ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Лесин собирает для государства медиакулак, который должен стать коммерчески успешным
Лесин собирает для государства медиакулак, который должен стать коммерчески успешным28-11-2013, 14:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Медиахолдинг "Газпром-медиа", который в октябре возглавил экс-глава Минпечати и бывший советник президента России Михаил Лесин, заявил о том, что купит информационно-издательский холдинг "ПрофМедиа" у группы "Интеррос" Владимира Потанина. Таким образом олигарх Потанин, которого западный Forbes включал в полтысячи самых влиятельных людей планеты, окончательно выйдет из медиабизнеса, а "Газпром-медиа" к своему политическому кулаку из "Эха Москвы", НТВ и ТНТ добавит Ленту.ру, издание "Афиша" и интернет-холдинг "Рамблер". Хозяева же "Газпром-медиа" – братья Ковальчуки, в общей сложности, будут контролировать 11 телеканалов. Кроме того, "Газпром-медиа" станет абсолютно самодостаточным холдингом, среди активов которого будут свои студии, в которых станут производить медиапродукты, свои средства доставки сигнала и рекламные агенты. Известие об этом привело либералов в шок, тем более, что и Ковальчуки и Лесин имеют в этих кругах репутацию "душителей свобод". Повод для переживаний действительно имеется, по мнению политолога, директора Центра политической информации Алексея Мухина, в холдинге начнутся чистки, а через Лесина государство решило собрать еще один кулак для будущих информационных войн с наиболее оголтелыми либеральными медиа. Об этом – в интервью эксперта Накануне.RU. Вопрос: Покупка "Газпром-медиа" медиахолдинга "ПрофМедиа" означает, что такая личность, как Владимир Потанин, уходит из медиабизнеса, а Михаил Лесин – пугало для либералов, серьезно укрепил свои позиции. Зачем и почему все это происходит? Алексей Мухин: Медиа, как я понимаю, уже не очень занимают Потанина. А Лесин, как я понимаю, пришел, чтобы зарабатывать на медиарынке и делать свои активы более конкурентными, окупаемыми и выгодными. Для этого надо занять заметное место на рынке, и пусть "Газпром-медиа" и так обладает хорошим потенциалом, но Лесин решил укрепить свои позиции, создав равновесную систему, чтобы зарабатывать деньги. Вопрос: Именно зарабатывать? Не тратить на политику? Алексей Мухин: Зарабатывать, а не тратить, да. Хотя одно другому не мешает. Особенно когда создаешь замечательный медиаинструмент. Вопрос: Для чего нужен сейчас этот медиаинструмент, у нас же володинская "оттепель"? Алексей Мухин: Политика еще далеко, но сани лучше готовить летом, как известно. Вопрос: Когда Лесин возглавил "Газпром-медиа", Вы говорили, что неизбежен конфликт с главным редактором "Эхо Москвы" Алексеем Венедиктовым, а что будет теперь? Алексей Мухин: В том смысле, что, безусловно, Михаил Лесин будет реабилитировать и реструктуризовать всю систему, исходя из своих представлений о том, как эффективно должны работать СМИ. Поэтому чистки неизбежны. "Газпром-медиа" будет претендовать и на либеральную аудиторию, чтобы более структурировано и управляемо работать с ней в будущем, особенно в преддверии федеральных выборов, а для этого надо провести кадровые и структурные изменения в самих медиаструктурах, чтобы они стали конкурировать с теми же "Ведомостями" или "Бизнем ФМ". Холдинг будет реструктуризован и коммерциализирован под представления Лесина. Государство в его лице хочет больше влиять на медиапространство, готовясь к непростым медиавойнам, которые будут развязывать либеральные СМИ, те же "Ведомости" и прочие, проводя свои идеи. Вопрос: Разве возможно влиять на либеральную аудиторию через НТВ? Всем же уже "известно", что это "сурковская пропаганда", которая придумала вместе с Саакашвили сказки про Таргамадзе. Или через "Эхо Москвы", которое утверждает, что оно независимо. Алексей Мухин: Теоретически все возможно. Либеральная аудитория такая же аудитория, как и все остальные. Вот, к примеру, сейчас я, человек, который имеет репутацию "прокремлевского политолога", часто выступаю на "Эхо Москвы" и на "Дожде" и не чувствую дискомфорта. Вопрос: Зато либеральная аудитория смотрит развлекательное ТВ: ТНТ и 2x2. Будут ли использованы развлекательные каналы для политтехнологий? Алексей Мухин: Медиаинструмент – всегда медиаинструмент. Можно им гвозди забивать, а можно пользоваться умеючи. Поэтому ТНТ такой же инструмент, как и НТВ, и "Первый канал", просто работают по-другому. Вопрос: Государство укрепляется в СМИ, а такие медиаперсоны, как Михаил Леонтьев и Сергей Доренко, например, вдруг ушли из крупных холдингов, почему? Алексей Мухин: Старая школа решила сосредоточиться на собственных проектах. Доренко уходит делать собственный проект, теперь Леонтьев. Состоявшимся профессионалам трудно работать с другим состоявшимся профессионалом. Это и понятно, Лесину нужны молодые и креативные и пока еще малораскрученные, не требующие значительных затрат в деньгах медиаперсоны. Вопрос: Значит ли это, что в консервативных СМИ грядут основные перемены, а не в либеральных? Может, телеканал консервативный наконец появится? Алексей Мухин: Инструменты будут использоваться старые. Создать канал несложно, но диапазон частот конечен, ограничен. Гораздо проще купить старый и переделать его по-новому. Изменения грядут, но я не в курсе детально. Главная четверка телеканалов прекрасно справляется с представлением консервативной повестки. Вопрос: И Вам кажется, что консерватизм "Первого", ВГТРК и "НТВ" покрывает весь консервативный запрос? Нет зазоров? Алексей Мухин: Конечно, нет, все покрывается. Справка: Михаил Лесин — российский государственный и политический деятель, экс-министр РФ по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций, советник президента России. Основатель компании "Видео Интернешнл", инициатор создания телеканала Russia Today. По некоторым данным, принял активное участие в создании одной из структур "Национальной медиагруппы" — НМГ-ТВ, владеющей телекомпаниями РЕН ТВ и "Пятый канал". С 1 октября 2013 года — председатель правления, генеральный директор ОАО "Газпром-медиа Холдинг". 26 ноября 2013 года Лесин сообщил о том, что его холдинг решил выкупить сто процентов акций "ПрофМедиа", куда входят интернет-ресурсы, телеканалы ТВ-3, "Пятница" и 2x2, радиостанции "Авторадио", "Energy" и "Юмор-FM" и кинокомпания "Централ Партнершип". Вернуться назад |