ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Первое сентября: цветы, банты и полная готовность российских школ

Первое сентября: цветы, банты и полная готовность российских школ


1-09-2015, 13:26. Разместил: Ева Лисовская

Здравствуй, осень, и здравствуй, школа!

Последние несколько дней, а, может даже и неделю, в магазинах творилось черт те что. Нет-нет, никакого конца света, просто родители собирали своих чад в школу. А в последний день перед одним из самых ответственных моментов для ребенка творился вообще кавардак. Я не преувеличиваю. Сами же знаем, как и что происходит в этот день. Последние подготовки, последние покупки, беготня в поисках цветов (касается тех, у кого нет дач, знакомых с дачами или других «связей» для получения заветного букета).

Буквально несколько дней назад представилась возможность вспомнить все эти марафоны в поисках «самого лучшего для своего ребенка» (речь, правда, пойдет о моем младшем брате, который отправился в 11 класс). Конечно же, в старших классах хочется выглядеть на дне знаний особенно хорошо, как-никак последняя линейка!

И, знаете, ни капли не жалею, что прошли те годы и не понимаю тех, кто так скучает по своим одноклассникам, учителям… (возможно, сейчас буду заклевана).

Еще вчера ловила себя на мысли о том, как сегодня проснусь от осеннего солнца, которое будет биться в окно сквозь жалюзи, как выйду на улицу, а под ногами листья, разноцветные, шелестящие... Но на дворе всего лишь сентябрь, до шелестящих листьев как минимум месяц. А утро началось, как говорится, «не с кофе». Солнышко-то, о котором так мечталось, было, но в сопровождении отчетливо доносившихся песен и таких до боли знакомых.

«…Вычитать и умножать,
Малышей не обижать…».

Под окнами школа, и это было вполне ожидаемо.

А что творилось на улице…

Времени было практически 8 часов, а от цветов и бантов уже в глазах рябило. И все такие красивые (родители, естественно, тоже)! Не сказала бы, что в глазах каждого ребенка была радость от происходящего, как пишут во всяких журналах, газетах о том, что дети, наконец, смогут встретиться с дорогими друзьями, учителями и школой, о которой они, вероятно, скучали, находясь на каникулах. Но всё это – неизбежно, поэтому предположим, что все остались довольны.

Достаточно о «высоком», перейдем к цифрам.

На сегодняшний день в России 102 тысячи образовательных учреждений, как среднего образования, дошкольного, так и вузов. Из них порядка 98% школ уже сегодня готовы к новому учебному году (те 2% оставшихся школ, как правило, находятся на стадии финальной подготовки, но они сегодня также примут учащихся). Так что, никто не останется без места за партой.

Отправляя детей в школу, о чем вы, дорогие читатели, думаете в первую очередь? О том, какой уровень знаний получит ваш ребенок? Или же о том, насколько безопасно то место, где в течение 9-11 лет будет проводить время ваше чадо? В данном вопросе нельзя говорить о чем-то одном без упоминания о других факторах.

Что касается безопасности, то с 20 августа по 20 сентября МЧС России ежегодно проводит профилактическую операцию «Школа». В рамках данной операции в каждой школе проходят занятия с преподавателями:

1. по отработке эвакуации в случае пожара,

2. по применению огнетушителей,

3. по информированию о том, что на объекте что-то происходит, или что делать в случае, если сработает сигнализация, оповещение, или услышали, почувствовали запах дыма или каких-то других вредных газов.

И степень безопасности российских школ находится на довольно высоком уровне. Для справки, удостоверится в том, насколько готова ваша школа к учебному году, необходимо набрать в Google «школа №__ "имя города"» в 99% случаев вы найдете всю подробную информацию.

Итак, школы в боевой готовности, можно начинать!

«…Книжки добрые любить
И воспитанными быть…»

Сегодня пройдут уроки мира (уроки гражданственности), которые стали уже традиционными. Это урок приурочен к началу Второй Мировой войны. Итак, целью данного урока является:

– развить у учащихся чувство патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свой народ, страну, чувства уважения к героическим поступкам людей в военное время.

Вообще, после летних каникул действительно очень сложно «влиться» в учебный процесс, поэтому проведение первого урока не должно спровоцировать у детей стресс (это касается в первую очередь, конечно же, первоклассников). В педагогике разработаны определенные подходы к проведению этого первого урока:

1. Персонифицированный. Данный подход подразумевает то, что акцент делается на личности учителя, который претендует на особое педагогическое дарование. На таких уроках учителя могут читать стихи или петь под гитару (в моей практике учителя только стихи читали).

2. Унифицированный. Первый школьный урок приводится к единому, общему для всех стандарту. К примеру, в советские времена рекомендовалось начинать учебный год с Урока Мира, который состоял из рассказов об империалистических агрессорах и борьбе за мир во всем мире.

3. Констатирующий. Уточняются и обсуждаются организационные моменты: списки учеников, сообщения о предметах, распоряжение о сменной обуви, информация об учебниках, информирование о форме одежды, указания о правилах дежурств и прочее.

4. Совместнодеятельностный. Детям предлагается некая деятельность, в процессе которой они проявляют свои способности, сдруживаются, налаживают контакт с классным руководителем.

5. Ретроспективный. Ученики обмениваются воспоминаниями, о том «как они провели лето» (согласно некоторым утверждениям, в среднем за 11 лет учебы, школьник России пишет сочинение подобного характера 8 раз), первыми (или нет) впечатлениями о настоящем празднике, школе и прочее.

«…И не путать никогда
Острова и города…»

Какие нововведения ожидают школьников?

С сегодняшнего дня в школах России вводится первый федеральный государственный образовательный стандарт для 5-9 классов. Данный стандарт создает понятие внеурочной деятельности.

«Оно обозначает все те активности, которые проходят вне класса, но при этом направлены на прохождение материала, заложенного в основной образовательной программе. Отныне государство берет на себя финансирование таких форм обучения. Например, какие-либо поездки и экскурсии могут серьезно дополнить и расширить знания, полученные ребятами на уроке», – сообщили в пресс-службе Минобрнауки.

Цель – повышение качества образования России в целом и предоставление новых возможностей для каждой конкретной школы.

Во всех школах с 5 класса будут проводиться в плановом режиме мероприятия по профессиональной ориентации учеников. Кроме этого, в стандарте основной школы определен статус второго иностранного языка, который включен в перечень обязательных предметов в предметной области «филология».

Будет впервые введена новая предметная область - «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Министерство образования и науки выступило с инициативой масштабного реформирования учительского труда. В школах могут появиться:

– помощник учителя,

– учитель-наставник,

– учитель-эксперт.

Для чего? Как заявили в Министерстве, введение своего рода карьерной лестницы должно мотивировать преподавателей к профессиональному росту. Однако каким образом дифференцировать деятельность преподавателей, не уточнили и предложили подумать об этом экспертам.

«…Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить…»

И все, вроде бы, хорошо, школы улучшаются, безопасностью могут похвастаться, НО! Как всегда, есть это «НО». Не стоит забывать о самом обучении, как процессе.

В настоящее время просматривается четкая тенденция отказа родителей от услуг государственных школ. В Москве за последние годы образовалось от 20 до 35 родительских объединений, которые учат детей самостоятельно – «хоумскулеры». Причина отказа практически у всех одна – процесс обучения, который «выжимал» из ребенка все. На самом деле, так оно и есть (сужу по собственному опыту). Еще в мое школьное время занятия длились порой и до 6 часов вечера, после чего не оставалось времени ни на что. Вот и в этом случае, родители решили подарить своим детям больше свободного времени.

«Меня часто спрашивают: почему забрал дочь из школы? С дочерью решение как-то само собой назрело. Вероника пахала целыми днями. В восемь уходила из дома, в 16 часов — возвращалась. А с 17 часов у нее шли репетиторы, домашние задания. К вечеру это был просто невменяемый человек, который падал на кровать и тупо спал. Даже в выходные ни на что другое, кроме восстановления, ее просто не хватало. А отдачи от всего этого, на мой взгляд, был ноль. Зато после ухода из школы у дочери сразу появилось множество интересов: артстудия, зоология в зоопарке, гитара. Она ходит в какие-то походы и просто реально расслабилась», -говорит Алексей Семенычев, автор книги «Я в школу не хожу!».

Сложно сказать, правильно ли делают такие родители или нет. Дело выбора сугубо личное, стандартов, удовлетворяющих каждого, нет, и не будет. Но не стоит забывать, что все же школа – это место, где формируется элементарное общение со сверстниками, взрослыми. В процессе социализации, на мой взгляд, этот институт необходим.

Но с другой стороны, главное, чтобы знания ребенок получал реальные, которые ему хоть как-то пригодятся в жизни. А где и как? К сожалению, или к счастью, пока что решают за ребенка родители.

Но, где бы ни учился ваш ребенок, первое сентября для него все равно должно остаться знаменательным днем. И хочется пожелать успехов, как самим школьникам, так и их родителям, для которых также начинается очень важное и требующее большого запаса нервов и сил время.

С праздником, мальчишки и девчонки, а также их родители! 


Вернуться назад