Только вот не исполняет, а наоборот отбивает желание - покупать. И теперь, даже там, где обычно привыкли брать подешевле. Неважно, будь это простой рынок или какой-нибудь портовый город. И всё из-за того, что перед тем, как попасть на прилавок, рыбка успевает позолотить не один десяток рук. Если вновь поддаться сравнениям, то весь путь «чешуйчатой» от корабля до прилавка похож на наваристый рыбный суп. Причем навариваются абсолютно все. Некоторые, в принципе, даже ничего и не делают, а просто подписывают и перекладывают бумаги. Другие же занимаются перепродажей. Чаще всего схема доставки выглядит следующим образом. Всё «представление» начинается на берегу. Там у рыбаков их улов выкупает некая компания, являющаяся посредником. Затем эта компания начинает перепродавать рыбу тем, кто непосредственно занимается её перевозкой. Так рождается одна из первых наценок. Далее рыба начинает своё путешествие… ну, допустим, в столицу нашей необъятной Родины. По прибытию в пункт назначения товар разгружают. И незамедлительно, словно пчелы на мед, к нему «слетаются» более крупные дяди-оптовики. Они, соответственно, скупают всю рыбу, рисуют желаемую надбавку, после чего продают товар мелким фирмам. Таких фирм-товарищей может быть несколько: 2-3-4. В принципе, они занимаются тем же самым – тупо перепродают рыбу. Но теперь друг другу. По цепочке. И каждый из них пытается поймать свою прибыль. Вслед за такими незамысловатыми фокусами, «хвостатая» вновь отправляется в фуры и развозится по другим городам. Здесь, как и в самом начале пути, прибавляется транспортная наценка. Из Москвы автомобили разъезжаются по разным направлениям: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань… Дороги разные, но финишная черта идентична – магазины. У них, понятное дело, тоже своя торговая надбавка. И в конечном итоге на прилавок попадает рыба в 3-4, а то и в 5 раз дороже, чем та, которую продавали рыбаки на берегу. Вот такой вот бизнес… На пути к глобальной реконструкции Разумеется, такой расклад дел волнует многих. А особенно нас с вами, простых потребителей. Поэтому назревший вопрос озвучивали еще осенью этого года. На заседании президиума Госсовета, посвящённого рыбной отрасли. Тогдашнее собрание многие участники рыбного рынка вообще назвали историческим. Оно и не мудрено, ведь именно в октябре были подняты проблемы, которые не решались годами. • Перевозка РЖД уже пообещало проработать вопрос и, что называется, дать зеленый свет рыбе: выравнивание тарифа, изменения правил перевозки. Кроме того, еще одна серьезная проблема - подвижной состав. Рефрижераторные вагоны производились в Германии и Брянске. И то и другое предприятия давно закрыты. Статистика такова, что из строя выходят до полутора тысяч вагонов ежегодно и к 2019 году не останется ни одного. На смену им приходят контейнеры, но тоже импортные. После госсовета Уралвагонзавод получил техзадание. В Нижнем Тагиле пообещали начать производство контейнеров к 2017 году. • Логистика Но важно не только на чем везти, а главный вопрос - откуда и куда. Тут, думаю, необходимо обратить внимание на создание правильно выстроенной инфраструктуры, причем инфраструктуры как товаропроводящей системы. То есть это должен быть большой логистический центр, оптово-распределительный центр. И создание всей этой логистической цепочки, её оптимизация позволит сократить и сроки доставки, позволит сократить стоимость, позволит повысить качество продукта. И уже сегодня определенны города, где будут построены уникальные для нашей страны оптово-распределительные центры, а именно: в Москве, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Новосибирске и Владивостоке. Первый ОРЦ откроется в Новосибирске. Уже подготовлен участок и подписано соглашение с администрацией города. Бизнес-модель ОРЦ состоит в том, чтобы доставить продукт от производителя к розничному продавцу, предложив все необходимые для этого услуги: транспортировки от поставщика, приемку, хранение и складскую логистику, предпродажную подготовку, оптовую реализацию и доставку потребителю, в том числе в другие регионы России. При таком взаимодействии удастся исключить ненужных посредников. • Доступность Помнится, Владимир Владимирович был недоволен тем, что наши предприятия в основном экспортируют рыбу как сырье. И чтобы от этого уйти, руководитель рабочей группы госсовета, губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко, предложил решить так: повысить нынешние сборы за пользование объектами водно-биологических ресурсов с 15 до 100% для всех рыболовецких компаний, кроме - градообразующих предприятий, артелей, колхозов и предприятий, которые выпускают продукцию высокой степени обработки. Таким образам будет стимулирована поставка рыбопродукции на российский берег, и доступность рыбопродукции для населения увеличится. Будут созданы условия, при которых продавать рыбу в России станет выгоднее, чем поставлять за рубеж. *** Разумеется, все эти преобразования в отрасли, будто глобальное обновление. К нему необходимо подготовиться, грамотно подойти и понять, что сразу все изменить не получится. Но самое главное, что в правительстве уже сформировали общий вектор развития и прописали конкретные шаги для реализации поставленных задач.
Сергей Черкасов
Вернуться назад |