ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика событий в России > Ярослав Романчук: Печальная белорусская история долгов и кредитов

Ярослав Романчук: Печальная белорусская история долгов и кредитов


15-07-2009, 18:29. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Международный валютный фонд дал нам очередные $679,2млн. кредита. Министры радуются.

Говорят об успехах белорусской экономической политики. Запад тоже полон оптимизма. Раздавать деньги проще, чем требовать проведения рыночных реформ. С ноября 2008г. в виде кредитов и валютных поступлений от «Газпрома» правительство Беларуси получило $3,7млрд. С учетом динамики ВВП в 2009г. и курса белорусского рубля сумма полученных валютных ресурсов превысила 9% ВВП. Есть много оснований считать, что эти деньги не инвестируются в давно назревшие реформы, а банально проедаются или замораживаются в старых проектах.


Почему Беларусь не Америка


Белорусское правительство добровольно и сознательно заразилось одной опасной американской болезнью - жить в долг. При этом наши власти совершили целый ряд грубых ошибок. Первая, просто детская ошибка. Белорусские министры подумали, что большой разницы между США и Беларусью нет. Раз американцы могут позволить себе жить в долг, значит, и нам можно. Тот факт, что Америка производит 25% мирового ВВП, а Беларусь - 0,1%, что Америка при всех к ней претензиях остается одной из самых свободных стран мира, с развитым финансовым и богатым внутренним рынком, а Беларусь входит в десятку самых экономически несвободных стран мира, белорусских дисижнмейкеров не смутило.


Вторая ошибка связана с деньгами. Можно сколь угодно долго «клевать» американский доллар, но он был и остается мировой валютой. Допечатка свежего одного триллиона «зеленых» пока не привела к инфляции в США. Доверие к нему остается на высоком уровне, чего не скажешь о белорусском рубле. Даже белорусские вкладчики в большей степени предпочитают вклады в долларах, чем в белорусских рублях. А для иностранцев наша национальная валюта, к сожалению, имела и сохраняет статус «фантика».


Третья ошибка связана с осмыслением эффективности американской экономической политики. Тот факт, что в США больше всего нобелевских лауреатов, не означает, что американские министры не ошибаются. Ошибаются еще как. Недавно сам Б. Обама признал, что все те меры, которые принимало его правительство и до него Дж. Буш, не привели к ожидаемому выходу из кризиса.


На прошедшей в конце июня 2009г. крупной международной конференции в Вашингтоне целый ряд ведущих аналитиков мира в один голос говорили о том, что кризис в США будет еще, как минимум, два года. Значит, мир еще только начинает спускаться с высоты надутого пузыря. Значит, нужно гораздо решительнее очищать экономику от банкротов, инвестиционных ошибок и тех форм государственного регулирования, которые привели к их опасной концентрации. Значит, политика дешевых денег, национализации, увеличения государственных инвестиций и протекционизма не работает. Этот вывод убедительно доказывает негативный опыт Ф. Рузвельта по выходу из Великой депрессии. Все это обязаны знать те белорусские должностные лица, которые несут ответственность за выработку и принятие антикризисных мер для Беларуси. Не менее пессимистичны в оценках состояния своих экономик руководители России, Германии, Испании и Украины. В этой ситуации обезьянничать, копировать действия США, ЕС или России вне контекста состояния нашей экономики не только смешно, но и опасно.


Сколько взяли


МВФ стал крупнейшим кредитором Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52млрд. Из них два транша на общую сумму $1,47млрд. уже поступило ($788млн. и $679млн.). Вторым по величине кредитором (если брать только деньги), является Россия. В ноябре 2008г. от нее мы получили $1млрд. и еще $0,5млрд. пришло в феврале 2009г. «Газпром» заплатил нам очередные $625млн. за акции «Белтрансгаза» и еще $250млн. получила Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ.


Кредитную ловушку нашей страны углубил венесуэльский кредит в $0,5млрд. Белорусским властям помог также своп валютами с Китаем в марте 2009г.: 20млрд. юаней (~$3млрд.) были обменены на Br8трлн. За счет этих денег можно закупать большую долю импорта из Китая, а думать о том, что делать китайским компаниям с такой огромной суммой ресурсов в белорусских рублях (47,3% денег М2 по состоянию на 1.05.09. Известно, что объем рублевой денежной массы (М2) на эту дату составил Br16,9 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. уменьшился на 2,2% при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с началом года он уменьшился на 17,7%. Если китайцы не смогут купить на предоставленные им «зайчики» активы (цементные заводы, тепло- и электростанции) или товары (калийные удобрения), то они могут начать «сбрасывать» их обратно в нашу экономику. Легко представить, что произойдет с курсом белорусского рубля и ценами, если в экономике вдруг окажется столько новых денег.


Состояние долгов и тех, кто их может отдавать


Кредит можно считать успешно использованным, если он помог решить существующие структурные, платежные или корпоративные проблемы. Анализ состояния финансов страны, предприятий и банков, объем золотовалютных резервов, а также динамики экспорта и промышленного производства позволяет сделать вывод, что внешние кредиты наши власти проели.


Белорусские предприятия и банки конкурентнее, здоровее не стали. Наша страна остается под напряжением от внешнего шока торгового и платежного баланса. Модернизация промышленности и других секторов экономики не происходит. Экспорт за 5 месяцев упал на 48%. Очищение экономики и банковской системы от плохих долгов и инвестиций заблокировано. Новые рынки сбыта по-прежнему закрыты. «Бумажные» темпы роста ВВП гораздо ниже, чем скорость накопления долгов. Кредитные ресурсы попадают в руки тех, кто и является виновником структурных дисбалансов, т. е. на счет крупных, нереформированных госпредприятий. Чисто по-кейнсиански продолжается закачка ресурсов в большие и малые стройки, большинство из которых не способны генерировать добавленную стоимость и быстро выйти на прибыльный режим работы.


Итак, в январе - апреле 2009г. реальные доходы консолидированного бюджета Беларуси снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. Доходы консолидированного бюджета Беларуси в январе - апреле 2009г. составили 47,8% ВВП по сравнению с 56% за аналогичный период 2008г. Расходы консолидированного бюджета за январь-апрель 2009 г. составили 47,7% (за январь-апрель 2008 г. - 48,7%). Т. е. тратим мы в первой половине 2009г. гораздо интенсивнее, чем зарабатываем. И это ведь с учетом ресурсов прошлого года, которые были потрачены в этом.


Выручка от реализации товаров и услуг организаций Беларуси за январь-апрель 2009 г. в текущих ценах уменьшилась на 0,2% по сравнению с январем-апрелем 2008 г. при росте потребительских цен за этот период на 15,2%. За апрель выручка от реализации была меньше на 8,3%, чем за март 2009г. Это значит, что, несмотря на обильную кредитную накачку, предприятия работают, в лучшем случае, в ноль, а в большинстве своем - в минус или на склад.


Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в январе-апреле
2009 г. составила 9,8% против 14,9% в январе-апреле 2008 г., рентабельность продаж соответственно - 5,8% против 8,5%. Это значит, что у более половины предприятий нет своих оборотных средств. Не появятся они за счет собственной коммерческой деятельности. Значит, число просящих кредитов у банков и бюджета еще до конца 2009г. резко увеличится. Зарабатывать стало гораздо сложнее. Прибыль от реализации товаров и услуг за январь-апрель 2009 г. уменьшилась на 31,4% по сравнению с январем-апрелем 2008 г. За апрель прибыль упала на 28% по сравнению с мартом 2009г. За январь-апрель 2009 г. организациями страны было получено Br4,6 трлн. прибыли до налогообложения, или на 35,1% меньше, чем за январь-апрель 2008 г. Чистая прибыль составила Br3трлн., что на 38,2% меньше, чем в январе-апреле 2008 г. За апрель чистая прибыль составила 859,9 млрд. рублей, или на 36,6% меньше, чем за март. Совмин уверял нас, что к середине 2009г. случится нечто такое, что позволит экономики увеличить темпы роста до 5-6%, а к концу года - на все 10% ВВП. Данные национальной статистики не дают оснований для такого рода оптимизма.


С большим оптимизмом растут долги


Суммарная задолженность всех субъектов экономики на 1 мая 2009 г. составила Br90,7трлн. (~$32млрд. при планируемом годовом ВВП в 2009г. ~46млрд.) и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась на 37,5% при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. На кредиторскую задолженность приходилось 50,1% всей суммарной задолженности. Задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила
Br45,3трлн. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась на 18,6%.


Суммарная просроченная задолженность на 1 мая 2009 г. составила Br7,7трлн., что в 1,6 раз больше, чем на 1 мая 2008 г. Просроченная задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила Br720,8 млрд. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза. По сравнению с началом года она увеличилась в 1,5 раза, в том числе за апрель - на 9%.


Как снежный ком растут внешние долги. По сравнению с началом года внешняя кредиторская задолженность выросла на 46,3%, в том числе за апрель - на 3%. Внешняя просроченная кредиторская задолженность на 1 мая 2009 г. по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась в 3 раза, внешняя просроченная дебиторская задолженность - в 2,5 раза. В такой ситуации девальвация сделает обслуживание внешнего, номинированного в твердой валюте долга, крайне проблематичным.


Государственный долг на 1.06.09 составил в эквиваленте Br23,1трлн., что на 37,7% больше, чем на 01.01.09. Внешний госдолг Беларуси в рублевом эквиваленте за пять месяцев этого года вырос на 71,7% и превысил Br14трлн. Прямой долг правительства вырос на Br13,7трлн. (рост на 73,6%), долг субъектов хозяйствования под гарантии Совмина - Br338,3 млрд. (плюс 18,3%).


В долларовом выражении внешний госдолг вырос за январь-май на 35,9% до $5,05 млрд, в том числе прямой долг правительства - $4,93млрд (рост на 37,3%). По данным Нацбанка, основными кредиторами Беларуси по итогам мая 2009 года были Россия, МВФ, Венесуэла, Всемирный банк, Китай и Италия.


Объем внутреннего госдолга на 1 июня 2009г. превысил Br9трлн, увеличившись за 5 месяца на 5,4%, а гарантированный правительством внутренний долг составил Br3,7трлн, что на 41% больше по сравнению с началом года.


Для сравнения в 2008 году госдолг Беларуси вырос на 50,2% до эквивалента Br16,8трлн. после роста на 60,3% за 2007 год. В том числе внешний госдолг на 1.01.09 года составил $3,72млрд, (рост на 59,7%), внутренний - Br8,6трлн. (рост на 40%).


Надувают кредитный пузырь, как за здравие, а надо сдувать, как за упокой


Кредитование банковской системой отраслей экономики и населения (остатки задолженности по выданным кредитам) на 1 мая 2009 г. составило Br51 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилось в 1,6 раза при росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По сравнению с 1.01.09 рост задолженности составил 13,9%. Для сравнения за январь - апрель 2008г. рост составил 13%, но тогда это была фаза бума. Первая половина 2009г. - это, без сомнения, фаза падения, этап сжатия экономики. Правительство и банки (не без принуждения) игнорируют этот принципиально важную разницу. И в этом их стратегическая ошибка. МВФ просто обязан был бы указать Совмину и Нацбанку на нее. Однако, пока мы наблюдаем процесс поддержки безрассудного роста кредитования экономики.


Слабым утешением является тот факт, что остатки задолженности по выданным кредитам в национальной валюте на 1 мая 2009 г. составили Br34,2трлн. или 67% от общей суммы кредитных вложений. При высокой инфляции и возможности реструктуризации долга это сильная головная боль для банков. Кредитовать в рублях, работать в условиях высоких валютных рисков и иметь сильно ограниченные возможности получения активов за долги - это прямой путь к банкротству самих банков.


Не радуют займы МВФ и других кредиторов. У правительства Беларуси ни среднесрочного плана развития, ни даже краткосрочной антикризисной программы действий, которая бы стала объектов публичной дискуссии.


Прошло полгода после подписания Совмином меморандума с Фондом, а мы даже цены не либерализовали, даже розничную торговлю не прекратили лицензировать. Более того, многие законодательные акты (например, по проверкам и контрольной деятельности) предлагаются в еще худшей форме, чем до заявленной «либерализации». Совмин и Нацбанк действуют по принципу «Нам бы только день продержаться да ночь простоять». Трудно себе представить, что белорусские власти, получив второй транш от МВФ, резво создадут адекватное агентство по приватизации и начнут продавать госактивы и защищать права собственности. Имитация реформ за чужой счет продолжается.


Ярослав РОМАНЧУК, руководитель Центра Мизеса
Вернуться назад