ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Скромное латвийское евросчастье. Сага о шпротах. Сергей Филатов

Скромное латвийское евросчастье. Сага о шпротах. Сергей Филатов


10-04-2021, 14:28. Разместил: serfilatov

 

 

«Рабочие места становятся не фактором роста экономики, а затратами».

Из свежего текста об экономике Европы

 

 

На странный вопрос – «Что общего между русофобией и шпротами?» – прямо сейчас рождается вполне себе адекватный и зримый, даже денежно-материалистический ответ. И он настолько вопиющ, что имеет смысл представить эту «картину маслом» во всей её, так сказать, красе.

В последнее время в прессе запестрили заголовки относительно того, что России обрубает последние маршруты транзита своих товаров на экспорт через порты прибалтийских стран – членов НАТО и Евросоюза. Те – в стиле тихой шизофрении, одновременно и получая хорошие деньги за перевалку российских грузов, и ожидая со дня на день «вторжения российских войск» - все-таки дождались ясности, которая выражается в простенькой формуле: «Вы для России не интересны».

«Завоевывать» Прибалтику? Зачем? Даже мыслей на этой счет нет – корми их потом. А вот позабыть, как выглядят их причалы – вполне себе продуктивная мысль – пусть посидят без наших товаров, больше времени будет для рыбалки. Тем более, и белорусы уже переводят свой экспортный поток нефтепродуктов в российский порт Усть-Луга, помахав прибалтам на прощанье рукой.

Вот не надо было Литве выступать против законных властей Белоруссии, и активно поддерживать попытку «цветной революции» в Минске прошлым летом. Ответ прилетел точный и элегантный – «ударом по карману». Это для европейцев самый весомый аргумент в любой дискуссии. Раньше весомым аргументом был «Т-34», а теперь – деньги, вернее, их отсутствие, что производит неизгладимое впечатление на евросчастливцев. И денег за транзит они теперь лишены – русофобия становится очень накладной…

Но, гонор есть не только у потомков «тех, кто выкопал Черное море» – латвийское руководство также сумело представить своё фиаско в виде «перемоги». Превратить металл в золото мечтали средневековые алхимики – у них не вышло. А вот превратить крах транзитной экономики в победу – это у латвийского премьер-министра вышло, и очень бодренько. После окончательного осознания того, что со стороны России и Беларуси латвийские порты уже не увидят железнодорожных составов с товарами на вывоз морем, шеф правительства Латвии Кришьянис Кариньш публично сделал вывод о том, что это – очень полезно (?!).

 

Кришьянис Кариньш
Фото от news.myseldon.com

 

 

В недавнем, мартовском интервью Кариньш прокомментировал огромные финансовые потери Латвии от прекращения восточного транзита так: «Это устаревшая мысль, что транзит нас спасет. Мост между Востоком и Западом – куда он нас заведет? Мы возили и возим нефтепродукты, каменный уголь, минералы, минеральные вещества, насыпные грузы в наши порты. Все идет через нашу, так сказать, территорию — но государство от этого, к сожалению, не становится богатым (?)… Это мышление стало тем, что нас долго задерживало, а противоядием этому является реиндустриализация, что означает рабочие места и зарплаты для людей, а не зарплаты для пары человек, которые смогут в таком монопольном состоянии зарабатывать за счет простого транзита».

Насчет необходимости реиндустриализации премьер абсолютно прав – в Латвии не осталось практически ничего из той разнообразной промышленной базы, что была здесь создана в советское время. Тогда в бывшей до войны сельскохозяйственной республике расцвело много производств, которыми гордилась Латвия, гордилась вся советская страна.
Эта, гуляющая по интернету картинка прекрасно иллюстрирует прошлое и настоящее латвийской экономики – «прежде» и «теперь»:

 

 

 

 

Но, по нормам ЕС, куда страна вступила с большим энтузиазмом, Латвия была вынуждена отказать от всех тех сфер, которые могли составить конкуренцию уже существующим в странах Евросоюза отраслям. Это стало неотъемлемым условием приобщения к евросчастью. Народ поехал работать в Западную Европу, на те же производства, для которых уничтоженные латвийские заводы составляли конкуренцию. Либо – посудомойками в рестораны. Кому как повезло или не повезло.

А в самой Латвии закрыть пришлось практически всё. Кроме штамповки банок с «Рижскими шпротами».

Однако, «рука Москвы» дотянулась и до этой, «святой» для прибалтов, отрасли – по сообщениям из Риги, в стране закрылся последний завод, и… российские шпроты (!) вытеснили с прилавков «гордость Латвии»: «Закрылся последний рыбоперерабатывающий завод в стране, производивший знаменитые на весь СССР шпроты. Взамен на прилавках латвийской республики появились российские шпроты от компании «Барс» из Калининграда».

Как пишет интернет-издание «Репортер», после ликвидации «РАФ», «Радиотехники», Рижского вагоностроительного завода, молочно-консервного завода и знаменитого в советский период «Дзинтарса» шпроты оставались единственным толковым и востребованным брендом «незалежной» Латвии. Но, официальная Рига своей политикой умудрилась прикончить и его. Как объяснял владелец «Kolumbija Ltd», производившей «Рижские шпроты», российские контрсанкции отобрали у последнего рыбоперерабатывающего завода в Лиепае 80% традиционного рынка сбыта.

Последние годы компания пыталась выживать с оставшимися 20% потребителей, но не вытянула эту задачу. «Память о ней мы сохраним в наших сердцах…»

В довершении к этому на прибалтийское рыбацкое братство надвигается новый каток «правил ЕС», который может вообще обнулить рыболовную отрасль. Евросоюз планирует урезать в 2021 году квоты на вылов практически всех видов промысловой рыбы в Балтийском море!

Сейчас пандемия коронавируса чуть-чуть отвлекла и затормозила этот процесс, но он-то объявлен и инициирован: Брюссель собирается до предела сократить в нынешнем году квоты на вылов практически всех видов промысловой рыбы Балтики. Принятые ранее меры уже оставили без работы многих рыбаков.

Скоро прибалтам нужно будет ставить свои сейнеры разного размера на прикол. А для рыбаков Калининградской и Ленинградской областей квоты Евросоюза – не указ, и они, судя по всему, продолжит наращивать вылов рыбы в Балтийском море. Сейчас в Калининградской области, в Светловском рыбколхозе, группа компаний «За Родину» строит новый рыбоконсервный завод.

Причем – ирония судьбы евросчатливцев – завод сооружают по… датскому проекту. То есть – пока Брюссель давит своими решениями три страны ЕС из Прибалтики, другое балтийское государство Евросоюза помогает России создать завод-конкурент! И, как уверен его директор Сергей Лютаревич, к 2023 году они рассчитывают увеличить объем производства до 110 млн банок продукции в год.

А часть нового оборудования – Вы не поверите! – «удалось выгодно купить на банкротных аукционах в Латвии»: с 2014 года около 30 машин с оборудованием было вывезено в Светловский рыбколхоз с приобретенных им на этих аукционах латвийских предприятий. Интересно, распродавали их по дешевке?

Более того, группа компаний «За Родину» вместе с латвийскими предприятиями выкупила и торговые марки латвийских заводов, поэтому после начала производства на новых линиях планирует вывести светловские консервы и на рынок стран Западной Европы. «Рижские шпроты из Калининграда» - это сильно!

В общем, дошло уже до того, что российскую рыбу начинают продавать в Латвии вместо рыбы местной. То есть, Прибалтика из страны экспортёра рыбных консервов превращается в страну импортёра продукции под бывшей когда-то своей торговой маркой. Евросюр! На прилавках магазинов Риги появились шпроты российского производства.

 

 

 

 

Вот она – новая глава «Саги о шпротах»…

По мнению латвийского политолога Андрея Татарчука, «у них (в России) качество шпрот соответствует латвийскому. То есть, тому качеству, которое создавалось 100 лет». Он пояснил, почему большая часть местных заводов закрылась: в 2015 году из-за политического обострения на Украине, когда Латвия начала поддерживать русофобов вышедших «из норы бандеровской», России это «просто надоело».

Да, России такие выкрутасы просто надоели. Как и многие другие выпады прибалтийских стран против нас – часть из них мы разбирали в материалах «Если всё посчитать, то это Литва должна России большие деньги», «Политические приливы и отливы на Балтийском побережье», «”Заграница не помогла”. Прибалты двинулись на Москву» и в ряде других.

Все это важно напомнить по той простой причине, что скоро Москве придется серьезно решать вопрос о том – нужна ли нам Прибалтика? А она точно начнет напоминать о своем существовании – кушать-то хочется. Возможно, у нас решат: пусть живет сама – как говориться, «долго и счастливо», но отдельно от России, которая насмотрелась на местные фортели. Сказано же конгениально: «России это просто надоело».

Воистину – русофобия стала очень дорого стоить!

А теперь, как поясняет упомянутый выше владелец «Kolumbija Ltd», Игорь Крупник, «в Латвии очень популярен бизнес в сфере администрирования неплатежеспособности. Этим занимаются профессиональные юристы, как правило, тесно связанные с властями. Никакое производство их не интересует, им выгодно проблемное предприятие поскорее продать, чтобы получить свои проценты от сделки».

Да, это же похоже на «последний хапок»! Только, как говорил дед Щукарь, «куды беч-то?»…

И в таких условиях премьер-министр Кариньш заговорил о реиндустриализации? Чудо…

 

 

 

 


Вернуться назад