ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Вечная оккупация Или Нетленные останки СССР. Латвия

Вечная оккупация Или Нетленные останки СССР. Латвия


12-11-2011, 15:12. Разместил: virginiya100

“IMHOclub”, Ссылка на оригинал

Накануне 20–летия признания Латвийской Республики де-юре промелькнула информация о создании комиссии по подсчету ущерба от действий этнократического режима. За время работы комиссии достоянием гласности стали результаты подсчета ущерба от недополученного за 20 лет ВВП. Утекла в печать и информация о том, как ограбили неграждан.

Цирк со стриптизом, продемонстрированный при формировании правящей коалиции, и в особенности, продукт процесса — очередное сочетание этнократов у власти — побудил нас опубликовать полные результаты работы комиссии. Все участники переговорного процесса согласились с тем, что советская «оккупация» была, причем продолжалась аж 50 лет вплоть до чудесного воскрешения Первой Республики. Флаг вам в руки, господа. Мы не готовы признать, но готовы развить вашу идею, и показать, что бы с нами было, если бы «оккупация» продолжилась еще на 20 лет. 

1. Методика исследований и их основные результаты
12 мая 2005 года Сейм Латвии, в очередной раз продемонстрировав ограниченность своей дееспособности, принял Декларацию «Об осуждении осуществлявшегося в Латвии тоталитарного коммунистического оккупационного режима Союза Советских Социалистических Республик»4. В документе, в частности, говорится, что «преступления тоталитарного коммунистического режима СССР не расследованы и не получили международного осуждения» и содержится призыв «признать, что Российская Федерация, как правовая и политическая наследница СССР, несет моральную, правовую и финансовую ответственность за совершенные в Латвии преступления против человечества и убытки, которые причинены Латвийскому государству и его жителям во время оккупации, и должна выполнить свою обязанность — в соответствии с основными принципами международного права возместить Латвийскому государству и его жителям убытки, возникшие в результате противоправных действий».

 В декларации содержится и поручение правительству создать соответствующую комиссию по подсчету упомянутых убытков. Комиссия была создана и подготовила промежуточный отсчет о своей работе5. Дальнейшее ее финансирование было прервано под предлогом кризисной ситуации, и комиссия продолжает работу на общественных началах. Такие иррациональные на первый взгляд действия имеют, по нашему мнению, вполне разумную цель — отвлечь внимание общественности от оценки реальных результатов хозяйствования этнократического режима, за 20 лет так и не сумевшего догнать «преступную тоталитарную» Латвийскую ССР. Наше исследование направлено на то, чтобы заполнить искусственно созданный информационный вакуум. 
 Правительственная комиссия оценивала нанесенный «оккупантами» ущерб, исходя из виртуального существования Латвийской Республики после 1940 года с темпами развития, характерными для развитых капиталистических стран. 
Мы также исходили из виртуального существования Латвийской ССР после 1990 года, развивающейся по трем моделям: стагнационной, экстенсивной и интенсивной.

Стагнационная модель предполагает, что достигнутый к 1990 году ВВП сохранялся в течение последующих 20 лет.

Экстенсивная модель предполагает линейный рост ВВП и народонаселения, исходя из темпов последней советской пятилетки. Линейный рост населения характерен для воспроизводства населения главным образом за счет иммиграции.

Интенсивная модель предполагает полное прекращение миграции и рост населения исключительно из-за естественного прироста, характерного для 1990 года. Предполагается также линейный прирост ВВП на душу населения исходя из темпов пятилетки 1986-1990 гг.

Стагнационная модель, опирающаяся исключительно на статистику Латвийской Республики показывает, что уровень ВВП 1990 года был достигнут лишь в 2006 году, а в результате последнего кризиса к 2010 году упал до 91.5% уровня 1990 года. Объем промышленной продукции находится на уровне 30%, а сельского хозяйства — на уровне 49% от уровня 1990 года. Недополученный ВВП за 20 лет составляет 69 млрд. латов в ценах 2010 года.

По данным интенсивной и экстенсивной моделей ВВП Латвийской СССР в 2010 году должен был бы превысить фактический ВВП ЛР соответственно, в 1,92 раза и вдвое. Недополученный ВВП за 20 лет — от 179 до 191 млрд. латов.

Для дальнейших оценок пришлось сопоставить курс современного лата и рубля 1990 года: 1 лат = 78,88 копейки. Соответственно, удалось оценить стоимость потерянных основных фондов и оборотных средств Латвийской ССР: 46 и 9 млрд. латов.

Общий ущерб, нанесенный Латвии, если усреднить потери ВВП по обеим моделям: 185+46+9=240 млрд. латов. Этих недополученных денег хватило бы, чтобы, не оглядываясь на демографическую ситуацию, кормить латвийских пенсионеров в течение 240 лет6. Ну или только 80-ти, но с утроенной пенсией.

ВВП на душу населения по экстенсивной и интенсивной моделям в 2010 году превысил бы уровень ЛР, соответственно на 48 и 58%. В этом случае Латвия по этому показателю поднялась бы с реально занимаемого 67-го на, соответственно, 58-е или 48-е (вслед за Чехией) место в мире.

С учетом выплат из общественных фондов потребления средняя пенсия 1990 года составляла 196, а средняя нетто зарплата — 383 лата 2010 года. К 2010 году по различным моделям развития средняя пенсия составила бы 314-337, а средняя зарплата — 613-659 латов. На данный момент фактические показатели: средняя пенсия (с учетом налогообложения) — 173, средняя зарплата — 316 латов.

Потери народонаселения по сравнению с реальным уровнем (без учета выявленной по результатам последней переписи временной экономической эмиграции) для интенсивной модели составили бы 480, экстенсивной — 806 тысяч человек.

В 1990 году было заключено 23619 браков и родились 38144 младенца. Смертность составляла 1307 человек на 100000 населения. В 2010 году эти цифры — 9290, 19238 и 1342. Численность латышей за 20 лет уменьшилась лишь на 3,8%, а нелатышей — на 28.8%. Рождаемость, смертность и естественная убыль у латышей в 2010 году на тысячу человек: 9.8, 12.3, — 2.55; у нелатышей — 6.7. 14.8 и — 8.1. Соответственно, рождаемость у представителей национальных меньшинств на 30% меньше, смертность — на 20% больше, а коэффициент убыли втрое больше, чем у «коренной» нации.

Негражданам, составлявшим к началу процесса приватизации около 70% нелатышей, в результате дискриминации при выдаче приватизационных сертификатов нанесен ущерб от 323 млн. (при рыночной стоимости сертификата 2010 года) до 2 664 млн. (по номинальной стоимости сертификата) латов.

Неграждане из подоходного налога внесли 1.8 млрд. латов на содержание самоуправлений, к выборам в которые они не допущены.

 В силу дискриминации при учете советского стажа, накопленного за пределами Латвии, негражданам недоплачено 141 млн. латов, в том числе: 120 — при выплате пенсий по старости, 12 — пенсий по инвалидности, 3 — пособий в связи с потерей кормильца, 6 — пособий по безработице.

2. Сопоставление данных 
 Для того чтобы объективно оценить, как развивалась Вторая Латвийская республика, необходимо, прежде всего, найти общую мерку для статистических данных предпоследнего десятилетия прошлого и второго десятилетия нынешнего века. 
Для оценки ущерба народонаселению для такого сопоставления никакой работы не требуется — данные исчерпывающи и непрерывны. С экономикой все гораздо сложнее.

Данные по изменению ВВП в ценах 2000-го года за период с 1995 по 2010 год легко обнаруживаются на сайте ЦСУ7. Данные по ВВП позднего советского и раннего латвийского периода за 1980, 1985, 1990, 1991-1995 гг. можно найти в статистическом ежегоднике за 1996 год8

При этом получается, что ВВП 1990 года составлял 2 952 865, а ВВП 1995 года — 1 453 235 тыс. латов в ценах 1993 года. В свою очередь ВВП 1995 года был на уровне 3 658 179, а ВВП 2010 года — 6 805 003 тыс. латов 2000 года, или, в фактических ценах — 12 735 936 тыс. латов.

Соответственно, 1 лат 2000 года составляет 1,8716 лата 2010 года, 1 лат 1993-го — 2,5173 лата 2000-го, и соответственно, 4,7112 лата 2010 года. После этого нетрудно оценить ВВП последнего советского года в латах 2010 года — 13 911 543 тыс., т.е. на 9,2% больше современного.

 Этого вполне достаточно, чтобы воссоздать картину резкого падения ВВП в последнем десятилетии прошлого века, его неуверенного подъема в «жирные годы» правительства Калвитиса и спада в период последнего кризиса. При этом НИКАКИХ иных данных, кроме признанных официальной латвийской статистикой, привлекать не приходится. 
 Тем не менее, мы еще попробовали оценить курс нынешнего лата к позднему советскому рублю. Для этого достаточно было бы найти величину ВВП 1990 года в рублях. Но сделать этого не удалось. 
В последнем ежегоднике БСЭ9 написано лишь, что национальный доход республики за 1989 год увеличился на 4,1%. Зато в предпоследнем номере ежегодника сказано, что национальный доход Латвии в 1988 году составил 7,3 млрд. рублей. Соответственно, можно осторожно предположить, что в 1990 году национальный доход был 7,3*1,041*1,041 = 7,91 млрд. рублей.

В том же ежегоднике номер 33 приведен как национальный доход, так и валовый национальный продукт по СССР в целом: 630,8 и 875 млрд. рублей. Если предположить, что во всех частях СССР соотношение этих показателей было одинаковым, и статистики разных поколений вкладывали в ВНП 1988 года и ВВП 2010 года одинаковое содержание, то получаем ВВП Латвийской СССР 1990 года в размере 7.91*875/630,8 = 10,97 млрд. рублей, или, как мы видели раньше, 13,91 млрд. современных латов.

Таким образом, 1 лат 2010 года соответствует 78,88 копейки образца 1990 года, а 1 лат 2000 года — 1.4763 рубля 1990 года.

 Комиссия по расчету ущерба, нанесенного советской «оккупацией» привела общий результат ущерба ВВП за 50 советских лет в 124 млрд. латов в ценах 2000 года и 253 млрд. рублей в ценах 1990 года10. Соответственно у них курс лата к рублю — 2,0403. К сожалению, методика расчета не приведена. Но, если коллеги правы, то ВВП 1990 года был не 10.97 млрд. а 28,38 млрд. рублей, что принципиального значения для основных наших выводов не имеет.

3. Расчет ущерба

Приведенные в п.2 соображения и источники позволяют составить следующую таблицу изменения латвийского ВВП

Таблица 1

ВВП Латвии (курсивом выделены данные, заимствованные из статистических таблиц)

 http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Tabl%201.jpg

Нынешний премьер утверждает, что Латвия догнала Латвийскую ССР в начале 2000-х годов, не уточняя даты11. Российские источники12 показывают, что в 2006 году Россия достигла 93,1% уровня ВВП 1990 года, Беларусь — 132,3%, Эстония — 135,5%, Литва — 105.5%, Латвия — 99,5%. В отношении Латвии эти данные хорошо согласуются с приведенной выше таблицей.

Печальное состояние латвийского ВВП связано с демонтажем отечественной промышленности и сельского хозяйства. Сопоставление советского и текущего уровней сельского хозяйства в целом, и по растениеводству и животноводству в отдельности, имеется в отечественной статистике за все 20 интересующих нас лет13. С данными по менее «любимой» промышленности дела обстоят хуже: есть сравнительные данные с 1990 по 1995 гг14. и сравнительные же данные с 2000 по 2010 гг.15 Известно также, что в 2010 году объем промышленного производства составил 4121,1 млрд. латов16. А в 1989 году объем промышленной продукции составил 10,6 млрд. рублей с ростом 2,5% в год. Тогда с учетом принятого в п.2. курса лата к рублю получаем нынешний объем промышленного производства на уровне 30% от уровня 1990 года.

Динамика «развития» отечественной промышленности и сельского хозяйства приведена на рис.1

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Ris%201.jpg

Рис. 1. Динамика «развития» промышленности и сельского хозяйства Латвии

 Для оценки ущерба от неумелых действий этнократического режима Латвии были выбраны три модели более благоприятного развития экономики Латвии: стагнационная, экстенсивная и интенсивная. 
 В гипотетическом случае стагнации, когда уровень ВВП ЛССР сохранялся бы на 20 последующих лет, недополученная сумма ВВП легко вычисляется из данных правого столбца таблицы — 69 млрд. латов в ценах 2010 года. 
Но жизни не свойственно стоять на месте, и это отражается в более сложных моделях упущенного развития Латвии.

 В экстенсивной модели принято, что население Латвии растет линейно с темпами, последней пятилетки — 19622 человека в год. Это характерно для роста населения за счет миграции извне. 
В интенсивной модели принято, что миграция полностью прекращается, и население растет исключительно за счет превышения рождаемости над смертностью. В качестве параметра роста принято имеющееся на 1990 год превышение смертности над рождаемостью в 3271 человека — коэффициент 1.001226.

Динамика численности населения в реальности, и по обеим моделям показана на рис.2

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Ris%202.jpg

Рис. 2. Динамика населения Латвии

 К 2010 году в Латвии проживало бы от 2,73 (интенсивная модель) до 3,06 (экстенсивная модель) млн. человек вместо нынешних 2.25. Легко заметить, что Латвия в результате смены естественного роста населения массовой эмиграцией и вымиранием к 2010 году недосчиталась от 480 до 806 тысяч человек (в зависимости от выбранной модели развития) 
В экстенсивной модели принимается, что ВВП линейно растет с темпами последней советской пятилетки — 582 млн. нынешних латов в год. В интенсивной модели за основу взят советский прирост ВВП на душу населения — 187 латов в год. Оба варианта прироста ВВП вместе с реальными показателями представлены на рис.3.

 Рис. 3 Динамика реального и идеального ВВП Латвии (в тыс. латов 2010 года)

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Ris%203.jpg

В случае, если бы развитие Латвии насильственно не было бы прервано, к 2010 году ВВП Латвии составил бы не 12,7 а (по разным моделям) от 24,5 до 25,6 млрд. латов. Соответственно, недополученный ВВП за 20 лет — от 179 до 191 млрд. латов. 
 К прямым потерям можно отнести и уничтожение основных фондов, которые в 1985 году составляли 25,6, а в 1987 году уже 29,5 млрд. рублей17, что в случае сохранения темпов их прироста дало бы к 1990 году 36,5 млрд. рублей или 46 млрд. латов. 
К потерям можно отнести и изъятые у предприятий оборотные средства, которые (по тому же источнику) в 1985 году составляли 5,7, а в 1987 — 6,2 млрд. рублей, что по состоянию на 1990 год оценивается в 9 млрд. латов.


4. Уровень жизни 
Из данных п.3. можно посчитать реальный и идеальный ВВП на душу населения (рис.4)

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Ris%204.jpg

Рис. 4 ВВП на душу населения (в латах 2010 года)

 С фактическим ВВП на душу населения (14500 долларов на 2009 год) Латвия занимает в мире 67 место после Чили и Ливии. С ВВП экстенсивной модели (21126 долларов) она бы переместилась на 52 место, сразу после Португалии и Кипра, а интенсивной (24881 доллар) — на 47 место, после Чехии. 
 В 1990 году средняя пенсия (по СССР в целом) составляла 89 рублей18, средняя зарплата рабочих и служащих Латвийской ССР в 1989 году — 246 рублей, в 1988 — 227 рублей19. В соответствующей пропорции средняя зарплата рабочих и служащих в 1990 году — 267 рублей. С учетом выплаты подоходного налога (8 рублей 20 копеек + 13% от суммы, превышающей 100 рублей) зарплата нетто — 237 рублей. 
 Из общественных фондов потребления население в 1989 году получило выплат на 2,1 млрд.рублей20 или 66 рублей в месяц на человека. Таким образом фактические доходы составили 155 рублей на содержание одного пенсионера и 302 рубля на одного работающего. 
 В ценах 2010 года, это, соответственно, 196 и 383 лата. С учетом того, что ВВП на душу населения при гипотетическом сохранении уровня развития ЛССР, вырос бы к 2010 году по сравнению с 1990 годом в 1,6 раза по экстенсивной и в 1, 72 раза по интенсивной моделям, средняя пенсия в 2010 году составила бы 314-337, средняя нетто-зарплата — от 613 до 659 латов в месяц.

 Фактическая средняя пенсия 2010 года (с учетом вычета налога сверх размера 165 латов) в Латвийской Республике — 173 лата, зарплата нетто — 316 латов. Следует еще отметить, что плата за проезд в общественном транспорте в нынешних ценах составляла в 1990 году 0,05 лата, а за квартиру и коммунальные услуги — около 10 рублей, или 13 латов. Теперешние цены за проезд в Риге — 0,5 лата, а за квартиру (с учетом сельской местности) — 65 латов. Бутылка водки, правда, стоила в 1990 году 4.62 рубля или 5,86 лата, при нынешней средней цене этой продукции в 4,45 лата. 
 В 1990 году было заключено 23619 браков и родились 38 144 младенца. Смертность составляла 1307 человек на 100000 населения. В 2010 году эти цифры — 9290, 19 238 и 1342. 

5. Этнический аспект 
 5.1 Разница в скорости убывания и демографических показателях 
 Латыши и национальные меньшинства перенесли случившуюся с Латвией катастрофу по-разному. Численность латышей за 20 лет уменьшилась лишь на 3,8%, а нелатышей — на 28,8%.21 И дело здесь не только в эмиграции. Рождаемость, смертность и естественная убыль на 1000 человек у латышей в 2010 году, соответственно 9.8, 12.3, — 2.55; у нелатышей — 6.7. 14.8 и — 8.1. Соответственно, рождаемость у представителей национальных меньшинств на 30% меньше, смертность — на 20% больше, а коэффициент убыли втрое больше, чем у «коренной» нации22. 
Показатели удельной рождаемости, смертности и естественного прироста в 1990 году: у латышей — 15.43, 14.32, 1.11; у нелатышей — 12.89. 11.79, 1.22.

 5.2. Сертификаты 
 Приватизация государственного имущества в Латвии проводилась за сертификаты. Стоимость одного сертификата приравнивалась к средней стоимости ½ м2 жилой площади и объявлялась в 28 латов в ценах 1993 года (132 лата в ценах 2010 года). 
 Несмотря на то, что приватизации подлежало имущество, созданное в основном в советское время и в значительной части за счет инвестиций из регионов СССР, из которых неграждане и прибыли, гражданам законодательно создавался ряд преимуществ при получении сертификатов. Имело место и сознательное неисполнение закона в отношении неграждан23. 
В результате, по данным Департамента приватизации на март 1998 года 86.4% сертификатов были выданы гражданам Латвии, и лишь 13.6% — остальным постоянным жителям, составлявшим тогда 26,8% населения. Соответственно, неграждан недодано 26,8-13,6=13,2% от общей суммы выданных сертификатов.

 На 1 мая 2011 года населению было выдано 112.38 млн. приватизационных сертификатов24, преимущественно с номинальной ценой в 132 лата. Соответственно общая номинальная стоимость сертификатов составляет 132*112,38= 14 834 млн. латов. В том числе гражданам было выдано сертификатов на сумму 12 817, негражданам — 2 017 млн. латов. В случае выдачи сертификатов без дискриминации негражданам было бы выдано сертификатов на сумму 4 681 млн. латов. Нанесенный им ущерб — 2 664 млн. латов 
Разумеется, рыночная цена сертификатов была, как правило, много ниже номинальной стоимости. Например, в 2011 году она составляет около 16 латов25. Тем не менее, и при такой фактической цене общий ущерб, нанесенный негражданам, составляет 323 млн. латов.

 5.3. Подоходный налог на содержание самоуправлений 
 Неграждане ограничены в правах по сравнению с гражданами Латвии и ЕС в ряде сфер жизни. В том числе не имеют права голоса на выборах самоуправлений. Тем не менее, в отношении уплаты налогов льгот они не имеют. 
 Доля неграждан в сумме подоходного налога, идущего на содержание самоуправлений, была подсчитана депутатами Сейма от ЗаПЧЕЛ для обоснования законодательного предложения от 2 октября 2008 года о присвоении им права голоса. Соответствующая таблица (см. ниже табл.2) была передана президенту страны вместе с просьбой не провозглашать закон без благоприятных для неграждан изменений. 
Отсчет выплат ведется с мая 1994 года, когда прошли первые выборы в самоуправления без неграждан. С тех пор не всеобщие выборы в самоуправления прошли еще четырежды: в 1997, 2001, 2005, и 2009 году. Ниже приводится текст таблицы с дополнением данных за 2009 и 2010 год.

 Таблица 2 
Сумма подоходного налога, выплаченного негражданами на содержание самоуправлений

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Tabl%202.jpg

5.4. Ущерб пенсиям неграждан

 В соответствии с п.1. переходных положений к закону о государственных пенсиях, только гражданам засчитываются в страховой стаж работа и приравненные к ней периоды (например, воспитание ребенка до 8 лет или обязательная воинская служба), накопленные в советское время за пределами Латвии. От величины страхового стажа зависит размер пенсий по старости, инвалидности и потере кормильца, а также пособия по безработице. 
 17 февраля 2009 года Большая палата Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) огласила приговор по делу «Андреева против Латвии»26, в котором признала это различие дискриминационным. Правительство отказалось выполнять приговор суда, а Сейм 30 апреля 2009 года отклонил законопроект ЗаПЧЕЛ (1179/Lp9), предусматривающий, в том числе, и ретроспективные выплаты. К законопроекту была приложена таблица с расчетом нанесенного негражданам ущерба (см. ниже табл.3). 
Данные об ущербе были с помощью ЗаПЧЕЛ представлены Конституционному суду, вопреки приговору ЕСПЧ отказавшемуся считать различие дискриминации27, и истцы под руководством юристов ЗаПЧЕЛ 4 августа 2011 года снова подали жалобу в ЕСПЧ28.

 Таблица 3 
Ущерб пенсиям неграждан

 http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Tabl%203.jpg

Оценку общего ущерба получателям других видов пенсий и пособий можно получить по данным ГАСС о количестве соответствующих выплат (январь 2011) из предположения, что потери во всех видах пособий пропорциональны потерям в размере пенсии по старости (табл.4).

 Таблица 4 
Потери неграждан — получателей государственных пенсий и пособия по безработице (млн. латов)

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Tabl%204.jpg

6. Международные сравнения

Конечно, на правительство любой постсоветской республики можно возложить лишь часть ответственности за ту катастрофу, которую в 1991 году испытали все народы бывшего СССР. И хотя представители местной латышской элиты сделали все возможное для уничтожения СССР, им далеко до российских «прорабов перестройки». Надеюсь, что работа, аналогичная представленной ниже, будет выполнена и в Москве.

 А пока КПРФ только готовится к декабрьскому «юбилею» события, по нанесенному русским урону превзошедшего татарское нашествие 1237 года, поделюсь с читателями нашими ориентировочными расчетами. 
 Объектом нашего интереса явились страны, уже составившие для России счет за «оккупацию» — Латвия, Литва29, Эстония30 и Молдова31, а также Грузия32 — только собравшаяся в октябре дать соответствующее задание своему министерству экономики. Соответствующие «минимальные» требования к «стране-оккупанту» внесены в табл.5. Для Молдовы, Литвы и Эстонии цифры даны на последний момент заявления, для Латвии — пересчитаны из латов в доллары с учетом изменения курса лата с 2000 года. 
В качестве базиса для сравнения выбран ВВП этих республик в 1990 году (стагнационная модель) и прирост ВВП в 2,4% в год, достигнутый в среднем по СССР во время последней советской пятилетки33 (экстенсивная модель). Ну и наши ближайшие соседи — Беларусь и Россия — прибавлены.

 Таблица 5 
Ущерб от «оккупации» и «освобождения»

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Tabl%205.jpg

Данные по изменению ВВП республик бывшего СССР с 1990 по 2006 гг. представлены в монографии Л. М. Григорьева и М. Р. Салихова34. Данные по недостающим годам получены методом интерполяции. Для получения величины ВВП на 2007-2010 гг. для стран ЕС использованы ежегодные изменения ВВП по данным департамента статистики Эстонии со ссылкой на Eurostat35. Данные для остальных стран за этот период и абсолютное значение ВВП в 2010 году получены из интернет-справочника index.mundi36.

http://imhoclub.lv/admuploads/image/2011_11_09_Buzajev%20Ris%205.jpg

Рис. 5 ВВП 7 республик бывшего СССР после распада страны (1990 г. = 100%)

 Такой подход дает для Латвии, и, видимо, других стран, оценки, незначительно отличающиеся от данных отечественной статистики. Например, ВВП Латвии в 2010 году по этим данным составил 86,5, а по сопоставлению отечественных данных — 91,5% от уровня 1990 года. 
 Из 7 обследованных постсоветских стран лишь Беларусь умудрилась на 20-летней дистанции обогнать саму себя, стоящую на уровне 1990 года. За это, видимо, и не любят батьку Лукашенко ни в Москве, ни в Вашингтоне. А потери одной России превышают ужасающий всю планету государственный долг США, на август 2011 года составивший всего лишь 14,6 триллиона долларов37. 

 Источники 
1 Правозащитник создает Комиссию по ущербу Латвии от действий этнократов. ИА REGNUM, 12 августа 2011.
2 Сколько Латвия потеряла за годы независимости. Портал Novonews, 18 августа 2011.
3 Наталья Севидова, «Негры» — не рабы. Но где то близко. Вести Сегодня, 4 октября 2011.
4 Текст декларации.
5 INFORMATĪVAIS ZIŅOJUMS par Ministru kabineta izveidotās Komisijas PSRS totalitārā komunistiskā okupācijas režīma upuru skaita un masu kapu vietu noteikšanai, informācijas par represijām un masveida deportācijām apkopošanai un Latvijas valstij un tās iedzīvotājiem nodarīto zaudējumu aprēķināšanai darbību laikā no 2005.gada 5.augusta līdz 2009.gada 1.augustam
6 Расходы специального бюджета в области государственных пенсий в 2010 году — 1.15, доходы — 0,9 млрд. латов.
7 Таблица IK01 — iekšzemes kopprodukts
8 Latvijas statistikas gadagrāmata, 1996 gads, lpp.23
9 Ежегодник БСЭ номер 34, 1990 г.
10 INFORMATĪVAIS ZIŅOJUMS par Ministru kabineta izveidotās Komisijas PSRS totalitārā komunistiskā okupācijas režīma upuru skaita un masu kapu vietu noteikšanai, informācijas par represijām un masveida deportācijām apkopošanai un Latvijas valstij un tās iedzīvotājiem nodarīto zaudējumu aprēķināšanai darbību laikā no 2005.gada 5.augusta līdz 2009.gada 1.augustam.
11 Домбровскис: Латвия превзошла советские экономические показатели. Портал ves.lv, 22.01.2011
12 Л. М. Григорьев, М. Р. Салихов. ГУАМ — ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, Москва, «Регнум», 2007
13 Таблица LI01 — Lauksaimniecības produkcijas indeksi (salīdzinajāmās cenās)
14 Latvijas statistikas gadagrāmata, 1996 gads, lpp.206
15 Таблица RU01 — Rūpniecības produkcijas apjoma indeksi, kalendāri izlīdzinātie dati.
16 CSP, 03.02.2011
17 Латвийская ССР в цифрах в 1988 г. Госкомстат ЛССР,1989.
18 Народное хозяйство СССР в 1990 году. Статистический ежегодник. Москва, Финансы и статистика, 1991.
19 БСЭ. Ежегодник за 1989 год номер 34, Москва. 1990.
20 Там же
21 Владимир Бузаев, «Как выживают русских», Рига, ЛКПЧ, 2010.
22 Владимир Бузаев, «Этноцид в зеркале статистики», Портал «ДЕЛФИ». 1 июля 2011 года.
23 См.. например, Владимир Бузаев, «Неграждане Латвии». Рига. ЛКПЧ, 2007.
24 Privatizācijā izmantoti 95% no piešķirto sertifikātu skaita.
25 Privatizācijas aģentūra. Operatīvā informācija par licencēto starpnieku darījumiem privatizācijas sertifikātu tirgū 2011.08.11
26 Andrejeva v. Latvia [GC], no. 55707/00, ECHR 2009-
27 Приговор от 17 февраля 2011 по делу No.2010-20-0106,
28 «Неграждане завалят ЕСПЧ исками к Латвии», газета «Телеграф» от 8 августа 2011.
29 Литва подсчитала ущерб от «советской оккупации». Фонд «Русское единство», 20 июня 2011.
30 Белая книга о потерях, причиненных народу Эстонии оккупациями 1940-1991. Государственная комиссия по расследованию репрессивной политики оккупационных сил. Министерство юстиции Эстонии, 2005.
31 КИШИНАУ. Ущерб от русской оккупации Молдовы составляет не менее 27,85 миллиардов долларов. Яblor, 22 апреля 2010.
32 Грузия потребует от России возмещения ущерба, причиненного «оккупацией». Балтийское информационное агентство, 2 ноября 2011.
33 Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник (прирост ВНП в 1986-1990 гг. — 2,4%, 1981-1985 гг. — 3,7%, 1976-1980 гг. — 4.8%).
34 Л. М. Григорьев, М. Р. Салихов. ГУАМ — ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ, Москва, «Регнум», 2007.
35 Real GDP growth rate.
36 Например, данные по Грузии.
37 Los Angeles Times. New national debt data: It's growing about $3 million a minute, even during his vacation August 23, 2011.


Вернуться назад