ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > ШОС делает шаг за пределы Центральной Азии ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))

ШОС делает шаг за пределы Центральной Азии ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))


22-06-2011, 10:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
'Asia Times online ', Китай (Гонконг)

ШОС делает шаг за пределы Центральной Азии

Автор: М.К. Бхадракумар
Дата публикации: 18-06-2011

В среду на саммите в Астане ШОС отметила своё десятилетие. Юбилеи, кратные 5 или 10 почти священные явления международной политики, особенно для центрально-азиатских стран и рядом расположенных столиц — Москвы и Пекина, взращенных на формализме марксизма-ленинизма.

 

Как оказалось, событие стало серьёзным, дающим возможность осмотреться поводом для планирования курса, а не просто случаем покрасоваться. Не было сделано никаких заявлений. Была лишь унылая оценка того, что угрозы безопасности остаются, а экономическое сотрудничество оставляет желать лучшего.

Было тихое удовлетворение тем, что организация, включающая Китай, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан, становится всё более влиятельной, а её многоуровневые консультативные механизмы уже стали действующими, особенно расположенный в Ташкенте анти-террористический центр, успешно расстроивший более 500 террористических планов.

 

По мере перерастания ШОС от периодов детства и юности выделяются несколько новых тенденций. От региональной организации, ограниченной Центральной Азией и её соседями, до вполне возможного главенства ШОС в интеграционном процессе на всём евроазиатском континенте, 40% которого расположены вне сферы действия организации. До прибытия в Астану на саммит китайский президент Ху Цзиньтао посетил Украину. Белоруссия также признана «партнёром по диалогу».

Наиболее вероятно, что ШОС осознаёт: безопасность Центральной и Южной Азии неделима. Интеграция двух основных южно-азиатских государств — Индии и Пакистана — находится в процессе подготовки; саммит придал окончательную форму нормам их членства и переговорам. Индийские официальные лица источают оптимизм. Таким образом, когда процесс завершится, ШОС будет трансформирована далеко за пределы представлений, существовавших в скромной начальной стадии.

 

Поразительное южно-азиатское согласие

 

Для Индии и Пакистана, традиционно имеющих сильные стратегические связи с США, такое действие выглядит решительным шагом. Они прекрасно осознают, что присоединяются к организации, полностью нацеленной на предотвращение установления постоянного военного присутствия США и НАТО в регионе.

 

Кроме того, они должны осознавать, что ШОС, куда они вступают, к моменту подписания ими документов о членстве, приобретёт новую ориентацию вследствие своей продолжающейся эволюции. Например, успешные учения сил безопасности начали приобретать характер повышения «взаимодействия» военных (по иронии, использован жаргон США\НАТО) и правоохранительных органов. Главы военных ведомств стран ШОС, встретившись впервые в апреле в Шанхае, начали новые обсуждения взаимодействия и пообещали резко усилить сотрудничество в сфере обороны и безопасности.

 

Достаточно сказать, что после реализации для двух южно-азиатских оппонентов членства в ШОС, такой опыт во всей беспокойной 63-летней истории отношений станет не только новым, но и до тех пор невероятным. Поражает сама мысль о том, что главы армий Индии и Пакистана однажды под прикрытием ШОС могут сесть и поболтать и без вездесущего американского куратора и посредника в одном лице. Такое стратегическое значение ШОС, поощряющее индо-пакистанское согласие, нельзя недооценивать.

Короче, ШОС не только позаимствовала блестящую идею США по стратегии «Великой Центральной Азии», нацеленную на поощрение связей между Центральной и Южной Азией и, соответственно, ослабление российских и китайских связей со странами ШОС, но улучшила её (идею), расширив организацию до вод Индийского океана. И совершенно случайно саммит в Астане признал и Шри-Ланку «партнёром по диалогу».

 

В итоге, страны ШОС продолжают настаивать на отсутствии желания стать «Восточным НАТО» или военным альянсом. С другой стороны, союз создан, чтобы показать неуместность НАТО (или Пан-Американа) для всего континента; а это означает, что с принятием Индии и Пакистана он будет включать более половины человечества. НАТО может встретиться с пикантной ситуацией, когда пожелает заявить, что в 21 веке оно - единственная действенная мировая организация по безопасности.

В этой связи стоит отметить и сопутствующий аспект: ШОС усиливает формальные связи с ОДКБ. Подписанный в Астане акт высоко оценивает «взаимопонимание, необходимое для усиления антитеррористических действий». На церемонии присутствовали генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа и директор анти-террористической структуры ШОС в Ташкенте Дженисбек Джуманбеков. ОДКБ включает Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

 

По сообщениям Бордюжа заявил: «Протокол (ШОС) даёт возможность координировать наши усилия в противодействии экстремизму более эффективно. Сотрудничество на постоянной основе и обеспечение нормативной базы в выполнении этой задачи позволят нам в целом улучшить эффективность наших усилий».


Россия столкнулась со сложностями при попытке усиления активности ОДКБ в Центральной Азии. Бессилие ОДКБ стало совершенно очевидно прошлым июнем во время кризиса в Киргизии, когда разразились широкомасштабные этнические волнения, и существовала серьёзная возможность религиозного экстремизма, а террористические элементы воспользовались анархией.

 

В этой связи надо отметить тот факт, что президент России Дмитрий Медведев по пути в Астану сначала отправился в Ташкент и провёл там переговоры с узбекским коллегой Исламом Каримовым.

Без сомнения, Узбекистан — ключевая страна Центральной Азии, и её мнение относительно введения «коллективной безопасности» там, где границы проведены по священным рамкам национального суверенитета, оказались основным фактором при оценке ОДКБ. Всё показывало, что в прошлом году Ташкент осудил бы любое вторжение ОДКБ в Киргизию.

 

Сотрудничество в сфере безопасности наряду с экономическим развитием было названо первым генеральным секретарем организации Чжан Дегуаном «двумя колёсами» ШОС.

Торговый оборот Китая со странами-членами ШОС за прошлые 10 лет вырос с 12 до 90 миллиардов долларов США, но достижения в торговом и экономическом сотрудничествах были намного скромнее. ШОС планирует к 2020 г. открыть зону свободной торговли.

 

Китайская «Народная ежедневная газета» отметила: «Среди других конкретных мер — строительство железной дороги, автотрассы и сети трубопроводов, соединяющих закрытую Центральную Азию и её богатые природные ресурсы с глобальной экономикой». Если всё это материализуется, и если членство Индии и Пакистана будет реализовано в ближайшие два-три года, то, в конце концов, ШОС сможет отметить 20-летний юбилей в качестве группы беспредельного влияния в мировой экономике.

Nyet военным базам США

 

Интересно, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров позже заявил о том, что члены ШОС единодушны в своей критике ПРО, которую США воздвигают не только в Европе, но и в азиатско-тихоокеанском и южно-азиатском регионах.

Саммит в Астане фактически одобрил общую позицию России и Китая по отношению к событиям на Ближнем Востоке. Акцент делается на региональную стабильность, подчёркивается важность решения вопросов странами региона при стимулировании демократизации с учётом национальных особенностей и в соответствии с их историческими и культурными традициями. Разрешение противоречий должно происходить путём диалога, а роль международного сообщества должна быть ограничена вкладом в национальное урегулирование, и что самое важное — обязательство международного сообщества уважать национальные законы и принципы невмешательства во внутренние дела суверенных государств и уважения территориальной целостности независимых государств.

 

Позиция ШОС откровенно критична по отношению к западному вторжению в Ливию и предупреждает о возможных вторжениях в другие ближневосточные страны. Но у позиции ШОС есть и другой смысл, поскольку растёт опасение того, что ростки арабской весны в Центральной Азии — лишь вопрос времени.


Российские эксперты открыто указывают на реальную возможность этого, а некоторые из них даже предупреждают, что, несмотря на «европейские» черты их собственной политической системы, даже Россия может оказаться подверженной народным восстаниям в поддержку демократизации. И Россия, и Китай оценивают, что такая волна народного возмущения почти наверняка будет использована США в целях принуждения к «смене режима» в центрально-азиатском регионе и расширения собственного геополитического влияния.

 

Призыв саммита в Астане к «нейтральности» Афганистана — главное достижение. Это теперь стало общей позицией России, Китая и центрально-азиатских государств: они не принимают установление любого постоянного военного присутствия США и\или НАТО в Афганистане.


Декларация ШОС появилась в то самое время, когда США активно обсуждают договор о стратегическом партнёрстве с правительством президента Хамида Карзая. Интересно, что в момент формального одобрения декларации ШОС сам Карзай был в Астане.

 

Очевидно между лидерами ШОС и Карзаем в кулуарах происходили детальные обсуждения сценария «пост-2014 г. в Афганистане». Казахский президент Нурсултан Назарбаев дал ценную подсказку процессам раздумий в ШОС, когда открыто предостерёг: «Возможно, что ШОС возьмёт на себя ответственность по многим вопросам Афганистана после вывода войск коалиции в 2014 г.».


Действительно, США приходят к пониманию главной проблемы, которая заключается в укреплении регионального отношения к их скрытым планам установления постоянных военных баз в Афганистане после 2014 г. Мнение Южной Азии уже направлено против военных баз США в Афганистане. Несогласие лежит и в основе напряжённости США и Пакистана. Иран же никогда не смягчал выражений по этому вопросу. Индия тихо продемонстрировала антипатию к напряжённости «новой холодной войны», появляющейся в регионе.

 

Последствия для «стратегии сдерживания» США в отношении Китая и России весьма серьёзны. Ясно, что Россия и Китай убеждены в том, что план игры США заключается в размещении компонентов ПРО в Афганистане. Саммит в Астане повторил основные посылки: страны региона обладают способностями и ресурсами для решения собственных проблем развития и безопасности, а внешняя интервенция непозволительна. Гораздо раньше, чем это произошло, саммит мог объявить о вступлении Китая на евроазиатский ландшафт. И как уже случалось, при возникновении проблем в Центральной Азии, Китай будет продолжать соблюдать величайшую осторожность при координации с Россией.

 

Любое возможное расширение ШОС на евроазиатском континенте, привлекающее Украину и Белоруссию в качестве партнёров, может быть основано только на общности интересов России и Китая, осознать которые во многом помогли постоянное растрачивание потенциала «перезагрузки» США-Россия, тупик в вопросе размещения ПРО в российском «ближнем зарубежье» и проблемы, возникшие из-за растущего стратегического присутствия США в черноморском регионе.


Посол М.К. Бхадракумар был дипломатом индийского министерства внешних отношений. Его назначения включали Советский Союз, Южную Корею, Шри-Ланку, Германию, Афганистан, Пакистан, Узбекистан, Кувейт и Турцию.


Вернуться назад