ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Индия: на пути к глобальной державе

Индия: на пути к глобальной державе


30-10-2011, 20:07. Разместил: virginiya100

http://badnews.org.ru/_nw/94/s94106854.jpg

Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического развития, обеспечившие улучшение жизни значительной части более чем миллиардного населения, стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства. Интенсивный рост наукоемких отраслей заложил основу конкурентных преимуществ и в других сферах. Тем не менее Индии предстоит решить непростые проблемы, чтобы обратить демографический вес в экономический дивиденд. В начале ХХI века число бедных составляло в этой стране около 300 миллионов, а около четверти населения оставалось неграмотным.

«Демографическая бомба»
Людские ресурсы являются одним из важнейших факторов развития в мире. Выход на мировую арену в начале ХХI в. таких гигантов, как Китай и Индия, и других быстрорастущих крупных стран с формирующимся рынком неизбежно ведет к переоценке устаревших стереотипов и представлений о мировом устройстве и характере отношений между развитым и остальным миром.
Ряд ученых отмечают несколько исторических мегатрендов, которые фундаментально изменят картину в мире в последующие 4 десятилетия. Это: демографический вес развитых стран уменьшится на 25%, в результате чего произойдет перераспределение экономической мощи в пользу бывшего «третьего мира»; трудовые ресурсы в развитых странах существенно постареют, что приведет к сокращению экономического роста и потребует усиления притока иммигрантов; рост мирового населения будет происходить в основном в более молодых, бедных странах, в т.ч. мусульманских; впервые в истории человечества большинство населения будет жить в городах. Ответом на эти вызовы должна стать перестройка мировых институтов управления [1].
Возникает вопрос, насколько сложившиеся в ХХ в. геостратегия и экономика отвечают новым условиям. Некоторые авторы ставят проблему довольно остро: «стратегическая и экономическая политика ХХ в. устарела, – пишет американский ученый Дж.Голдстоун, – настало время сменить ее» [2].
Подобная постановка вопроса – о необходимости смены парадигмы мирового развития – достаточно давно выдвигается и индийскими учеными. Об этом, например, пишет Джагджиш Капур в работе «Наше будущее. Потребительство или гуманизм». По его мнению, нынешняя модель развития стала заложницей собственных излишеств. Настоятельно необходимы перемены, которые потребуют всеобщей реорганизации дел на планете [3].
В XXI в. ситуация в мире, в том числе международная безопасность, будут во многом зависеть от того, как распределяется и из чего состоит население мира: где оно уменьшается, а где растет, в каких странах население стареет, а где оно является более молодым. По данным Дж.Голдстоуна, в начале XIX в. Западная Европа, США и Канада производили 32% мирового ВВП. К 1950 г. эта пропорция выросла до 68% (по паритету покупательной способности). Однако в последующие полвека ситуация круто изменилась. К 2003 г. доля Европы, США и Канады упала до 47% и продолжает снижаться [4].
При сохранении нынешних годовых темпов роста экономик Евросоюза, США и Канады на уровне в среднем 1,7%, а остального мира – на 2,5% (как это было в 1993-2003 гг.), к 2050 г. общий ВВП Евросоюза и Северной Америки вырастет в 2 раза, а остального мира – в 5 раз и достигнет 80% роста мирового ВВП. По оценкам Всемирного банка, к 2030 г. численность среднего класса в бывших развивающихся странах достигнет 1,2 млрд человек, т.е. будет больше, чем все население Европы, США и Японии, вместе взятых. Отметим, что уже сегодня средний класс Индии, по индийским оценкам, насчитывает 300 млн человек. Все это означает, что главным двигателем роста мировой экономики становятся такие быстрорастущие страны с формирующимся рынком, как Китай, Индия, Бразилия, а также Индонезия, Мексика и Турция [5].
Одной из причин того, что нынешние развитые страны утрачивают динамизм, является старение населения, которое происходит невиданными ранее темпами.
Доля населения старше 60 лет в ЕС и Северной Америке составляет от 15 до 22%, в Японии – 30%. К 2050 г. ожидается, что 30% американцев, канадцев, европейцев, а также китайцев и 40% японцев и корейцев будут старше 60 лет. Таким образом, в ближайшие десятилетия в этих странах будет заметно увеличиваться доля неработающего населения, и почти в такой же степени будет уменьшаться доля работников. По этому показателю в силу ограничений государства на количество детей в семье к ним примкнул и Китай.
Еще сложнее ситуация в России. Перепись населения (октябрь 2010 г.) показала, что с 2002 по 2010 гг. население страны уменьшилось на 2,2 млн человек (1,6%) – с 145,2 млн до 142,9 млн человек. При этом естественная убыль сопровождалась ростом численности мигрантов. Иными словами, если бы не они (данных по ним пока нет), картина была бы еще более грустной [6]. 

Индия рассчитывает на демографический фактор
Что касается Индии, то она стремится обратить рост населения в экономический дивиденд. Но для этого ей надо решить непростую задачу – повысить уровень образования и квалификации огромной массы молодежи.
Уже сейчас имеющиеся в Индии кадры позволяют ей добиваться успеха на мировых рынках в высоких технологиях, в т.ч. в компьютерном обеспечении и медицине.
При среднесрочном планировании до 2020 г. Дели исходит из того, что стареющие Европа, Япония, а также Америка будут нуждаться как в квалифицированных кадрах, так и в аутсорсинге своих производств. Индия готовится заполнить эту нишу. Тем более, что она обладает таким преимуществом, как знание английского языка практически всеми квалифицированными специалистами (например, по сравнению с Китаем или Россией). Разработчики программы развития Индии до 2020 г. учитывают, что доход на душу населения в стране за 20 лет (1980-2000 гг.) вырос в 2 раза. С учетом нынешнего роста населения и среднего годового роста ВВП на 9% Индия сможет к 2020 г. увеличить этот показатель в 4 раза [7]. Предусматривается также увеличение продолжительности жизни с 64 лет в 2001 г. до 69 лет в 2020 г., повышение грамотности населения до 95% (мужчин – 96%, женщин – 94%).
Демографический фактор оказывает огромное влияние как на экономику и социальное благополучие индийского общества, так и на военную мощь.
С учетом имеющегося наличия квалифицированных работников, и особенно увеличения их численности в последующие годы и десятилетия, Дели ставит цель совершить «революцию знаний» и стать «супердержавой знаний».
В начале XXI в. Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Ничего удивительного в этом нет. Страна с населением более миллиарда человек не может думать о себе иначе, как крупномасштабно. За годы независимости для реализации этих идей были созданы достаточно весомые предпосылки. Многомиллионный средний класс и огромное число людей интеллектуального труда, получивших качественное образование, стали оказывать растущее влияние на политический и экономический курс страны. Нынешняя Индия – это молодая энергичная страна, и в этом ее преимущество перед многими «стареющими» странами Запада и Востока.
На стыке XX и XXI вв. в Индии быстрыми темпами развивались наукоемкие отрасли, особенно информационные технологии, в т.ч. – программное обеспечение. Индийские достижения в этой области дают импульс развитию конкурентных преимуществ и в других сферах, включая ряд отраслей машиностроения и научных исследований, особенно биотехнологий, медицины, фармацевтики и сельского хозяйства.
Сфера услуг в Индии заняла доминирующее место в структуре ВВП. Ее опережающее развитие может стать предпосылкой для создания экономики, базирующейся преимущественно на знании. В стране улучшается ситуация, связанная с использованием высококвалифицированного труда. Если в конце XX в. происходил активный отъезд специалистов, особенно программистов, на Запад, то позже начался обратный «отток мозгов», в первую очередь из США, что не в последнюю очередь связано с мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг.
Достаточно высокие темпы социально-экономического развития Индии, обеспечивавшие при этом улучшение жизни значительной части населения, стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства.
Тем не менее, масштабные социальные проблемы во многом продолжают сдерживать поступательное развитие страны. В абсолютных цифрах число бедных составляло в начале XXI в. около 300 млн человек, неграмотных – около четверти населения [8]. Проблемы ликвидации бедности, снижения уровня безработицы и общего улучшения условий жизни населения остаются одними из главных задач государства и общества.
К решающим факторам, которые оказывали и будут оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики Индии, рост ее экономики в XXI в., можно отнести то, что страна развивается по демократическому пути. В ней отработан механизм коалиционных правительств, при которых, во-первых, обеспечивается широкое представительство – социальное и региональное – в руководящих органах исполнительной и законодательной ветвей власти, вне зависимости от того, какая политическая группировка добивается победы на выборах. Во-вторых, происходит мирная передача власти, не вызывавшая политических и социальных потрясений. В-третьих, правительство Индии следит за изменениями в социальной ситуации в стране и корректирует социально-экономические процессы, в том числе связанные с реформами. Существенную роль в обеспечении социальной и политической стабильности играет средний класс. 

Внешнеполитические приоритеты Дели
Достижению цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. 
Дели исходит из целесообразности создания многополярного мира, а также из того, что мировое экономическое и военно-политическое развитие будет определяться главными центрами силы.
По мнению индийских политиков, важнейшим из них остается Америка как самая мощная держава, которой удается использовать свое влияние для сохранения старых и создания новых военно-политических альянсов. Однако возможности США сокращаются, в т.ч. и потому, что в последние годы усиливаются другие крупные государства. Происходят заметные перемены в глобальном соотношении сил. По существу, лидерству Запада брошен вызов азиатскими странами, что связано с усилением их экономического и политического влияния и ростом их национального самосознания. В определенном смысле этот вызов является более сильным, хотя и менее антагонистичным, чем вызов коммунизма.
В Дели считают, что Индия – как один из центров силы – представляет собой огромный потенциальный рынок с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Страна наращивает свое региональное и глобальное влияние. Она готова совершить прорыв в экономике и технологиях и может стать важным фактором в стратегическом соотношении сил в Азии и мире в первой половине XXI в. 

Поворот в отношениях с США
После распада СССР и двухполюсной системы международных отношений, в котором Индия как один из лидеров Движения неприсоединения играла важную роль, в стране началась переоценка ее отношений с США. Процесс сближения двух государств растянулся на десятилетие.
Первые заметные подвижки в индийско-американских отношениях произошли во время визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего.
Индийско-американскому сотрудничеству способствовала благожелательная реакция Индии на планы США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии: в 2001 г. он впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы [9].
В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия – как возможный противовес Китаю в Азии.
В июле 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. Таким образом, высказанная ранее Б.Клинтоном мысль о «естественном партнерстве» между Индией и Америкой стала обретать конкретные очертания.
В первую очередь речь шла об укреплении сотрудничества обеих стран в области энергетики, что чрезвычайно важно для Индии, которая является 5-м крупнейшим потребителем энергии в мире. Тем самым закладывался фундамент для партнерства между обеими странами и в других сферах.
В декабре 2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике. По своей сути закон отменил проводимую десятилетиями политику Вашингтона в ядерной сфере, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. И это при том, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и испытала такое оружие в 1974 и 1998 гг. «Это важное достижение для всего мира, – заявил Буш на церемонии подписания закона. – После 30 лет пребывания вне системы (нераспространения ядерного оружия. – Ф.Ю.) Индия теперь будет осуществлять свою ядерную энергетическую программу в соответствии с международными правилами. В результате мир станет более безо­пасным». Он подчеркнул, что «США и Индия являются естественными партнерами, объединенными глубоко укорененными ценностями. Соперничество, которое когда-то разделяло наши страны, более не существует... Американский народ стал считать Индию своим другом» [10].
В соответствии с этим законом, Индия была обязана разрешить инспекцию 14 гражданских ядерных объектов в обмен на поставки ядерной технологии и топлива из США. 8 военных ядерных объектов в Индии не были включены в инспекции Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Предусматривалось также, что США и Индия должны получить исключение из правил Группы ядерных поставщиков, а Дели подпишет соответствующее соглашение по этому вопросу с МАГАТЭ.
После подписания закона Сингх заявил, что этот документ свидетельствует о выходе Индии на мировую сцену «в качестве державы, с которой будут считаться». Он также отметил, что индийско-американское соглашение является важной частью усилий Индии, направленных на удовлетворение ее быстрорастущих потребностей в энергии [11].
Однако в Индии существовала серьезная оппозиция американскому закону со стороны как левых, так и правых сил. Критики закона говорили, что он содержит ряд неприемлемых условий, не гарантирует непрерывность поставок ядерного топлива для гражданских реакторов и препятствует тому, чтобы Индия сама восстанавливала израсходованное топливо. Так, согласно закону, президент США обязуется прекратить экспорт ядерных материалов в Индию, если она произведет испытание ядерного оружия. Кроме того, президент должен ежегодно докладывать Конгрессу о том, как Индия сотрудничает с Америкой в сдерживании ядерных амбиций Ирана.
Левые партии, при поддержке которых в 2004 г. было сформировано коалиционное правительство во главе с Индийским национальным конгрессом (ИНК), заявили, что Общая программа-минимум, на основе которой действовало это правительство, не предусматривала такого рода сотрудничество с США. По их мнению, ядерное соглашение с Америкой позволит ей «шантажировать» Индию и станет препятствием на пути проведения Дели независимой внешней политики [12].
Свои возражения по поводу этого закона, не выступая против стратегического сотрудничества с США в целом, высказало и руководство главной оппозиционной Бхаратия джаната парти (БДП) [13]. Лидер правой оппозиции в парламенте Л.К.Адвани заявил, что судьба стратегической обороны Индии брошена на чашу весов: нельзя допустить, чтобы Индия сделала свою внешнюю политику заложницей стратегических целей Вашингтона.
На это премьер-министр Сингх ответил, что никакой закон иностранного государства не может отнять у Индии суверенное право проводить свою внешнюю политику, руководствуясь национальными интересами. «Наша стратегическая программа не будет подвергнута внешней проверке или какому-либо вмешательству», – сказал он [14].
Часть политического класса в Индии считала, что индийско-американское соглашение в ядерной сфере служило цели противопоставить Индию Китаю. Но официальный Вашингтон отверг эту идею, заявив, что Китай является «важным другом» США, а теперь «впервые с 1947 г. мы имеем отличные отношения и с Индией» [15]. При этом подчеркивалось, что ситуация с Индией «уникальна», поскольку Дели обеспечил сохранность своей ядерной технологии и не распространял ее в других странах, а соглашение с Индией укрепляет связи США с крупнейшей в мире демократической державой. Но Пекин негативно отнесся к индийско-американскому ядерному соглашению, а Пакистан осудил его.
После того, как Конгресс США утвердил закон о сотрудничестве с Индией в ядерной сфере, правительство Индии в июле 2007 г. также одобрило его, несмотря на возражения оппозиции, заявив, что закон учитывает все озабоченности страны [16].
Очередным важным шагом на пути развития стратегического сотрудничества между обеими странами стал визит премьер-министра Индии М.Сингха в Америку в ноябре 2009 г. Обе стороны заявили, что начинают новую фазу в их глобальном стратегическом партнерстве.
Индия и США подтвердили свои обязательства укреплять и реформировать глобальную экономическую архитектуру в Группе 20, Всемирном банке и МВФ. Они также обязались добиваться «подлинных реформ ООН, включая Совет Безопасности, с тем, чтобы они отражали реальности современного мира и таким образом расширили возможности ООН выполнять ее мандат как представительного, надежного и эффективного форума» [17].
Индийцы были удовлетворены заявлениями американской стороны о признании Индии в качестве ядерной державы и о том, что американо-индийское партнерство «абсолютно необходимо» для сохранения глобального мира и безопасности и ответа на вызовы XXI в. Более того, в совместном американо-индийском заявлении по итогам визита М.Сингха в США подчеркивалась «крайняя необходимость» совершения правосудия над ответственными за теракт в Мумбаи 26 ноября 2008 г., а также ликвидации убежищ террористов в регионе. Такой пассаж индийцы расценили как прямую ссылку на Пакистан. В свою очередь Сингх высказался в поддержку Америки в условиях мирового кризиса. Он заявил: «Насколько я могу судить, сегодня не существует замены доллару» [18].
Позиция Вашингтона в некоторой мере рассеяла скептицизм в индийских политических кругах, который возник в период президентской предвыборной кампании в США в 2008 г. Тогда Обама высказывался в пользу открытия американского консульства в Джамму и Кашмире, что рассматривалось индийцами как вмешательство во внутренние дела Индии. Кроме того, тогда Обама давал понять, что растущая индийская экономика представляет угрозу сохранению рабочих мест в США [19].
Но особенное беспокойство индийцев вызвал визит Обамы в Китай за неделю до индийско-американской встречи в верхах. Многие индийские политики посчитали, что Вашингтон больше заинтересован в улучшении отношений с КНР, чем в проведении политики баланса сил в Азии. К тому же президент США отказался встретиться с Далай-ламой накануне визита премьера Индии в Вашингтон, что было расценено индийцами как уступка Китаю. Вместе с тем, они особо подчеркивали, что в отличие от Китая, Индию и Америку объединяет приверженность демократическим ценностям.
Но и после визита Сингха некоторые индийские политики отмечали, что заявления США далеко не всегда подкреплялись конкретными действиями, в т.ч. в вопросах торговли, военно-технического сотрудничества, передачи высоких технологий, решения проблемы изменения климата. Они объясняли это, в частности, тем, что в условиях войны в Афганистане Вашингтон вынужден во многом полагаться на Пакистан. Более жесткие индийские критики обвинили США в «склонности использовать, а затем выбрасывать союзников, исходя из американских интересов» [20].
Поездка Обамы в Индию 6-9 ноября 2010 г. была осложнена внутриполитической ситуацией в Америке, а именно – поражением Демократической партии на выборах в Конгресс, которые состоялись буквально за несколько дней до его визита.
Под давлением республиканцев ему пришлось сделать акцент на поиске новых рынков для американских товаров. Глава Белого дома подчеркнул большое значение для будущего американской экономики Азии, где находятся наиболее быстроразвивающиеся экономики мира и растущий средний класс. Он прямо заявил, что одна из главных целей его визита в Индию – содействие снижению барьеров американскому экспорту в Индию [21]. В ходе визита были подписаны торговые со­глашения на общую сумму в $14,9 млрд, включая $9,5 млрд американского экспорта, который обеспечит 53,7 тыс. рабочих мест в США. Среди них: поставка компанией «Боинг» 30 гражданских самолетов B737-800 и 10 военно-транспортных самолетов С-17 Globemaster III индийских ВВС, реактивных двигателей, дизельных локомотивов, газовых и паровых турбин и т.п. [22]
В совместном заявлении премьер Индии и президент США подтвердили решимость расширять и углублять «глобальное стратегическое партнерство» между «двумя крупнейшими в мире демократическими странами», которое «необходимо не только для этих двух стран, но для глобальной стабильности и процветания в XXI веке». Президент США приветствовал становление Индии в качестве крупной глобальной и региональной державы и подтвердил заинтересованность Америки в ее усилении, экономическом процветании и безопасности. Он отметил, что в будущем реформированном Совете Безопасности ООН Индия должна занять место постоянного члена.
Дели и Вашингтон согласились углубить существующие регулярные стратегические консультации, касающиеся развития событий в Восточной Азии, и расширить и активизировать такого рода консультации по представляющим взаимный интерес региональным и глобальным проблемам, включив в них Центральную и Западную Азию. Особо была отмечена необходимость сотрудничества и координации с целью содействия созданию стабильного демократического независимого Афганистана. Осудив терроризм во всех его проявлениях, обе стороны заявили о необходимости покончить со всеми террористическими сетями, включая пакистанскую Лашкар-и-Таибу, и призвали Пакистан привлечь к суду преступников, совершивших теракт в Мумбаи в ноябре 2008 г.
С учетом произошедшего в последние годы изменения характера оборонного сотрудничества двух стран обе стороны выразили готовность наращивать такое взаимодействие путем диалога по вопросам безопасности, военных учений и торговли вооружениями и военными технологиями.
Индия подтвердила свой односторонний и добровольный мораторий на ядерные испытания. США также заявили о продолжении моратория на такие испытания и готовности ратифицировать в ближайшее время Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) [23].
Выступая в индийском парламенте, Обама сказал, что в стремлении обеспечить безопасность в Южной Азии США будут приветствовать диалог между Индией и Пакистаном. В то же время Америка признает, что разногласия между этими странами могут быть разрешены только их народами.
Он отдельно коснулся политики США в Азии: «Сегодня Америка вновь играет лидирующую роль в Азии, укрепляя старые альянсы, углубляя отношения с другими странами, как мы это делаем с Китаем, вновь взаимодействуя с такими региональными организациями, как АСЕАН, и присоединившись к Восточноазиатскому саммиту, в котором участвует и Индия. Как и ваши соседи в Юго-Восточной Азии, мы хотим, чтобы Индия не только «смотрела на Восток», но и «взаимодействовала с Востоком». Таким образом она укрепит безопасность и обеспечит процветание всех наших народов» [24].
С 2002 по 2010 гг. торговый оборот между обеими странами вырос с $30 млрд до $66 млрд [25], в т.ч. товарами – с $15,9 до $48,8 млрд [26]. При этом экспорт американских товаров в Индию в 2002-2010 гг. увеличился в 4 раза, достигнув $16,4 млрд, а услуг – в 3 раза ($10,5 млрд) [27]. Возрос объем взаимных капиталовложений: так, в 2009 г. прямые инвестиции Индии в США составили $4,4 млрд [28]. Однако во внешнеторговом обороте США Индия занимает всего 2%, уступая Нидерландам [29].
Вместе с тем, существуют заметные разногласия между Индией и США по ряду стратегических проблем, в частности, по Пакистану и Афганистану. Острой проблемой остаются вопросы, связанные с изменением климата: международные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу рассматриваются в Индии как тормоз на пути ее развития.
Источником потенциальной напряженности между двумя странами по-прежнему остается контроль над ядерными вооружениями. Индийцы опасаются, что если администрация Обамы ратифицирует ДВЗЯИ, а Китай последует за ней, то Дели окажется под очень сильным давлением, в то время как многие индийские политики и ученые выступают против подписания этого договора.
Индийцы также считают, что Вашингтон слишком жестко осуществляет контроль над экспортом в Индию высоких военных технологий, в т.ч. двойного назначения.
Это обстоятельство нашло свое отражение в решении правительства Индии о закупке 126 многофункциональных истребителей на сумму более $10 млрд. Тендер на их поставку был объявлен в 2007 г., его участниками стали 2 американские компании Boeing (истребитель F-18) и Lockheed Martin (F-16), российская «МиГ» (МиГ-35), французская Dasault (Rafale), европейская Eurofighter (Typhoon) и шведская Saab (Gripen). По условиям сделки победитель должен поставить в Индию 18 самолетов, а производство остальных 108 истребителей осуществлять по лицензии на территории Индии. При этом имеется в виду инвестировать в экономику Индии до 50% стоимости контракта и передать ей иностранные технологии.
В конце апреля 2011 г. минобороны Индии объявило, что в финал тендера попали истребители Typhoon и Rafale. Таким образом, из тендера выбыли 2 американских истребителя, российский МиГ-35 и шведский Gripen. Этому предшествовало то, что обе американские компании в отличие от остальных участников тендера отказались поделиться своими технологиями. Аргументом против США было и то, что они неоднократно налагали жесткие санкции на Индию (после ядерных испытаний в 1974 и 1998 гг.). Не последнюю роль сыграло и то, что США на протяжении многих лет оказывали военную помощь Пакистану (на 2011 г. она запланирована на сумму $3 млрд). (Неуспех МиГ-35 во многом связан с проводимой Индией политикой диверсификации закупок иностранных вооружений: доля российских самолетов в ВВС Индии уже достигла почти 50%.)
У Вашингтона есть свои претензии к Индии. Америка недовольна индийскими ограничениями на инвестиции в представляющие для нее значительный интерес сектора экономики, такие, как страхование и розничная торговля [30].
Одним словом, несмотря на бурное развитие индийско-американских отношений за последнее десятилетие, между этими странами сохраняется немало проблем.
Индийцы постоянно подчеркивают, что являются независимыми участниками глобального политического процесса, о чем свидетельствует их участие в деятельности Группы 20, БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка), Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК), Шанхайской организации сотрудничества и других международных организаций.
В Вашингтоне считают, что Дели не вполне определился в своих внешнеполитических приоритетах, включая отношения с США. По мнению первого заместителя госсекретаря США У.Бернса, суть дела состоит в том, что прогресс в развитии американо-индийского партнерства не может развиваться автоматически. Реализация полномасштабного партнерства потребует в дальнейшем определенных важных решений обеих сторон, поскольку оно означает намного больше, чем общность ценностей и интересов. Речь идет о развитии взаимодополняющей политики и выработке стратегической линии в мировом масштабе [31].
Похоже, что у Дели, как и у Вашингтона, пока еще нет ясности в том, как достигнуть этой цели.
По мнению ряда индийских политиков и экспертов, Индия еще не разобралась до конца в том, насколько ее интересы совпадают с внешней политикой США, в т.ч. и в отношении КНР. Это нелегкая задача, поскольку США, по их мнению, стали супердержавой, теряющей влияние и проводящей непоследовательную политику, а Китай, безусловно, растущая держава, хотя и «трудный сосед». Скорее всего, Дели продолжит, по крайней мере, в среднесрочной перспективе, курс на развитие отношений как с США, так и с Китаем [32]. 

Дели – Пекин: прагматический подход
Индийско-китайские отношения претерпели огромные изменения после поражения Индии в военном конфликте с Китаем в 1962 г. Правда, с конца 1980-х гг. обеими сторонами предпринимались усилия по их нормализации. Тем не менее, в отношениях двух стран существует немало проблем.
Главные из них – пограничная проблема и военное сотрудничество между Китаем и Пакистаном. Поэтому Дели вынужден оценивать свою безопасность с учетом как военной мощи и ядерных арсеналов КНР, так и военного потенциала Пакистана, а также террористической угрозы с его территории.
Индия, как и Китай, стремится к статусу великой державы. Как и Китай, она идет к нему постепенно, «торопится не поспешая».
Дели рассматривает китайское направление как одно из наиболее приоритетных с точки зрения ее безопасности, хотя, по мнению индийцев, Китай смотрит на Индию как на второстепенное направление в его внешней политике. Главное внимание КНР сосредоточено на странах Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Более того, усиление КНР расценивается многими индийцами как препятствие на пути роста влияния Индии в Азии. Тем не менее, Дели вынужден развивать отношения с Китаем, так как Индия не может игнорировать сам факт его возвышения в качестве второй крупнейшей державы в мире, к тому же непосредственного ее соседа.
Это и определяет двойственность китайской политики Индии. С одной стороны, Китай рассматривается как главная потенциальная угроза ее безопасности. С другой, прагматизм и учет реальностей требуют поддержания отношений с Китаем на весьма высоком уровне [33].
Индия проявляет настороженность в связи с растущей мощью Китая, распространением его влияния в зоне Индийского океана, в т.ч. развитием китайско-пакистанских и китайско-мьянманских отношений, действиями Пекина в районе Южной Азии. В то же время она активно развивает торгово-экономическое сотрудничество с КНР. Xарактерно, что в конце 2010 г. в Индии вслед за Обамой побывал премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, в ходе визита которого был подписан ряд крупных торгово-экономических соглашений.
В целом отношения между Индией и Китаем можно охарактеризовать как весьма сложные и противоречивые. Подозрительность в отношении друг друга остается.
Но это не препятствует развитию их двусторонних и многосторонних отношений в тех сферах, где позиции обеих стран близки, в т.ч. по таким крупным вопросам, как создание многополярного мира, укрепление роли ООН в международных делах.
Весьма положительный сдвиг произошел и в двухсторонней торговле, объем которой в 2010 г. достиг $61,76 млрд (прирост на 42,4% по сравнению c 2009 г.), что выдвинуло Индию на позицию 10-го по величине торгового партнера КНР. 

Индия – Россия: возможности расширения сотрудничества
Заметное место в индийской внешней политике занимают отношения с Россией, хотя, по мнению индийских политиков и экспертов, она существенно ослабла после распада СССР. Тем не менее, они считают, что РФ располагает большим экономическим потенциалом, который может позволить ей возродиться в качестве мощного государства.
Интерес Индии к России определяется и тем, что никогда отношения между нашими странами не были отягощены какими-либо конфликтами или неразрешимыми противоречиями.
Политика России, как одного из центров влияния и силы в мире наряду с США, Китаем, Европейским Союзом, Японией, не противоречит глобальным устремлениям Индии, а дополняет и развивает саму концепцию многополярности.
Позиции Дели и Москвы совпадают по таким принципиальным вопросам, как установление демократического мирового порядка, основанного на многополярном мире. Обе страны придают большое значение сохранению системы ООН как центра многосторонней политики. Они считают, что безопасность и стабильность в Центральной Азии отвечают их приоритетным интересам. Индия и Россия заявляют, что глобальный терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из самых серьезных угроз международному миру и безопасности.
Однако объемы индийско-российского товарооборота скромны: в 2010 г. этот показатель составил около $9,2 млрд против $7,5 млрд в 2009 г., экспорт РФ – $7 млрд ($5,9 млрд в 2009 г.), импорт – $2,2 млрд ($1,5 млрд) [34].
Важной частью российско-индийских отношений остается военно-техническое сотрудничество (ВТС). Вместе с тем, во всех этих сферах Россия сталкивается с растущей конкуренцией со стороны других держав.
Москва заметно утратила влияние в Индии и выступает в роли «догоняющей» стороны в конкурентной борьбе за нее. Однако далеко не все еще потеряно. В отношениях между Россией и Индией есть важные сферы сотрудничества, которые могут придать импульс более широкой торгово-экономической и военно-технической кооперации двух стран.

Это подтвердилось в ходе визита президента РФ Д.А.Медведева в Индию 21-23 декабря 2010 г.

Стороны подписали 30 документов. Среди них наиболее важным стало соглашение в области атомной энергетики, в соответствии с которым Россия построит в Индии не менее 18 блоков атомных электростанций.
«Рособоронэкспорт» и индийская корпорация Hindustan Aeronautics Limited (HAL) заключили контракт на разработку проекта перспективного многофункционального истребителя пятого поколения. Стоимость совместной программы разработки и производства этого истребителя может достигнуть $8-10 млрд. Финансирование проекта будет осуществляться на паритетных началах. Корпорация HAL будет за­действована в выполнении таких программ, как создание бортового компьютера, навигационной системы, большинства дисплеев кабины пилота, а также разработает двухместный вариант истребителя. Остальные работы в совместном проекте возьмет на себя российская компания «Сухой».
Предполагается, что самолет поступит на вооружение ВВС Индии к 2017 г. Минобороны Индии закупит около 250 истребителей, большую часть из них – до 200 машин – в двухместной версии. Россия и Индия собираются в будущем также продавать такие машины третьим странам. Ориентировочная цена каждой из них – $85-100 млн.
При создании российско-индийского истребителя пятого поколения будет применен опыт, накопленный в ходе реализации успешного проекта противокорабельной ракеты BrahMos [35].
Таким образом, отношения между двумя странами переходят от формата продавец-покупатель к взаимодействию в совместной разработке, производстве и маркетинге высокотехнологичной продукции.
По итогам переговоров Д.Медведев заявил, что российско-индийские отношения в последнее время вышли на качественно новый уровень и приобрели характер привилегированного стратегического партнерства. По его словам, объем товарооборота планируется довести до $20 млрд в 2015 г. В товарообороте двух стран пока преобладают энергоносители. Тем не менее, растет доля перспективных высокотехнологичных проектов. Среди них – использование навигационной системы ГЛОНАСС, сотрудничество в космосе, а также фармакология.
Президент РФ сказал, что Россия считает Индию сильным и достойным кандидатом на место в Совете Безопасности ООН в случае принятия решения о его расширении.
На переговорах обе стороны обсудили вопросы укрепления системы безопасности в Азии, в регионе Индийского и Тихого океанов, сотрудничество стран БРИК. Была проанализирована ситуация в Афганистане, лидеры также обменялись мнениями по мерам противодействия терроризму и наркотрафику. Подчеркивалось, что стабилизация в Афганистане будет возможна только после ликвидации очагов инфраструктуры терроризма и экстремизма как в этой стране, так и в Пакистане.
В ходе визита Дели проявил интерес к соглашению об экономическом сотрудничестве с Таможенным союзом РФ, Казахстана и Белоруссии. Россия и Индия согласились изучить перспективы заключения такого соглашения с учетом реализации договоренностей о создании Таможенного союза после соответствующих консультаций со всеми заинтересованными сторонами.
В совместном заявлении по итогам российско-индийского саммита было отмечено динамичное развитие сотрудничества Москвы и Дели по таким направлениям, как ВТС, энергетика, высокотехнологичные космическая и телекоммуникационная сферы.
Между правительствами двух стран было подписано соглашение об упрощении условий взаимных поездок отдельных категорий граждан, а также соглашение о сотрудничестве в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [36].


* * *
Таким образом, Индия стремится позиционировать себя в качестве мировой державы, ведет дело к значительному улучшению отношений с США, нормализации отношений с Китаем. Дели исходит из того, что конфликтные отношения между Индией и Пакистаном вряд ли могут быть преодолены в обозримом будущем.
Индия учитывает изменения в конфигурации сил в мире, которая приобретает все более полицентрический характер. При этом центр мирового влияния смещается в Азию, где находится большинство крупных экономик мира и большая часть ядерных держав. Внешняя политика Индии реагирует на изменения в региональной и глобальной экономической и политической ситуации.
Значительное влияние на нее оказывают и цены на энергоносители, информационная революция, технологические инновации, а также миграция индийцев за рубеж и общее усиление миграционных потоков в мире.
Индия неоднократно подтверждала, что отношения между ней и Россией испытаны временем и традиционно характеризуются доверием и взаимопониманием, основанным на близости интересов и взаимной выгоде.
Однако в быстроменяющемся мире, в условиях жесткой политической и экономической конкуренции эти отношения нельзя воспринимать как данность. Требуется постоянная, упорная, творческая работа по развитию российско-индийских связей. Созданный в прошлом фундамент взаимодействия в разных сферах, включавших политику, экономику, научно-техническое и оборонное сотрудничество, культуру, может размываться под воздействием внутренних и внешних факторов, что и происходит сегодня. Поэтому нужны новые подходы к российско-индийскому сотрудничеству, которые учитывали бы реалии начала XXI в., меняющуюся обстановку в мире.

Примечания:
[1] Goldstone Jack A. The New Population Bomb. The Four Megatrends That Will Change the World // Foreign Affairs. January/February, 2010, p. 32.
[2] Ibidem, p. 43.
[3] Капур Дж. Ч. Наше будущее. Потребительство или гуманизм. ИВ РАН, 2008, с. 183.
[4] Goldstone Jack A. Op. cit., p. 31- 33.
[5] Ibid., p. 34.
[6] Российская газета. 03.03.2011; 28.03.2011.
[7] India Vision 2020. The Report of the Committee of India Vision 2020. New Delhi: Planning Commission, Government of India, 2004, p. 50-53.
[8] The Hindu. 01.04.2011.
[9] The New York Times. 27.08.2001.
[10] http://www.washingtonpost.com/2006/12/18.
[11] http://www.nytimes.com/2006/12/18.
[12] The Hindustan Times. 01.09.2007.
[13] Sifynews. 01.09.2007.
[14] The Hindu. 05.01.2007.
[15] The Deccan Chronicle. 19.12.2006.
[16] The Hindustan Times. 25.07.2007.
[17] Сайт Белого дома. Joint Statement between Prime Minister Dr. Singh and President Obama. 24.11.2009 – www.whitehouse.gov/the-press-office/joint-statement-between-prime-minister-dr-singh-and-president-obama
[18] Ibidem.
[19] Curtis Lisa. Peking Ducked – www.outlookindia.com/07/12/2009.
[20] Sharma Pranay. Rose and the Briar? – www.outlook.india.com/07.12.2009.
[21] Сайт Белого дома. The White House. Remarks by the President
to U.S. – India Business Council and Entrepreneurship Summit. 08.11.2010
 – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/08/remarks-president-us-india-business-council-and-entrepreneurship-summit
[22] The White House. FACT SHEET: The National Export Initiative:
 U.S. – India Transactions. 06.11.2010 – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/06/fact-sheet-national-export-initiative-us-india-transactions
[23] The White House. Joint Statement by President Obama and
 Prime Minister Singh of India. 08.11.2010 – http://www.white-house.gov/the-press-office/2010/11/08/joint-statement-president-obama-and-prime-minister-singh-india
[24] The White House. Remarks by the President to the Joint Session of the Indian Parliament in New Delhi, India. 08.11.2010 – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/08/remarks-president-joint-session-indian-parliament-new-delhi-india
[25] Feigenbaum Evan A. India's Rise, America's Interest. The Fate of U.S. – Indian Partnership // Foreign Affairs. March/April, 2010, p. 87-90; The New York Times. 06.11.2010.
[26] US Census Bureau. 2010: U.S. Trade in Goods with India –
 http://www.census.gov/foreign-trade/balance/c5330.html
[27] The White House. Background on United States – India Economic
 Relationship. 06.11.2010 – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/06/background-united-states-india-economic-relationship
[28] The White House. U.S. – India Economic and Trade Relationship:
 Indian Investment in the U.S. 06.11.2010 – http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/06/us-india-economic-and-trade-relationship-indian-investment-us
[29] http://www.whitehouse.gov/the-press-office/2010/11/08/remarks-president-us-india-business-council-and-entrepreneurship-summit
[30] Feigenbaum Evan A. Op. cit.
[31] Mainstream. 11-17.07.2010.
[32] Ibidem.
[33] Sikri Rajiv. Challenge and Strategy: Rethinking India's Foreign
 Policy. New Delhi: SAGE, 2009 // Foreign Affairs. Jan./ Feb. 2010, p. 155.
[34] Сайт МЭРТ РФ. Заместитель Министра А.А.Слепнев принял
участие в деловой встрече с делегацией Республики Индия. Файл.
Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации и
 Республики Индия – http://www.economy.gov.ru/minec/press/news/doc20110131_+005
[35] Medvedev's Visit to India // The Hindu. 19.12.2010 – http://www.newsru.com/world/21dec2010/medvedev_india.html
[36] Сайт президента РФ. Официальный визит в Индию.
 21.12.2010 – http://kremlin.ru/news/9865; Пресс-конференция по итогам российско-индийских переговоров. 21.12.2010 – http://kremlin.ru/news/9866
Юрлов Феликс Николаевич – главный научный сотрудник Института востоковедения РАН, доктор исторических наук.
«Азия и Африка сегодня», №8, 2011


Вернуться назад