ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > СНВ-3: непонятное продление

СНВ-3: непонятное продление


9-11-2020, 13:08. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

СНВ-3: непонятное продление

США должны бояться ядерной гонки куда сильнее, нежели Россия
Сивков Константин
КР буревестник – не ответ на американский вызов. Фото: google.com

Ситуация вокруг Договора СНВ-3 меняется достаточно быстро. Еще относительно недавно высокопоставленные представители американского истеблишмента высказывались в отношении возможности его продления весьма скептически, указывая, что для США этот договор невыгоден. В свою очередь российское руководство указывало на необходимость его пролонгации как единственной сохранившейся международно-правовой основы для сдерживания гонки ядерных вооружений.

На недавно прошедших переговорах госсекретарь Майкл Помпео заявил, что США демонстрируют изменение своей позиции и готовность продлить действие договора на якобы согласованных условиях с российской делегацией. Однако российский министр иностранных дел Сергей Лавров ответил на это, что на условиях, выдвигаемых Вашингтоном, перспектив на продление СНВ-3 нет. Дезавуировал слова госсекретаря США и глава российской делегации на переговорах, заместитель главы МИДа РФ Сергей Рябков, сказавший, что слова спецпредставителя по СНВ-3 Маршалла Биллингсли о «важном прогрессе» на переговорах в Хельсинки не соответствуют действительности.

В частности, российская сторона категорически против включения в договор тактического ядерного вооружения, она также отвергает предложение США о взаимной полной заморозке ядерных вооружений на год до момента, когда США и РФ придут к соглашению по новому договору об ограничении ядерных вооружений. В ответ нашим президентом выдвинуто предложение о продлении на год действия Договора СНВ-3 в неизменном виде с последующим после выборов в США его обсуждением на высшем уровне – уже с новой американской администрацией. Это предложение американцы отвергли немедленно.

Однако менее чем через два дня после жестких заявлений высших руководителей нашего МИДа последовало сообщение о том, что Москва согласилась на продление СНВ-3 на американских условиях по взаимной заморозке ядерных арсеналов. Вслед за этим последовали заявления пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, самого Владимира Путина, а также представителей руководства МИДа о том, что по СНВ-3 еще будут вестись переговоры, на которых должно быть найдено взаимоприемлемое решение о продлении. В этой связи важно понять, какие последствия для нашей безопасности может иметь продление СНВ-3 на различных американских условиях.

Китай и гиперзвук

Одним из первых требований США было включение в договор Китая, к чему, по их мнению, должна была его принудить РФ. В свою очередь Россия отметила, что при таком подходе надо включить в такой договор как минимум еще Великобританию и Францию, которые в рамках НАТО входят в единый с США план применения стратегических сил. Ядерный арсенал Франции насчитывает, по данным СИПРИ, около 300 ядерных боеголовок, а Великобритании – 190. Это потенциалы, вполне равноценные китайскому – 290 боеголовок, к тому же размещенных на носителях, существенно уступающих тем, которыми располагают Франция и Англия.

Российская сторона категорически против включения в договор тактического ядерного вооружения

При этом, строго говоря, если уж речь пошла о расширении участников Договора об ограничении ядерных вооружений, в него надо включить и остальные страны «ядерного клуба» – Индию, Пакистан, Северную Корею, а также латентную ядерную державу Израиль. Ядерные арсеналы этих государств тоже весьма существенные: по данным СИПРИ, Индия и Пакистан имеют по 100 ядерных боеприпасов, потенциал КНДР оценивается от 20 до 60, а Израиля – до 80. Совершенно очевидно, что эти страны, прежде всего Израиль, вряд ли пойдут на ограничение своих ядерных потенциалов.

Кроме этого, если даже и будет получено их согласие, речь пойдет уже о заключении совершенно нового договора, а не о продлении существующего СНВ-3. Что потребует времени существенно большего, чем подготовка российско-американского: придется согласовывать позиции в этой чрезвычайно чувствительной сфере не двух, а шести государств.

Но США категорически отвергают возможность подключения к Договору по ограничению ядерных вооружений своих союзников по НАТО. С этим не согласны ни Китай, ни РФ. Китайская сторона указала, что ядерные арсеналы Китая в 20 раз меньше американских и по этой причине ему просто нечего сокращать.

Другим условием Вашингтона явилось требование включения в договор российских систем гиперзвукового оружия. Не считая «Авангарда», остальные такие вооружения не подпадают под СНВ-3. Комплекс «Кинжал» представляет собой ракету «Искандера», приспособленную для применения с воздушного носителя – МиГ-31БК. Дальность стрельбы такой ракетой – около двух тысяч километров (реально – 1200 километров.Ред.). Боевой радиус носителя – максимум тысяча километров (720 км.Ред.). Таким образом, область воздействия этой системы вооружения получается в сумме всего около трех тысяч километров. Кроме этого, пока в официальных источниках никто не указывал на возможность оснащения «Кинжала» ядерной БЧ. Такая же картина и с ракетой «Циркон», дальность стрельбы которой, судя по известным данным испытаний и заявлениям официальных лиц, составляет тысячу километров или даже менее. При этом четко указывается, что «Циркон» – противокорабельная ракета и в этом качестве она проходит испытания. Да, для надводных кораблей США она представляет смертельную опасность, но к стратегическим вооружениям не имеет никакого отношения. Можно еще упомянуть и противокорабельную ракету воздушного базирования Х-32, которую также можно отнести к гиперзвуковым. Судя по открытым данным, ее дальность не превышает 600–800 километров. Так что тоже к стратегическим видам вооружения ее отнести никак нельзя.

Остается «Авангард». Но он не ракета, а боевой блок МБР. Да, маневрирующий в больших пределах, имеющий особую аэродинамическую форму, но всего лишь боеголовка. Признавая «Авангард» особым гиперзвуковым оружием, мы тем самым должны считать таковым и все боевые блоки межконтинентальных баллистических ракет, которые развивают гиперзвуковую скорость.

Таким образом, получается, что США пытаются шантажировать РФ угрозой непродления СНВ-3, чтобы принудить нашу страну к отказу от наиболее прорывных, представляющих большую опасность прежде всего для американского флота систем оружия, которые тем не менее относятся к разряду оперативных и оперативно-тактических вооружений. А что касается «Авангарда», то его ценность лишь в том, что он нивелирует американскую стратегическую ПРО. Во всем остальном его поражающие возможности ничем не отличаются от стандартной ядерной боевой части МБР соответствующего калибра. По этой причине Москва вполне законно признала неприемлемым и это американское условие. В случае успеха США в деле привязки к СНВ-3 в его новой редакции указанных американских требований по гиперзвуковому оружию РФ утратит свой ключевой козырь в обычных вооружениях тактического и оперативного назначения, что серьезно ослабит защищенность страны.

Хитрая заморозка

Еще одним новым американским предложением стала полная заморозка ядерных арсеналов РФ и США на год, как стратегических, так и тактических. На первый взгляд предложение вполне приемлемое – приостановка развития ядерных вооружений лежит в русле предотвращения гонки ядерных вооружений. В частности, тормозится развертывание в Европе крайне опасных для нас ракет средней дальности, способных в значительной мере нарушить ядерный паритет.

Выходя из СНВ-3 и инициируя тем самым гонку ядерных вооружений, США сами рискуют оказаться в ней в положении отстающего

Однако при более тщательном анализе видно, что это не так. Прежде всего «заморозка» не касается стратегических неядерных вооружений. Между тем янки уже сейчас располагают подобным арсеналом, способным нанести неприемлемый ущерб даже крупным государствам мира. Применение стратегических неядерных вооружений США планируют осуществлять в рамках концепции быстрого глобального удара. Сегодня основу этих сил составляют главным образом крылатые ракеты морского (КРМБ) и воздушного (КРВБ) базирования типа «Томагавк». Суммарная оперативная емкость располагаемых США носителей составляет около 4200 ракет, при этом общий запас стратегических крылатых ракет в Америке оценивается, по разным источникам, от 5500 до 7500 и более единиц.

Это достаточно внушительные силы, и при отсутствии эффективного противодействия они способны уничтожить или вывести из строя уже в первом ударе до тысячи важных объектов на территории РФ или Китая. В результате может быть уничтожено 80–90 процентов ядерного потенциала России (или до 90% и более – КНР), частично дезорганизована система государственного и военного управления, подавлена или ослаблена на отдельных оперативно важных направлениях система ПВО. Ничего подобного не имеют ни Москва, ни Пекин. При этом США продолжают модернизацию и наращивание количества своих неядерных стратегических сил, в еще большей степени увеличивая их возможности. В этих условиях Кремлю ничего другого не остается, кроме как совершенствовать свой ядерный щит, чтобы оставаясь в рамках существующих договоренностей, иметь возможность нейтрализовать угрозы американских неядерных стратегических сил.

Также вне американского предложения о заморозке ядерных потенциалов остались и системы космических вооружений, которые в США интенсивно разрабатывают и готовят к развертыванию. Речь о многоразовых космических беспилотных летательных аппаратах, создаваемых на основе челнока Х-37В. На них могут размещаться боевые блоки (ББ) в обычном или в ядерном снаряжении в количестве от нескольких единиц на существующих Х-37В до нескольких десятков на перспективных образцах. Хотя сегодня янки располагают только несколькими работоспособными Х-37В, каждый из которых может поднять не более двух ББ в обычном снаряжении приемлемой мощности или четырех в ядерном, нас это не должно успокаивать. Боевой блок, сброшенный с низкой орбиты, достигнет назначенной цели за считаные минуты, что практически не оставляет времени для ответа на такое нападение. Тем самым даже небольшое количество этих аппаратов представляет серьезную угрозу. А заморозка ядерных потенциалов никак не ограничивает США в развитии и наращивании численности данной системы вооружения, блокируя возможность со стороны РФ адекватно реагировать на эту угрозу.

Нельзя забывать, что заморозка ядерных потенциалов никак не ограничивает развитие и наращивание количества элементов систем ПРО – стратегической и театра войны. Хотя эффективность стратегической системы ПРО США пока и остается сравнительно невысокой, она непрерывно совершенствуется и с каждым годом ее потенциал растет, что также способствует нарушению в пользу американцев ядерного паритета между русскими и Соединенными Штатами. То есть предложение Вашингтона о заморозке ядерных потенциалов фактически даст американцам односторонние преимущества на целый год, что приведет к определенному нарушению паритета. Естественно, Россия на это не соглашалась. Однако судя по сообщениям СМИ и официальных лиц, была вынуждена пойти на их принятие ради сохранения самого факта существования СНВ-3 до момента, пока не будет найдено взаимоприемлемое соглашение.

Новым в американских предложениях становится идея переформатировать Договор по СНВ из единого документа в комплекс локальных договоренностей по частным аспектам разной длительности и обязательности, который в условиях быстрого развития систем вооружений стал бы более гибким. Однако это уже не продление СНВ-3, а создание совершенно иной и куда более сложной договорной системы, разработка которой потребует значительного времени.

Таким образом, янки пытаются добиться односторонних выгод путем уничтожения или радикального замедления развития наиболее опасных для них наших систем вооружений, шантажируя Кремль разрывом СНВ-3. То, что российское руководство в течение суток радикально поменяло свою позицию и пошло на американские условия продления договора на год, дает основания США рассчитывать, что в процессе последующих переговоров им удастся добиться принятия администрацией Путина и других, более основательных требований. И уже очевидно, что руководство РФ серьезно опасается последствий прекращения действия ДСНВ-3.

Асимметричный ответ: не «Буревестник»

Возникает вопрос: чем нам это грозит? Не начнется ли новая гонка стратегических вооружений? Да, ликвидация соглашения полностью разрушит международную систему ограничения СЯС, что неизбежно приведет к неконтролируемому их наращиванию американцами, а также, вероятно, другими членами «ядерного клуба» и государствами, латентно владеющими таким оружием. Как быть РФ – включаться в эту гонку или нет? Ответ очевидный: придется, ибо если мы не ответим адекватно на этот военно-технический вызов, имеющий военно-политическое значение, то США будут диктовать свою волю нашей стране с опорой на ядерное превосходство. Главный вопрос – как включаться? Если речь вести о «зеркальном ответе», предполагающем симметричное наращивание численности зарядов, то такая гонка действительно может оказать определенное негативное влияние на нашу экономику. Хотя надо заметить, совсем не такое уж сильное, как это пытаются представить некоторые экономисты и политики: ведь ядерные вооружения по критерию эффективность/цена самые дешевые, стоимость, приходящаяся на условную единицу разрушительной мощи в тротиловом эквиваленте, у них на порядки меньше, чем в любом виде ВС из состава сил общего назначения. Но ведь РФ может пойти в гонку не количественно, а качественно, создавая такие системы, которые нивелируют заокеанские усилия в этой сфере, и тогда будет обеспечен паритет боевых возможностей без достижения количественного паритета.

Каким может быть наш асимметричный ответ на выход США из Договора СНВ-3, уже рассматривалось на страницах «ВПК». Отмечу только основные направления нашего возможного реагирования на попытки Соединенных Штатов достичь превосходства над РФ в области стратегических ядерных сил. Это может быть создание группировки сил, способных уничтожить США путем инициирования разрушительных геофизических процессов на их территории доставкой к критически опасным зонам на американском континенте боеприпасов калибром в несколько десятков мегатонн тротилового эквивалента. Потенциальные носители таких боеприпасов уже созданы – это торпеда с ЯЭУ «Посейдон» и тяжелая МБР «Сармат». Таких сверхмощных боеприпасов много не потребуется, нужно около нескольких десятков. Однако вполне возможно, что только официальное объявление о создании боеприпаса такой мощности в сочетании с демонстративным испытанием ракеты «Сармат» с инертным его макетом может заставить американцев сесть за стол переговоров по сокращению СНВ и сильно смягчить свою позицию.

В числе других мер можно назвать развертывание БЖРК с тяжелыми ракетами и крылатых ракет межконтинентальной дальности. Эти и другие меры в сочетании с качественным увеличением мобильной составляющей системы управления СЯС РФ позволят радикально повысить боевую эффективность стратегической триады нашей страны в любых условиях обстановки и обеспечить гарантированное нанесение неприемлемого ущерба любому потенциальному агрессору или коалиции таковых.

Другим направлением может стать создание и развертывание группировки межконтинентальных крылатых ракет с обычными двигателями (подчеркиваю, чтобы отделить их от проекта «Буревестник», который, по моему мнению, в оперативно-стратегическом, технологическом и экономическом отношении несостоятелен) наземного мобильного базирования группировкой оценочно в 600–800 единиц.

Главное – действовать решительно и продемонстрировать янки готовность принять их вызов, способность ответить на него асимметрично. Уже одно это заставит их пойти на уступки и согласиться на продление СНВ-3 или заключение нового аналогичного договора. Ведь Штаты сегодня не могут начать гонку ядерных вооружений просто потому, что не имеют мощностей обогащения урана. И для создания новых ядерных боеприпасов им придется использовать уран и плутоний из старых боеголовок. Однако за 30 лет хранения делящиеся вещества из них могли утратить необходимые качества в силу естественного распада делящегося вещества. Накопленные же запасы оружейного плутония из ректоров АЭС не столь велики, чтобы начинать полноценное массовое производство ББ. Так что выходя из СНВ-3 и инициируя тем самым гонку ядерных вооружений, США сами рискуют оказаться в ней в положении отстающего.

Наконец, нельзя не вспомнить о расхожем мнении, что наращивание ядерных потенциалов США и РФ приведет к увеличению риска ядерной войны. Полагаю, что это не так. Именно сокращение российского и американского арсеналов более чем в 20 раз с момента распада СССР сделало ядерную войну целесообразной в военно-политическом отношении, поскольку исключило возможность возникновения катастрофических для планеты последствий их массированного применения типа ядерной зимы. При этом сравнительно небольшое количество ядерного оружия провоцирует потенциального агрессора на его применение в надежде уничтожить ядерный потенциал противника превентивным ударом практически полностью. По этой причине рост ядерных запасов США и России не стоит рассматривать как нечто страшное. Скорее наоборот – это приведет к снижению риска возникновения войны и даже локального применения ядерного оружия.

Таким образом, можно констатировать, что прекращение действия ДСНВ-3 не сопряжено с ростом военных угроз для нас, и при корректной асимметричной военно-технической политике, которая не приведет к существенному росту военных расходов, не только не снизит, но даже может и повысить безопасность нашей страны. При этом скорее всего заставит США вновь сесть за стол переговоров по ограничению стратегических ядерных вооружений, заключить новый договор, но уже на существенно более выгодных для русских условиях.

Сам факт поспешного согласия российского руководства на американские условия в такой ключевой сфере, как СЯС, я могу объяснить только действием двух факторов. Первый состоит в том, что, видимо, экономическая ситуация в России намного хуже, чем это представляют нашим гражданам ответственные министерства и официальные СМИ, когда сравнительно небольшое увеличение военных затрат или даже их заморозка на текущем уровне может повлечь катастрофические социально-экономические последствия. Второй – действие проамериканского лобби в российской элите. Если так, то оно в очередной раз продемонстрировало свою мощь и влияние.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 42 (855) за 3 ноября 2020 года


Вернуться назад