ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > ГЛОНАСС без эвфемизмов. Зачем России собственная система навигации?

ГЛОНАСС без эвфемизмов. Зачем России собственная система навигации?


28-11-2009, 14:22. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
В наше время привычной стала навигация, основанная на союзе рукотворной астрономии и цифровой электроники, — спутниковые навигационные системы, известные под прозвищем GPS, как когда-то фотоаппарат звался «лейкой». Объяснять, что это такое, ныне излишне — учинившая ДТП барышня бойко валит вину на спутниковый навигатор. Но вот зачем нужна отечественная ГЛОНАСС, публике не очень понятно. И выступления высших должностных лиц России ситуацию не проясняют.
В XIX веке Британия правила морями, наживая непропорционально высокую долю мировых богатств. А в XVII и XVIII веках она за это правление боролась с Голландией и Францией, попутно осваивая новые земли. И важнейшей при этом была технология ориентации на поверхности земного шара. По мнению великого французского историка Фернана Броделя, Европу, отнюдь не выделявшуюся богатством, вывели в глобальные лидеры всего две технологии: плавание в открытых морях и огнестрельное оружие. Магнит показывал курс — «…двадцать дней, как компасные стрелы / Вместо карт указывали путь…». С широтой было просто — достаточно светил и угломерного инструмента, квадранта или секстанта.

А вот над методами определения долготы ломали головы лучшие умы. В результате англичане получили хронометр Гаррисона. Ну а отставшие от них при старом режиме французы указом Конвента 7 мессидора 1795 года учредили Bureau des Longitudes, Бюро долгόт, высокоучёную организацию, которая должна была помочь овеществить достижения французской науки во власть над морями и национальное процветание. О власти над морями галлы бросили грезить после Трафальгара, а вот Бюро долгόт процветает и ныне: родившись, бюрократические структуры умирают с трудом. А Бюро долгόт с его гигантскими достижениями в небесной механике — назовём хотя бы имена работавших в нём Араго, Деландра, Лапласа — оказалось структурой, практически никак не связанной с нуждами навигации.

В наше время привычной стала навигация, основанная на союзе рукотворной астрономии и цифровой электроники, — спутниковые навигационные системы, известные под прозвищем GPS, как когда-то фотоаппарат звался «лейкой». Объяснять, что это такое, ныне излишне — учинившая ДТП барышня бойко валит вину на спутниковый навигатор. Но вот зачем нужна отечественная ГЛОНАСС, публике не очень понятно. И выступления высших должностных лиц России ситуацию не проясняют.

Вот недавно тема национальной спутниковой навигационной системы прозвучала в послании президента Д.А. Медведева Федеральному собранию. Но всё, что там упоминается, — автонавигация, диспетчеризация транспорта — граждане могут получить и от ставшей уже привычной GPS. Зачем же городить огород? А дело в том, что главы государств на редкость ограничены в своих высказываниях. Приходится ограничиваться: «Мы стоим за дело мира…»

Но частное лицо, не связанное нормами госслужбы, может прямо сказать, что единственным реальным резоном развития национальной навигационной спутниковой системы является её военный аспект. Причём более важный, чем в эпоху холодной войны. Тогда основная роль в равновесии страха отводилась направленным друг на друга баллистическим ракетам. Координаты целей хорошо известны — город или завод место не сменит. Координаты пусковых шахт были выверены до миллиметров, гигантские субмарины несли достаточно точные инерциальные навигационные системы… А сегодня многополярный мир таит в себе многообразные угрозы, мелкие и динамичные, на которые требуется гибкое, насыщенное информацией реагирование. И одной из важнейших будет информация о координатах объекта. А её получать необходимо от национальной системы — ведь доступ к привычной GPS янки могут легко отключить, как это они проделывают в конфликтных регионах.

Национальная система ГЛОНАСС — это возможность всепогодной работы фронтовой авиации, вертолётов и штурмовиков (во время прошлогоднего конфликта в Грузии пилоты покупали GPS-навигаторы на свои деньги), возможность выйти к цели и вернуться к точке взлёта, идти, прижимаясь к рельефу, точно зная своё положение. А танк только кажется прочным и железным, на самом деле ресурс тяжёлой броневой машины исчисляется всего нескольким сотнями часов. И на непосредственное выполнение боевой задачи приходится лишь ничтожная часть этого ресурса. К полю сражения надо выйти, а для этого нужно пройти по дорогам или хотя бы пригодным для перемещения направлением. Знание точных координат в совокупности с цифровыми картами может сократить холостой пробег, повысив эффективность эксплуатации недешёвых машин.

Дальше — тактика. Командир танкового подразделения сможет точно знать (конечно, если у него будет качественная цифровая карта), где в какой момент находится каждая из его машин. Если оперативно отображать на этой карте данные разведки, положение противника, ему будет нагляден рисунок боя. Супостату можно будет подставить массивную лобовую броню, ударить его танки в хуже защищённые борт и корму. Воевать не числом, а умением. (Это особенно важно, потому что по нынешней армейской реформе количество танков собираются ограничить парой тысяч.) И с заправщиком, и с подвозчиком боеприпасов боевым машинам будет проще встретиться по данным ГЛОНАСС: современная война прежде всего — логистика.

Да и богу войны, ствольной и реактивной артиллерии, нужна привязка к местности. Знание точных координат и орудий, и цели позволяет при огне с закрытых позиций (удобно убивать, когда тебя не видят) сразу перейти к накрытию. Имея абсолютные координаты орудий и цели, с помощью науки баллистики вычислить углы наведения и заряды (количество пороха может меняться), потребные, чтобы положить снаряд достаточно близко к цели. Российские колонны в прошлом году в Южной Осетии попадали в скверную ситуацию — грузинские артнаблюдатели с помощью лазерного дальномера-гониометра (гониометр — прибор для измерения углов), привязанного к GPS-навигатору, очень точно корректировали огонь. Проблему, по рассказам участников, решили горцы-разведчики, выследившие корректировщиков и с кличем «Аллах Акбар! За Россию!» переколовшие их штыками, — для страны площадью 17 миллионов квадратных километров не самая адекватная технология.

Кроме того, у России в строю не слишком много самолётов, и оставшиеся не очень молоды. А на складах должны лежать авиабомбы ещё советских времён. Не исключено, что их можно будет достаточно дёшево и быстро модернизировать. Навесить несущие плоскости, рули и ГЛОНАСС — систему навигации. Такие планирующие бомбы можно будет бросать, не входя в зону действия противовоздушной обороны. Снижаясь на аэродинамическом качестве (летя не как пресс-папье, а как лист бумаги), пошевеливая рулями и зная свои координаты, бомбы смогут точно выйти на цель. Конечно, танк так не поразишь, но мосты, склады боеприпасов и ГСМ, бункеры командования ― мишени тоже привлекательные. И снижается риск для пилотов.

Так что общество должно понять: вложения в ГЛОНАСС ― это вложения в контроль над территорией. Аналог замкόв на дверях. Реальной проблемой является развёртывание достаточного количества аппаратов на орбите и производство приёмников, удовлетворяющих армейским условиям эксплуатации. Способных работать при жаре и холоде, при вибрациях и влажности, устойчивых к поражающим факторам ядерного взрыва. Не важно, где будут делаться микросхемы для них, лишь бы они прошли военную приёмку. Система ГЛОНАСС будет работать в интересах того, кто руководит «раздачей» сигнала, а не производителя чипов. И не столь важно, удастся ли извлечь доходы от гражданского применения этой системы. Владение восьмой частью суши — вещь неплохая сама по себе!



Преподобный Михаил Ваннах

Частный корреспондент

Вернуться назад