ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Евразийская экономическая интеграция в 2013 году: итоги и перспективы. Стройка Евразийского экономического союза. Будут ли новые этажи?

Евразийская экономическая интеграция в 2013 году: итоги и перспективы. Стройка Евразийского экономического союза. Будут ли новые этажи?


26-12-2013, 14:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Евразийская экономическая интеграция в 2013 году: итоги и перспективы

Андрей АРЕШЕВ
 

24 декабря в Москве состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), в котором приняли участие президенты России, Белоруссии и Казахстана. После встречи лидеров государств – членов интеграционного ядра к ним присоединились коллеги из Армении и Киргизии, а также премьер-министр Украины Николай Азаров, участвовавший в заседании в качестве наблюдателя. «За два месяца, прошедших с нашей последней встречи в Минске, удалось добиться новых результатов в деле углубления интеграционных процессов», - подчеркнул Владимир Путин. Подготовлен проект рамочной части Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕЭС), определяющей международно-правовой статус, организационные рамки, цели и механизмы функционирования организации; зафиксированы базовые принципы евразийского интеграционного проекта… Деятельность организации должна в полной мере отвечать национальным интересам всех её участников, в том числе с учётом особых условий для некоторых из них (например, это касается Армении, не имеющей со странами Таможенного союза общей границы и установившей более низкие ввозные пошлины по целому ряду товарных позиций). К 1 марта 2014 года планируется подготовить список остающихся в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства изъятий и ограничений, определены сроки их устранения, отметил президент России.

Работа форума охватила и результаты интеграционной экономической деятельности в 2013 году, и приоритеты на будущее, тесно связанные с предстоящей в 2014 году подготовкой к созданию Евразийского экономического союза (ЕЭС). Новый Союз призван органически соединить существующие интеграционные структуры - Таможенный союз (ТС) и Единое экономическое пространство (ЕЭП). Напомним, если основным направлением деятельности ТС является согласованная политика на внешних границах в отношении товаров из третьих стран, то основная цель ЕЭП – создание условий для поступательного развития экономик входящих в него стран и повышения уровня жизни населения. При этом акцент делается на обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников. Напомним, аналогичные проекты активно навязывает своим «восточным партнерам» официальный Брюссель, подоплёку чего в свое время разъяснил бывший глава еврокомиссии Романо Проди на примере крупнейшей после Российской Федерации бывшей советской республики: «Украина нужна Европе как источник экономического роста и экономической безопасности. Человеческий и инженерно-технический потенциал, земельные богатства Украины помогут продолжить преобразование Европы в центр мирового масштаба».

Евразийские интеграционные проекты предполагают совместное развитие. Значимой тенденцией уходящего года стало включение в них Армении и Киргизии – 24 декабря утверждена дорожная карта для Еревана. В начале декабря южнокавказская республика получила скидку на самые чувствительные для нее позиции российского экспорта: газ, нефтепродукты и алмазы. Согласно предварительным расчетам Евразийского банка развития (ЕАБР), вступление Армении в ТС даст в двухлетней перспективе экономический эффект в виде прибавки в 4 - 4,5 процентных пункта к ежегодному росту ВВП. Несмотря на отдельные не до конца согласованные моменты, воссоздание производственно-кооперационных цепочек в рамках некогда единого, но затем искусственно разорванного хозяйственного организма вдохнёт жизнь в отрасли с высокой добавленной стоимостью в конечной продукции.

Достигнутые 17 декабря двусторонние российско-украинские договорённости открывают широкие перспективы для более тесного взаимодействия Киева с формирующимся Евразийским экономическим союзом, для восстановления ряда высокотехнологичных отраслей экономики Украины. Речь идёт, в частности, о различных типах судов, в том числе предназначенных для освоения арктического шельфа. «Россия осваивает арктический шельф, и мы договорились, что газовозы для этого шельфа будут строиться у нас в Николаеве. Сумма контракта будет примерно 4 миллиарда долларов до 2020 года. Это даст возможность развиваться этому региону, а нашим заводам - работать», - говорит вице-премьер Украины Юрий Бойко. Предусмотрены совместные проекты в космической отрасли на базе днепропетровского комплекса и российского КБ имени С.П.Королева. Предстоит непростая работа над тяжёлой ракетой, способной к доставке на орбиту почти 90 тонн полезного груза.

В сфере авиастроения Украина и Россия предполагают совместно построить 80 самолетов Ан-124 на сумму $12,9 млрд. Расчёты специалистов Евразийского банка развития показывают, что рост производства на 1000 долл. в российском авиастроении увеличивает украинский экспорт в Россию на 45 долл., обеспечивая прирост объёмов производства на 119 долл. Соответственно, при росте объёмов производства российского авиапрома на 1 млрд. долл. объем производства украинских предприятий возрастёт на 119 млн. долл. Можно предположить, что это относится и к другим отраслям экономики наших стран.

Совершенствование российско-украинских отношений в таможенно-тарифной сфере даёт выигрыш обеим сторонам. Например, Россия может допустить на свой рынок украинских производителей труб, взамен чего соседняя братская страна не будет препятствовать поставкам российского угля. Также Украина откажется от спецпошлин в отношении импорта легковых автомобилей из России.

Президент России Владимир Путин говорил о необходимости более плотного сотрудничества России и Украины также в военной и военно-политической областях. Комплексное развитие двусторонних отношений предполагает межгосударственные консультации по широкому спектру вопросов с выходом на качественно более высокий уровень взаимодействия. В связи с этим важное значение имеет состоявшееся 25 декабря заседание Высшего государственного Совета России и Белоруссии, после которого В.Путин сообщил, что правительство России предоставит в 2014 году Белоруссии дополнительные заемные средства в размере до 2 млрд. долл. Российско-белорусская интеграция по отдельным направлениям представляет собой привлекательную модель для других постсоветских государств, в том числе для Украины. В рамках общих интеграционных структур эффективно решаются проблемы безопасности; благодаря строительству АЭС Белоруссия имеет реальные шансы стать крупнейшим экспортёром электроэнергии в Восточную Европу; приоритетный доступ на российский рынок обеспечивает заказами многие белорусские производства, в том числе высокотехнологичные; с более выгодных позиций ведётся диалог с внерегиональными партнёрами (в частности, с Китаем). Немаловажное значение имеет функционирование единой системы ПВО, совместные программы борьбы с наркобизнесом и терроризмом, противодействием незаконной миграции, незаконным финансовым схемам, розыска угнанного автотранспорта.

По всей видимости, белорусский опыт стал привлекателен и для Казахстана. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев подписали договор о военно-техническом сотрудничестве двух стран, а также дорожную карту о совместном использовании космодрома Байконур в ближайшие три года. Заключено также межправительственное соглашение о поставках российской нефти в Казахстан и её транзите по территории республики в Китай.

По итогам заседания ВЕЭС в Москве будет продолжена работа над рядом документов, включая согласованные правила конкуренции, единой таможенной политики и регулирования деятельности естественных монополий. 10 декабря профильная комиссия правительства России одобрила создание общего страхового рынка государств – членов Евразийского экономического сообщества.

Все эти вопросы подводят к необходимости проведения если не единой, то, по крайней мере, согласованной промышленной и налоговой политики. Воссоздание единого культурно-информационного пространства предполагает также сотрудничество в гуманитарной сфере; без этого невозможна выработка единых социальных и образовательных стандартов, что критически важно с точки зрения формируемого общего рынка труда.

Подписание Договора о Евразийском экономическом союзе запланировано на май 2014 года с тем, чтобы новый Союз заработал уже с 1 января 2015 года. Создание мощной конкурентоспособной промышленной и финансовой основы позволит данному объединению стать одним из ведущих участников мировой экономики. Решение этой стратегической задачи во всём её объёме является основным смыслом интеграционной политики стран-участниц ЕЭП на обозримую перспективу.

 


Вернуться назад