ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Изобретая патриотизм

Изобретая патриотизм


13-10-2015, 07:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Изобретая патриотизм

На днях лидеры всех фракций ГД попросили президента РФ Владимира Путина одобрить идею создания всероссийской детско-юношеской организации. Идея давно носится в воздухе, к тому же патриотические проекты ныне оказались «в тренде», что само по себе можно только приветствовать. Поскольку в 1990-е годы руководству страны было не до образования и патриотизма, а в 2000-е годы наши власти больше беспокоил переход на стандарты западного образования — внедрение ЕГЭ в школах и болонской системы в вузах, — государство проиграло битву за умы молодого поколения. Необходимость давать детям в духовном плане нечто большее, чем уроки истории и литературы, очевидна. Однако российские законотворцы, по сути, ничего нового и адекватного так и не придумали.

«Добрята» вместо октябрят

Симптоматично, что новость об упомянутой просьбе к президенту была озвучена председателем думского комитета по бюджету и налогам единороссом Андреем Макаровым. И в этом контексте фигура Макарова, не имеющего в Думе никакого отношения к вопросам воспитания и образования, вызывает вполне логичное недоумение. Сам депутат, известный в СМИ своей лоббистской деятельностью, пояснил, что реализация идеи всероссийской детско-юношеской организации потребует изыскать средства в государственной казне.

Судить о том, на что готовы тратить бюджетные деньги депутаты, можно по так называемой доктрине молодежной политики России, разработанной главой санкт-петербургского отделения партии «Родина» Андреем Петровым. На сайте политической организации документ был опубликован в середине сентября и уже успел заработать в интернете и СМИ немалое количество ироничных отзывов.

Суть документа сводится к так называемой «Концепции "4Д"», предполагающей четыре добродетели: Долг, Достижения, Достоинство, Доверие. Такими качествами должен обладать «державник» — представитель молодого поколения в возрасте от 21 года. Получить столь почтенный статус можно будет, пройдя три ступени: «добренок» (1–4-й классы), «дружинник-пионер» (5–8-й классы) и «доброволец» (с 9-го класса и старше). «Статус "державник" должен являться элементом высшего общественного признания, стоять в одном ряду с высшими государственными наградами и почетными статусами», — указано в доктрине.

Ее автор утверждает, что все приведенные в «концепции» понятия и критерии их оценки «наиболее жизнеспособны» и «проверены временем». Хотелось бы только уточнить: где, кем и когда? «Все понятия Доктрины уже существуют и используются обществом! Понятия имеют глубинные языковые и культурные корни, они отражают основные ценности всех традиционных конфессий нашего общества», — говорится в документе. Цель внедрения «Концепции "4Д"» состоит в том, чтобы предоставить человеку базовую идеологию, «на которую он бы мог ориентироваться».

Детско-державный проект «Родины» напоминает систему институтов по работе с молодежью, которая существовала в Советском Союзе. Сразу заметим: любая аналогичная концепция будет напоминать советские пионерию и комсомол — по той простой причине, что та система была практически идеальной с профессиональной точки зрения.

Но многие новые авторы отчего-то стесняются это признавать, начинают кокетничать, настаивая, видимо, на прорывном характере своих новаций. Так, Андрей Петров призывает не проводить напрашивающиеся сами собой параллели с октябрятами, пионерами и комсомольцами.

Автор документа настаивает, что доктрина (непонятно почему) оторвана от политики и направлена исключительно на формирование у подрастающего поколения универсальных морально-нравственных ценностей. Вот как-то так! Но за «универсальными морально-нравственными ценностями» пожалуйте в Русскую православную церковь — там эти задачи с блеском реализуются уже второе тысячелетие. Государство же как раз заинтересовано в воспитании юного человека как патриота, как политической и гражданской личности. И, кстати, только за это оно и будет платить.

В беседе с «Русской планетой» Петров сообщил: «Я написал эту доктрину как основной идеологический выбор. У нас нет документа, где было бы сказано, что мы берем молодежь в пункте "А" и ведем ее в пункт "Б". Мы должны знать, куда едем, и даже неважно, на чем». А вот это он тоже зря сказал, ибо еще в XVII веке основоположник педагогики Ян Амос Коменский был убежден в том, что разум человека способен охватить все, только для этого в обучении и воспитании надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения.

Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и выполнению правил поведения.

Петербургский парламентарий сетует, что в России есть закон о патриотическом воспитании, но отсутствуют конкретные механизмы воплощения благих идей в жизнь. По его словам, это вина чиновников, которые пользуются сложившимся положением дел и готовы «придумывать коэффициенты любви к родине, чтобы получить возможность вообще не работать». Ну что ж, с этим трудно не согласиться. Но, к сожалению, этот же аргумент можно предъявить и новатору Петрову.

Затрагивая логично возникающий финансовый вопрос, Петров пообещал, что всероссийская детско-юношеская организация будет лишена коррупционной составляющей. «Будет действовать прозрачная система контроля, которая не позволит воровать бюджетные средства. В частности, будет создана единая база "добровольцев", где будет указано количество "добрят", дружинников и прочих. Чтобы контролировать расходы, достаточно посмотреть на количество голов. Все гениальное просто», — отметил Петров. Здесь сразу вспоминается бессмертный шедевр Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», где герои Евгения Евстигнеева и Лидии Смирновой контролировали не только тапочки у реки и головы в воде, но и еженедельный привес отрядов.

В самой доктрине про деньги мало что говорится. Единственная строчка о финансировании сообщает, что «реализация Доктрины не предусматривает выделения дополнительных государственных средств». Отсюда следует вопрос: а за чей счет тогда будут проводиться патриотические мероприятия? Неподвластное разуму объяснение предоставляется далее: «она (то есть доктрина. — РП) позволяет, наоборот, получать синергетический мультипликативный эффект от уже вложенных средств». Здесь редакция РП скромно опускает руки — без комментариев.

Петров рассказал «Русской планете», что доктрина, которую фракции Госдумы предложили Путину, не облечена в форму законопроекта. «Будем ждать, какое решение примет Владимир Владимирович. Только он может это сделать, потому что обладает даром предвидения, да и вообще в нашей стране все держится на нем», — пояснил парламентарий. Но хочется заметить: что-то вы, ребята, совсем обнаглели — заглядывали бы хоть изредка в Конституцию, где законотворческая деятельность находится в ведении депутатского корпуса. И вообще: думайте, работайте, предлагайте! И самое главное — несите за это ответственность. В противном случае зачем вы нужны? Ведь и в самом деле народ может обойтись одним президентом.

Петров обещает, что после одобрения президента доктрина будет «расписана до последнего болта». «Если Владимир Владимирович не примет доктрину — будем жить по закону об "Основах молодежной политики", в котором нет ни одного слова о практике», — уже чуть ли не угрожая президенту, вдруг говорит Петров.

Все давно придумано

Характерно, что парламентарии просят Путина принять исключительно идею, а реализацией проекта детско-юношеской организации, то бишь вопросами распределения бюджетных денег и кадровыми назначениями, они, дескать, займутся сами. Вот молодцы какие: ответственности не понесем, дайте денег — и мы все правильно разрулим. Где-то это уже, кажется, было. И не один раз.

Хочется заметить, что, на наш взгляд, единственной проблемой Всесоюзной пионерской организации и ВЛКСМ была верность одной политической доктрине. Не политической в государственническом смысле, что мы приветствуем. А политической в узкополитическом смысле — то есть коммунистической. Поменяй этот подход, и можно смело возрождать советские детско-юношеские организации.

Действительно, все давно придумано. И пионерское движение не просто так появилось в СССР. Ему предшествовало движение скаутское — и потом десятилетия, но уже на Западе, оно было клоном советской пионерии. В Артеке до сих пор существует Педагогический университет имени М. Драгоманова. У него прекрасные разработки и методики по всем направлениям пионерско-скаутской работы. На научном уровне этими проблемами занимались десятки институтов и кафедр. Есть с чего начинать, вернее, есть что продолжать. И это главное. Только одна просьба, господа хорошие: приглашайте профессионалов! Политиков довольно.

Источник


Вернуться назад