Пакистан: «Операция «хвост» или новый виток напряженности с США
А.Замараева
Приближающаяся десятая годовщина совместной борьбы против глобального терроризма двух ключевых союзников – США и Пакистана ознаменовалась очередным витком напряженности. На сей раз виновником оказался «хвост», вернее «хвост вертолета», задействованный в операции по ликвидации Усамы бен Ладена. Напомним, в ночь с 1 – 2 мая 2011 г. два военных американских вертолета с морскими пехотинцами на борту вторглись в воздушное пространство Пакистана; их целью был город Абботтабад провинции Хайбер-Пахтунхва, дом, где находился лидер «Аль-Каиды». После завершения операции представитель Белого дома Джон Бреннан сделал заявление: «...мы не контактировали с пакистанцами до тех пор, пока все наши люди, все наши вертолеты не покинули воздушное пространство Пакистана. Они понятия не имели о том, кто был там, США или кто-то еще. Таким образом, мы убедились, что наши люди и наши вертолеты могли покинуть воздушное пространство Пакистана. И к счастью, не было никакого взаимодействия с пакистанскими войсками. Эта операция была разработана таким образом, чтобы минимизировать возможность взаимодействия с пакистанскими войсками....». По заявлению тогдашнего директора ЦРУ Леона Панетты в операции были задействованы два вертолета Blackhawk. Согласно материалам пакистанского МИДа несколько обстоятельств способствовали беспрепятственному проникновению вертолетов на пакистанскую территорию со стороны Афганистана: «....американские вертолеты вошли в воздушное пространство Пакистана через радиолокационные «зоны молчания», чему способствовала горная местность, эффективное использование новейших технологий и режим облета и огибания местности на предельно малой высоте». Корпус вертолетов был покрыт особым радиопоглощающим покрытием, что значительно снижало вероятность его обнаружения радиолокационными средствами. По сообщениям пакистанской прессы во время рейда, один из двух модифицированных вертолетов Blackhawk потерпел крушение при заходе на посадку, иными словами пилот не рассчитал высоту стен, возведенных вокруг дома. Как писала американская The NewYork Times при крушении вертолета подобного класса стандартная процедура предусматривает уничтожение современных технологий, включая навигационные компьютеры; что и сделали члены команды Navy Seals/ «морских котиков», но только с той частью вертолета, которая оказалась внутри двора. Хвостовая часть вертолета осталась практически неповрежденной. И здесь начинается самое интересное. Фотографии обломков вертолета облетели Интернет, и специалисты обратили внимание и высказали предположение, что дизайн машины модифицирован или полностью изменен. Дизайн хвостовой части отличается от стандартного MH-60 Blackhawk. Одно из отличий заключается в том, что у модифицированной модели пять лопастей, а не четыре. «Острые края были заменены на изогнутые детали, которые могут еще больше «запутать» наземные системы радаров». Видимо поспешили «котики» с докладом о выполнении задания, «хвост забыли». Сразу же после операции американские власти попросили Пакистан никого не допускать до места крушения вертолета. Его обломки были отправлены обратно в США через две недели после посещения Пакистана американским сенатором Джоном Керри. Но судя по материалам американской The Financial Times «Пакистан предоставил Китаю доступ к американскому вертолету «Стелс». Китайским инженерам разрешили сделать подробные фотографии разорванного хвоста вертолета, оснащенного новейшей технологией, а также забрать часть фюзеляжа». В свою очередь представители пакистанской федеральной армии отрицают подобную информацию. Подобное сотрудничество Пакистана с Китаем – своеобразный ответ США за рейд в Абботтабаде. Пакистан имеет тесные военные отношения с Китаем, и, как пишут американские СМИ, «большое количество китайских инженеров работает на военных базах на территории Пакистана. Пакистанские официальные лица даже предположили, что ВМС Китая в конечном итоге может иметь свою собственную базу на побережье Пакистана». Реакция Пакистана на события в Абботтабаде была настолько резкой, что еще в начале мая 2011 г. должностные лица в Исламабаде намекнули в новостях, что они могут позволить китайским осмотреть обломки вертолета, но было неясно, когда Пакистан сможет осуществить завуалированные угрозы. Несмотря на миллиарды американской помощи, Пакистан по-прежнему считает Китай более надежным союзником, чем Соединенные Штаты. КНР является крупнейшим инвестором в таких областях экономики, как телекоммуникация, порты, инфраструктура и т.д. Товарооборот между странами составляет почти 9 млрд долларов в год. Пекин является основным поставщиком оружия. В отношении США в ответ на операцию 1 - 2 мая 2011 г. Исламабад предпринял ряд шагов, направленных на снижение американской активности в стране: сократил количество специалистов и ограничил деятельность сотрудников военных ведомств в стране. В свою очередь Соединенные Штаты Америки недавно приостановили предоставление ежегодной военной помощи в размере 2.7 млрд долларов. Несмотря на это, обе стороны пытались предотвратить раслад отношений. Руководитель Межведомственной разведки Пакистана генерал-лейтенант Ахмед Шуджа Паша посетил Соединенные Штаты в июле месяце для переговоров. В треугольнике США – Пакистан – Китай Исламабад следует вечной восточной мудрости «иметь хорошего соседа» в лице Пекина, которого считает «другом на все времена»; а в случае с Вашингтоном придерживается достаточно прагматичной позиции – извлечь максимум из временного современного альянса длиной всего в десять лет. Свою позицию в браке по расчету - Вашингтон– Исламабад - озвучит 16 августа 2011г. сам Леон Панетта, нынешний глава Пентагона. Выступая перед аудиторией военных офицеров в Национальном университете обороны, он заявил, что у США «нет выбора, кроме как поддерживать отношения с Пакистаном. Почему? Потому что мы ведем войну там. Потому что мы боремся с «Аль-Каидой» там, и они (пакистанцы), вы знаете, помогают нам в этих усилиях».«Они представляют собой важную силу в этом регионе. Потому что они, имеют ядерное оружие, и мы обеспокоены тем, что происходит с тем ядерным оружием».
Институт Бллижнего Востока
Вернуться назад
|