ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Нацизм – это идеология, а не национальность. Памяти жертв Хатынской трагедии
Нацизм – это идеология, а не национальность. Памяти жертв Хатынской трагедии22-03-2022, 15:35. Разместил: Vasilevs |
79 лет назад – 22 марта 1943 года – немецкими карателями была уничтожена белорусская деревня Хатынь. Хатынская трагедия – под таким названием это преступление гитлеровцев вошло в историю – стала символом массового уничтожения мирного населения оккупированных территорий СССР нацистами. Жителей деревни – 149 человек, из которых 75 были дети младше 16 лет – согнали в сарай, который обложили соломой, облили бензином и подожгли. Когда от огня начали рушиться стены деревянной постройки, люди, кто еще не потерял сознание от дыма, попытались бежать. Их расстреливали на месте из пулеметов.
В живых тогда остались восемь человек. Это две девушки – Мария Федорович и Юлия Климович, которые чудом выбрались из горящего сарая и смогли доползти до леса, где их нашли жители соседней деревни Хворостени. Девушек выходили, однако трагическая судьба их не миновала – через некоторое время оккупанты сожгли и эту деревню, и обе выжившие погибли. Еще пятеро – дети. Семилетний Витя Желобкович, которого мать успела прикрыть собой и двенадцатилетний Антон Барановский, который потерял сознание и был принят немцами за мертвого, а также еще трое – Володя и Соня Яскевичи и Саша Желобкович.
Из взрослых выжил деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришел в сознание поздно ночью, когда каратели ушли из деревни. Среди погибших односельчан мужчина смог найти своего сына, он был еще жив и умер на руках у отца от смертельной раны в живот. Именно он стал прототипом знаменитого памятника в Хатынском мемориальном комплексе – мужчина, держащий на руках умирающего ребенка.
Жители Хатыни были «наказаны» за убийство партизанами немецких офицеров, в том числе личного знакомого Гитлера, капитана полиции Ханса Вельке, до войны – легкоатлета и олимпийского чемпиона по толканию ядра. Каратели, разозленные смертью своих товарищей, обвинили население деревни в пособничестве партизанам и, в соответствии со своим принципом коллективной «ответственности», казнили всех, включая малолетних детей, младшему из которых на тот момент было семь недель. Сожжение и расстрел мирных жителей проводили члены 118-го батальона шуцманшафта и зондеркоманды СС Дирлевангера, куда в основном входили коллаборационисты из числа местных и украинских пособников нацизма.
На протяжении многих десятилетий историки обсуждают участие украинских националистов в убийстве жителей Хатыни. Впервые широкой аудитории об этом стало известно в 1990-м году из публикации московской газеты «Рабочая трибуна» «Неизвестная Хатынь». В ней справедливо опровергалась версия, что жителей деревни убивали исключительно немцы и приводились сведения, подтверждающие участие в преступлении жителей Украины -представителей Организации украинских националистов (ОУН, запрещена в России).
Позже это утверждение подверглось критике: современные последователи ОУН начали перекладывать ответственность за это преступление на своих «коллег» из других националистических формирований. Так, появилось утверждение председателя Прогрессивно-социалистической партии Украины Наталии Витренко, что хатынцев убивали участники Украинской повстанческой армии (УПА, запрещена в России). Кроме того, ряд историков упоминал о том, что Хатынь и все ее население сожгли коллаборационисты батальона «Нахтигаль» под предводительством Романа Шухевича. Еще позже выяснили, что в состав 118-й батальона шуцманшафта входили отдельные представители Буковинского куреня ОУН, который следовал идеологии не Бандеры, а Мелльника и таким образом, якобы, виноваты в нем лишь мельниковцы, а не бандеровцы...
Правда в том, что все это не имеет смысла – все они так или иначе поддерживали немецких нацистов и, если не участвовали в одном преступлении, то участвовали в другом. Трагедия Хатыни была далеко не единственной. После нее гитлеровцы сожгли вместе со всеми ее жителями уже упоминавшуюся деревню Хворостени, потом Зиняки, Бакшты...Всего за годы оккупации судьбу хатынцев повторили 628 белорусских деревень и сел. Еще более 9 тысяч населенных пунктов БССР было стерто с лица с земли, однако их жителям удалось спастись. И это только в Белоруссии. Во всем СССР таких сотни тысяч. И от того, чьими именно руками осуществлялись эти преступления – немецкими, украинскими или последователями нацистской других национальностей – их масштаб не меньше. Вернуться назад |