ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Азербайджан на пути к краху?

Азербайджан на пути к краху?


27-04-2011, 22:40. Разместил: озорник
Представляем статью азербайджанского журналиста Рза Гусейна (Азадлыг) о внутренней и внешней политике Азербайджана.

 

Вселенский опыт говорит,

что погибают царства

не оттого, что тяжек быт

или страшны мытарства.

А погибают оттого

(и тем больней, чем дольше),

что люди царства своего

не уважают больше.

Булат Окуджава

 

Происходящие в арабских странах изменения безусловно играют серьезную роль в осложнении политической обстановки в Азербайджане. Кроме этого, акценты региональных мировых сил меняются, и усиление роли возникающей фактической оси Россия-Турция-Иран начинает серьезно ущемлять интересы Запада и США в регионе. Нет необходимости повторять тезис о росте в регионе антизападных и антиамериканских настроений. Утверждать о сегодняшнем прозрении руководства этих стран и появлении особой любви к исламу было бы самообманом. Однако происходящие перемены в арабских странах, активное участие в них иранского режима и растущие антизападные настроения, угроза потерять влияние в богатых нефтеносных исламских регионах вынуждают Запад искать новые подходы. Сегодняшняя поддержка народных движений в странах – мера вынужденная и направленная на сохранение контроля над энергоресурсами, который в регионе фактически грозит перейти к Турции и России.

 

В таком случае, казалось бы, Запад должен, поддерживать власти в Азербайджане, которые одобрили идею энергопровода «Набукко». И так было действительно до последнего времени, что давало свободу действий властям Азербайджана, полностью подавившим оппозиционные силы в стране. В угоду экономическим интересам Запад признавал сфальсифицированные выборы, определяя их как «очередной шаг к демократии», игнорировал факты подавления инакомыслия, что особенно рельефно проявилось при известных событиях 2003 года.

 

Демонстративный отказ лидеров оппозиции встречаться с представителями европейских структур после октябрьских назначений депутатов в парламент, более чем наглядно показал степень доверия Западу.

 

Однако развивающееся сотрудничество между Турцией и Россией, особенно в последние полгода абсолютно ясно демонстрировало приоритет Южного потока для обеих стран. Последний визит Эрдогана в Москву завершился решением до ноября сего года передать турецкой стороне документы по Южному потоку, что стало реальной угрозой вообще осуществлению «Набукко», и так погрязшего в бесплодных переговорах. Вместо экономических интересов, в Азербайджане появилась явная угроза «арабской заразы», признаки заражения которой становятся все отчетливее.

 

Сегодня поддерживать власть Азербайджана, которая теряет интерес с точки зрения перспектив для альтернативы российско-турецкому региональному энергетическому диктату, не только нет смысла, но и чревато проблемами в будущем. Казалось, нынешняя власть, отказавшись от политики балансирования бывшего президента и целиком отдавшаяся во власть России, надежно защищена от угрозы с Запада. Вопрос в том, что и Россия вряд ли будет конфликтовать с Западом из-за этой власти, поскольку вопрос транспортировки энергоресурсов напрямую зависит от желания Турции, а любое азербайджанское правительство не в состоянии противоречить российскому и турецкому решению, тем более, что его мнение ровным счетом ничего не будет значить.

 

Сложное внешнеполитическое положение властей подтверждается, мягко говоря, неэтичными заявлениями в адрес то США, то Англии. Совершенно неожиданным и ничем непровоцируемым было заявление замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова в отношении вины Турции в затягивании Карабахского конфликта. Ведь и Турция могла бы выразить сомнения по поводу целесообразности ее двадцатилетнего блокирования Армении, мотивируя это тем, что азербайджанское правительство все это время занималось личным обогащением (такие заявления уже делались рядом турецких средств массовой информации, близких к руководству страны).

 

Нелишне отметить, что и СМИ указанных стран, в последнее время довольно откровенно и нелицеприятно отзывалась об азербайджанской власти. Более того, уже и пресса Швейцарии заявляет, что страна не хочет быть замешана в каком-либо коррупционном скандале. Таким образом, практически все основные игроки в регионе на сегодняшний день находятся не в лучших отношениях с нынешними властями.

 

Внешнеполитические проблемы осложняются проблемами внутри страны. Грубая ошибка властей, самонадеянно желавших превратить выборы в парламент в публичную порку оппозиции, дала прямо противоположный эффект. Масса наивно веривших в возможность избрания в депутаты путем дистанцирования от официальной оппозиции независимых и даже ЙАПовских кандидатов ринулась в созданную Общественную Палату, получившую невиданную поддержку со стороны представителей всех оппозиционных сил.

 

Одновременно политизируется и ранее аморфное население. Этому в полной мере способствует и начатая властями имитационная кампания по борьбе с коррупцией. Попытки за счет незначительных жертв из числа мелких чиновников изобразить непримиримую борьбу привели к неожиданным результатам. На руках мелкого клерка сельского отдела соцобеспечения оказалось несколько сот пластиковых карт, по которым он в течение двух лет получал пособие населения двух сел. Глава исполнительной власти Физулинского района держал при себе несколько тысяч таких карт, причем в течение многих лет. Не думается, что присвоение денежных крох, выделяемых на хлеб, встречало восторг и поднимало авторитет власти у и так не шикующего населения. О масштабах воровства можно судить по тому, что в Азербайджане 7 оккупированных районов и 5 районов, затопленных наводнением. Поверить в то, что это - не отработанная коррупционная схема?..

 

Попытка отменить монополию на ввозимые товары привели к массовым походам населения в Иран и Грузию за продовольственными товарами, где цены на них в два раза дешевле. «Процветающий» Азербайджан начал терять имидж, а монополисты свои сверхприбыли, так что пришлось восстанавливать старую систему поборов. В итоге, значительно осложнилась ситуация в южных и западных районах.

 

Запрет взяток в медицинских и образовательных учреждениях вызвал недовольство их сотрудников, получающих чисто символическую зарплату.

 

Были приняты указы о поощрении сотрудников дорожной полиции за счет 25 процентов от сумм взыскиваемых ими штрафов, что создало прецедент превращения государства в коммерческую структуру, а самих полицейских – в акционеров этой структуры, прибыль которых напрямую зависит от количества суммы штрафов, вносимых ими в этот «кооператив». При этом автовладельцы стали жертвами этого решения, так как теперь полицейские просто обязаны за счет их нещадного штрафования восстановить свои ежемесячные поступления, которые ранее были в среднем около 5000 манат. Перед полицейскими стал выбор – или поголовно наказывать виновных и невиновных, при этом зная, что бюджет еще никому никогда ничего не возвращал или... саботировать работу.

 

Таким же образом принято решение поощрять таможенников, только из непонятного внебюджетного фонда. Для того, чтобы поддержать денежные поступления, таможенники увеличили неофициальные сборы с монополистов и «блатных» экспортеров, ввозящих продукты питания, которые сразу повысили цены на рынке. Все государственные структуры и крупные монополии платили своим сотрудникам неофициальные деньги (так называемые конверты), которые также отменили. Таким образом, к концу апреля-началу мая, если конвертная система не будет восстановлена, в стране появится огромная масса фактических банкротов из числа госслужащих, набравших авансом ипотек и других кредитов. Отмена системы наличных взяток в налоговых органах заключалась в том, что те же деньги в размере 6-10 процентов от оборота перечисляются сейчас на указанные счета, причем по-прежнему без учета прибыльности или убыточности работы компании. При этом перечисляемая сумма в несколько раз превосходит сумму официально указанной прибыли, а деньги перечисляются наличными без объяснения веских причин.

 

Иными словами, борьба с коррупцией в Азербайджане обернулась для бизнесменов лишь изменением способа изъятия их средств, то есть, переводом тех же денег через банки, что не оправдало их ожиданий, и продолжило процесс банкротства и фактического отмирания независимого бизнеса.

 

Можно полагать, что проводимые таким образом реформы, по сути, еще более усугубили общественно-политическую ситуацию в стране и ускорили процесс радикализации населения.

 

Судя по всему в самой политической элите нет уже той монолитности и единства. Активное вмешательство новых властных сил в политическую жизнь страны в итоге привело к ослаблению влияния Рамиза Мехтиева (руководитель администрации президента Азербайджана – ред.). Даже если не учитывать статьи в различных оппозиционных газетах, которые во многих случаях основаны на слухах или носят откровенно ложный и направленный характер, конкретные действия политического руководства подтверждают этот факт. Трудно поверить, что Мехтиев, руководивший всеми избирательными кампаниями, на последних парламентских выборах вывел бы из игры всю оппозицию, не оставив иного пути, кроме площади. Скорее всего, политическая безграмотность и недальновидность новых советников позволили совершить ошибку, которую вряд ли сделал бы верный ученик бывшего президента.

 

Перемещение сына Мехтиева с поста заместителя министра культуры по туризму на пост первого заместителя начальника иммиграционной госслужбы также вряд ли связано с его желанием получить генеральские лампасы. Можно полагать, что новые силы уже не считаются с чиновником, и берут под окончательный контроль туристическую индустрию. Реальными шагами этих сил можно считать переход под их контроль кадровой политики - назначение министра финансов Шарифова, удар по председателю правления межбанка Гаджиеву, фактическое управление бакинской мэрией. Отстранение от дел Мехтиева приводит к разбалансировке государственного аппарата, поскольку сегодня он фактически стержень, на котором система держится. Что касается трений и вражды между остальными высокопоставленными чиновниками, то они также существенны, но не столь значимы.

 

Таким образом:

 

1. Запад осознал, что Азербайджан - страна, в которой при сохраняющейся форме правления, несомненно, произойдут серьезные изменения, при этом эти изменения приведут к возникновению долгосрочного антизападного иммунитета. Заигрывание с руководством Азербайджана в надежде осуществить проект «Набукко» бессмысленно, поскольку Турция, скорее всего, определилась в отношении строительства Южного потока, о чем сам Алиев сообщил помощнику госсекретаря США. Как отмечалось в WikiLeaks - это обращение министра энергетики Турции к министру энергетики Азербайджана: «Что Вы хотите от России? Вам нужно это Набукко».

 

Отношения Азербайджана и Турции складываются отрицательно. Снятие государственного флага с могилы турецких шахидов, погибших в боях за Азербайджан – оскорбление Турции. Надо полагать, что эти действия вряд ли остались без последствий, поскольку не в характере турок не замечать и прощать такие действия. Притом, что WikiLeaks обнародовал недружественный выпад со стороны руководства Азербайджана в отношении как самой Турции, так и ее руководства. Возможно, по этим причинам откладывается планировавшийся еще в начале февраля приезд премьера Эрдогана, который вряд ли приедет в мае, так как в июне в Турции парламентские выборы.

 

Отношение с США испорчены и в течение почти двух лет в стране отсутствовал посол этой страны. Отмена визита на саммит в Турцию после личного звонка и приглашения государственного секретаря США Хилари Клинтон – логически необъяснимо, но оскорбительно для первого политического опыта вновь назначенного секретаря. Статьи в официальной правительственной газете унизительного и недружественного характера в отношении правительства и политики США также вряд прошли незаметно.

 

Написанная в духе 30-х годов статья в отношении Великобритании и политики этой страны в официальной правительственной газете – не лучший способ установления дружеских отношений. Полагать, что можно влиять на политику Великобритании посредством создания проблем в работе «Бритиш Петролеум» – верх политической наивности. Известно, что bp легче поменять коррумпированное правительство (что bp неоднократно демонстрировало), нежели всерьез принимать направленную для внутреннего потребления и подготовленную по не самым лучшим советским лекалам статью.

 

Отношения с Ираном – традиционно плохие.

 

Отношения с Россией вроде хорошие, но Россия давно уже ввела в практику сдавать друзей, притом, что турецкие предложения (Южный поток в обмен на участие в строительстве нефтепровода Самсун-Джейхан) – намного интереснее и еще более привязывают транспортировку азербайджанского газа к российской трубе, и, соответственно, сам Азербайджан к России. Между тем, некоторые поступки руководства России дают основания судить, что и оно не совсем свободно от американского влияния, особенно перед предстоящими президентскими выборами.

 

Вывод: За последнее время власти Азербайджана сделали все, чтобы ухудшить отношения со всеми региональными игроками. Продолжение поддержки властей Азербайджана чревато для Запада дальнейшим ростом антизападных настроений в стране, притом, что эта поддержка ровным счетом не принесет никакой выгоды. Судьба маршрута транспортировки азербайджанского газа решается Турцией и Россией, а в случае смены власти в Азербайджане без участия Запада, последний потеряет позиции в важнейшей мировой стратегической точке, соединяющей Европу, Азию, Средний и Ближний Восток. Запад перестал поддерживать местные власти и сомневается в возможности позитивных перемен в стране. По всей видимости, местные власти уже получили очень серьезное предупреждение об ответных мерах в случае принятия жестких мер по подавлению протестных выступлений.


Вернуться назад