ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Ливанов не потянул
Ливанов не потянул12-09-2013, 13:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Ливанов не потянул
Наполеоновские планы представителей Министерства образования и науки понемногу обнажают своё истинное лицо. А истинным лицом этих планов являлся матёрый популизм, видимо, рассчитанный на горячую поддержку (поддержку по незнанию способов реализации) идей Минобрнауки со стороны так называемой широкой общественности.
Однако обо всё по порядку. Министерство образования и науки, возглавляемое одним из самых критикуемых министров нынешнего Кабмина Дмитрием Ливановым, в своё время представило планы, которые базировались на реализации двух государственных программ. Программы эти – «Развитие науки и технологий», а также «Развитие образования». Видимо, само прилагательное «государственные» к существительному «программы» магическим образом подействовало на экспертов Министерства образования и науки, и те пошли, что называется, рубить с плеча, выдавая такие обещания, от которых у миллионов россиян буквально дух захватывало. Судите сами: представители отечественного Минобра объявили, что в течение ближайших пяти лет они ликвидируют очереди в детские сады; ровно вдвое повысят заработные платы педагогов, сделав эти заработные платы выше, чем в среднем по экономике регионов; проведут работу по повышению эффективности российских вузов так, что к 2018 среди сотни лучших мировых вузов окажутся не два, а сразу восемь университетов Российской Федерации (почему восемь, а не пять или не тридцать шесть...). И это ещё не всё. В ведомстве Дмитрия Ливанова заявили, что собираются, цитата «резко увеличить финансирование научных фондов» - до 1,77% от ВВП. Казалось бы, безоблачное будущее ждёт нашу образовательную систему – нечто подобное тому, что показано на картинках из буклетов каких-нибудь «Свидетелей Иеговы», буклетов о райской жизни: дети улыбаются, бегая босыми по благоухающим цветам, взрослые радуются, держась за руки, поют птицы, колосятся хлеба, и даже дикие животные выходят из леса, чтобы вместо звериного оскала явить миру свою лучезарную улыбку. Видимо, идею массового производства буклетов примерно с таким содержанием вынашивало и наше образовательное министерство, заявляя о «резком» увеличении уровня финансирования и существенном повышении учительских зарплат. Доподлинно неизвестно, свидетелем кого или чего являлся Дмитрий Ливанов при публикации планов, но планы эти были поистине ошеломляющими – явно неземными… На днях эти неземные планы решили обсудить в рамках ведомственной коллегии. При этом резкой критике их подвергли представители самых разных структур российской власти. И если критика со стороны заместителя министра финансов была прогнозируемой, исходя из тех прижимистых позиций, которые Минфин занимает (особенно в последнее время), то вот критику планов Минобрнауки со стороны думского комитета дежурной вряд ли назовёшь. Вячеслав Никонов, который является председателем комитета по образованию Нижней палаты российского парламента, заявил, что программа Минобрнауки не соответствует принятому бюджету, так как в бюджете заложено сокращение уровня финансирования образовательной сферы только в 2013 году на 1% от ВВП. Ещё более удивительной можно считать критику программы со стороны представителей самого Министерства образования и науки. На коллегии слово взяла представитель департамента стратегии, анализа и прогноза Минобра Анна Хамардюк. Она заявила, что недопустимо идти по пути повышения заработной платы школьных педагогов, так как это неминуемо приведёт к снижению бюджета для дошкольных учреждений, ведь школы и детские сады теперь финансируются единой строкой из региональных бюджетов. Госпожа Хамардюк отметила, что сегодня повышение заработных плат работникам детских садов состоялось лишь в 4 российских регионах (Курганская, Курская, Тверская и Тюменская области), а чтобы повышение коснулось всех регионов нашей необъятной страны, придётся выделять дополнительные средства, которые, понятное дело, в расходной части бюджета не предусмотрены. На коллегии слово взял и начальник президентского управления по научно-образовательной политике Александр Хлунов. Он заявил, что и вовсе не нужно обязывать регионы выделять определённый процент средств из бюджета на образование: мол, губернаторы сами прекрасно знают, где и какие дыры бюджетными средствами нужно затыкать, а потому пусть сами и решают, поднимать ли заработную плату учителям и детсадовским воспитателям или не поднимать. Интересная мысль, не правда ли… И какой же губернатор после этого (если он не стоит перед чертой выборов) решит пустить региональные бюджетные миллиарды на двукратное увеличение учительских зарплат? Вопрос, конечно же, риторический… В общем, говорили много и долго. Принципиальных договорённостей на коллегии достигнуто не было, зато глава Минобрнауки в конце заседания объявил, что все предложения он, конечно же, рассмотрит… Рассматривать «предложения» Ливанову, очевидно, придётся в ускоренном темпе, так как уже 9 октября нынешнего года его ждёт встреча с депутатами в думском зале заседаний, где у него полным-полно поклонников (один вынужденный оставить комитет по образованию депутат Владимир Бурматов чего стоит с его систематической критикой работы как Ливанова лично, так и всего Минобрнауки в целом; а есть ещё и Сергей Миронов, на днях заявивший, что Ливанова надо «гнать в шею» вместе с его законом «Об образовании»). В общем, Дмитрию Ливанову придётся на «Парламентском часе» несладко. Возвращаясь же к коллегиальному обсуждению планов Минобрнауки по поводу «резких повышений» и прочего, нельзя не заметить неких странностей: сотрудники образовательного министерства сами планы вбрасывают в массы, а потом сами же их и критикуют, собирая для этого совещания и устраивая диспуты. Это может говорить либо о том, что в министерстве сегодня царит полный разброд и шатание, и определённая часть его высокопоставленных сотрудников совершенно не знакома с расходной частью принятого бюджета – раз, и друг с другом - два, либо о том, что в Минобрнауки решили поиграть во вселенскую щедрость, изначально понимая, что дальше популизма дело не пойдёт: мол, мы-то хорошие – хотели как лучше, это Минфин плохой… Как бы там ни было, но всё это напоминает большой спектакль в нескольких действиях с многочисленными антрактами. Сначала выходит главный герой (в исполнении почти уже народного артиста Дмитрия Ливанова) и заявляет, что мы бодры, веселы и щедры – учителям выдадим увесистые зарплаты, очереди в детсады ликвидируем (хоть бы без ликвидации детей обошлось…), вузы раскрутим так, что лучшая мировая сотня выпадет в осадок. Потом – первый антракт. Во втором действии сотрудники Минобрнауки неожиданно заглядывают в расходные статьи бюджета и видят, что там озвученные ими планы, мягко говоря, не учтены. (О, ужас!) Второй антракт. Третье действие – собирается коллегия, в которую входят, в том числе, и те самые представители образовательного министерства, и говорит, что Минобрнауки нужно быть поскромнее, так как увеличение расходов на одних может больно ударить по другим. Третий антракт. Продолжение следует… При этом как-то не совсем понятно, что мешало чиновникам из Минобрнауки изначально посовещаться широким кругом, заглянуть в бюджет и не бросаться невыполнимыми обещаниями. Ведь многие педагоги действительно поверили, что их зарплата начнёт устремляться ввысь поразительными темпами, а многие родители уверовали в то, что темпы строительства детских садов в стране перекроют темпы строительства дач и коттеджей чиновников разного уровня… Теперь же граждан подводят к тому, что Минобр взял на себя невыполнимые обязательства (он бы, мол, их, возможно, и выполнил, но, понимаешь, денег в бюджете на их выполнение нет), и мы должны быть готовыми ко всякому: и к «остаточным» очередям в детские сады, и к сокращению финансирования науки, и к фиксации заработных плат учителей (чтоб не жировали…) и к другим внеплановым пунктам. В общем, громадьё планов придётся подвергать корректировке. Интересно, успели ли работники Министерства образования и науки себе поднять зарплаты в два раза и ликвидировать очереди в детсады для своих детей, внуков и племянников, чтобы хоть частично планы-то реализовать?..
Автор Володин Алексей
Вернуться назад |