ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > «Ключи от Африки». Россия возвращает свое присутствие в Мировом океане

«Ключи от Африки». Россия возвращает свое присутствие в Мировом океане


20-11-2020, 19:02. Разместил: Pretty

У меня плохая новость для всех врагов РФ – Россия возвращает свое присутствие в Мировом океане, в частности на Черном континенте.

 

6 ноября российское правительство одобрило проект соглашения с Республикой Судан о создании на ее территории ПМТО (пункта материально-технического обеспечения) Военно-морского флота РФ. Документ опубликован на портале правовой информации. Соглашение предполагает, что Судан безвозмездно предоставит землю для российской базы. В пункте ВМФ Россия сможет разместить не больше четырех кораблей, в том числе с ядерной энергетической установкой. Количество военных на базе не должно превышать 300 человек. Также Россия по соглашению получит право ввозить и вывозить через морские порты и аэродромы Судана «любое вооружение, боеприпасы, оборудование», необходимое для работы базы и «для выполнения задач военными кораблями».

Судан, согласно документу, не будет взимать за ввоз и вывоз сборы и пошлины. Соглашение устанавливает, что военные корабли РФ на базе в Судане неприкосновенны, они обладают иммунитетом от досмотра, обыска и ареста. Внешнюю охрану границ ПМТО будет осуществлять суданская сторона. Россия, в свою очередь, обеспечит охрану границ акватории базы, его противовоздушную оборону, а также внутреннюю охрану и поддержание правопорядка на территории базы. По предварительным данным, соглашение рассчитано на 25 лет с дальнейшей возможностью продления еще на 10 лет.

11 ноября Президент РФ Владимир Путин одобрил предложение Кабмина и дал поручение Министерству обороны подписать его от имени Российской Федерации с властями этой страны. Речь в соглашении идет о глубоководном порте близ города Порт-Судан, где власти этой страны предоставляют РФ земельный участок для проведения работ по модернизации его инфраструктуры под нужды флота РФ. Данный объект, согласно планам ВМФ РФ, будет использоваться для проведения ремонта, пополнения запасов и отдыха членов экипажей российских военных кораблей. Кроме того, новый ПМТО, помимо традиционной задачи демонстрации флага и технического обслуживания кораблей дальней морской зоны, призван решать еще и задачу военного присутствия в террористически и пиратоопасном регионе для поддержания безопасного коммерческого судоходства.

И последний пункт является самым главным, учитывая месторасположение ПМТО. Мимо него теперь будет проходить весь трафик, который идет через Аденский пролив в Суэцкий канал и в обратном направлении — танкеры, юнги, сухогрузы, круизы. Суэц и проливы — настоящий винтажный империализм. Для тех, кто плохо разбирается в картах, я советую все же открыть их и попытаться хотя бы мысленно проплыть от нефтеналивных портов Саудовской Аравии и других нефтедобывающих стран залива к предполагаемым рынкам сбыта. А традиционно таковыми являются ЕС и США. И окажется, что все это великолепие, чтобы не оплывать Африку с юга, вынуждено, просочившись через 26-километровое горлышко Баб-эль-Мандебского пролива, направляться в Суэц на поклон к египетским принцам как раз мимо нашей базы. И очень у многих игроков на нефтяном рынке не раз уже возникали желания перекрыть или помешать этому трафику, что тут же отражалось на ценах на нефть (естественно, в большую сторону). Теперь на этой скрипке сможем играть и мы.

Относительно же борьбы с морскими пиратами мнения разошлись. Дело в том, что наша база будет находиться достаточно далеко от пиратоопасного района, и ее основная задача все-таки — контроль Средиземного и Красного морей и выход нашего флота, до этого запертого на Севере и Балтике, в Индийский океан (ТОФ и ЧФ туда еще могли попадать без трансатлантического перехода, а для БФ и СФ это уже было затратно). Находящиеся же в Джибути на выходе из Баб-эль-Мандебского пролива американская, китайская, французская и японская военные базы коренного перелома в борьбе с пиратами так и не привнесли. Что и неудивительно, поскольку не дело кораблей 1-го и 2-го рангов гоняться за суденышками размерами с корыто, а маломерные суда, пригодные для этого, туда своим ходом не дойдут. Поэтому оставим борьбу с пиратами 21-го века киношникам, а наши моряки займутся несколько другими делами.

Среди прочих они должны будут обеспечить наши интересы не только в Индийском океане и близлежащих морях, но и на всем Черном континенте, поскольку данный ПТМО чисто географически должен стать ключом ко всей Центральной Африке, где у России также есть свои интересы (в том числе в Центральноафриканской Республике, Республике Конго и Демократической Республике Конго). В октябре 2019 года президент Центральноафриканской Республики Фостен-Арканж Туадера заявил, что власти рассматривают вопрос о создании российской военной базы. «Мы продолжаем работать с национальным Министерством обороны и Министерством обороны РФ над этим вопросом, чтобы изучить возможности», — сказал он. Но пока ЦАР думает, Судан уже надумал (на это у него ушло 3 года и работу, начатую свергнутым в 2019 году президентом Омаром аль-Башидом, закончил уже новый правитель Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан, трудившийся министром обороны при прежнем «диктаторе»).

Из планов МО РФ по развертыванию данной военной базы можно сделать вывод, что объект будет практически точной копией ПМТО в Тартусе, построенного в Сирии. Работы по углублению порта, система безопасности из пяти эшелонов и международный аэропорт в нескольких километрах от порта идеально подходят для размещения не только боевых кораблей, но и авиагруппы с боевыми самолётами. Правда, окончательное решение по использованию воздушного пространства Судана, как и соглашение о размещении военно-воздушной базы, аналогичной сирийской Хмеймим, ещё не принято и находится на стадии обсуждения.

Но из того, что известно, можно предположить, что объект может оказаться более масштабным, чем пункт материального обеспечения в Тартусе. Если внимательно изучить проект соглашения с Суданом, то можно увидеть, что с учётом глубин в этом районе и вероятных работ по подготовке порта, встать у причала Порт-Судана сможет даже тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» или авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (когда выйдет из дока после капремонта по замене силовой установки), про атомные подводные лодки всех проектов уже молчу, при необходимости они тоже смогут там обслуживаться.

На данный момент РФ располагает шестью зарубежными военными базами (пять – в ближнем зарубежье, одна — в дальнем). В САР на авиабазе «Хмеймим» дислоцируется 555-я авиагруппа и 720-й ПМТО ВМФ в Тартусе, в Абхазии – 7-ая военная база (Гудаута, Сухум), в Южной Осетии – 4-ая военная база (Цхинвал, Джава), в Армении – 102-я военная база (Гюмри, Ереван), в Таджикистане – 201-я военная база (Душанбе, Курган-Тюбе) и 999-я авиабаза — в Киргизии (Кант). База в Судане станет седьмым и, вероятно, одним из самых крупных военных объектов МО за пределами РФ.

Из всего вышесказанного явствует, что РФ расширяет свое присутствие в Мировом океане и возвращает себе утраченный после развала Союза статус великой морской державы.

 

Автор: Владимир Волконский


Вернуться назад