Глава «Газпрома» Алексей Миллер в программе «Вести» в субботу с Сергеем Брилёвым» заявил, что добыча сланцевого газа в США не приносит прибыли. «Нам не известен ни один проект в настоящее время, где рентабельность на скважинах добычи сланцевого газа была бы примерно положительного значения. Абсолютно все скважины имеют отрицательное значение. Есть такое мнение, что это вообще мыльный пузырь, который в самое ближайшее время лопнет», — отметил он. Далее он сказал, что Соединённые Штаты не являются конкурентом России и выразил скептическое отношение к сланцевой добыче. В числе аргументов Миллер привёл тот факт, что США — газодефицитная страна, при этом потребляющая газа «больше всех». Эксперты полагают, что объём добычи сланцевого газа в США соответствует объёму сокращения там добычи природного газа. «Поэтому, — считает Миллер, — по-видимому, добыча сланцевого газа в США вызвана какими-то другими причинами. Можно предположить, что это причины энергетической безопасности США». Что касается технологий добычи, то глава «Газпрома» напомнил: «У нас давно есть точно такие же технологии. «Газпром», например, добывает газ из угля в Кузбассе».
Все эти заявления не остались без внимания известного аналитика, ведущего телепередачи «Однако» и главного редактора одноимённого еженедельника Михаила Леонтьева. В выражениях главный редактор не стеснялся. Тут вам и сходство с «контуженным маньяком», и «сумасшествие», и «прямое враньё», и «полный улёт», и «полууголовный характер», и, наконец, «аберрация сознания». Экспрессивные выпады товарища Леонтьева завершились филиппикой об акте «наглого саботажа указаний президента», что логично привело к совету: «г-на Миллера… госпитализировать».
Да кто же это назначил Миллера на должность-то? Кого вообще называют «человеком Путина», как не Миллера? Как может левая рука саботировать действия правой?
В 1991-1996 гг. товарищ Миллер, экономист по образованию, трудился в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга и сделал там недурственную карьеру: прошёл через ступени начальника отдела и заместителя начальника управления и добрался до заместителя председателя Комитета. А председателем комитета был Владимир Владимирович Путин. В «Газпром» в 2001 году Миллер попал не как человек из внутренней кузницы кадров, а со стороны — был поставлен президентом. В 2011 году В. В. Путин присудил Миллеру правительственную премию в области науки и техники за разработку технологии производства высокопрочных труб нового поколения для стратегических газотранспортных проектов (другим лауреатом премии стала в том же году Валентина Матвиенко), а в 2012 г. он был удостоен Почётной грамоты Президента Российской Федерации за заслуги в развитии газового комплекса и многолетнюю добросовестную работу.
Ходит по сети и такое мнение о Миллере: «Алексей очень исполнительный и послушный. Что ему скажут, то и делает. Ничего плохого о нем сказать нельзя, но и хорошего тоже. Своего мнения он не имеет и очень удобен, чтобы расправиться ещё с каким-нибудь «Медиа-Мостом». А воровать у Миллера рука не поднимется. Если только не для себя».
Не похоже, чтоб Миллер испортился и стал нуждаться в лечении. По крайне мере, президент этого не замечает. Вот тов. Леонтьев и решил ему подсказать. У вас, мол, Владимир Владимирович, контуженный маньяк под боком. Полууголовник. Но это сейчас «полу», а когда дел наделает… «Аберрация сознания» ведь не шутка.
Не шутка. Даже не первоапрельская — хотя материал М. Леонтьева был опубликован на сайте «Однако» 1 апреля.
Между тем надо заметить, что сланцевые запасы энергоресурсов в США, которые там стали активно разрабатывать, оказались значительно меньше, чем предполагалось. Агентство «Блумберг» даже написало, что оценки запасов сланцевого газа в США за 2012 год представляют «шокирующий шаг назад для быстро растущей промышленности».
Согласно новейшей оценке Министерства энергетики США, в стране имеется приблизительно 482 триллиона кубических футов природного газа из сланцевых бассейнов. Новейшие данные говорят о 42-процентном снижении оценки запасов от 2011 года: соответствующая величина находилась в пределах 827 трлн. куб. футов. Снижение оценки произошло из-за получения более подробной информации, ставшей доступной вследствие роста эксплуатации месторождений сланцевого газа за 2012 год. Информация эта открытая, есть в переводе на русский язык и тов. Леонтьев мог бы потратить минуты три-четыре на поиск через «Google». Ну, или «Яндекс».
(Кстати, и с нефтью — та же история. На фоне последних переоценок сланцевых запасов по итогам 2012 года Соединённые Штаты вовсе не снизили, а увеличили объём закупок нефти у Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. По сведениям «Financial Times», в структуре американского нефтяного импорта доля, к примеру, Саудовской Аравии преодолела отметку в 15% (максимальный показатель с 2003 года). Общий удельный вес стран Персидского залива в импорте «чёрного золота» в США превысил 25% (наиболее высокий показатель за те же 9 лет). Сланцевая добыча минерального сырья вряд ли поможет США быстро добиться «энергетической независимости» и стать к 2017 году, как это обещалось пропагандистами, крупнейшим в мире производителем нефти — «Саудовской Америкой»).
Так что о тотальном «вытеснении» газпромовского газа в мире говорить по меньшей мере преждевременно (разве что в благородных целях госдеповской пропаганды, что тов. Леонтьеву, конечно же, не свойственно). Другое дело, когда разведка, разработка и добыча обеспечат нас новыми сведениями. Может быть, что-то прояснится к году этак 2020-му. Так далеко в наше время Миллер и Путин не заглядывают. Даже не факт, что нынешний президент на выборах в 2018-м году станет баллотироваться.
Леонтьев говорит:
Стоп, стоп, стоп. Пусть когда-нибудь сланцевый газ и даст США шанс сделаться одним из ведущих экспортёров сырья, но пока тут больше шума и пропаганды, чем правды. На пропаганду и аналитический шум рынок, конечно, тоже отзывается, но куда в меньшей степени, нежели на факты. Миллер, как представляется, знает куда больше Леонтьева.
Сланцевая революция в США может привести к революции промышленной. Именно так считают эксперты кембриджской экспертной группы IHS CERA, сообщает Екатерина Кравченко в почти что свежем номере «Ведомостей». Да, собственная добыча будет постепенно замещать импорт газа в США, считает вице-президент IHS Джон Лэрсон, однако главный вопрос здесь в том, как скоро эта революция докатится до остального мира.
Действительно, природный газ в США в 3-4 раза дешевле, чем на европейском и азиатских рынках (3,5 $ за 1 млн. британских термальных единиц — против 20 долл. в Азии). Но управляющий директор IHS CERA Майкл Стоппард уверен: вот-вот начнётся перебалансировка рынка, и цены будут постепенно сближаться. Американский газ будет постепенно дорожать — его цена вырастет до 5 $ уже к 2014 году. Мистер Стоппард объясняет: дешёвый американский газ не скоро изменит структуру глобальной торговли. Первый экспортный терминал для сжиженного газа появится в Соединённых Штатах в конце 2015 г. или начале 2016 г. К 2020 году США будут экспортировать 6 млн. куб. футов в день. Влияние американского экспорта не будет чувствоваться на мировом рынке до 2020 г., убеждён Стоппард. Что касается экспорта природного газа, то администрация Обамы пока одобрила лишь одну соответствующую заявку.
Тут речь идёт опять же о будущем. «Cheniere Energy» заключила контракт с британской компанией «Centrica» на поставку 1,75 млн. тонн газа сланцевого происхождения ежегодно, начиная с 2018 года. А что «Газпром»? А он в 2011 году «Газпром» экспортировал в Великобританию 8,16 млрд. кубометров газа; в 2012 — 8,11 млрд. В сентябре прошлого года российский монополист заключил с упомянутой «Centrica» новое соглашение о поставках 2,4 млрд. кубометров газа в течение 2014-2016 гг. Объём поставок российского газа будет только расти, полагают эксперты. Никакого спада.
Итак, мы видим: речь идёт о временах довольно далёких — 2018 год, 2020 год. Причём американцы после переоценок месторождений вообще довольны осторожны в своих заявлениях.
Кстати, интересно ещё и то, что, как пишут те же «Ведомости», советник администрации США по энергетике Хизер Зичел отмечает, что нефтехимические концерны во главе с «Dow Chemical» выступают против наращивания экспорта газа: ведь это может привести к росту цен на внутреннем рынке и ослабить конкурентные преимущества американских компаний.
Таким образом, тут у американцев дилемма: с одной стороны дешёвый газ хорош внутри страны, с другой стороны, компании, его добывающие, не горят желанием продавать газ задешево и нацелены на экспорт, чему, будучи в здравом уме, сопротивляется Обама, которому нужна скорее здоровая экономика, чем внешняя торговля сырьём. Стратегия, скажем прямо, совсем не российская.
Теперь — несколько необходимых абзацев насчёт 10000 долларов водителям грузовиков. Обама, как известно, ещё в 2011 году призвал американцев «пересаживаться» на газ, но популярности газовая тема до сих пор не получила. На стимулирование газомоторного направления в США ранее выделялись средства (до 2010 г.). Ресурс pro-gas.ru, ссылаясь на журнал «Нефть России», приводит данные о том, что на подобное стимулирование в США шло 15 млрд. долларов в год. В частности, 2,5 млрд. направлялось на программы развития и демонстрацию достижений; 300 млн. шло федеральному правительству на приобретение газомоторных автомобилей для служебных нужд; 300 млн. — на замену дизельных школьных автобусов на экологически чистые машины на газомоторном и ином альтернативном топливе; 300 млн. — на гранты для пилотных проектов в рамках программы «Чистый город»; 8,4 млрд. — на закупки новых муниципальных автобусов и 3,2 млрд. — на гранты в сфере энергосбережения.
С 2011 года, когда кризис стал ощущаться всё сильнее, проекты, по-видимому, были свёрнуты. В том же 2011 году, в октябре, Конгрессом был отклонён продвигаемый известным бизнесменом и благотворителем Томасом Буном Пикенсом, основателем и председателем «BP Capital Management», проект так называемого акта 1380 (The Natural Gas Act, HR 1380, или New Alternative Transportation to Give Americans Solutions, NAT GAS, — иначе именуемого попросту The Pickens Bill).
Целью «билля Пикенса» был тотальный перевод транспорта США на газовое топливо: либо сжатый газ, либо сжиженный газ. Старому ресурсодобытчику и торговцу Пикенсу очень хотелось, чтобы цены внутри страны на газ повысились (они бы и повысились, коли бы кривая спроса пошла вверх). Акт подавался под вкусным соусом снижения зависимости великой капиталистической родины от нефти, которую пока приходится импортировать и за которую приходится дорого платить. The Pickens Bill предусматривал в числе прочего и налоговые кредиты (вовсе не субсидии, как пишут в некоторых СМИ) тем, кто: а) купит газомоторный автомобиль; б) кто переоборудует бензиновые или дизельные машины под сжатый или сжиженный природный газ. В проект «билля Пикенса», в раздел 104-й, были заложены такие кредиты в размере от 7500 долларов (масса а/м не более 8500 фунтов) и до 64000 долларов за авто массой боле 26000 фунтов.
Однако проект был отклонён 4 октября 2011 года с формулировкой, которую можно передать в двух словах так: пусть спрос на природный газ стимулирует рынок, а не Конгресс. Информация об отрицательном решении конгрессменов выложена в открытом доступе на сайте Industrial Energy Consumers of America (IECA). На сервере Govtrack.us можно найти текст этого документа, внесённого в Конгресс 6 апреля 2011 года. Там тоже уточняется, что H.R. 1380 не был принят.
Мистер Пикенс до сих пор продвигает свой план автогазификации, и кое-что у него получается, но не субсидии, о которых говорил товарищ Леонтьев. Нет, по 10000 долларов владельцам грузовиков пока не дают. Ходят слухи о том, что правительство США выплачивает премии компаниям, использующим «газовые» грузовики, но подтверждения этим слухам, увы, не нашлось. К тому же главным препятствием перехода грузовых перевозок на природный газ являются значительные расходы на переоборудование автомобилей. Поэтому аналитики журнала «Fleet Owner» считают, что число грузовиков на природном газе в сегменте средней и большой грузоподъёмности в США будет расти медленно. Прогнозируется увеличение производства «чистых» грузовиков с 1950 единиц до 29483 единиц в 2017 году. Это всего лишь 8% от общего объёма производства грузовиков в США экологического класса 6-8 в течение последующих лет. В итоге грузоперевозчики рассматривают природный газ в качестве альтернативного топлива только в отдалённом будущем.
В «Форбс» можно прочесть заметку Питера Келли-Детвайлера о том, как развивается в Штатах газовое направление. Ради экономии на топливе Управление отходами в США недавно объявило, что планирует иметь 80% новых грузовых автомобилей, работающих на сжатом природном газе. Они обойдутся примерно на 30.000 $ дороже, но каждый из них сэкономит затем приблизительно 27.000 $ в год. Ещё один газовый успех: приобретение «AT & T» 1.200 газовых фургонов у «GM». Крупные производители двигателей («Cummins», «Peterbilt», «Caterpillar» и «Navistar») собираются создавать двигатели на СПГ. «Navistar» прогнозирует, что 1 из 3 своих новых двигателей будет работать на природном газе. Это случится в течение ближайших нескольких лет. Развивается и инфраструктура СПГ вдоль шоссе, вблизи существующих трубопроводов.
Всё это тоже говорит о развитии не сегодняшнем, а в лучшем случае завтрашнем или послезавтрашнем.
По данным журнала «За рулём», во всём мире на природном газе работает около 10 миллионов автомобилей, и лишь 200 тысяч из них ездят в США.
Андрей Кузнецов, стратег «Citigroup» в России и СНГ, высказывает в «Ведомостях» следующее предположение: «Автомобили на природном газе — не новость, но они до сих пор не стали массовым видом транспорта в большинстве стран из-за отсутствия достаточной инфраструктуры. Однако пятикратный разрыв в ценах между нефтью и газом становится достаточным стимулом для перехода на газ и строительства инфраструктуры — в первую очередь в части тяжёлого транспорта, требующего менее разветвлённой сети заправок и имеющего большие пробеги. Так, по оценкам наших аналитиков, 30% парка грузовиков в США перейдёт на газ к 2020 г. Это сократит спрос на нефть на 0,6 млн. барр./день, что примерно соответствует 0,7% текущего спроса. Такую же экономию обеспечит перевод на газ части морского транспорта. В то же время надо осознавать, что этот процесс будет довольно продолжительным и станет заметен лишь к концу десятилетия. Мы полагаем, что к тому времени нефть может упасть до $85 за баррель».
Таким образом, опять же — 2020 год. И то на конец десятилетия намечено лишь начало процесса. К этому времени у «Газпрома», надо полагать, будет соответствующая стратегия. Или нерентабельный «мыльный пузырь» в американских сланцах лопнет. То есть пока о «контуженных маньяках» говорить рановато.
«Что означает глобальная газовая революция для России? — задаётся вопросом А. Кузнецов. — Как ни странно, влияние ситуации на газовом рынке на российскую макроэкономику не так уж велико. Газ составляет лишь 12% экспорта и если, как мы ожидаем, цена в Европе упадет на четверть, Россия может потерять 3% экспортной выручки. Плохо, но не катастрофа».
Однако товарищ Леонтьев продолжает нагонять страху:
В информатории «Газпрома» есть статья под названием «Как можно добывать природный газ из угольных пластов». Там между прочим говорится: «Не из всех типов пластов его возможно извлечь; наиболее перспективными для добычи являются угли, занимающие промежуточное положение между бурыми и антрацитовыми. Таким углем богат, например, Кузбасс. Самые распространённые варианты — нагнетание воды или геля для гидроразрыва пласта, закачка через скважину воздуха или воздухо-воздушной смеси, воздействие на пласт током».
Проведение первого в мире гидравлического разрыва пласта приписывается компании «Halliburton» (США, 1947 г.). Позже проводились ГРП и в СССР, разработчиками теоретической основы явились советские учёные Христианович С. А., Желтов Ю. П. (1953 г.), также оказавшими значительное влияние на развитие ГРП в мире. ГРП используют также для добычи метана из угольных пластов, газа уплотнённых песчаников, а также сланцевого газа. Впервые гидроразрыв угольного пласта был произведён в 1954 г. в Донбассе.
Далее товарищ Леонтьев высказывается в том духе, что интерес А. Миллера к сланцевой нефти вместо газа носит «полууголовный характер». «Газпрому», говорит аналитик, сланцевый газ не нужен, — «ему нужна цена». Задача Миллера, какой её видит Леонтьев, — «кошмарить государство, оправдывать нечеловеческие издержки при добыче».
Все эти заявления не остались без внимания известного аналитика, ведущего телепередачи «Однако» и главного редактора одноимённого еженедельника Михаила Леонтьева. В выражениях главный редактор не стеснялся. Тут вам и сходство с «контуженным маньяком», и «сумасшествие», и «прямое враньё», и «полный улёт», и «полууголовный характер», и, наконец, «аберрация сознания». Экспрессивные выпады товарища Леонтьева завершились филиппикой об акте «наглого саботажа указаний президента», что логично привело к совету: «г-на Миллера… госпитализировать».
Да кто же это назначил Миллера на должность-то? Кого вообще называют «человеком Путина», как не Миллера? Как может левая рука саботировать действия правой?
В 1991-1996 гг. товарищ Миллер, экономист по образованию, трудился в Комитете по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга и сделал там недурственную карьеру: прошёл через ступени начальника отдела и заместителя начальника управления и добрался до заместителя председателя Комитета. А председателем комитета был Владимир Владимирович Путин. В «Газпром» в 2001 году Миллер попал не как человек из внутренней кузницы кадров, а со стороны — был поставлен президентом. В 2011 году В. В. Путин присудил Миллеру правительственную премию в области науки и техники за разработку технологии производства высокопрочных труб нового поколения для стратегических газотранспортных проектов (другим лауреатом премии стала в том же году Валентина Матвиенко), а в 2012 г. он был удостоен Почётной грамоты Президента Российской Федерации за заслуги в развитии газового комплекса и многолетнюю добросовестную работу.
Ходит по сети и такое мнение о Миллере: «Алексей очень исполнительный и послушный. Что ему скажут, то и делает. Ничего плохого о нем сказать нельзя, но и хорошего тоже. Своего мнения он не имеет и очень удобен, чтобы расправиться ещё с каким-нибудь «Медиа-Мостом». А воровать у Миллера рука не поднимется. Если только не для себя».
Не похоже, чтоб Миллер испортился и стал нуждаться в лечении. По крайне мере, президент этого не замечает. Вот тов. Леонтьев и решил ему подсказать. У вас, мол, Владимир Владимирович, контуженный маньяк под боком. Полууголовник. Но это сейчас «полу», а когда дел наделает… «Аберрация сознания» ведь не шутка.
Не шутка. Даже не первоапрельская — хотя материал М. Леонтьева был опубликован на сайте «Однако» 1 апреля.
«…Похоже на контуженного маньяка. Президент поручил им разработать стратегию ответа на сланцевую революцию, президент говорил об опасности сланцевой революции. Нет, говорит Миллер, нет ничего такого, о чём говорит президент.
Соединённые Штаты добывают, о чём сказал Путин, 214 млрд. кубов сланцевого газа. Но Миллер неумолим: «Нам не известен ни один пример добычи сланцевого газа, где рентабельность была бы примерно положительного значения. Абсолютно все скважины имеют отрицательное значение». …Это просто сумасшествие какое-то. Каким образом США с этим справляются? При этом идёт прямое враньё. Соединённые Штаты не импортируют газ. Весь этот газ, предназначавшийся США, сейчас идёт на европейский рынок, где вытесняет газпромовский газ и опускает цену».
Соединённые Штаты добывают, о чём сказал Путин, 214 млрд. кубов сланцевого газа. Но Миллер неумолим: «Нам не известен ни один пример добычи сланцевого газа, где рентабельность была бы примерно положительного значения. Абсолютно все скважины имеют отрицательное значение». …Это просто сумасшествие какое-то. Каким образом США с этим справляются? При этом идёт прямое враньё. Соединённые Штаты не импортируют газ. Весь этот газ, предназначавшийся США, сейчас идёт на европейский рынок, где вытесняет газпромовский газ и опускает цену».
Между тем надо заметить, что сланцевые запасы энергоресурсов в США, которые там стали активно разрабатывать, оказались значительно меньше, чем предполагалось. Агентство «Блумберг» даже написало, что оценки запасов сланцевого газа в США за 2012 год представляют «шокирующий шаг назад для быстро растущей промышленности».
Согласно новейшей оценке Министерства энергетики США, в стране имеется приблизительно 482 триллиона кубических футов природного газа из сланцевых бассейнов. Новейшие данные говорят о 42-процентном снижении оценки запасов от 2011 года: соответствующая величина находилась в пределах 827 трлн. куб. футов. Снижение оценки произошло из-за получения более подробной информации, ставшей доступной вследствие роста эксплуатации месторождений сланцевого газа за 2012 год. Информация эта открытая, есть в переводе на русский язык и тов. Леонтьев мог бы потратить минуты три-четыре на поиск через «Google». Ну, или «Яндекс».
(Кстати, и с нефтью — та же история. На фоне последних переоценок сланцевых запасов по итогам 2012 года Соединённые Штаты вовсе не снизили, а увеличили объём закупок нефти у Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. По сведениям «Financial Times», в структуре американского нефтяного импорта доля, к примеру, Саудовской Аравии преодолела отметку в 15% (максимальный показатель с 2003 года). Общий удельный вес стран Персидского залива в импорте «чёрного золота» в США превысил 25% (наиболее высокий показатель за те же 9 лет). Сланцевая добыча минерального сырья вряд ли поможет США быстро добиться «энергетической независимости» и стать к 2017 году, как это обещалось пропагандистами, крупнейшим в мире производителем нефти — «Саудовской Америкой»).
Так что о тотальном «вытеснении» газпромовского газа в мире говорить по меньшей мере преждевременно (разве что в благородных целях госдеповской пропаганды, что тов. Леонтьеву, конечно же, не свойственно). Другое дело, когда разведка, разработка и добыча обеспечат нас новыми сведениями. Может быть, что-то прояснится к году этак 2020-му. Так далеко в наше время Миллер и Путин не заглядывают. Даже не факт, что нынешний президент на выборах в 2018-м году станет баллотироваться.
Леонтьев говорит:
«США приступили уже на предварительном этапе к экспорту газа — в том числе с целью остановить падение внутренних цен на него. Сейчас цены на газ на внутреннем рынке США значительно ниже наших, и компаниям, добывающим его, это невыгодно. США получили колоссальное преимущество в виде дешёвой энергетики, которое они сейчас пытаются использовать. Американцы дают $10000 водителям большегрузных грузовиков за их перевод с дизеля на газ — при том, что газ дешевле. То есть они ускоряют эту сланцевую революцию. Только Миллеру это непонятно».
Стоп, стоп, стоп. Пусть когда-нибудь сланцевый газ и даст США шанс сделаться одним из ведущих экспортёров сырья, но пока тут больше шума и пропаганды, чем правды. На пропаганду и аналитический шум рынок, конечно, тоже отзывается, но куда в меньшей степени, нежели на факты. Миллер, как представляется, знает куда больше Леонтьева.
Сланцевая революция в США может привести к революции промышленной. Именно так считают эксперты кембриджской экспертной группы IHS CERA, сообщает Екатерина Кравченко в почти что свежем номере «Ведомостей». Да, собственная добыча будет постепенно замещать импорт газа в США, считает вице-президент IHS Джон Лэрсон, однако главный вопрос здесь в том, как скоро эта революция докатится до остального мира.
Действительно, природный газ в США в 3-4 раза дешевле, чем на европейском и азиатских рынках (3,5 $ за 1 млн. британских термальных единиц — против 20 долл. в Азии). Но управляющий директор IHS CERA Майкл Стоппард уверен: вот-вот начнётся перебалансировка рынка, и цены будут постепенно сближаться. Американский газ будет постепенно дорожать — его цена вырастет до 5 $ уже к 2014 году. Мистер Стоппард объясняет: дешёвый американский газ не скоро изменит структуру глобальной торговли. Первый экспортный терминал для сжиженного газа появится в Соединённых Штатах в конце 2015 г. или начале 2016 г. К 2020 году США будут экспортировать 6 млн. куб. футов в день. Влияние американского экспорта не будет чувствоваться на мировом рынке до 2020 г., убеждён Стоппард. Что касается экспорта природного газа, то администрация Обамы пока одобрила лишь одну соответствующую заявку.
Тут речь идёт опять же о будущем. «Cheniere Energy» заключила контракт с британской компанией «Centrica» на поставку 1,75 млн. тонн газа сланцевого происхождения ежегодно, начиная с 2018 года. А что «Газпром»? А он в 2011 году «Газпром» экспортировал в Великобританию 8,16 млрд. кубометров газа; в 2012 — 8,11 млрд. В сентябре прошлого года российский монополист заключил с упомянутой «Centrica» новое соглашение о поставках 2,4 млрд. кубометров газа в течение 2014-2016 гг. Объём поставок российского газа будет только расти, полагают эксперты. Никакого спада.
Итак, мы видим: речь идёт о временах довольно далёких — 2018 год, 2020 год. Причём американцы после переоценок месторождений вообще довольны осторожны в своих заявлениях.
Кстати, интересно ещё и то, что, как пишут те же «Ведомости», советник администрации США по энергетике Хизер Зичел отмечает, что нефтехимические концерны во главе с «Dow Chemical» выступают против наращивания экспорта газа: ведь это может привести к росту цен на внутреннем рынке и ослабить конкурентные преимущества американских компаний.
Таким образом, тут у американцев дилемма: с одной стороны дешёвый газ хорош внутри страны, с другой стороны, компании, его добывающие, не горят желанием продавать газ задешево и нацелены на экспорт, чему, будучи в здравом уме, сопротивляется Обама, которому нужна скорее здоровая экономика, чем внешняя торговля сырьём. Стратегия, скажем прямо, совсем не российская.
Теперь — несколько необходимых абзацев насчёт 10000 долларов водителям грузовиков. Обама, как известно, ещё в 2011 году призвал американцев «пересаживаться» на газ, но популярности газовая тема до сих пор не получила. На стимулирование газомоторного направления в США ранее выделялись средства (до 2010 г.). Ресурс pro-gas.ru, ссылаясь на журнал «Нефть России», приводит данные о том, что на подобное стимулирование в США шло 15 млрд. долларов в год. В частности, 2,5 млрд. направлялось на программы развития и демонстрацию достижений; 300 млн. шло федеральному правительству на приобретение газомоторных автомобилей для служебных нужд; 300 млн. — на замену дизельных школьных автобусов на экологически чистые машины на газомоторном и ином альтернативном топливе; 300 млн. — на гранты для пилотных проектов в рамках программы «Чистый город»; 8,4 млрд. — на закупки новых муниципальных автобусов и 3,2 млрд. — на гранты в сфере энергосбережения.
С 2011 года, когда кризис стал ощущаться всё сильнее, проекты, по-видимому, были свёрнуты. В том же 2011 году, в октябре, Конгрессом был отклонён продвигаемый известным бизнесменом и благотворителем Томасом Буном Пикенсом, основателем и председателем «BP Capital Management», проект так называемого акта 1380 (The Natural Gas Act, HR 1380, или New Alternative Transportation to Give Americans Solutions, NAT GAS, — иначе именуемого попросту The Pickens Bill).
Целью «билля Пикенса» был тотальный перевод транспорта США на газовое топливо: либо сжатый газ, либо сжиженный газ. Старому ресурсодобытчику и торговцу Пикенсу очень хотелось, чтобы цены внутри страны на газ повысились (они бы и повысились, коли бы кривая спроса пошла вверх). Акт подавался под вкусным соусом снижения зависимости великой капиталистической родины от нефти, которую пока приходится импортировать и за которую приходится дорого платить. The Pickens Bill предусматривал в числе прочего и налоговые кредиты (вовсе не субсидии, как пишут в некоторых СМИ) тем, кто: а) купит газомоторный автомобиль; б) кто переоборудует бензиновые или дизельные машины под сжатый или сжиженный природный газ. В проект «билля Пикенса», в раздел 104-й, были заложены такие кредиты в размере от 7500 долларов (масса а/м не более 8500 фунтов) и до 64000 долларов за авто массой боле 26000 фунтов.
Однако проект был отклонён 4 октября 2011 года с формулировкой, которую можно передать в двух словах так: пусть спрос на природный газ стимулирует рынок, а не Конгресс. Информация об отрицательном решении конгрессменов выложена в открытом доступе на сайте Industrial Energy Consumers of America (IECA). На сервере Govtrack.us можно найти текст этого документа, внесённого в Конгресс 6 апреля 2011 года. Там тоже уточняется, что H.R. 1380 не был принят.
Мистер Пикенс до сих пор продвигает свой план автогазификации, и кое-что у него получается, но не субсидии, о которых говорил товарищ Леонтьев. Нет, по 10000 долларов владельцам грузовиков пока не дают. Ходят слухи о том, что правительство США выплачивает премии компаниям, использующим «газовые» грузовики, но подтверждения этим слухам, увы, не нашлось. К тому же главным препятствием перехода грузовых перевозок на природный газ являются значительные расходы на переоборудование автомобилей. Поэтому аналитики журнала «Fleet Owner» считают, что число грузовиков на природном газе в сегменте средней и большой грузоподъёмности в США будет расти медленно. Прогнозируется увеличение производства «чистых» грузовиков с 1950 единиц до 29483 единиц в 2017 году. Это всего лишь 8% от общего объёма производства грузовиков в США экологического класса 6-8 в течение последующих лет. В итоге грузоперевозчики рассматривают природный газ в качестве альтернативного топлива только в отдалённом будущем.
В «Форбс» можно прочесть заметку Питера Келли-Детвайлера о том, как развивается в Штатах газовое направление. Ради экономии на топливе Управление отходами в США недавно объявило, что планирует иметь 80% новых грузовых автомобилей, работающих на сжатом природном газе. Они обойдутся примерно на 30.000 $ дороже, но каждый из них сэкономит затем приблизительно 27.000 $ в год. Ещё один газовый успех: приобретение «AT & T» 1.200 газовых фургонов у «GM». Крупные производители двигателей («Cummins», «Peterbilt», «Caterpillar» и «Navistar») собираются создавать двигатели на СПГ. «Navistar» прогнозирует, что 1 из 3 своих новых двигателей будет работать на природном газе. Это случится в течение ближайших нескольких лет. Развивается и инфраструктура СПГ вдоль шоссе, вблизи существующих трубопроводов.
Всё это тоже говорит о развитии не сегодняшнем, а в лучшем случае завтрашнем или послезавтрашнем.
По данным журнала «За рулём», во всём мире на природном газе работает около 10 миллионов автомобилей, и лишь 200 тысяч из них ездят в США.
Андрей Кузнецов, стратег «Citigroup» в России и СНГ, высказывает в «Ведомостях» следующее предположение: «Автомобили на природном газе — не новость, но они до сих пор не стали массовым видом транспорта в большинстве стран из-за отсутствия достаточной инфраструктуры. Однако пятикратный разрыв в ценах между нефтью и газом становится достаточным стимулом для перехода на газ и строительства инфраструктуры — в первую очередь в части тяжёлого транспорта, требующего менее разветвлённой сети заправок и имеющего большие пробеги. Так, по оценкам наших аналитиков, 30% парка грузовиков в США перейдёт на газ к 2020 г. Это сократит спрос на нефть на 0,6 млн. барр./день, что примерно соответствует 0,7% текущего спроса. Такую же экономию обеспечит перевод на газ части морского транспорта. В то же время надо осознавать, что этот процесс будет довольно продолжительным и станет заметен лишь к концу десятилетия. Мы полагаем, что к тому времени нефть может упасть до $85 за баррель».
Таким образом, опять же — 2020 год. И то на конец десятилетия намечено лишь начало процесса. К этому времени у «Газпрома», надо полагать, будет соответствующая стратегия. Или нерентабельный «мыльный пузырь» в американских сланцах лопнет. То есть пока о «контуженных маньяках» говорить рановато.
«Что означает глобальная газовая революция для России? — задаётся вопросом А. Кузнецов. — Как ни странно, влияние ситуации на газовом рынке на российскую макроэкономику не так уж велико. Газ составляет лишь 12% экспорта и если, как мы ожидаем, цена в Европе упадет на четверть, Россия может потерять 3% экспортной выручки. Плохо, но не катастрофа».
Однако товарищ Леонтьев продолжает нагонять страху:
«И наконец — совершенно психоделическое заявление, прямо Кудрин газовый какой-то: «У «Газпрома» есть точно такие же технологии, газ добывается из угля в Кузбассе». Это уже полный улёт. …С этим надо что-то делать — врача, может, вызвать? Если человек считает, что мы, добывая газ из угольных разрезов, «владеем технологией добычи сланцевого газа» — то есть ступенчатым гидроразрывом, — значит, человека надо срочно лечить…»
В информатории «Газпрома» есть статья под названием «Как можно добывать природный газ из угольных пластов». Там между прочим говорится: «Не из всех типов пластов его возможно извлечь; наиболее перспективными для добычи являются угли, занимающие промежуточное положение между бурыми и антрацитовыми. Таким углем богат, например, Кузбасс. Самые распространённые варианты — нагнетание воды или геля для гидроразрыва пласта, закачка через скважину воздуха или воздухо-воздушной смеси, воздействие на пласт током».
Проведение первого в мире гидравлического разрыва пласта приписывается компании «Halliburton» (США, 1947 г.). Позже проводились ГРП и в СССР, разработчиками теоретической основы явились советские учёные Христианович С. А., Желтов Ю. П. (1953 г.), также оказавшими значительное влияние на развитие ГРП в мире. ГРП используют также для добычи метана из угольных пластов, газа уплотнённых песчаников, а также сланцевого газа. Впервые гидроразрыв угольного пласта был произведён в 1954 г. в Донбассе.
Далее товарищ Леонтьев высказывается в том духе, что интерес А. Миллера к сланцевой нефти вместо газа носит «полууголовный характер». «Газпрому», говорит аналитик, сланцевый газ не нужен, — «ему нужна цена». Задача Миллера, какой её видит Леонтьев, — «кошмарить государство, оправдывать нечеловеческие издержки при добыче».
«И вот ещё интересно: сланцевый газ, значит, нерентабелен. А сланцевая нефть, в версии Миллера, значит, рентабельна. Это вообще какая-то аберрация сознания. Психоз».
А какая же аберрация, ежели нефть, в отличие от не столь значительного газа, даёт в России примерно 30% от экспортной выручки? Газ — 12%, нефтепродукты — 28%, а общий объём экспорта продукции ТЭК России составил по итогам прошлого года 69,8%? Сосчитать ведь нетрудно. Бюджет наполняют нефть и нефтепродукты, и в чётком понимании этого, похоже, и раскрывается «полууголовный характер» Миллера. Что касается экспрессивных аргументов Леонтьева, то ведь смешно даже пытаться обосновывать рентабельность добычи газа рентабельностью добычи нефти. Поспешишь, как говорится, — людей насмешишь.
Давайте не будем считать самостоятельно и тем паче строить догадки. Послушаем экспертов. Как предупредил аналитик «Raiffeisenbank» Андрей Полищук, с учётом снижения цен на газ в США, инвестиции в добычу там сланцевого газа могут быть низкорентабельными. Цены в 3,5 $ за 1 млн. британских тепловых единиц, или 122,5 $ за 1000 куб. м, едва покрывают затраты на добычу. Многие инвесторы сегодня сокращают вложения, говорит и эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова. И, что любопытно, по мнению обоих экспертов, более привлекательными станут инвестиции в США в добычу сланцевой нефти.
Примерно то же самое с некоторыми поправками можно, вероятно, спроецировать и на Россию. Только низкорентабельная добыча сланцевого газа здесь превратится вообще в нерентабельную — хотя бы из-за климатических условий.
Однако товарищу Леонтьеву происходящее кажется «актом наглого саботажа указаний президента». Аналитик предлагает решение: Миллера «госпитализировать», а компанию «Газпром» — «продать американцам». Последнее, конечно, первоапрельская шутка.