Дата публикации: 21-01-2012
В 2011 году в международной ситуации произошли глубокие и сложные изменения: финансовый кризис распространялся, в некоторых районах продолжались потрясения, а стратегическая важность АТР увеличивалась. В связи с этим известные эксперты из Китая, России, США и Японии высказали свое мнение в интервью корр. Синьхуа о международной ситуации в 2012 году.
Перейдет ли мировая ситуация под контроль после беспорядков?
Янь Сюетун, директор Института современных международных отношений при Университете "Цинхуа", считает, что последствия международного финансового кризиса распространятся из экономической и финансовой сфер в социальную и политическую, мировой экономике будут предстоять трудности, в некоторых странах возрастет вероятность вспышки насильственных акций и вооруженных конфликтов в связи с общественными потрясениями, а международное сообщество наконец осознает, что необходимо проводить реформы.
Российский политолог Юрий Тавровский в интервью корр. Синьхуа отметил, что международная ситуация станет еще более нестабильной, поскольку нынешний международный финансовый кризис является одним из главных источников потрясений, которые вызывают одну международную проблему за другой. Кроме долгового кризиса в Европе, сейчас обостряется также кризис с американским долларом, и это не только связано с ухудшением экономической ситуации в США, но и с все более проявляющимся намерением разных стран сократить свои долларовые резервы.
Директор программы по международной экономике Фонда Карнеги за Международный мир Ури Дадуш: в 2012 году в глобальной экономике начнется этап медленного роста, но некоторые экономические субъекты в Европе попадут в спад и замедлится экономический рост в субъектах с формирующимися рынками, а крупнейшей неопределенностью в мировой экономике в настоящее время остается ситуация с долговым кризисом.
Произойдут ли изменения в отношениях между державами?
Отвечая на вопрос о том, произойдут ли коренные изменения во внешней политике США, старший сотрудник Института Брукингса /США/ по внешней политике Майкл О'Ханлон сказал, что это зависит от бюджета страны, а не от переизбрания Барака Обамы на пост президента. На самом деле, Б. Обама проводит умеренную внешнюю политику, то есть он демонстрирует деловой, а не радикальный подход к решению проблем. Политика "возвращения в Азию" администрации Б. Обамы означает, что США уже достаточно долго имеют свои интересы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, поэтому в 2012 году данная политика будет продолжена.
Японский ученый в области международной политики Нобуо Асаи считает, что самым существенным фактором, сдерживающим японскую дипломатию, является японо-американский Договор о сотрудничестве и безопасности. По его мнению, пространство, имеющееся у японской дипломатии за рамками японо-американского союза, остается очень незначительным. Можно предсказать, продолжал он, что Япония будет в дальнейшем осуществлять курс, всесторонне содействующий политике, военным делам и дипломатии США. В связи с тем, что политическая основа кабинета министров Есихико Ноды в стране все еще ждет своего упрочнения, кабинету необходимо очень осторожно действовать в политической области и в сфере безопасности.
Ю. Тавровский сказал, что Владимир Путин, по всей вероятности, одержит победу на президентских выборах. После его возвращения в Кремль в реальных отношениях между Москвой и Западом не будет значительных изменений. Разногласия между двумя сторонами в вопросе ПРО не будут коренным образом ликвидированы из-за того, что данный вопрос касается интересов стратегической безопасности каждой из сторон. По его мнению, Россия, возможно, вынуждена будет принимать ответные меры. При этом бурно увеличивающийся объем российско-китайской торговли и высокий уровень двусторонних отношений будут обеспечивать продолжительное развитие сотрудничества между этими двумя странами.
Вспыхнет ли новая война на Среднем Востоке?
Майкл О'Ханлон: Израиль или США, возможно, предпримут некоторые шаги в отношении ядерных объектов Ирана. При этом мы не знаем, какой будет реакция Ирана. Я считаю, что следует приложить усилия для поиска компромисса с иранцами: они могут заниматься ограниченной деятельностью по обогащению урана, однако им нельзя разрабатывать ядерное оружие. Это, возможно, будет приемлемым для нас и мы в связи с этим отменим санкции. Однако существует большая возможность того, что Иран будет развивать свои ядерные возможности, а западные страны усилят санкции против него.
Юрий Тавровский: Это зависит от позиции израильского правительства, решимости США создать международный экономический и финансовый кризисы для спасения своего доллара и других факторов. Правительство Биньямина Нетаньяху может вовсе без разрешения с американской стороны нажать на гашетку невзирая на то, какие последствия этот шаг вызовет на Среднем Востоке и даже во всем мире. Под угрозой обвала евро и возможного влияния такой ситуации на американский доллар, США, возможно, вдохновят Израиль нанести удары по Ирану или же сделают это от имени НАТО.
Куда поведет путь глобального управления?
Янь Сюетун: Действующий международный механизм не способен к саморегуляции и уже не отвечает развитию ситуации в мире. Поэтому в мировой политической и экономической областях следует создать новые институты с адаптивным потенциалом, способные постоянно изменяться под действием внутренних сил и на принципах единства прав и ответственности, опоры на реальные возможности в разрешении вопросов, регионального приоритета и поступательной реформы. К примеру, такие экономические субъекты с формирующимися рынками, как Китай, Бразилия и Индия, должны приобрести более значимый статус в руководящей области мировой экономики.
У. Дадуш: В глобальной политической и экономической конъюнктуре наблюдается переход к новому периоду. В этом процессе следует содействовать двум тенденциям, которые взаимно дополняют друг друга: во-первых, Китай и другие развивающиеся страны должны расширить свое право голоса на таких важных глобальных форумах и в международных организациях, как Группа двадцать, и это изменение не только относится к вопросу расширения права голоса, но и к решению других важных вопросов; во-вторых, экономические субъекты с формирующимися рынками должны демонстрировать больше инициативности и ведущей роли.
Вернуться назад
|