ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > "План Лаврова": стратегический инструмент России
"План Лаврова": стратегический инструмент России19-03-2014, 15:35. Разместил: andriotel |
Событие: МИД России готов начать совместное формирование международного механизма для разрешения кризиса на Украине, который будет подразумевать создание компактной группы поддержки для Украины. Заявление российского внешнеполитического ведомства было опубликовано за несколько часов до обсуждения в Брюсселе санкций против РФ со стороны Евросоюза из-за российской позиции по Крыму. Комментирует: д.полит.н., д.физ.-мат.н. Сулакшин С.С.
Политический пакет предложений России в отношении кризиса на Украине выглядит как собрание требований и условий, от которых будет зависеть политическая линия Москвы. Само появление такого системного, четко организованного пакета предложений выглядит как факт весьма позитивный. До сих пор российская сторона и ее президент не выдвигали в адрес киевских властей программных требований – Киев просто игнорировался. А сейчас, по факту, сделан шаг «доброй воли» в сторону Киева. Косвенно эти власти де-факто признаны. Очевидно, что адресатами этого пакета предложений выступают не только ЕС, США, ООН и другие западные организации, но и Киев. Это шанс на активизацию дипломатических и политических путей поиска решений, а не только военных и силовых, которые весьма опасны. Сам по себе пакет решений сформулирован впервые и не имеет предыстории российско-украинских политических отношений до кризиса, во времена правления Януковича. Это подчеркивает значение этого пакета, ибо не иметь четко сформулированной программы в политическом процессе было крайне опрометчиво. Пакет российских требований противоположен киевской программе политического развития страны. Он, не смотря на содержащиеся в нем компромиссы, предъявлен с позиции силы. И не случайно, что Киев воспринял его, в первую очередь, как ультиматум. Однако, имея поддержку практически всего мира, при фактически нейтральной позиции Китая, Киев не будет расположен принять весь этот пакет. Если откроется сам процесс переговоров – это уже будет шаг вперед, но вероятность такого исхода событий не велика. Дело в том, что Киев не признает, как и Запад, независимость Крыма, Киев предпринимает меры по подавлению пророссийских настроений на Юго-Востоке Украины, и сам конфликт только развивается. Принятие новой конституции Украины путем референдума, с идеей отражения в ней интересов Востока и Юга, могла бы погасить конфликт и сценарии распада Украины, но она противоречит стратегии киевских властей и их западных спонсоров, от того вероятность такого конституционного сценария – низка. По Крыму позиция МИДа не предлагает ничего нового, ставя киевские власти перед фактом, с которым они, имея поддержку Запада, не согласятся. Голосование Генеральной ассамблеи ООН по украинскому кризису будет весьма показательным. Появление такого пакета предложений, безусловно, учитывает это обстоятельство. Если несостоявшаяся политическая изоляция России в Совете безопасности ООН, в силу нашего права вето, переносится на Генеральную ассамблею 20 марта и состоится, то значение данного политического пакета будет дезавуировано и будет означать, что киевские власти и страны Запада выбирают путь конфронтации. В этой ситуации России не останется ничего, кроме как быть последовательной и рассчитывать на свои суверенные ресурсы. Направление на позитивное движение России по политико-дипломатическому пути разрешения конфликта налицо, но вероятность развития этого сценария существенно ниже, чем развитие встречных санкций и действий со стороны Киева и западного альянса. Существует очевидный вызов России в части принятия решения о включении Крыма (теперь уже как независимого государства) в состав федерации. В 15 часов президент внесет ясность, и моя оценка – вероятность такого решения выше, чем компромиссное выстраивание полномасштабных межгосударственных отношений Россия-Крым, как независимых субъектов (в вопросах дипломатических, финансово-экономических, в вопросах пребывания флота и др.). Этот вариант был бы в логике поиска компромисса с западным консолидированным альянсом, но, повторяю, он менее вероятен. Соответственно, возникает ряд вопросов, связанных с референдумами Приднестровья и его неоднократными просьбами, как с сегодняшним обращением к России, принять их в состав Российской Федерации. Этот вопрос актуален и для Осетии и, в определенной степени, для Абхазии. Это прецедент, ибо Запад формально прав. После Ялтинского мироустройства приращения территорий каких-либо государств не происходило. Поэтому Россия перед очень крупным решением, а Европа и мир перед новым серьезным вызовом. И если Запад перейдет от тактики мягких намеков и мало что значимых санкций сегодняшнего дня к реализации своих ресурсов всех типов, то мы окажемся в очень тяжелом положении, а, значит, политики, принимающие сегодня решения, должны вычислять все стратегические сценарии и последствия. Пакет, выдвинутый МИДом, отчасти, положительный знак, что Россия начинает формировать стратегические сценарии, а, значит, шанс на ответственное и эффективное решение возрастает. Центр научной политической мысли и идеологии Вернуться назад |