ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Крым: 12 шагов домой
Крым: 12 шагов домой12-05-2014, 12:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Концепция развития Крыма до 2020 года предусматривает вложения на уровне почти 1 трлн руб., из которых 95% - средства федерального бюджета. Ее выполнение позволит увеличить валовый региональный продукт (ВРП) и уровень зарплат на полуострове в пять раз за семь лет. На самодостаточность и бездотационность регион должен выйти не позднее 2017 года. Такие оценки приводятся в проекте концепции федеральной целевой программы (ФЦП) "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" (есть в распоряжении ИТАР-ТАСС). Насколько непростым будет этот путь, мы предлагаем оценить читателю, сделав небольшой онлайн-справочник по комплексу задач, которые предстоит решить Крыму на пути окончательного возвращения домой, в Россию. Армия и флот
Руководству Республики Крым приходится делать все возможное, чтобы быстрее решить судьбу 20 с лишним тысяч украинских офицеров, прапорщиков и мичманов, служивших в Крыму. У них, как говорят ответственные лица, есть два варианта. Уволиться из украинской армии и перейти на службу в силы самообороны Крыма, а потом стать военнослужащими Российской армии и Черноморского флота с сохранением воинского звания и с получением значительно большего денежного содержания, чем они имели. Для тех, кто не хочет служить Крыму и России, есть другой выход – уехать на Украину. Таким людям правительство в Симферополе готово выплатить денежное довольствие за три месяца и купить билет на поезд до города, куда они собираются добраться. Но для выполнения этой рекомендации есть довольно серьезное препятствие – ни один украинский офицер, прапорщик или мичман не может оставить свою часть и вернуться на Украину, если не получит соответствующего приказа из Киева. В противном случае он будет считаться дезертиром со всеми вытекающими отсюда последствиями. Руководство Крыма должно вручить каждому такому офицеру или прапорщику уведомление о депортации как представителю чужой для республики армии, который теперь находится на территории полуострова незаконно. Этот документ послужит своеобразной индульгенцией от преследования служивого украинской прокуратурой. Правда, у украинских военнослужащих (мы сознательно не берем в расчет солдат и сержантов срочной службы – они в любом случае увольняются в запас) есть еще один вариант. Те, кто не захочет служить ни в Российской, ни в Украинской армии, могут написать рапорт об отставке и уволиться. Такой возможностью вправе воспользоваться многие из тех, у кого есть жилье в Крыму и кто выслужил минимальный срок для пенсии, которая гарантирована им российским законодательством. Тем более если они получат российский паспорт. Также в Крыму остается значительное количество боевой техники, стоявшей на вооружении армии Украины. А это, по разным подсчетам, как минимум, 30 боевых кораблей и судов обеспечения, полторы сотни бронетранспортеров и полсотни танков, шестьдесят истребителей МиГ-29 и учебно-боевых самолетов Л-39, два десятка вертолетов, шесть десятков зенитно-ракетных комплексов большой дальности С-300 и четыре десятка зенитно-ракетных комплексов среднего и ближнего радиуса действия «Бук-М1» и «Тор», системы береговой обороны... Пригодится ли все это Российской армии, сказать трудно:: по большей части, оно все сильно устарело. За последние двадцать с лишним лет вооружение украинской армии, в том числе и то, что размещено в Крыму, не модернизировалось и не обновлялось. Достаточно сказать, что, по отзывам самих украинских военных летчиков, из четырех десятков истребителей МиГ-29, размещенных на авиабазе Бельбек под Севастополем, в воздух могут подняться только пять. Примерно такая же картина и с другими видами боевой техники. Отдельного разговора требует состояние кораблей украинских ВМС и их судов обеспечения. Это корветы «Тернополь» и «Луцк», корабль управления «Славутич» и единственная подводная лодка Украины «Запорожье». В Южной военно-морской базе на озере Донузлав под Евпаторией стоят у стенки большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет «Винница», транспорт «Горловка», тральщики «Чернигов» и «Черкассы», рейдовый тральщик «Геническ» и еще с десяток судов. Выход в открытое море им перегораживают затопленные в проливе предназначенные на металлом большой противолодочный корабль «Очаков» и буксир «Шахтер». Их, конечно, можно поднять с помощью понтонов, спасательных судов и водолазов. Но на это требуется время и деньги. Надо заместить, что не все перечисленные суда нужны российскому ВМФ. Некоторые требуют серьезного ремонта и модернизации, но об этом можно будет говорить только после окончательного решения их судьбы. А где ремонтировать эти корабли, как и корабли Черноморского флота, вопрос не стоит. В Крыму есть несколько довольно приличных, хотя и достаточно запущенных судоремонтных и судостроительных предприятий. Среди них 13-й судоремонтный завод в Севастополе, завод «Залив» в Керчи, завод «Море» в Феодосии… Севастопольский завод, где когда-то работало 12 тысяч человек сегодня содержит штат в 200 специалистов, принадлежит украинскому олигарху и кандидату в президенты Петру Порошенко. Предприятие до последнего времени не принимало в ремонт корабли ЧФ и российские военные моряки вынуждены были ремонтировать свои плавсредства даже в Болгарии, в стране, которая вошла в НАТО. Кстати, качество работ болгарских специалистов было несравнимо выше, чем на крымских предприятиях. Может, потому, что там платили рабочим по европейским нормам, а в Крыму - по украинским. Теперь, когда заработки на полуострове должны резко вырасти и сравняться со среднероссийскими, можно надеяться, что отношение крымчан к своей работе тоже резко улучшится. Банковская система
До вхождения Крыма в состав России на территории республики функционировало 77 банков. Их общая сеть насчитывала 1087 отделений и 11 филиалов. Также в республике работали два самостоятельных крымских банка - банк "Морской" и Черноморский банк развития и реконструкции, сообщили ИТАР-ТАСС в Национальном банке Украины. В Крыму работали "дочки" иностранных финансовых групп - венгерской OTP bank Plc, австрийской Raiffeisen bank, французской BNP Paribas, итальянской Unicredit bank и другие, российских кредитных организаций - Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка, Банка Москвы, а также отделения собственно украинских банков - Ощадбанка, Всеукраинского банка развития, Приватбанка, ПАО "Киевская Русь", Террабанка, VAB банка, ПУМБ банка и других. Наибольшее число отделений принадлежало Ощадбанку (294) и Приватбанку (267 отделений). "Дочки" Сбербанка и ВТБ располагали 18 и 6 отделениями соответственно. Средства физических и юридических лиц на счетах крымских банков оценивались в 3,5% от общего объема средств, размещенных в банках Украины. По данным НБУ на 1 января 2014 года, объем "крымских" вкладов составляет 23,3 млрд гривен, из которых 19,3 млрд гривен - частные. Объем кредитов оценивался в 16,6 млрд гривен, что составляло 1,8 проц от общего кредитного портфеля кредитных организаций Украины. Чистые активы крымских банков оценивались в 16 млрд гривен. После вхождения Крыма в состав России регулированием банковской деятельности в регионе занимаются структуры ЦБ РФ: открыты два отделения Центрального банка в Севастополе и Симферополе, общую координацию которых осуществляет Главное управление Банка России по Краснодарскому краю. ЦБ РФ предписывал банкам, желающим продолжить работу в Крыму, заявить об этом до 17 апреля 2014 года. Ни один украинский банк не откликнулся. Ситуация осложняется тем, что на Украине в апреле вступил в силу закон об особом правовом режиме в Крыму, который украинская сторона считает "временно оккупированной территорией". В законе содержится положение о запрете на территории Крыма нескольких видов хозяйственной деятельности, в том числе предпринимательской деятельности, подлежащей лицензированию. Со ссылкой на этот закон 6 мая 2014 года НБУ запретил украинским банкам работу в Крыму и отозвал лицензии в том числе у банка "Морской" и ЧБРР. Четырем украинским банкам запретил работать в Крыму непосредственно ЦБ РФ (Приватбанку, Всеукраинскому акционерному банку (ПАО "ВиЭйБи Банк"), банку "Киевская Русь" и Имэксбанку) в связи с неисполнением ими своих обязательство перед вкладчиками и кредиторами. Изменение политического статуса Крыма привело к уходу из региона многих банков. Помимо собственно украинских, Крым покинули "дочки" иностранных финансовых организаций - Credit Agricole Group, Райффайзен Банк Аваль (Raiffeisen bank, Австрия), Укрсиббанк (BNP Paribas, Франция), Укрсоцбанк (Unicredit bank, Италия), ОТП банк (OTP Bank Plc, Венгрия). Уйти с рынка их вынудил как украинский закон "об оккупированных территориях", так и российский "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период". Он разрешает работавшим в регионе банкам продолжить свою деятельность лишь до 1 января 2015 года. Предполагается, что за этот период кредитные организации должны решить, уходить из региона вообще или начинать процедуру получения лицензии ЦБ РФ. У большинства этих крупных международных структур имеются "дочки" в России, однако открытие офисов через них в Крыму опасно с точки зрения возможных санкций со стороны Запада, уверены эксперты. Украинские "дочки" российских банков также предпочли уйти с рынка Крыма, сделать это они были вынуждены также из-за запрета НБУ. В итоге крупнейшие российские банки - Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Банк Москвы - покинули регион, передав свои отделения бывшей "дочке" Банка Москвы - Российскому национальному коммерческому банку (РНКБ). Сейчас банк принадлежит правительству Крыма через две государственные инфраструктурные компании. Банк России регулярно публикует список отделений российских банков, работающих в Крыму. На 6 мая таких банков насчитывается всего семь, вместе у них 159 отделений, а именно: у РНКБ 140 отделений, Крайинвестбанка - три, Генбанка - 10, Джаст банка - одно, КБ "Рублев" - одно, Первомайского - три, Владикомбанка - одно. Кроме того, о намерении работать в регионе заявляли также КБ "Финансовый стандарт", ФИА-банк, банк "Северный кредит" и Тальменка-банк, которые откроют свои офисы в ближайшее время. Процедуру получения лицензии ЦБ РФ для работы в Крыму начали банк "Морской" и ЧБРР. Из украинских банков такую возможность обсуждают несколько структур, в том числе Дельта банк, подтвердили ИТАР-ТАСС в ГЦ ЦБ по Краснодарскому краю. Сам по себе крымский банковский рынок не очень интересен коммерческим банкам, уверены эксперты. По объему и развитию он заметно проигрывает соседним, прежде всего рынку Краснодарского края. Открывать там бизнес международной группе или банку, имеющему лицензию НБУ, опасно из-за возможных санкций со стороны Запада и лишением лицензии со стороны украинского регулятора. По этой причине крымский рынок в среднесрочной перспективе займут небольшие российские банки, не опасающиеся санкций. Крымский кризис стал причиной введения санкций США в отношении некоторых российских банков: СМП Банка, банка "Россия". Собинбанка и Инвесткапиталбанка. В канадский санкционный список попали Инвесткапиталбанк, Собинбанк и банк "Северный морской путь". Наложение санкций вынудило международные платежные системы Visa и MasterCard закрыть свои сервисы для клиентов первых четырех банков. Клиенты этих организаций не могут расплатиться картой в магазине или провести международные транзакции. Водоснабжение Крым геологически и исторически относится к наименее обеспеченным водой регионам бывшего СССР. Особенностью здешнего водообеспечения является почти полная (на 82%, по оценке Минрегионразвития РФ) зависимость от Северо-Крымского канала (СКК), соединяющего главное русло Днепра с полуостровом. Собственные ресурсы пресной воды на полуострове весьма малы - это один из самых водонедостаточных регионов Европы. Восточный Крым - от Судака до Керчи - практически вовсе не имеет поверхностных источников вод, аизнос водовода, построенного в 1961-1971 годах и с тех пор не ремонтировавшегося, столь велик, что потери воды на крымском участке составляют порядка 40% по оценка Минрегиона. Больше двух третей воды СКК (600-700 млн куб. м) используется на нужды сельского хозяйства. Остальная вода наполняет восемь водохранилищ, три из которых - Станционное, Фронтовое и Феодосийское - в настоящее время являются единственным источником питьевой воды для Керчи и Ленинского района Крыма, а также городов Феодосия и Судак. "Даже краткосрочное прекращение подачи воды из СКК в Крым вызовет острую нехватку как хозяйственной, так и питьевой воды", - говорится в рабочей версии проекта ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года". С середины апреля 2014 года Киев сократил подачу воды в Крым примерно в двадцать раз, ссылаясь на неуплату за водообеспечение полуострова. Однако руководство Крыма это опровергло заявления киевских властей. В начале мая 2014 года первый заместитель председателя Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев заявил, что "сегодня Крым абсолютно независим от Украины по поставкам воды". Сохранить водообеспечение в структуре ЖКХ удалось за счет запаса воды в хранилищах. Сейчас руководство Крыма совместно с российскими органами власти прорабатывает несколько версий альтернативного водоснабжения. Для сиюминутного решения проблемы исследуются три варианта. Во-первых, переброска воды из рек Салгир и Биюк-Карасу в Северо-Крымский канал. Также ведутся подготовительные работы по переброске воды из Таганского водохранилища в СКК. Самые проблемные регионы - Судак, Феодосия и Керчь - получат в мае 2014 года питьевую воду из водозабора, который расположен в предгорном Крыму. В течение 2014 года Крым перейдет на схему рационального водоснабжения, которая предполагает строительство новых водоводов, водохранилищ и скважин, сообщает Министерство регионального развития и ЖКХ Крыма. Помимо этого крымские власти готовы стимулировать сельскохозяйственные предприятия, которые в кратчайшие сроки перейдут на систему капельного орошения. Минрегион РФ рассчитывает, что в не столь отдаленной перспективе Крым может прибегнуть к использованию воды, образовавшейся антропогенным путем - от потерь в течение полувека при эксплуатации Северо-Крымского канала. Большего времени потребует реализация предложений Минстроя РФ по строительству водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и разработка подземных месторождений пресных вод в Джанкойском и Нижнегорском районах. Если раньше геологоразведочные работы ограничивались водоносными горизонтами глубиной до 200 м, то современные технологии позволять получить воду с глубины до 500 м. "Южэкогеоцентр" планирует пробурить 36 глубоководных скважин, потратив 67 млн рублей из республиканского бюджета. Определенные перспективы альтернативного водообеспечения имеются и в части использования нетрадиционных способов получения пресной воды. Обсуждается кондиционирование водяных паров из воздуха бытовыми установками. Они одновременно могут выполнять функции обычного кондиционера и калорифера. Предусматриваются и методы активного метеорологического воздействия, позволяющие добиваться усиления осадков. Наконец, рассматривается метод опреснения морской воды и соленых и солоноватых подземных вод. На опреснение воды в Крыму Минстрою могут выделить 2,28 млрд рублей до 2017 года, следует из таблицы оптимистичного варианта финансирования ФЦП Крыма. Здравоохранение
Здравоохранение Крыма осталось на уровне 1950-60 годов. Например, как рассказал врач-хирург Российского онкологического центра имени Блохина Александр Петровский, в операционных онкологических центров отсутствуют элементарные условия стерильности: нараспашку открыты окна, на полу лежит старый кафель, вместо вытяжной вентиляции работает кондиционер, в котором могут развиваться бактерии. На полуострове практически отсутствовала система непрерывного обучения медицинского персонала, а в связи с непростой экономической ситуацией многие компетентные специалисты «опустили руки»; Заработная плата медицинских работников составляла в среднем 12-15 тыс. в пересчете на рубли. Машины скорой помощи в Крыму и Севастополе, купленные в прошлом веке, оснащены на уровне 1980 годов, здания больниц не ремонтировались десятки лет, в палатах отсутствуют комфортные условия для пациентов, в учреждениях либо не хватает необходимого оборудования, либо оно находится в плачевном состоянии. За большинство лекарств и процедур пациентам приходилось платить самостоятельно. Заявляемая «бесплатная медицинская помощь», как факт, отсутствовала. Нарушалось патентное законодательство: в лечении больных использовались лекарства, не запатентованные ни в одной стране мира. В лечении наркозависимых граждан использовался запрещенный в РФ синтетический опиат метадон. Практически отсутствовала система информатизации. Единственное учреждение, имеющее достойный уровень в данной области – перинатальный центр, построенный в 2012 году. За два года должна пройти модернизация и переоснащение медицинских учреждений, произведен ремонт, улучшено лекарственное обеспечение. На приведение в порядок системы здравоохранения из федерального бюджета выделено около 6 млрд рублей. В рамках модернизации будет создана единая информационная система, которая будет внедрена в единую федеральную медицинскую электронную систему; Зарплата персонала поднимется до среднероссийского уровня: около 43 тыс. рублей у врачей и 23 тыс. – у медсестер. Как уточняет министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, уровень зарплат крымчан должен сравняться с российским к 1 января 2015 года; Начнутся серии образовательных семинаров для медицинского актива и профессорско-преподавательских составов Крымского государственного университета; Планируется развивать реабилитационную базу для пациентов, прошедших курс лечения от туберкулеза; В лечении наркозависимых граждан запретят использовать метадон; На полуострове планируется создать два современных высокотехнологичных медицинских центра. По словам Скворцовой, «это должны быть центры с самым современным оборудованием, которые позволят оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь и проводить сложные хирургические операции». ЖКХ и капитальное строительство
По данным Государственной службы статистики Украины, по итогам 2013 года на выполнение строительных работ на территории Крыма было потрачено 2,173 млрд гривен (около 7,6 млрд рублей), из них - 411 млн грн (1,5 млрд рублей) - на строительство жилья. Всего в течение года в Крыму было введено в эксплуатацию 963,3 тыс. кв. м жилья, что на 31,3% превышает аналогичный показатель 2012 года, приводятся данные Совета министров региона. Крым и Севастополь войдут во все программы Министерства строительства и ЖКХ РФ, включающие расселение из аварийного жилья, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, и программы в сфере ЖКХ. Также в планы Минстроя входят помощь в переходе на российский формат управления многоквартирными домами, в адаптации местного законодательства к российским нормам. Согласно приказу Министерства регионального развития и ЖКХ Украины от 30 сентября 2008 года, стоимость строительства квадратного метра социального жилья с 2009 по 2013 годы с учетом НДС составляла 5,5 тыс гривен (около 20 тыс рублей). В конце апреля 2014 года Министерство строительства и ЖКХ России (Минстрой РФ) установило для республики Крым и Севастополя стоимость квадратного метра социального жилья на уровне 24 тыс рублей. Эти нормативы применяются органами власти регионов для расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета. Планируется, что часть этих проблем будет решаться в рамках общей федеральной целевой программы по развитию Крыма и Севастополя, новым министерством по делам Крыма, а часть будет курировать департамент специальных проектов в Минстрое, который создан на базе департамента координации подготовки Олимпийских игр. Наиболее актуальным вопросом в сфере ЖКХ является водоснабжение на территории Крыма и Севастополя. В настоящее время для нужд ЖКХ рассматривается вопрос строительства водопровода с территории Кубани через Керченский пролив и разработку подземных месторождений пресных вод в Джанкойском и Нижнегорском районах. Согласно рабочей версии проекта Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года", Минстрою на объекты капстроительства в Крыму и Севастополе, строительство доступного жилья будет выделено 13,5 млрд рублей в 2014 году. До 2020 года министерство потратит в Крыму на программу доступного жилья 26 млрд рублей, на объекты капстроительства – 60 млрд рублей, в том числе 44,5 млрд рублей в Республике Крым. В перспективе в Крыму может появиться несколько проектов, активизирующих гражданское строительство. Одним из них станет создание в РК пятой игорной зоны на территории России. Президент РФ Владимир Путин внес 21 апреля 2014 в Госдуму проект соответствующего закона. Границы создаваемой игорной зоны будут определяться органами исполнительной власти Республики Крым. По данным первого вице-премьера республики Рустама Темиргалиева, на строительство игорной зоны власти Крыма уже собрали 1,5 млрд долларов. Предполагается, что игорная зона, которая, по предварительным расчетам, займет территорию порядка 100 га, будет построена на южном берегу Крыма за счет частных инвестиций. Она будет закрыта и удалена от крупных населенных пунктов. В качестве второго варианта рассматривается территория между Алуштой и Ялтой в районе Гурзуфа без выхода к морю. Обсуждается, что резиденты игорной зоны будут обременены обязательствами по строительству социальных объектов в Крыму. Однако пока крупные строительные холдинги не готовы возводить жилье в республике. Об отсутствии планов на Крым ИТАР-ТАСС в апреле 2014 года заявляли крупнейшие российские девелоперы, в том числе "Кортрос" Виктора Вексельберга, "ОПИН" Михаила Прохорова, "ПИК" Александра Мамута, Сергея Гордеева и Михаила Шишханова, CapitalGroup Владислава Доронина, "ЛСР", "Мортон", "Крост", "Ташир", ФСК "Лидер" и СУ-155. Активность в ближайшей перспективе возможна только на уровне малоэтажного жилья. Российские компании готовы вложить в этой сфере более 1 млрд долларов. По словам первого зампреда комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева, Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) сформировало пул инвесторов из пяти крупных инвесторов, которые в настоящее время прорабатывают этот вопрос. Образование
Основными элементами структуры образовательной системы Крыма являлись: дошкольное образование (ясли и детские сады), общее образование (начальная школа, основная и старшая), высшее образование и дополнительное образование. Для поступления в высшие учебные заведения крымчанам следовало в конце календарного года в выпускном классе сдать тесты по определённым предметам (ВНО – Внешнее независимое оценивание), на основе результатов которых можно было подать документы на поступление в один или несколько вузов, а затем после пройти конкурс аттестатов. В мае 2005 года Украина присоединилась к Болонской системе образования. Согласно этой системе, все высшие учебные заведения в Украине были поделены на четыре типа, в зависимости от уровня аккредитации. К первому уровню относились училища и техникумы, ко второму – колледжи, к третьему и четвертому - институты, университеты, консерватории и академии. Соответственно, высшее образование Крыма делилось на неполное высшее, базовое высшее и полное высшее. После окончания высшего учебного заведения в зависимости от уровня аккредитации крымчане получали дипломы следующего образца: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр. После получения диплома магистра можно было получить также степень кандидата наук по выбранной специализации после окончания аспирантуры. В конце апреля в России был принят закон об интеграции Крыма и Севастополя в российскую систему образования. Образовательные уровни, установленные в Республике Крым и Севастополе, были приравнены к стандартам, существующим в РФ: профессионально-техническое образование - к среднему профессиональному, базовое высшее - к высшему образованию-бакалавриату и пр. Наименование и уставы образовательных организаций Крыма и Севастополя подлежат приведению в соответствие с российским законом к 1 января 2016 года. Действующие на 1 января 2014 года украинские лицензии на образовательную деятельность сохранят свое действие в Крыму и Севастополе, но до 1 января 2016 года нужно будет получить новые, российские. В 2014-2015 годах выпускникам школ Крыма и Севастополя не придется сдавать ЕГЭ для поступления в российские вузы.Так как до этого они учились по другим программам, их будут оценивать по традиционным школьным экзаменам. Ряд положений документа касается педагогических работников. Проживающим в Крыму и Севастополе россиянам будет засчитываться в педагогический стаж профильная работа в образовательных организациях Украины. По словам главы Минобрнауки РФ Дмитрия Ливанова, в июле этого года зарплаты учителям и преподавателям будут повышены. "Все работники системы образования Крыма будут получать зарплату, соответствующую средней по РФ", - отмечал министр в своих выступлениях. - Зарплаты учителей вырастут в два-три раза. Педагоги смогут ощутить это уже летом текущего года". Также в Республике Крым и Севастополе будет создана сеть школ для инклюзивного образования детей-инвалидов, в нее войдет 76 учебных заведений. Все они будут оснащены реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом. В общей сложности на модернизацию системы образования Республики Крым и Севастополя правительство РФ выделило 700 млн руб. По словам министра образования и науки, молодежи и спорта Крыма Натальи Гончаровой, переход Крыма к российской системе образования займет несколько лет. На переходный период придется "три года для общеобразовательной системы и до пяти лет - для высшего образования". "Это достаточный срок, чтобы процесс был не ломким, а адекватным", - считает Гончарова. Промышленность
В Крыму расположены предприятия химической и машиностроительной отраслей, а также заводы по выпуску стройматериалов. В промышленном секторе занято около 9% населения полуострова. Машиностроительный сектор представлен преимущественно судостроительными предприятиями, часть из которых обслуживают Черноморский флот. Также в Крыму находятся завод "Севастополь", завод "Севмормаш", судостроительный завод "Залив", центральное КБ "Черноморец", судоремонтный завод "Металлист" и другие. Судостроительные предприятия занимаются ремонтом судов российских, греческих, болгарских и других судоходных компаний. На восточном побережье Феодосийского залива расположено ПО "Море", специализирующееся на выпуске судов на подводных крыльях и воздушной подушке. По данным Минпромторга России, сейчас крымские верфи простаивают либо работают неполную рабочую неделю, в связи с чем прорабатывается вопрос их загрузки. Министерство рассматривает возможность строительства в Крыму танкеров-газовозов для вывоза СПГ с арктических месторождений России. Инициатива обсуждается с ОАО "Совкомфлот", ОАО "Газпром" и ОАО НОВАТЭК. Другой мерой поддержки судостроительных предприятий Крыма является размещение на них гособоронзаказа. Во время прямой линии 17 апреля Владимир Путин сообщил, что Минобороны разместило на одной из крымских верфей заказ на 5 млрд руб. На полуострове насчитывается около десятка небольших предприятий радиоэлектронной промышленности, в том числе в Севастополе компания "Муссон-Марин", предприятие "Электрон-Звезда", завод "Маяк", в Симферополе - заводы "Фиолент" и "Фотон". Они могут быть включены в перечень оборонных предприятий и получить возможность выполнять гособоронзаказ. Крупнейшими предприятиями химического комплекса полуострова являются "Крымский титан", которое занимает около 30% российского рынка диоксида титана, и "Крымский содовый завод" (2% мирового выпуска кальцинированной соды), входящие в Group DF украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа. В апреле 2014 года DF зарегистрировала "Крымский титан" в Киеве, на основании чего отказывается платить налоги в России, сообщал ранее первый зампред Совета министров Крыма Рустам Темиргалиев. Стройматериалы выпускают Бахчисарайский комбинат "Стройиндустрия" и "Крымжелезобетон" и другие менее крупные предприятия. Сельское хозяйство и виноградарство
Сельское хозяйство – одна из основных отраслей экономики Крыма с удельным весом в национальном доходе примерно в 35%. По данным Национального научного центра «Институт аграрной экономики Украины», по результатам 2013 года Автономная Республика Крым произвела валовой сельскохозяйственной продукции на сумму 6,7 млрд гривен (23-25 млрд рублей), что составляет 2,6% в общем объеме агропищевого производства Украины. Однако пищевая промышленность, несмотря на сохранение ее доли и формального лидерства в структуре экономики полуострова, не является сегодня точкой роста. По оценке Минрегиона РФ, Крым ориентирован на обеспечение продукцией растениеводства и животноводства преимущественно локальных рынков, которые обслуживают санаторно-курортную и туристическую сферы полуострова. «Такая замкнутость и самодостаточность местного производства тормозят развитие внутреннего рынка и ограничивают экспортную ориентированность региональной экономики", - считают в российском министерстве. В украинские времена данную отрасль отличали хроническое недофинансирование со стороны государства, отсутствие крупных агропищевых холдингов (кроме алкогольного сектора), развал мощной советской инфраструктуры. Впрочем, виноделие по-прежнему дает более половины продукции пищевой промышленности Крыма. Почти столько же составляла доля крымского винограда в валовом сборе этой культуры на Украине. Минагрополитики Крыма оценивает общую площадь сельскохозяйственных угодий республики в 1,8 млн га, в том числе на пашню приходится около 1,3 млн га. Это треть от размера пашни самого крупного агрорегиона России, Краснодарского края (3,9 млн га). Основными сельскохозяйственными районами республики являются Джанкойский, Первомайский, Красногвардейский, Сакский, Кировский и Симферопольский. На полуострове в основном выращиваются виноград, семечковые (яблоки, груши) и косточковые (сливы, персики, абрикосы, черешня) культуры, а также зерно и овощи. В сфере животноводства развито выращивание молочного скота, птицеводство и овцеводство. Климат региона благоприятен для возделывания эфиромасличных культур (роза, лаванда, шалфей), а также сырья для производства биотоплива (рапс). Роль госсектора в АПК В Крыму до последнего времени сохранялась высокая доля участия государства в экономике, что в полной мере отражалось на агропоромышленном комплексе. После исчезновения крупных сельскохозяственных предприятий социалистического типа не последовало адекватного появления крупных частных или коллективных рыночных хозяйств. Процесс приватизации в регионе сдерживался в середине 90-х — начале 2000 годов из-за политических мотивов руководства автономии, в результате чего крупнейшие агропромышленные предприятия «Массандра», «Магарач» и «Новый Свет» остались в собственности государства. Бытует мнение, что именно этот фактор позволил сохранить уникальные виноградники от уничтожения, так как они расположены на привлекательных для коммерческой застройки местах, однако негативно сказался на эффективности предприятий. Будут ли приватизированы винодельческие гиганты после присоединения к России, битва инвесторов за привлекательный актив – основной сюжет отрасли, который требует пристального внимания. Экспертное сообщество обсуждает различные варианты, вплоть до создания специальной госструктуры по управлению активами государственных крымских винодельческих заводов и приватизации предприятий Мораторий на продажу земель сельхозназначения на Украине, который действовал и в Крыму, не позволял крупным инвесторам сформировать свой земельный банк для реализации аграрных проектов. Новым инвесторам (например, винодельческая компания «Легенда Крыма») приходилось арендовать земельные паи или применять сомнительные схемы. Часть арендаторв концентрирует в своих руках крупные земельные участки с надеждой их выкупить, но фактически эти земли не обрабатываются. Господдержка аграрного сектора Крыма в последние годы практически не производилась, были большие задолженности по бюджетным траншам. По состоянию на 1 января 2014 года задолженность бюджета Украины перед агропромышленной отраслью Республики Крым составляла более 119 млн гривен (452,2 млн рублей). 2014 год для АПК полуострова Год может стать одним из самых неблагоприятных в истории для аграрной отраслирегиона. Из-за весенних холодов в 2014 году Крым может потерять до 30% урожая фруктов. Заморозки пришлись на период цветения плодовых деревьев, в результате были потеряны перспективы на хороший урожай абрикосов, повреждены персики, сливы, и даже самые неприхотливые яблоки и груши. Вторым испытанием для АПК стали проблемы с орошением из-за конфликта с Украиной. Регион уже потерял весь урожай риса (100 тыс. тонн с 15 тыс. га плантаций). Под угрозой кукуруза на зерно (80 тыс. тонн на 10 тыс. га) и соя (50-60 тыс. тонн). Министр агрополитики Крыма Николай Полюшкин считает, что производство овощей и картофеля из-за прекращения поставок воды по Северокрымскому каналу (СКК) сократится примерно на 40%, производство фруктов и винограда - примерно на 30%. Власти Крыма не исключают вариант отказа от выращивания риса и перехода на другие зерновые культуры, которые не требуют такого количества воды. Больше двух третей воды СКК (600-700 млн куб. м) используется на нужды сельского хозяйства Крыма. Из них 449 млн кубометров идет на полив риса (15 тыс. гектаров). А на остальные 125 тыс. гектаров, орошаемых водой из канала, уходит всего 200 млн кубометров. Некоторые районы, где выращиваются фрукты и виноград, от украинской воды не зависят: Южный берег Крыма, часть Симферопольского, Бахчисарайский район. Не зависит от украинской воды и виноградники «Массандры». Перспективы до 2020 года. Российский федеральный бюджет может выделить 14,8 млрд рублей на развитие сельского хозяйства Крыма до 2020 года. Об этом говорится в рабочей версии проекта концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года". Документ разработало Министерство регионального развития России в согласовании с другими ведомствами. На 2014 году предполагается выделить 900 млн рублей, с 2017 года финансирование практически утроится и составит 2,8 млрд рублей, в последующие 2018-2020 годы - свыше 3 млрд рублей в год. За счет присоединения к России вдвое снизилась стоимость дизельного топлива для крымских аграриев - до 7,3 гривны за литр (27,74 рубля). ОТРАСЛИ АПК КРЫМА Пищевая промышленность Для Крыма есть четыре вида критических продуктов, по которым полуостров не может обеспечить себя сам. Это сахар, растительное масло, молочные продукты и яйца. Объем производства молока в Крыму составляет примерно 300 тыс. тонн при потребности в 820 тыс. тонн. Недостающее ввозилось с материковой части Украины. Собственное крымское молоко на 94% - это продукция личных крестьянских хозяйств. Производство птицы на 85% местное, на территории Крыма действует одна крупная птицефабрика – «Дружба народов Нова» (входит в крупнейший агрохолдинг Украины «Мироновский хлебопродукт»). Поголовье овец оценивается в 300 тыс. голов, на 98% оно выращивается в личных подсобных хозяйствах. В регионе действует лишь один мощный консервный завод – «Крымский консервный комбинат» - с устаревшим техническим оснащением, что затрудняет экспорт продукции из фруктов и овощей за пределы субъекта. Советская широкая сеть консервных заводов была утрачена, практически нет собственных плодоовощных консервов и соков. Характерной особенностью сельскохозяйственного производства в Крыму последних 20 лет стало кардинальное повышение роли хозяйств населения, которые с середины 1990-х годов производят большую долю этой продукции, чем крупные коллективные или частные предприятия. Из крупных промышленных игроков стоит отметить Государственный концерн «Национальное производственно-аграрное объединение «Массандра»*; Государственное предприятие «Завод шампанских вин «Новый Свет»»; ООО «Маглив»; ПАО «Крымхлеб»; ПАО «Пивобезалкогольный комбинат «КРЫМ»; СООО «Дружба народов»; ЧАО «Дружба народов Нова»; ООО «МПК Скворцово». На полуострове существует ниша для новых инвестпроектов в сфере АПК, инвестиционная емкость сельскохозяйственной сферы Крыма - около 5-6 млрд рублей на ближайшие 2-3 года /оценка Минагрополитики Крыма/. *Национальное производственно-аграрное объединение (НПАО) "Массандра" - одно из крупнейших на постсоветском пространстве по выращиванию винограда. В объединение входит девять заводов первичного и вторичного виноделия и три самостоятельных завода. Главное предприятие объединения - Ялтинский завод марочных вин. В объединение также входит восемь винодельческих предприятий: "Ливадия", "Гурзуф", "Таврида", "Алушта", "Малореченское", "Приветное", "Морское", "Судак". Виноделие. Одна из древнейших отраслей сельского хозяйства в Крыму – виноградарство. В среднем в год производится около 120 тыс. тонн винограда и вырабатывается 14-16 млнвиноматериалов. Площади, занятые виноградниками, в 1960 году достигали более 150 тыс. га. Сейчас в Крыму насчитывается около 30 тыс. га. Это почти половина объема всех виноградников в других южных регионах России. Кроме упомянутых госпредприятий, крупными игроками на полуострове являются компании «Инкерман», «Солнечная долина», «Золотая балка», «Коктебель», Симферопольский винзавод, АП "Дионис". Винодельческая отрасль Крыма жила в условиях украинского законодательства, которое было более мягким по сравнению с российским. Проблемами отрасли в переходный период могут стать сложности с установкой систем ЕГАИС, новых рынков сбыта вместо Украины, где реализовывалось до половины продукции, переформатирование на новых поставщиков расходных материалов (бутылки, фильтры и тд). Лоббистские ресурсы виноделов России и ее возвращенной территории объединились с тем, чтобы провести закон о виноградарстве и виноделии, который даст отрасли преференции сельскохозяйственных производителей и в правовом смысле уведет ее в сторону от остальной алкогольной отрасли с ее жесткими нормативами. По инициативе крымских виноделов для борьбы с контрафактом теперь обсуждается введение минимальной розничной цены на вино в РФ, пока в стране действует такая практика только в отношении крепкого алкоголя. Зерно. Зерновой потенциал Крыма составляет около 2 млн тонн в год (для сравнения – суммарный прогнозный урожай в других регионах России в 2014 году – 95 млн тонн). Однако в последние годы урожай зерновых на полуострове неуклонно падает из-за климата (два засушливых лета подряд) и закредитованности хозяйств. В 2013 году собрано менее 900 тыс. тонн при собственных нуждах полуострова в 250 тыс. тонн. Однако на территории региона расположены крупные элеваторы, в целом он привлекателен с портовой точки зрения для экспорта зерна. Рыба. Вылов водных биоресурсов в черноморском бассейне Крыма достигает примерно 80 тысяч тонн в год – это 65% улова в Азово-Черноморском рыбохозяйственном бассейне Украины. С утерей Крыма доля импорта в потреблении рыбной продукции в Украине может вырасти до 95% и более, считают эксперты (до настоящего момента эта доля составляла 85%: весь океанический улов, а это 98 тыс. тонн рыбы, Украина обеспечивала семью судами, которые базировались в Севастополе). Основными объектами промышленного рыболовства в Крыму являются азовская и черноморская хамса, шпрот, ставрида, черноморский калкан (камбала), атерина, барабуля, кефалевые, катран, скаты, черноморская сельдь; в Азовском море – азовская хамса, тюлька, бычки, пеленгас. Наибольший объем продукции обеспечивают 10 севастопольских предприятий, имеющих рыбоморозильный флот (более 20 среднетоннажных и малотоннажных судов). В целом в рыбопромышленном секторе Крыма работает более 88 предприятий, на промысле используется 41 единица среднего флота, более 350 маломерных судов, подсчитало Росрыболовство. Сейчас рыбаки Крыма обеспокоены проблемами со сбытом продукции из-за блокировки поставок на Украину. Фактически участники рынка говорят о проблеме сохранения рыбодобывающего флота и рыбопромышленных предприятий полуострова. Социальная защита населения
Статьей 6 Федерального Конституционного закона определено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов до 1 января 2015 года действует переходный период и размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лицам, не могут быть ниже размеров, выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Социальные выплаты будут производиться в рублях. 21 марта для жителей Крыма был установлен фиксированный курс обмена гривны на рубль – 3,8 рублей за единицу украинской валюты. Обменный курс гривны к рублю корректируется еженедельно. Прожиточный минимум и социальные выплаты В систему социальной поддержки населения в Крыму входят собой денежные выплаты, льготы в натуральном виде и услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями и учреждениями социального обслуживания. Адресную денежную помощь получали около 200 тыс. граждан, среди которых люди с детьми, малообеспеченные, а также не застрахованные в системе социального страхования, но выполняющие общественно полезные функции, например, уход за инвалидами или престарелыми. В этом случае таким гражданам не только выплачивается пособие, но и государство является страхователем в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. В этой же роли государство выступало и для приемных родителей, а также родителей-воспитателей в семейных детских домах. В Крыму выплачиваются ежемесячные пособия на детей, находящихся в приемных семьях и в детских домах семейного типа. Кроме того, производится выплата вознаграждения одному из приемных родителей. Сумма составляла 30% от средств, назначенных на каждого ребенка, как правило, два прожиточных минимума соответствующей возрастной категории (украинский прожиточный минимум для работающих составляет 1218 грн , для неработающих - 949 грн; он устанавливался единым для всей страны). Также выплачивается ежемесячное пособие на детей, находящихся под опекой. Общая сумма, которая была выплачена в 2013 году на государственные пособия семьям с детьми, - 2 млрд 400 млн гривен. Пособие по беременности и родам получают все женщины, которые застрахованы в системе ОМС (платит соцстрах), и женщины, которые не застрахованы (платит соцзащита). Выплачиваются дородовое и послеродовое пособие (70 и 56 дней). Пособие по уходу за ребенком до трех лет выплачивалось ежемесячно в размере 130 грн. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка составляет более 30 тыс. грнвен на первого ребенка, 60 тыс. грн - на второго, 100 тыс. грн (300 тыс.) - на третьего. Строго соблюдалось целевое назначение выплаты – исключительно на ребенка. Также пособие выплачивалось одиноким матерям, если дети учатся на дневной форме обучения в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, но не дольше, чем до достижения ребенком 23 лет. Субсидии на жилье, отопление и газ Жилищными субсидиями в Крыму пользуются 4,1% семей. Этот вид помощи представляет собой безналичный безадресный платеж - снижение размера кварплаты до общеобязательного уровня (15% совокупного семейного дохода, для социально-уязвимых категорий семей – до 10%). Средний размер жилищной субсидии в прошлом году составил порядка 170-180 гривен. Денежные субсидии на приобретение твердого топлива и сжиженного газа. Данный вид субсидии выплачивался раз в году наличными. Ее средний размер в 2013 году составил 1078 грн. В этом году рабочая цифра составляет 1040 гривен. Льготные категории граждан Льготников в Крыму около 465 тыс.человек, в том числе 63 тыс. ветеранов, из них 6300 инвалиды-войны. Сами льготы делятся на два вида: социальные для инвалидов и ветеранов и профессиональные для граждан, занятых определенными видами деятельности, например, сельские педагоги, милиционеры, военнослужащие, шахтеры, сельские библиотекари, работники культуры. Профессиональные льготы - это скидка 50% на оплату услуг ЖКХ, пользование электричеством, освещением с учетом норм потребления. Социальные» льготы, они же натуральные льготы инвалидам войны - скидка 100% на кварплату с учетом норм потребления, бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. Крымский бюджет выделял около 6 млн грн ежегодно на приобретение путевок в здравницы Крыма. В этом году таких путевок выделено 955, в прошлом году их было 840. Путевки покупаются для ветеранов войны, ветеранов труда, детей войны, семей погибших инвалидов войны, воинов-афганцев, ликвидаторов аварии на ЧАЭС и семей погибших воинов-афганцев. Социальное обслуживание Социальное обслуживание осуществляется территориальными центрами - муниципальными организациями, состоящими из отделений. Набор отделений, в принципе, одинаков во всех территориальных центрах. В Крыму 27 территориальных центров в 27 районах. В каждом по 5-6 отделений. В некоторых центрах есть еще отделения для детей-инвалидов, которые не могут посещать по медицинским показаниям детские дошкольные и школьные учреждения. В этот набор входят отделения социальной помощи на дому (речь идет об обычной бытовой помощи). Отделения дневного пребывания, куда пенсионеры приходят и занимаются на тренажерах, лечебная помощь оказывается в виде физиопроцедур. Работает университет третьего возраста – это отделение, которое позволяет людям пожилого возраста оставаться в курсе всех последних событий, здесь же людей обучают компьютерной грамотности. Отделение бытовых услуг – все, что связано с бесплатным ремонтом одежды, стрижкой, маникюром. Социальное обслуживание одинокому пенсионеру (и инвалидам ВОВ) предоставляется бесплатно, одиноко проживающему – за символическую плату. От семи до десяти тысяч человек пользуются платными услугами, а всем спектром услуг - 64 тыс. человек. Если он настолько ограничен в двигательной активности, что занесен в четвертую группу (беспомощен в быту) – где-то весь круг услуг обходился ему в 300-350 грн. Набор услуг определялся договором, но стандартный набор – стирка белья, купание, уборка квартиры, мытье окон, приобретение продуктов, истребование в различных инстанциях справок, если это надо, вскопка огорода, заготовка на зиму – консервация, приготовление пищи. Это тот набор, который осуществлял на дому нуждающегося социальный работник. По данным Министерства социальной политики Крыма, в 2014 году за счет средств бюджета Крыма в соответствии с Программой социальной защиты и занятости населения Автономной Республики Крым на 2014-2016 годы, в 2014 году производится: - выплата 17 инвалидам войны из числа военнослужащих-участников боевых действий в Афганистане по тысяче грн; - оказание ежемесячной материальной помощи воинам-интернационалистам - инвалидам 1-й и 2-й группы, одному из родителей, вдовам погибших и пропавших без вести воинов-интернационалистов на сумму 430 тыс. грн; - оказание поддержки общественным организациям инвалидов и ветеранов на сумму около 1 млн 200 тыс. грн; - предоставление льгот инвалидам 1-й группы, нетрудоспособным инвалидам 2-й группы, инвалидам с нарушением органов слуха и по зрению, детям-инвалидам до 18 лет, не находящимся на полном государственном обеспечении по оплате за электроэнергию, природный газ, тепло-, водоснабжение и водоотведение, квартирной платы, вывоз бытового мусора и жидких отходов с 25% скидкой; - оказание материальной помощи гражданам льготных категорий на приобретение твердого топлива в размере от 100 до 200 гривен. По состоянию на 1 марта проведены расчеты на сумму около полутора миллионов гривен; - выплата единовременного вознаграждения участникам обороны и освобождения Крыма, партизанам и подпольщикам по тысяче гривен на общую сумму 729 тысяч гривен; - предоставление льготы с 25-процентной скидкой, по оплате за электроэнергию, природный газ, тепло-, водоснабжение и водоотведение, квартирной платы, вывоз бытового мусора и жидких нечистот на сумму больше 320 тысяч гривен женщинам, удостоенным почетного звания Украины «Мать - героиня». По состоянию на 1 марта проведены расчеты на сумму около 11 тысяч гривен; оздоровление ветеранов войны, труда и военной службы и детей войны, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших воинов-интернационалистов на сумму почти 6 миллионов гривен; - выплата ветеранам труда, которые имеют трудовой стаж более 50 лет и трудовые заслуги. Эта выплата будет проводиться впервые в 2014 году, ориентировочно, в сентябре-октябре. Телекоммуникационный рынок
Объем телекоммуникационного рынка Крыма составил в 2013 году $1,8 млрд, рост – 15% по отношению к 2012 году. Крупнейший сегмент рынка – сотовая связь, на нее приходится 73% доходов, затем идут широкополосный доступ в интернет (11%), платное телевидение (8%), фиксированная телефония (7%), мобильный широкополосный доступ в интернет (1%). Сотовая и фиксированная связьТехнологически Крым отстает от других регионов России. В то время как во многих городах РФ запущены сети четвертого поколения LTE, на полуострове подавляющее большинство использует сети второго поколения GSM, которые рассчитаны на голосовую связь и не могут обеспечить приемлемую скорость передачи данных. Единственным оператором, который оказывает услуги в стандарте UMTS (третье поколение), является "ТриМоб", который принадлежит "Укртелекому" украинского бизнесмена Рината Ахметова. Сеть "ТриМоб" покрывает лишь отдельные населенные пункты на полуострове. Наибольшее число абонентов в Крыму (52%) у "МТС-Украина", 100% которой принадлежит российскому МТС. На втором месте "Киевстар" - "дочка" холдинга VimpelCom Ltd, который контролирует российская "Альфа-групп", с долей 21%, на третьем – "Астелит", у которого 16% абонентов. Оставшиеся 6% делят между собой "ТриМоб", "Интертелеком" и PeopleNet. Последние два работают в стандарте CDMA, признанном в России устаревшим. В Крыму на 100 домохозяйств приходится 59 телефонных аппаратов, в Севастополе – 72. Более 80% абонентов фиксированной связи полуострова обслуживает "Укртелеком" Рината Ахметова. Интернет-услуги и платное ТВПроникновение услуги широкополосного доступа в интернет, по оценке iKS-Consulting, составляет 29%. Лидерами рынка в Крыму являются "Укртелеком" и "Киевстар" с долями 40% и 23% соответственно. Около 16% рынка контролирует ГК "Вега". Самый конкурентный рынок в Крыму – в Севастополе. На нем работают более 20 операторов, причем шесть провайдеров контролируют 80% абонентской базы. Среди них: SevStar (27%), SuperSky – 15%, "Укртелеком" (12%), "Киевстар" (10%), "Воля" (9%) и "Севнет" (входит в ГК "Вега", 9%). На рынке сотовой связи пока изменений нет: услуги оказывают "МТС-Украина", "Киевстар", Life и другие операторы в украинском коде +380. Ожидается, что в течение переходного периода, до конца 2015 года, российские операторы сотовой связи начнут оказывать услуги на полуострове Крым и будет обеспечен переход в российский код +7. Каким образом это будет сделано, пока не определено. Многое зависит от принятия Украиной экономической части закона "об оккупированных территориях", а также от политики России в области распределения частот в Крыму. Роскомнадзор давал в СМИ разъяснения, что лицензия федеральных операторов сотовой связи распространяется на Крым. Но чтобы начать строить сеть, необходимо получить частотные присвоения, а нужного количества частот может не оказаться. Это несет риски для украинских операторов, которые решат продолжить работать в Крыму. Российские операторы не называют сроки начала предоставления услуг на полуострове. На рынок фиксированной связи и предоставления доступа в местный сегмент интернета планирует выйти "Ростелеком", который протягивает магистральный канал связи через Керченский пролив. "Ростелеком" признал, что купил в Крыму инфраструктуру для оказания услуг связи, но конкретные параметры сделки не назвал. Автомобильные дороги
Автодорожная сеть Крыма – 6,26 тыс. км автодорог, из них так называемая опорная сеть составляет около 1,18 тыс. км (после интеграции в структуру Росавтодора эти дороги получат статус федеральных трасс), около 5 тыс. км – местные дороги и улично-дорожная сеть населенных пунктов. По территории Крыма проходят так называемые Европейские транспортные коридоры Е-97 Херсон (Украина) - Ашкале (Турция) и Е-105 Киркенес (Норвегия) - Ялта. Дорожная сеть Автономной Республики Крым запроектирована и построена в 1940-50 годы и не была рассчитаны на современные нагрузки, возрастающую интенсивность и многоразовое увеличение грузоподъемности транспортных средств. Все автомобильные дороги имеют твердое покрытие. Значительная часть автомобильных дорог пролегает в горной местности, имеет сложные условия содержания, учитывая сложность горных перевалов, оползни, сели, падение скальных обломков. Начиная с 1970-80-х годов практически не осуществлялись строительство новых автомобильных дорог и реконструкция существующих. В условиях дефицита государственного финансирования было пропущено по два-три межремонтных срока по большинству автотрасс. Для исправления ситуации на местных автомобильных дорогах необходимо ежегодно выполнять около 650-700 км планово-предупредительного ремонта и 120-150 км капитального ремонта и реконструкции. По оценкам Росавтодора, на первоочередные мероприятия по ремонту и содержанию автодорог полуострова в 2014 году потребуется 1,2 млрд рублей. Сейчас Росавтодор проводит детальную инспекцию дорожной сети полуострова и рассматривает возможность реализации нескольких приоритетных строительных проектов. Наиболее значимыми из них являются симферопольская объездная и подъездные пути к Керчи. Согласно распоряжению главы правительства Дмитрия Медведева, субсидии федерального бюджета на решение проблем транспортной инфраструктуры Крыма по линии Росавтодора в 2014 году составят около 4,5 млрд рублей, в том числе 3,84 млрд на обслуживание автомобильных дорог на территории полуострова и еще 587,4 млн рублей на ремонт улично-дорожной сети в Севастополе. Мост через Керченский проливПроект строительства транспортного перехода через Керченский пролив реализуется государственной компанией "Автодор" по поручению председателя правительства РФ. Непосредственной реализацией проекта занимается ОАО "Транспортный переход через Керченский пролив" - специально созданная дочерняя компания ГК "Автодор". Госкомпания также отвечает за автомобильные подъезды к строящемуся морскому порту Тамань и автодороги в северной части Краснодарского края. Победителем конкурса на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) и инженерные изыскания в рамках проекта строительства транспортного перехода через Керченский пролив стало ОАО "Гипротрансмост", входящее в группу строительных компаний "Волгомост" (владельцы группы не раскрываются). В срок до 1 ноября компания проведет инженерные изыскания и разработает технико-экономическое обоснование для принятия решения о выборе типа коммуникации через Керченский пролив (мост, система мостов или тоннель), проектирования и строительства. Согласно поручению правительства, переход должен включать в себя автомобильную и железнодорожную составляющие. По состоянию на 30 апреля инженерно-геологические изыскания ведутся в береговой зоне со стороны Краснодарского края. Выполнено бурение 27 скважин общей протяженностью 330 м. Работы должны завершиться до 5 мая. Затем будут начаты работы в береговой зоне со стороны полуострова Крым, которые должны завершиться до 25 мая, это 18 скважин общей протяженностью 360 м. Еще до завершения ТЭО проекта профильные министерства привели предварительные оценки стоимости проекта. Изначально проект моста оценивался в 50 млрд рублей, но по поручению президента началась разработка проекта совмещенного автомобильного и железнодорожного моста, тогда предварительные оценки повысились до 100 млрд рублей. Позднее в Минэкономразвития сообщили, что на Керченский мост может быть выделено 155 млрд рублей. В рабочих материалах Минрегиона по проекту концепции ФЦП "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа до 2020 года" указано, что на создание моста через Керченский пролив может быть выделено 200 млрд рублей из федерального бюджета РФ в течение пяти лет. Региональные и внебюджетные инвестиции по Керченскому переходу в проекте концепции не предусмотрены. Заинтересованность в участии в строительстве и финансировании Керченского моста выразили несколько ведущих российских строительных компаний, таких как "Мостотрест" и "Волгомост". Кроме того, в СМИ сообщалось о переговорах с инвесторами из Китая, о заинтересованности инвестиций в проект заявил и государственный инвестфонд Бахрейна. АэропортыАэропорт Симферополь по итогам 2013 года обслужил более 1,2 млн пассажиров, на 8% больше, чем в 2012 году. Основной объем перевозок приходился на международные рейсы, которыми были и рейсы из России. Действующий аэропортовый комплекс с несколькими пассажирскими терминалами позволяет увеличить пропускную способность аэропорта до 2,5-3 млн пассажиров в год. В перспективе может стать одним из крупнейших аэропортов России с пропускной способностью более 5 млн пассажиров в год. В аэропорту Симферополь одна из самых длинных в России ВПП - более 3,7 тыс метров, которая не реконструировалась с момента создания в 1982 году и требует серьезного улучшения. Масштабная реконструкция планировалась уже несколько лет, но так и не началась. Публичная акционерная компания "Международный аэропорт Симферополя" полностью находилась в собственности Автономной Республики Крым еще до присоединения к России, в 2013 года крымское министерство экономической торговли и развития утвердило бизнес-план инвестпроекта по реконструкции. Предполагалось, что инвестор построит новый пассажирский и грузовой терминал, вложив в проект минимум $90 млн и получив долю в компании. Реконструкция аэродрома была запланирована в рамках государственно-частного партнерства с привлечением денег с рынка под гарантии украинского правительства. Аэропорт Бельбек (Севастополь), на территории которого находится аэродром военной авиации и базировалась украинская авиационная воинская часть, подвергался реконструкции еще в советское время, когда туда выполнялись так называемые литерные рейсы первых лиц государства. С 1990-х годов аэропорт обслуживал, в основном, чартерные рейсы. В начале 2000-х годов аэропорт получил лицензию на международные перевозки, но с 2002 по 2007 год Бельбек обслужил всего лишь около 50 тыс. пассажиров, а затем Минобороны Украины отказалось продлить договор о совместном использовании аэродрома. В 2010 году рейсы из Севастополя в Киев, Днепропетровск и Москву возобновила авиакомпания "Днеправиа", но расписание было нестабильным и основной пассажиропоток аэропорта обеспечивали рейсы бизнес-авиации. Железные дорогиЭксплуатационная длина железных дорог составляет 752 км, длина двухпутных линий – 245 км, однопутных – 507 км. На железнодорожной сети расположено 69 станций и разъездов, в том числе 13 грузовых станций, одна сортировочная, четыре пассажирских вокзала и 41 промежуточная станция. В составе комплекса три локомотивных депо, крупное депо для обслуживания грузовых вагонов в Джанкое, два пассажирских и одно моторвагонное депо. Электрифицированные двухпутные линии проходят из Запорожской области Украины через Джанкой до Симферополя, далее до Евпатории и Севастополя идут однопутные линии. Остальные линии, в том числе линия от Симферополя до станции Керчь однопутные и неэлектрифицированные. Управление движением и обслуживанием железнодорожных перевозок занимается государственное предприятие "Крымские железные дороги", после присоединения Крыма к РФ национализировано правительством республики (до 15 марта 2014 года - Крымская дирекция Приднепровской железной дороги, входящей в состав ГП "Укрзалiзниця" - Украинских железных дорог). Официальных данных об объеме грузовых перевозок на сети республики Крым не публикуется, годовой объем перевозок оценивается на уровне 11 млн тонн, исходя из объема грузовой базы, формируемой морскими портами полуострова. На железных дорогах Крыма выгрузка доминирует над погрузкой, преобладают транзитные грузы, внутренние железнодорожные грузоперевозки практически отсутствуют. Около половины грузопотока составляют транзитные нефтепродукты, около 20% – зерно, следующее в адрес двух морских зерновых терминалов, оставшиеся 30% – иные грузы. По данным пресс-службы Украинских железных дорог, объем железнодорожных грузоперевозок, осуществляемых на территории Республики Крым, в марте 2014 года уменьшился на 32% до 1 млн тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, импортных грузов перевезено 19,2 тыс. тонн, экспортных - 292,5 тыс. тонн, транзитных - 229,7 тыс. тонн, во внутреннем сообщении- 535,7 тыс. тонн. В феврале общий объем грузовых перевозок составил 1,5 млн тонн. Из них импортных грузов - 38,3 тыс. тонн, экспортных - 560,65 тыс. тонн, транзитных - 333 тыс. тонн, во внутреннем сообщении - 536,3 тыс. тонн. После присоединения Крыма к России эксперты говорят о значительном изменении логистических цепочек и транспортных потоков. Это приведет к существенному сокращению пассажиропотока и грузооборота в прямом сообщении между Крымом и Украиной, которые будут вызваны не только политическими, но и технологическими причинами. Отсутствие инфраструктуры пограничных пунктов приведет к значительному снижению пропускной способности железной дороги на границе с Украиной: необходимость пограничного контроля пассажирских поездов может фактически блокировать грузовое сообщение. Значительного усиления потребует инфраструктура железнодорожного сообщения на линии Керчь – Симферополь, обусловленная необходимостью увеличения пассажирских перевозок туристов из России. Кроме того, с учетом планов по строительству мостового перехода через Керченский пролив с железнодорожной составляющей, потребуется электрификация и строительство вторых путей на этом участке сети, а также усиление ответвления магистрали на Феодосию. Согласно распоряжению главы правительства РФ Дмитрия Медведева, на обеспечение деятельности "Крымской железной дороги" в 2014 году направлено 1,8 млрд рублей в виде субсидий из федерального бюджета. Вопрос о структурной интеграции ГП "Крымская железная дорога" в холдинг ОАО "РЖД" до сих пор обсуждается, руководство российской железнодорожной монополии считает такую интеграцию нецелесообразной. ПортыНа полуострове существуют пять морских портов – Севастополь, Керчь, Феодосия, Евпатория и Ялта. Крупнейший нефтеналивной порт Крыма – Феодосийский. Доля оборота крымских терминалов в нефтеналивной перевалке Украины в 2013 году составила 40,3%. Доля крымских терминалов от перевалки всего Азово-Черноморского бассейна составила только 3,4% в 2013 году. От оборота российских терминалов доля крымских терминалов составила лишь 3,54% в 2013 году. К примеру, оборот наливных грузов Новороссийского морского торгового порта в 2013 году составил 116,8 млн тонн. Перевалкой зерна занимаются два специализированных терминала в портах Севастополя и Керчи. Доля оборота зерна крымских портов в обороте всего Азово-Черноморского бассейна - 3,5% в 2013 году. В обороте украинских терминалов их доля составляет 5,5%. Если посчитать крымские терминалы в российском обороте, то на их долю приходилось 8,6% в 2013 году. Сейчас Минтранс РФ изучает возможность развития портовых мощностей полуострова, в частности, министр транспорта Максим Соколов заявил, что строящийся новый грузовой порт Тамань в Краснодарском крае может стать частью Керченской портовой агломерации. Морские пассажирские перевозки в Крыму до последнего времени были незначительны. С учетом поставленной правительством задачи организации транспортного сообщения с полуостровом для выполнения перевозок в Крым до 15 мая будет зафрахтовано до 5 паромов различного назначения - пассажирский, железнодорожный, грузовой автомобильный и пассажирский автомобильный. Евпаторийский порт расположен на северном берегу Каламитского залива Евпаторийской бухты на Черном море. В порту два погрузочных района – грузопассажирский участок в Евпатории и грузовой район в Донузлаве. Навигация длится круглый год. Порт практически не замерзает, он принимает суда длиной до 145 м и осадкой до 5 м. Ближайшая к порту железнодорожная станция Евпатория-товарная находится в 5 км в черте города Евпатория. Грузооборот Евпаторийского морского торгового порта по итогам 2013 года вырос на 7,6% до 978,4 тыс. тонн (экспорт – 200 тыс. тонн, импорт - 300 тыс. тонн, транзит – 400 тыс. тонн). По количеству обработанных судов Евпаторийский порт превысил показатель 2012 года на 21,8 проц. Общее количество судозаходов составило 274 судна. В порту функционирует паромный терминал, осуществляются перевозки генеральных грузов и пассажиров. Порт осуществляет снабжение судов пресной водой. В порту не осуществляется бункеровка топливом, обеспечение маслами, предметами материально-технического и продовольственного снабжения. Порт не принимаетнефтеналивные суда, а также суда с опасными, взрывчатыми и легковоспламеняющимися грузами. Грузовой район в Донузлаве обрабатывает каботажные суда (внутреннего плавания), осуществляет погрузку-выгрузку строительных материалов. Грузопассажирский участок в Евпаторийском порту обрабатывает грузопассажирские и грузовые суда с генеральными грузами, а также суда для накатных грузов (автомобили) и грузопассажирские суда, следующие как в каботаже, так и из-за границы. Имеет четыре причала, из них два грузовых, соединенных в единый причальный комплекс. Ялтинский порт специализируется на приеме круизных пассажирских судов. Территория порта включает в себя пассажирский комплекс, находящийся в черте Ялты, грузопассажирский пункт в Массандре, а также несколько других пассажирских причалов. Порт не замерзает, навигация длится круглый год. Пассажирский комплекс может принимать теплоходы длиной до 215 м и осадкой до 8,6 м. Грузопассажирский комплекс включает в себя грузовой причал, причал для судов с накатными грузами и паромов с осадкой 6 м. Грузооборот Ялтинского морского порта в 2013 году составил 0,2 млн тонн (сухие грузы), что на 13,7% меньше показателя 2012 года. Феодосийский порт расположен в западной части незамерзающего Феодосийского залива Черного моря, является грузовым портом. Порт включает в себя акваторию внутреннего рейда, рейдовых нефтеналивных причалов, якорных стоянок. Акватория порта, примыкающая к причалам Широкого мола и набережной Десантников, не защищена от ветров и волнения северо-восточной четверти горизонта. Порт осуществляет перевалку нефти, нефтепродуктов, контейнеров, металлопродукции, глины, песка, лесоматериалов, продовольственных и прочих грузов. Принимает и обслуживает лихтеровозы, суда для накатных грузов, танкеры, сухогрузные суда грузоподъемностью до 35 тыс тонн. Перевалка грузов Феодосийским морским портом в 2013 году снизилась на 13,3% до 2,61 млн тонн (экспорт – 500 тыс. тонн, импорт 70 тыс. тонн, транзит - 2,03 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка наливных грузов, в частности, снизилась на 2,3% до 2,1 млн тонн, строительных материалов перевалено 0,5 млн тонн (22,6%), черных металлов перевалено 10 тыс. тонн, что на 93,3% меньше показателя 2012 года. Сейчас Феодосийский порт принимает грузовой паром "Посейдон-экспресс" направлением Новороссийск - Феодосия- Новороссийск, сообщение организовано после присоединения Крыма к РФ. Керченский порт расположен в Керченской бухте на западном побережье Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря. Незамерзающая акватория открыта для захода судов круглый год. В порту преобладают сильные ветры, часты туманы. Основной судоходной артерией Керченского пролива является Керчь-Еникальский канал. В порту работают 10 причалов, позволяющих переваливать навалочные и генеральные грузы, наливные грузы, зерно, сжиженный газ. Грузооборот Керченского морского порта за 2013 год снизился на 58,4% до 2,8 млн тонн (экспорт – 300 тыс. тонн, импорт 20 тыс. тонн, транзит 2,4 млн тонн, внутренние сообщение 10 тыс. тонн). Перевалка нефтепродуктов снизилась в 2013 г. на 17,6% до 1,9 млн тонн. Перевалка сухих грузов в порту составила 800 тыс. тонн (-80,3%), зерна 20 тыс. тонн (-98,9%). Объем перевалки черных металлов порта составил 20 тыс.тонн /-87,1 проц/. Между портами Керчь и Кавказ (Краснодарский край) через Керченский пролив организовано паромное сообщение. Сейчас между Крымом и портом "Кавказ" курсирует два пассажирских парома "Керченский-2" и "Ейск", а также катамаран "Сочи–1". Между портами Анапа и Керчь курсирует катамаран "Сочи–2". Севастопольский порт находится в Севастопольской бухте, расположенной на юго-западном побережье Крымского полуострова. Навигация в порту круглогодичная. В состав порта входят грузопассажирский причал и прилегающая к нему территория с морским вокзалом в Южной бухте, причалы в Артиллерийской бухте, грузовой причал в канале реки Черной в Малом Инкермане, причалы внутригородских линий пассажирского флота. Акваторией Севастопольского торгового порта являются бухты Севастопольская, Балаклавская, Казачья. Порт имеет два пассажирских причала длиной 200 и 135 м в центральной части города и другие пассажирские причалы и пирсы. В состав порта также входят грузовой порт "Авлита", нефтеперевалочный комплекс «Югторсан», а также Севастопольский морской рыбный порт (СМРП). В состав СМРП входят 11 причалов, в том числе наливной и грузовые, порт также переваливает зерно. Терминал компании "Авлита" является самым современным в Крыму, он переваливает металолопродукцию и зерно, оперирует двумя глубоководными причалами. Грузооборот Севастопольского порта по итогам 2013 года снизился на 5,4% по сравнению с годовым показателем 2012 года и составил 4,8 млн тонн (экспорт - 4,4 млн тонн, внутренние сообщение – 400 тыс. тонн). В том числе перевалка внутренним сообщением наливных грузов (масла) увеличилась на 11,7% до 200 тыс. тонн, перевалка сухих грузов снизилась на 31,6% до 1,44 млн тонн, объем перевалки черных металлов увеличился на 3,3% до 3,2 млн тонн. Запасы углеводородов
Углеводородные ресурсы Черноморского шельфа оцениваются в 435,1 млн тонн нефти и 1,97 трлн кубометров газа. Ресурсы Северо-Западной части шельфа составляют 50,4 млн тонн нефти и 495,7 млрд кубометров газа, шельфа Азовского моря - 25,3 млн тон нефти и 388 млрд кубометров, Прикерченской зоны - 126,8 млн тонн нефти и 321,2 млрд кубометров газа. Ресурсы на глубоководном шельфе оцениваются в 232,6 млн тонн нефти и 766,6 млрд кубометров газа. Добыча нефти и газаВ 2013 году на полуострове было добыто 1,65 млрд кубометров газа, что покрывало потребности на 82% (около 2 млрд кубометров в год), оставшийся спрос обеспечивался за счет поставок по газопроводам УМГ, "Харьковгаз", входящих в систему ПАО "Укртрансгаз" (дочернее предприятие НАК "Нафтогаз Украины"). Добыча газа ведется на шельфе полуострова, первые месторождения были введены в эксплуатацию в 1970-х годах. К 2015 году планируется нарастить добычу до 3 млрд кубометров, а профицит в объеме 0,6-0,8 млрд кубометров может быть направлен на развитие энергетики. Добыча нефти в 2013 году составила 76 тыс. тонн. В перспективе планируется увеличить ее до 400-600 тыс тонн, нефть планируется отправлять на переработку в Краснодарский край. Добычу нефти и газа, его хранение, транспортировку по магистральным сетям на полуострове ведет ГАО "Черноморнефтегаз" (дочернее предприятие "Нафтогаза Украины", 17 марта 2014 года Верховный совет Республики Крым принял решение о национализации компании). Топливный рынокВ 2013 году потребление нефтепродуктов составило: 250 тыс. тонн бензина, 240 тыс. тонн дизельного топлива и около 20 тыс. тонн мазута. На полуострове отсутствует собственная переработка. Поставки осуществлялись с Кременчугского НПЗ и по импортным каналам. Сейчас правительство Крыма не планирует строительство на полуострове нефтеперерабатывающих мощностей. Об этом сообщил в интервью ИТАР-ТАСС министр топлива и энергетики республики Сергей Колобов. "Не думаю, что нефтепереработка нужна в Крыму. Нужна генерация помимо альтернативной. Если это будет генерация электроэнергии с использованием природного газа, то нужно, чтобы выбросы были сведены до минимума. В Крыму достаточно жесткие нормы, поэтому нефтепереработки не будет. Я считаю, что в Крыму их даже нужно ужесточить", - сказал министр, отвечая на вопрос о строительстве в Крыму новых мощностей. В настоящее время Крым полностью обеспечен поставками топлива из других российских регионов. На российские цены Крыму перешел с 1 мая (в среднем цена на 20% ниже украинской). Операторами топливного рынка Республики Крым сейчас являются: корпорация "ТЭС", ООО "Атан-Крым", ТЭК "Современник", ООО "Альянс-Ходинг", ПАО "Укрнафта", КД "ВОГ Ритейл", ПИИ "Лукойл-Украина", ООО "Траст Трейд". Всего в Крыму насчитывается 382 АЗС. Месячная потребность в топливообеспечении - 70,1 тыс. тонн, в том числе бензины автомобильные 16,8 тыс. тонн, дизельное топливо 53,3 тыс.тонн. ЭлектроэнергетикаВ настоящее время Крым примерно на 80% зависит от перетоков электроэнергии из объединенной энергосистемы Украины (от Запорожской ТЭС, АЭС и из энергосистемы Николаевской области.В основном поставки осуществляла компания ДТЭК). Производство электроэнергии в Крыму обеспечивается четырьмя ТЭЦ общей мощностью 143 МВт, а также ветряными и солнечными электростанциями (суммарно - 397 МВт). Потребление электричества на полуострове в 2013 году составило 6,3 млрд кВт ч при собственной выработке в 1,2 млрд кВт ч. Производство электроэнергии на солнечных и ветряных электростанциях составило 0,35 млрд кВт ч, 0,8 млрд кВт ч было выработано на ТЭС. Таким образом, Крым покрывает собственные потребности в электроэнергии на 20%. Согласно оценкам экспертов, сценарий полного отсоединенная Крыма от ОЭС Украины маловероятен, более вероятно повышение стоимости поставляемой электроэнергии до рыночного уровня, хотя пока не совсем понятно, какой уровень цен нужно рассматривать в качестве "рыночного". Поставки Украиной электроэнергии в Крым по ценам экспортных поставок в Восточную Европу (Польша, Венгрия, Словакия) потребуют от России субсидий в размере 1,5-2 млрд рублей ежегодно. Будущее энергоснабжения КрымаРазвитие новой схемы энергоснабжения рассматривается в двух вариантах: либо соединить с единой энергосистемой российской, либо построить здесь собственную генерацию и работать в рамках изолированной системы. Но, как отмечал министр энергетики РФ Александр Новак, в том числе могут быть и комбинированные варианты. По его словам, строительство новой электрогенерации для полного обеспечения Крыма электроэнергией оценивается в 90-100 млрд рублей. Сейчас рассматриваются варианты строительства подводного кабеля, ЛЭП и строительство собственной генерации в Крыму. Газ для новой электрогенерации Крыма может поступать из России. Сейчас рассматривается два варианта того, откуда будет проложен газопровод: Краснодар и Анапа. Первый вариант подразумевает 400 км труб от Краснодара до Севастополя. Стоимость этого варианта оценивается в районе 1 млрд долларов. Вариант Анапы может обойтись дешевле — ориентировочно в 200–300 млн долларов. Окончательное решение будет принято после рассмотрения всех нюансов. Реализация проекта, по предварительным данным, займет не менее двух лет.
Вернуться назад |