ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Рычаги управления госимуществом могут вернуться в Кремль. Белый дом сопротивляется
Рычаги управления госимуществом могут вернуться в Кремль. Белый дом сопротивляется13-12-2012, 19:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
||
Рычаги управления госимуществом могут вернуться в Кремль. Белый дом сопротивляется
Президент России вновь может получить полномочия по прямому управлению федеральным имуществом, включая приватизацию. По данным издания «КоммерсантЪ», государственно-правовое управление президента подготовило поправки к соответствующим законопроектам. Эта инициатива позволит Кремлю вернуть контроль над госимуществом, утерянный ещё Борисом Ельциным. Правительство, которое контролирует эту сферу сейчас, ожидаемо выступило против реформы.
Поправки коснулись федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ельцинского указа 1995 года «О порядке принятия решений об управлении и распоряжении находящимися в федеральной собственности акциями». Как передаёт газета, глава ГПУ Лариса Брычева ещё 15 ноября направила изменения руководителю аппарата правительства Владиславу Суркову. Уже к 14 декабря он должен собрать и представить мнения из Белого дома.
Как сказано в документе, полномочия коснутся «закрепления акций за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными госучреждениями, о передаче акций в доверительное управление, в залог и об ином их обременении». Такие меры должны приниматься «на основании решений президента РФ, определяющих формы и сроки распоряжения акциями». В настоящий момент Кремль обладает такими полномочиями только относительно стратегических предприятий.
Естественно, эта инициатива пришлась не по душе правительству. Как пишет издание, в Белом доме готовят «вежливый отказ». Однако правительство оказался столь милостиво, что, цитируем, «уступка в этом вопросе возможна — правительство готово представлять президенту информацию о ходе и итогах приватизации федерального имущества». То есть это максимально возможный компромисс с их стороны — мол, так уж и быть, расскажем главе государства о том, где и что распродали.
Учитывая последние приватизационные скандалы — уголовные дела вокруг «Оборнсервиса», противостояние Сечина и Дворковича по продаже активов «Роснефти» и многие другие эпизоды — правительство откровенно не справляется с элементарным контролем над запущенными им же процессами. И в этом смысле инициатива администрации выглядит не просто здраво, но и крайне своевременно. Непонятно, почему логичная реакция президента на махинации вокруг имущества может вообще вызывать какие-либо вопросы.
Такой подход со стороны правительства вновь поднимает важную тему — не слишком ли заигрались эти люди в приватизационные торги?
Напомним, что полномочия по прямому управлению федеральной собственностью были утеряны первым президентом РФ Борисом Ельциным в 1997 году. Тогда образовалась масштабная задолженность бюджетникам в размере 50 трлн рублей и было принято решение организовать очередную волну приватизации, чтобы погасить долги по заработной плате. Рычаги приватизации при этом были сконцентрированы в руках правительства «для своевременного получения средств от приватизации».
Владимир Улас, депутат Госдумы, член комитета ГД по бюджету и налогам, в разговоре с «Финам» поддержал инициативу передачи контроля над госимуществом в пользу Кремля:
— При Ельцине существовал указной механизм приватизации крупнейших стратегических объектов государственной собственности. К чему это привело, мы хорошо знаем. Был создан назначаемый клан миллиардеров, список которых мы легко можем найти в журнале Forbes.
С другой стороны, это расширение полномочий президента по управлению федеральной собственностью говорит о том, что администрация или президент не удовлетворены той деятельностью правительства, которую в этой области мы наблюдаем последнее время. Фактически, Медведев является инициатором распродажи стратегических государственных активов, причем с чрезвычайно невыгодными условиями.
Государство лишается рычагов управления экономикой. Возможно, появление этих поправок связано с тем, что та экономическая стратегия, которая проводится правительством, не удовлетворяет президента. Конечно, они будут против, потому что это ущемляет их права.
Если крупнейшие объекты находятся в частных руках, то государство лишается такой возможности, поэтому и лишается возможности проводить эффективную экономическую и социальную политику. Прописка дополнительных условий на приватизацию объекта разумна. Было бы не плохо расширить полномочия не только президента, но и парламента, наделив его определенными контрольными и экспертными функциями.
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития в беседе с журналистом «Однако» положительно оценил такую инициативу:
– Данный конкретный проект и начавшаяся в России антикоррупционная борьба – вещи, безусловно, связанные. Ситуация с госимуществом должна быть введена в более понятные, прозрачные и чёткие рамки. В последние годы эта схема не просто была закрыта для информирования граждан, но мы о ней успели и забыть. На фоне того, что происходит с коррупционной составляющей в Российской Федерации, даже безо всяких судов и их решений, можно практически не сомневаться, что в этой ситуации далеко не всё так благополучно.
Поэтому стоит приветствовать инициативу о более внимательном взгляде президента РФ на эту сферу, о её законодательном перемещении «под президентское крыло». Надо вытащить всю эту структуру «на свет». Так, чтобы она находилась перед глазами не только президента, но и наблюдающих общественных организаций в России, которые занимаются этой тематикой.
Недовольство внутри правительства, конечно, может присутствовать, тем более что впереди могут выявиться новые коррупционные скандалы с выявлением чиновников и их коррупционных пирамид. Поэтому чем больше будет недовольства, тем быстрее мы выявим этих чиновников. Вообще, противоречий между президентом и правительством нет и быть не должно, за исключением каких-то мелких организационных недоговорённостей.
Вернуться назад |