Стратегической целью Турции на протяжении многих лет является расширение ее позиций в Центральной Азии. К достижению этой цели она идет уверенно. Она выстраивает тесные дипломатические отношения, развивает экономические, сотрудничает со странами в военно-политической сфере. Ранее у нее не получалось ее достичь. После распада Советского Союза у нее для этого появилось больше шансов, но тогда Анкара была занята больше своими внутренними делами, среди которых решение проблем в сфере экономики и безопасность.
Отношения стран начали меняться в 2009 году, именно тогда был создан Тюркский совет. В то время главы государств пришли к решению о формировании единого политического блока. В настоящее же время Анкара принялась действовать еще активнее, ее присутствие в республиках стало ощутимее. Сейчас страны Центральной Азии уделяют больше внимания формированию своей национальной идентичности, стратегической и экономической автономии, модернизации инфраструктуры. И поэтому все усилия руководства Турции сейчас направлены, пока идет становление стран, на усиление ее влияния, и на то, чтобы подвинуть Россию и Китай.
В планах Турции также замкнуть на себе все энергетические потоки, чтобы нефть и газ центральноазиатских республик шли в европейские страны, минуя Россию. Ранее у нее получилось провернуть это в Закавказье, на очереди наша страна и Туркменистан, которые сейчас обсуждают этот вопрос с турецким руководством. Все, что Анкара на сегодняшний день делает, кричит о том, что она очень хочет стать одним из самых влиятельных игроком в Центральной Азии. Это и переговоры о строительстве трубопроводов, и наращивание торговли, и сотрудничество в военной сфере. Об этом говорит и решение нашего руководства, а также и узбекистанского перейти на латиницу.
В свою очередь США через Турцию расширяет свое влияние в Центральной Азии и создает новый фронт против Китая. В частности, усиливающееся влияние Анкары, которая, напомню, является членом Североатлантического альянса, позволяет Белому дому начать конструктивный диалог с Центральной Азией, которая имеет высокую стратегическую ценность и широкий экономический потенциал, а также находится между двумя главными врагами Штатов — Россией и Китаем. Для борьбы с Китаем Вашингтон в первую очередь задействует Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако, расширяя свое влияние, Штаты смогут дополнить свою стратегию борьбы с Китаем, вследствие чего тому придется защищаться с двух сторон. Также Пентагон сможет увеличить в центральноазиатских республиках свой военный потенциал возле границ России. Помимо этого, Центральная Азия богата ресурсами, здесь есть, где развернуться американским компаниям.
Центрально-Азиатский регион интересен и Анкаре, и Вашингтону, причем их интересы здесь частично совпадают. Позиции Анкары в Центральной Азии усиливаются, но, так как Россия и Китай доминируют здесь, она действует осторожно. В связи с этим помощь Белого дома очень расширит ее возможности. Очень вероятно, что Тюркский Совет и различные турецкие стратегические программы могут в итоге влиться в стратегию Вашингтона, которому очень пригодится дипломатическое пространство, сформированное Турцией, для сдерживания и давления на Россию и Китай. В настоящее время Белый дом и турецкое руководство делают попытки снова наладить дружеские отношения, а также расширить взаимодействие. Видимо, именно поэтому в скором времени должна состояться встреча лидера Турции Реджепа Эрдогана и американского президента Джо Байдена.
Собственно, Турция как член НАТО была и остается агентом США для продвижения интересов Запада в Центральной Азии и может стать инструментом новых региональных войн. К вооруженным конфликтам Анкару толкают и ее неуемные амбиции, и реваншистские идеи возрождения Османской империи. Несмотря на притворную дружбу, для Казахстана усиление Турции будет означать укрепление позиций пантюркистских и панисламистских движений и групп. В частности, новоявленная национал-либеральная партия El Tiregi Нуржана Альтаева уже заявила о сотрудничестве с турецкой фашистской организацией «Серые волки».