ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > ШОС делает шаг за пределы Центральной Азии ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))
ШОС делает шаг за пределы Центральной Азии ('Asia Times online ', Китай (Гонконг))22-06-2011, 10:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
'Asia Times online ', Китай (Гонконг)
ШОС делает шаг за пределы Центральной АзииАвтор: М.К. Бхадракумар
Дата публикации: 18-06-2011 В среду на саммите в Астане ШОС отметила своё десятилетие. Юбилеи, кратные 5 или 10 почти священные явления международной политики, особенно для центрально-азиатских стран и рядом расположенных столиц — Москвы и Пекина, взращенных на формализме марксизма-ленинизма.
Как оказалось, событие стало серьёзным, дающим возможность осмотреться поводом для планирования курса, а не просто случаем покрасоваться. Не было сделано никаких заявлений. Была лишь унылая оценка того, что угрозы безопасности остаются, а экономическое сотрудничество оставляет желать лучшего.
По мере перерастания ШОС от периодов детства и юности выделяются несколько новых тенденций. От региональной организации, ограниченной Центральной Азией и её соседями, до вполне возможного главенства ШОС в интеграционном процессе на всём евроазиатском континенте, 40% которого расположены вне сферы действия организации. До прибытия в Астану на саммит китайский президент Ху Цзиньтао посетил Украину. Белоруссия также признана «партнёром по диалогу». Наиболее вероятно, что ШОС осознаёт: безопасность Центральной и Южной Азии неделима. Интеграция двух основных южно-азиатских государств — Индии и Пакистана — находится в процессе подготовки; саммит придал окончательную форму нормам их членства и переговорам. Индийские официальные лица источают оптимизм. Таким образом, когда процесс завершится, ШОС будет трансформирована далеко за пределы представлений, существовавших в скромной начальной стадии.
Поразительное южно-азиатское согласие
Для Индии и Пакистана, традиционно имеющих сильные стратегические связи с США, такое действие выглядит решительным шагом. Они прекрасно осознают, что присоединяются к организации, полностью нацеленной на предотвращение установления постоянного военного присутствия США и НАТО в регионе.
Кроме того, они должны осознавать, что ШОС, куда они вступают, к моменту подписания ими документов о членстве, приобретёт новую ориентацию вследствие своей продолжающейся эволюции. Например, успешные учения сил безопасности начали приобретать характер повышения «взаимодействия» военных (по иронии, использован жаргон США\НАТО) и правоохранительных органов. Главы военных ведомств стран ШОС, встретившись впервые в апреле в Шанхае, начали новые обсуждения взаимодействия и пообещали резко усилить сотрудничество в сфере обороны и безопасности.
Достаточно сказать, что после реализации для двух южно-азиатских оппонентов членства в ШОС, такой опыт во всей беспокойной 63-летней истории отношений станет не только новым, но и до тех пор невероятным. Поражает сама мысль о том, что главы армий Индии и Пакистана однажды под прикрытием ШОС могут сесть и поболтать и без вездесущего американского куратора и посредника в одном лице. Такое стратегическое значение ШОС, поощряющее индо-пакистанское согласие, нельзя недооценивать. Короче, ШОС не только позаимствовала блестящую идею США по стратегии «Великой Центральной Азии», нацеленную на поощрение связей между Центральной и Южной Азией и, соответственно, ослабление российских и китайских связей со странами ШОС, но улучшила её (идею), расширив организацию до вод Индийского океана. И совершенно случайно саммит в Астане признал и Шри-Ланку «партнёром по диалогу».
В итоге, страны ШОС продолжают настаивать на отсутствии желания стать «Восточным НАТО» или военным альянсом. С другой стороны, союз создан, чтобы показать неуместность НАТО (или Пан-Американа) для всего континента; а это означает, что с принятием Индии и Пакистана он будет включать более половины человечества. НАТО может встретиться с пикантной ситуацией, когда пожелает заявить, что в 21 веке оно - единственная действенная мировая организация по безопасности.
По сообщениям Бордюжа заявил: «Протокол (ШОС) даёт возможность координировать наши усилия в противодействии экстремизму более эффективно. Сотрудничество на постоянной основе и обеспечение нормативной базы в выполнении этой задачи позволят нам в целом улучшить эффективность наших усилий».
В этой связи надо отметить тот факт, что президент России Дмитрий Медведев по пути в Астану сначала отправился в Ташкент и провёл там переговоры с узбекским коллегой Исламом Каримовым.
Сотрудничество в сфере безопасности наряду с экономическим развитием было названо первым генеральным секретарем организации Чжан Дегуаном «двумя колёсами» ШОС. Торговый оборот Китая со странами-членами ШОС за прошлые 10 лет вырос с 12 до 90 миллиардов долларов США, но достижения в торговом и экономическом сотрудничествах были намного скромнее. ШОС планирует к 2020 г. открыть зону свободной торговли.
Китайская «Народная ежедневная газета» отметила: «Среди других конкретных мер — строительство железной дороги, автотрассы и сети трубопроводов, соединяющих закрытую Центральную Азию и её богатые природные ресурсы с глобальной экономикой». Если всё это материализуется, и если членство Индии и Пакистана будет реализовано в ближайшие два-три года, то, в конце концов, ШОС сможет отметить 20-летний юбилей в качестве группы беспредельного влияния в мировой экономике.
Интересно, что российский министр иностранных дел Сергей Лавров позже заявил о том, что члены ШОС единодушны в своей критике ПРО, которую США воздвигают не только в Европе, но и в азиатско-тихоокеанском и южно-азиатском регионах. Саммит в Астане фактически одобрил общую позицию России и Китая по отношению к событиям на Ближнем Востоке. Акцент делается на региональную стабильность, подчёркивается важность решения вопросов странами региона при стимулировании демократизации с учётом национальных особенностей и в соответствии с их историческими и культурными традициями. Разрешение противоречий должно происходить путём диалога, а роль международного сообщества должна быть ограничена вкладом в национальное урегулирование, и что самое важное — обязательство международного сообщества уважать национальные законы и принципы невмешательства во внутренние дела суверенных государств и уважения территориальной целостности независимых государств.
Позиция ШОС откровенно критична по отношению к западному вторжению в Ливию и предупреждает о возможных вторжениях в другие ближневосточные страны. Но у позиции ШОС есть и другой смысл, поскольку растёт опасение того, что ростки арабской весны в Центральной Азии — лишь вопрос времени.
Призыв саммита в Астане к «нейтральности» Афганистана — главное достижение. Это теперь стало общей позицией России, Китая и центрально-азиатских государств: они не принимают установление любого постоянного военного присутствия США и\или НАТО в Афганистане.
Очевидно между лидерами ШОС и Карзаем в кулуарах происходили детальные обсуждения сценария «пост-2014 г. в Афганистане». Казахский президент Нурсултан Назарбаев дал ценную подсказку процессам раздумий в ШОС, когда открыто предостерёг: «Возможно, что ШОС возьмёт на себя ответственность по многим вопросам Афганистана после вывода войск коалиции в 2014 г.».
Последствия для «стратегии сдерживания» США в отношении Китая и России весьма серьёзны. Ясно, что Россия и Китай убеждены в том, что план игры США заключается в размещении компонентов ПРО в Афганистане. Саммит в Астане повторил основные посылки: страны региона обладают способностями и ресурсами для решения собственных проблем развития и безопасности, а внешняя интервенция непозволительна. Гораздо раньше, чем это произошло, саммит мог объявить о вступлении Китая на евроазиатский ландшафт. И как уже случалось, при возникновении проблем в Центральной Азии, Китай будет продолжать соблюдать величайшую осторожность при координации с Россией.
Любое возможное расширение ШОС на евроазиатском континенте, привлекающее Украину и Белоруссию в качестве партнёров, может быть основано только на общности интересов России и Китая, осознать которые во многом помогли постоянное растрачивание потенциала «перезагрузки» США-Россия, тупик в вопросе размещения ПРО в российском «ближнем зарубежье» и проблемы, возникшие из-за растущего стратегического присутствия США в черноморском регионе.
Вернуться назад |