Останется ли армия США мировым лидером?
Валерий Бовал
В самом начале этого года президент США Барак Обама, по мнению его сторонников, сделал непопулярный шаг, поддержав новую военную доктрину страны. Новая политика предусматривает существенное сокращение расходов на оборону, что, по мнению президента, не повлияет на военное превосходство страны. Формирующими факторами новой стратегии стало завершение военного присутствия в Ираке и Афганистане, сокращение расходов на оборону из-за финансового кризиса, растущий военный потенциал Китая и Ирана.
В своем выступлении Обама отметил будущий приоритет действий армии США в Азии и на Ближнем Востоке. Напомним, что только два года назад Барак Обама твердил о готовности американской армии вести одновременные войны против двух в полной мере боеспособных государств. Теперь президент заявляет об одной полномасштабной войне и принятии любых мер, с тем, чтобы не допустить боевых действий на другом фронте. В том же 2010 году новая военная доктрина Пентагона отказалась от предыдущей, принятой при президентстве Буша, согласно которой США могли нанести «ядерный удар по государству, не обладающему ядерным оружием, если оно угрожает США другими видами оружия массового поражения, например бактериологическим или химическим». Вследствие этого заявления, США обязались использовать ядерное оружие только как сдерживающее средство, что уже тогда вызвало негодование части американцев, считающих, что страна «сдает позиции». В целом, разработка сегодняшней доктрины заняла около восьми месяцев и, по мнению ее создателей, она появилась очень своевременно. Кроме того, это первая попытка Обамы реформировать армию, расходы которой самые высокие в мире. Теперь основной акцент будет сосредоточен на подразделениях спецназа, мобильных силах и высоких технологиях, что, по мнению президента США, отнюдь не отразится на мировом лидерстве американской армии. Наоборот, армия станет более гибкой, подвижной и готовой к любым угрозам. Обаму беспокоят растущие расходы Китая на военные нужды, ядерный потенциал Ирана и не самые теплые отношения с Россией. В то же время, по его словам, США не отказывается инвестировать средства для стратегических партнерств и альянсов, прежде всего НАТО. Особую бдительность США будут сохранять по отношению к Ближнему Востоку. Всего, за ближайшее десятилетие экономия на военных расходах должна составить от 500 миллиардов до триллиона долларов. Несмотря на некоторую неясность в деталях, Обама уже подвергся критике со стороны оппонентов, ведь планируется сокращение 15% элиты американской армии: морских пехотинцев и сухопутных войск. Всего, с начала 2015-го года должны уволить примерно 100 000 военнослужащих. Кроме того, Пентагону придется повременить с закупкой и модернизацией некоторых видов вооружения. Речь идёт, прежде всего, о новейших истребителях и бомбардировщиках 5-го поколения «F-35», некоторых модификациях субмарин. Тем не менее, армия США намерена отдать 1 000 000 000 долларов за 19 вертолетов Block III AH-64 Apache и 659 000 000 — за 36 беспилотных MQ-1 Grey Eagle, а также вложить средства в развитие тактической коммуникационной сети и обновление военного транспорта. Не меньшее негодование в стране вызвало уменьшение социальных выплат и помощи военнослужащим, традиционно весьма высоких в США. Стоит заметить, что состав вооруженных сил США состоит из регулярного и резервного компонентов, численность которых в прошлом году составила 1,3 миллиона военнослужащих и 684 тысяч человек гражданского персонала. Кроме того, в резервах армии насчитывается не менее одного миллиона человек. Последние включают резервы людей из числа сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морских сил, морской пехоты, береговой охраны, а также сухопутных войска и ВВС национальной гвардии. Оппоненты-республиканцы уже успели заклеймить предложенную доктрину «стратегией посредственности» и «войной главнокомандующего с собственной армией». Окончательное ее принятие может состояться в феврале — предварительно эти изменения надо провести через бюджет. Что касается сокращения расходов на военных операциях за рубежом, то в 2012 году они уменьшатся на 30 процентов. Главным прецедентом этому станет вывод войск из Ирака. Всего, присутствие американских войск в горячих точках 2011 году «съело» 102 миллиарда долларов бюджетных средств. По расчётам высокодолжностных чиновников армии США, при сегодняшнем положении дел им необходимо выделить 145 миллиардов. Пентагон, в конечном итоге, остановился на 118 миллиардах. Кстати, это не первое, хотя и не такое существенное, сокращение расходов на военные нужды США. К примеру, бюджет министерства обороны США 2009 года составлял 515,44 миллиардов долларов, из которых 125,247 млрд. долл. было выделено для нужд личного состава; 179,788 млрд. долл. — для повседневной деятельности; на 104,216 млрд. долл. была произведена закупка военной техники, вооружения и материальных средств; 79,616 млрд. долл. потрачено для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; 21,197 млрд. долл. — на строительство военных объектов; 3,203 млрд. долл. — обеспечение жильём; 2,173 млрд. долл. ушло на покрытие расходов резервных фондов. В том же году цифра расходов на военную оборону составляла почти 4% от ВВП страны, или 70 на душу населения. Уже в 2010 году содержание одного солдата американской армии в районе боевых действий (Ирак или Афганистан) обходилось в 0 тысяч долларов в год. Кроме того, многим избирателям из числа американских патриотов хотелось бы услышать, наконец, реальные цифры издержек военного бюджета США за период, прошедший после Второй мировой войны. Напомним, что с 1945-го года по сегодняшний день США брали участие в 18 военных конфликтах: Корейской войне (1950—1953); боевых действиях в Доминиканской Республике (1965); войне во Вьетнаме (1961—1973); Гражданской войне в Лаосе (1964—1973); Гражданской войне в Камбодже (1969—1973); в составе Многонациональных сил в Ливане (1982—1984): во вторжении в Гренаду (1983); в операции «Каньон Эльдорадо» в Ливане (1986); во вторжении в Панаму (1989—1990); войне в Персидском заливе против Ирака и Кувейта (1991); в Миротворческой операции ООН в Сомали (1992—1994); в операции «Умеренная сила» в Боснии (1995); Судане (1998); Афганистане (1998); в Косове — войне НАТО против Югославии (1999); в контртеррористических операциях в Афганистане (2001 — по сегодняшний день); в Иракской войне (2003 — 2011) и операции «Рассвет Одиссеи» в Ливии (2011). В начале 2012 года министр обороны США Роберт Гейтс не смог ответить на вопрос о численности американского контингента в Афганистане, а ведь по данным Пентагона начислялись бюджетные средства. По документации, сегодня в этой стране пребывает 98 тысяч военнослужащих США. Зато по данным представителей армии США, по состоянию на начало 2012 года в Ираке находится 3,5 тысячи человек, а в Афганистане — около 64 тысяч военнослужащих. И, хотя в самые жаркие дни численность американских военнослужащих в этой стране составляла не менее 170 000 человек, теперь, по словам военных чиновников, там осталось только «несколько» военнослужащих и наемников, оказывающих посильную помощь местной полиции. Интересны и другие данные: под занавес уходящего 2011 года авторитетный рейтинг GlobalFirePower, который занимается определением военного потенциала стран мира, обнародовал свои последние данные. Принцип работы GFP-рейтинга построен на анализе 45 параметров военного потенциала различных стран и берет за основу данные отчетов министерств обороны, разведывательных управлений, военные публикации и статистические отчеты. В список включены армии 55 стран, которые оцениваются по численному составу армии, количеству вооружений военно-морских, воздушных, сухопутных сил, объемам финансирования. В итоге, первое место рейтинга заняли США, второе — Россия, третье — Китай. Интересно, что в рейтинге-2011 оказались Финляндия, Эфиопия, Бельгия, Швейцария, Иордания, Йемен, Катар, Португалия, Алжир, Сингапур и Малайзия. Наличие на вооружении ядерного оружия этот рейтинг не учитывает. США на первом месте оказались благодаря численному составу армии, насчитывающей 1,5 млн человек, с общим количеством техники: в военно-морских силах – 2,4 тыс. ед., военно-воздушных силах – 18,2 тыс. ед., сухопутных войсках – 56,3 тыс. ед. и прошлогодним объёмом финансирования в 692 миллиарда долларов. Преимуществом России является почти в два раза большее число военной техники для сухопутных войск – 91,7 тысячи единиц. Но проигрышем в рейтинге стали показатели численного состава — 1,2 млн человек. Кроме того, в воздушных силах количество техники составило 2,7 тыс. ед., военно-морских силах – 233 единиц. И, конечно, почти в десяток раз меньшая сумма военного бюджета – 56 миллиардов долларов. Зато в занявшем третье место Китае армия составляет 2,3 млн человек, в то время как на нужды военного бюджета Поднебесная выделила впечатляющую сумму в 100 миллиардов долларов. Среди стран СНГ в рейтинг попали Украина (20-е место) и Грузия, которая стоит на 50-ом месте. Кстати, численность украинской армии - 159 тысяч человек, 20,8 тыс. ед. техники сухопутных войск, 1 000 ед. – воздушных сил, 70 ед. – военно-морских сил. Финансирование за 2011 год составило 1,2 миллиарда долларов. По мнению многих экспертов, при сегодняшних темпах финансирования обороны страны Пекином, а ежегодный рост составляет около 8%, уже через 2-3 года Китай сможет догнать и перегнать США, что станет толчком для нового витка гонки вооружений. Тем более, что авторы рейтинга сомневаются в том, что их показатели затраченных Китаем средств на оборону, соответствуют предоставленным. По мнению некоторых экспертов, эти суммы в 1,5-3 раза больше. На руку Поднебесной, по мнению оппонентов военной доктрины-2012 президента Обамы, сыграет сокращение военного бюджета США. Ведь усиление военной мощи Китая уже сегодня ставит под сомнение преимущество США в Тихоокеанском регионе. Дальнейшее же упрочение позиций Китая вполне предоставить ему право решающего голоса в региональных спорах, а кроме того, предоставит возможность расширять территориальные воды независимо от международных норм, что закроет его противникам возможность использования морских путей, воздушного, космического и киберпространства. По мнению некоторых экспертов, Китай уже сейчас может претендовать на роль второй супердержавы мира, но от активных действий воздерживается, помня печальный исход Советского Союза, которому в превентивном порядке пришлось быть супердержавой-оппонентом США во время «холодной» войны. Китаю хватит терпения, чтобы дождаться мирового признания не как регионального «центра силы», а как государства с новым геополитическим уровнем. И со статусом первой супердержавы планеты. … Болгарская ясновидящая Ванга более пяти десятилетий назад предрекла: «Берегитесь, ибо грядет желтый дракон...». Не трудно догадаться о чем речь, не правда ли?
Военное Обозрение
Вернуться назад
|