ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Военная операция в Ливии раскрыла слабую боеготовность НАТО

Военная операция в Ливии раскрыла слабую боеготовность НАТО


5-01-2012, 13:10. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Военная операция в Ливии раскрыла слабую боеготовность НАТО

 Francis Tusa

Может быть довольно опасным основываться опыте одного конфликта и экстраполировать его в "универсальные истины". Ранее в этом году британская Strategic Defense and Security Review приняла оперативный шаблон операции в Афганистане и сделала его общим для всех будущих операций. Можно ли извлечь сколько-нибудь значимые уроки из операции Unified Protector, миссии НАТО по защите ливийских гражданских лиц и повстанцев во время недавней гражданской войны?

Было бы поспешным утверждать, что боевые действия показали все плохие стороны боеготовности НАТО и их европейских союзников. Около 80% всех дозаправок в полете были предоставлены ВВС США, что похоже шокировало некоторых наблюдателей. Не впечатляет тот факт, что за исключением Великобритании и Франции, Европа может поднять в воздух только два десятка самолетов-заправщиков. Одной из проблем с Unified Protector было то, что Великобритания сократила флот своих самолетов-заправщиков списав старые VC10s и Tristars до замены их новыми транспортными танкерами Airbus A330 Voyager. В то же время, французский флот воздушных танкеров оказался исключительно низко доступным, хотя программа его модернизации была утверждена в бюджете 2012 года. Если бы обе эти программы были выполнены в полном объеме то "танкерное отставание" было бы меньшей проблемой.

НАТО также большей степени полагается на помощь США в решении задач по подавлению ПВО противника. Так это было на протяжении десятилетий и судя по всему ситуация вряд ли изменится в течение ближайшего времени. Отсутствие надлежащих боевых поисково-спасательных самолетов свидетельствовало о существовании сложностей касающихся постановки самолетам задач в глубине пустыни Сахара, потенциального места для приземления сбитых пилотов.

Модернизация военно-воздушных сил за последние десять лет наконец то проявила себя в действии. Тот факт, что почти каждый самолет мог нести комбинированную нагрузку (разведки, наблюдения, целеуказания и рекогносцировки) вместе с полным спектром вооружения позволил проводить гораздо более адаптируемые и гибкие операции по сравнению с проводимыми в 1990-е. Действительно, некоторые военно-воздушные силы уже изучают способность европейских ВВС выполнять сложные задачи над Ливией в основном без наземного руководства. До операции Unified Protector существовало широко распространенное мнение основанное на опыте боевых действий в Афганистане заключающееся в том, что сложные удары с воздуха могут проводиться только при наличии целеуказания с земли. Военная операция в Ливии несколько изменило эту перцепцию.

Предварительные исследования свидетельствуют о том, что даже при нынешней зависимости от электронных средств наблюдения США (Королевские ВВС получают три новых самолета Boeing RC-135 Rivet Joint), европейские разведывательные возможности оказались намного большими, чем предполагалось ранее. Шведская подвесная разведывательная система развернутая на истребителях Saab JAS 39 Gripen поразила наблюдателей качеством снимков и своей чувствительностью. Разработанный компанией Thales контейнер Areos Reco NG используемый французскими истребителями Dassault Rafale F3, также продемонстрировал превосходные результаты. Королевские ВВС имели возможность использовать подлежащие списанию ввиду бюджетных сокращений Sentinel R1 Astor (радар воздушного базирования) производства компании Raytheon и Raptor (подвесной разведывательный контейнер для Tornado) производства Goodrich. Никто не констатировал отсутствия надлежащей разведывательной информации, даже без значительной поддержки США.

Также впечатляет набор используемого ВВС оружия. Франция широко использовали мощные бомбы Sagem AASM (были сброшены 225), в то время как Великобритания использовала более гибкий набор оружия. Главным оружием Tornado GR4 были 500-фунтовые бомбы Paveway IV с лазерным/GPS наведением компании Raytheon. Было сброшено более 700 таких бомб. Хотя они используются в Афганистане с 2008 года, в Ливии они были применены против более широкого спектра целей. В качестве резервной использовалась ракета MBDA Dual-Mode Brimstone. Изначально разработанная как бронебойная она была модернизирована за счет лазерного наведения наряду с миллиметровым радаром, что дало этому оружию новую жизнь.

Одним из аспектов операции Ливии который стоит отметить является оперативность с которой Франция и Великобритания организовали ударные операции на большом расстоянии от своих территорий. Сразу же после принятия политического решения они смогли уничтожить ряд стратегических и тактических целей на всей территории Ливии. Структуры и системы лежащих в основе ВВС обеих стран, очевидно имеют много положительных внутренних возможностей позволивших добиться такого успеха.

Вопрос о военно-морской поддержке вернулся на повестку дня в Великобритании и Франции. Боевые корабли Королевского флота выпустили более 240 снарядов калибра 4.5-дюймов включая осколочно-фугасные и осветительные снаряды. Были задействованы несколько артиллерийских подразделений, а также «технических» групп. Хотя корабли Королевского флота и обеспечили морскую поддержку Королевской морской пехоты при высадке на берег на полуострове Al Faw на юго-востоке Ирака в 2003 году, эта возможность так и не была применена на практике и осталась лишь на словах. Опыт Ливии показывает, что появился новый интерес к пушкам нового поколения калибра 5 дюймов для фрегатов Type 26 Global Combat Ship при обеспечении операций морской поддержки.

Французские корабли военно-морского флота тем временем, выпустили свыше 3000 снарядов из 100-мм и 76-мм пушек в операциях морской поддержки. Это сигнализирует, что возможно требуется больше снарядов меньшего калибра для достижения того же эффекта, как при более тяжелых снарядах.

Хотя обе страны осуществляли это в и прошлом, Ливия возможно стала точкой прорыва для Великобритании и Франции в развертывании и применении ударных вертолетов с моря. Великобритания развернула пять платформ Boeing AH-64 Apache Longbow, а Франция до 10 EC 665 Tigers производства Eurocopter. Результаты применения всё ещё оцениваются, но вполне вероятно, что это использование не станет одноразовым, а в будущем скорее станет нормой. В будущем европейцам потребуется больше тренировок, больше силовых экспериментов и больше расходов чтобы усовершенствовать такой тип операций, однако эффект от этой операции уже значительно превзошел все ожидания.

Если и есть много уроков которые необходимо извлечь, то большинство из них находятся в области здравого смысла. Хорошая тактика, методы и процедуры являются жизненно важными и к счастью для воздушных операций сил НАТО они оттачивали эти действия в течение двух десятилетий, начиная от запретных для полетов зон в Ираке, через операции на Балканах и снова в Ираке и Афганистане. Всё же должно вызывать беспокойство то, что такие страны как Великобритания и Франция, каждая из которых обладает 250-300 боевыми самолетами, оказались в состоянии устойчиво развернуть только 25 машин или около того. Наверняка у обеих стан есть самолеты развернутые в Афганистане, но количество боеготовных самолетов, даже с учетом базирующихся на отечественных аэродромах совсем не впечатляет. В связи с этим формирование сил быстрого воздушного реагирования должно стать объектом рассмотрения всех участников конфликта.

Очевидно одно: операция Unified Protector не является парадигмой любой будущей войны или блестящим шаблоном для следующей операции. Это напомнило многим, что не каждая операция будет иметь сухопутную составляющую, но большинство из извлеченных уроков подтверждают то, что было и так известно прежде. Само по себе это полезно, поскольку показывает, что при наличии хорошо оборудованных, хорошо обученных, хорошо управляемых и хорошо поддерживаемых сил гораздо легче справляться с неожиданными ситуациями, чем без таких сил.

В конечном итоге, если сравнить операцию Unified Protector с операцией НАТО в Афганистане, в частности с точки зрения применения авиации, то можно увидеть, что существует более одного способа ведения воздушных операций. 

 

aviationweek.com


Вернуться назад