Начало второй половины октября 2011 г. ознаменовалось качественной активизацией деятельности РФ на постсоветском треке. Так, 18 октября председатель правительства РФ Владимир Путин принял участие в заседании Совета глав правительств государств-участников СНГ в расширенном составе. 19 октября российская делегация во главе с Путиным участвовала в заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне глав правительств. В тот же день Путин провел заседание Высшего органа Таможенного союза (ТС) на уровне премьеров. Помимо этого глава российского правительства уделил внимание и «полевому» диалогу. Его контрагентами стали коллеги из Казахстана и Белоруссии.
Глубокая погруженность института премьерской дипломатии в работу СНГ, ЕврАзЭС и ТС говорит о том, что РФ обозначает контуры своей политико-экономической экспансии на постсоветском пространстве. Основное внимание Москва будет уделять наращиванию двусторонних и многосторонних торгово-экономических связей. Причем приоритет будет отдаваться не формальному нормативному регулированию (к чему сводится текущая работа СНГ), а предметным инициативам в финансовой сфере и конкретных отраслях реального сектора. В свою очередь, к складывающимся экономическим связям, по мере необходимости, будут добавляться политические и военные коммуникации. Свои действия Россия намерена строить как через пул интеграционных объединений, так и на межгосударственной основе.
Определение контуров постсоветского курса РФ проходит в условиях закрепления за ТС статуса осевой структуры новой модели региональной политики. В течение минувшей недели Путин принял участие в серии политико-экономических мероприятий с участием руководства бывших республик СССР. Но ключевым среди них стало именно заседание Высшего органа ТС на уровне глав правительств. Все прикладные решения на постсоветском треке касались развития ТС. На встрече глав правительств ЕврАзЭС было принято решение о включении в ТС Киргизии - планируется, что республика сможет интегрироваться в союз в первой половине 2012 г. Также на площадке ЕврАзЭС Минфин РФ обозначил сроки перечисления Белоруссии второго транша кредита. Несмотря на то, что официально финансовая помощь предоставляется Минску по линии ЕврАзЭС, на деле всё замыкается на ТС. Выделение кредита стало возможным, в т.ч., благодаря согласию белорусского руководства с интеграционными «правилами игры» внутри ТС, разработанными Москвой. Непосредственно же на самом саммите Высшего органа ТС был рассмотрен проект декларации о формировании Евразийского экономического союза (ЕЭС). Предполагается, что президенты РФ, Белоруссии и Казахстана подпишут данный документ в декабре 2011 г. Он станет правовой основой, определяющей формат и сроки дальнейшей политико-экономической интеграции членов ТС.
Ставка Кремля (как главного локомотива интеграционных процессов на территории бывшего СССР) на ТС продиктована выбором в пользу качества, а не количества. До середины 2000-х гг. РФ на постсоветском направлении старалась контролировать всех своих соседей, за исключением стран Прибалтики. Такой курс был унаследован от 1990-х гг., когда идея максимально широкого пространственно-политического воздействия воспринималась как компенсация утраты советской государственности. Но в 2000-х гг. стало понятно, что такая формула игры неэффективна. Слишком разными оказались интересы новых независимых государств, прежде всего, во внешнеэкономической сфере. Свой отпечаток накладывала и политическая ангажированность местных элит, старавшихся демонстративно отмежеваться от Москвы и сблизиться с Евроатлантикой. В результате принцип широкого охвата в региональной политике России уступил место политике селективного сотрудничества. Отношения решено было развивать только с теми субъектами, которые выражали заинтересованность в их предметном развитии не на словах, а на деле. Таковыми оказались лишь Казахстан и Белоруссия, вошедшие через механизм ЕврАзЭС в ТС. При условии стабилизации внутриполитической ситуации к ним может присоединиться ещё и Киргизия. Но пока её перспективы полноценной интеграции в систему ТС выглядят малоубедительно из-за внутренних проблем.
Среди контрагентов РФ по новой постсоветской политике наиболее резонансную встречную инициативность старается проявлять Белоруссия. 17 октября в газете «Известия» была опубликована статья президента Белоруссии Александра Лукашенко. Материал, озаглавленный «О судьбах нашей интеграции», поддерживал посыл статьи Путина, обнародованной в тех же «Известиях» 3 октября. Смысл публикации Лукашенко сводится к тому, что Минск солидаризируется с идеей Москвы о необходимости глубокой политико-экономической интеграции участников ТС с целью выхода на качественной новый институциональный уровень. Сначала им станет Единое экономическое пространство, а затем ЕЭС. Демонстративная лояльность Минска продиктована удовлетворением его финансовых нужд. РФ продолжит выделение по линии ЕврАзЭС жизненно важного кредита.
На этом фоне некоторую активность проявляет СНГ. 18 октября на заседании Совета глав правительств государств СНГ был согласован и принят договор о зоне свободной торговли. Работа над этим соглашением велась почти 10 лет. Несмотря на то, что документ заметно упрощает хождение товаров внутри СНГ, ждать качественного рывка интеграции в рамках данного объединения не приходится. Оно ещё в середине 2000-х полностью выработало весь свой политико-экономический потенциал.
Против планов Кремля в рамках его «ближнего круга» играет ограниченность промышленного потенциала экономики РФ. Реальный сектор подвержен негативным тенденциям. Так, 17 октября стало известно, что промышленное производство в России в сентябре 2011 г. снизилось на 0,3% по сравнению с августом с учетом сезонных факторов и на 0,8% без их учета. В то же время, по итогам всего 2011 г., ожидается, что промышленное производство будет расти. Однако рост составит всего лишь 4,8-5%. Учитывая высокую вероятность второй волны глобального финансово-экономического кризиса, РФ в одночасье может потерять имеющуюся скромную динамику. Отсутствие же роста производства не позволит запустить процесс расширения экономических связей в формате ТС. Система взаимодействия по линии ТС построена вокруг реального сектора, а отнюдь не финансовой сферы.
Как представляется, центральным вопросом интеграционной политики РФ станет подготовка к началу функционирования Единого экономического пространства. Параллельно Москва начнет проработку проекта создания ЕЭС. В рамках ТС основное внимание будет уделено процессу присоединения к союзу Киргизии. Он, скорее всего, завершится к середине 2012 г. В перспективе ряды ТС может пополнить ещё и Таджикистан. После этого Кремль сведет внимание к СНГ по экономическому треку до минимума.
Вернуться назад
|