Самый последний, приковавший к себе внимание всего мира, вооружённый конфликт вновь разгорелся, что называется, в «нашем подбрюшье». И тем больнее он для России, ведь в очередной раз происходит это на постсоветском пространстве и между двумя народами и государствами, которые мы считаем братскими, и с которыми у нас с каждым по отдельности после распада СССР всё-таки наладились хорошие дружеские взаимоотношения.
Конечно, речь о Нагорном Карабахе. Проблема эта давняя и известная. Частично я уже касался её в статье «Бить надо первым»: геополитический расклад вокруг России непрерывно ухудшается» здесь же, на «Репортёре». Поэтому не буду разбирать сложную и долгую предысторию, а перейду сразу к тому, что имеем и что с этим возможно сделать.
На небольшой территории между Арменией и Азербайджаном, в никем не признанной Нагорно-Карабахской республике, номинально всё-таки являющейся частью Азербайджана, идёт настоящая война, с использованием всех имеющихся там боевых возможностей и технических средств. Стороны конфликта всю серьёзность положения, правда, сами несколько денонсируют своими громкими заявлениями – за пару дней боевых действий счёт потерь обоих сторон в наземной военной технике, по их же словам, идёт на сотни единиц, а авиационной на десятки... Даже с учётом пресловутой кавказской, мягко скажем, образности в выражениях, картинка рисуется фантастическая – что-то сравнимое то ли со Сталинградом, то ли с Курской дугой, не меньше. Хотя все трезвомыслящие люди и понимают, что ничего такого там нет по определению, да и не может быть. Хотя бы исходя из того, что масштаб участников, при всём уважении, не тот.
Тем не менее конфликт разгорелся с новой силой, гибнут люди, в том числе и мирные жители, а некоторые международные и региональные игроки уже пытаются извлечь из всего этого собственную выгоду. Вполне возможно, чуть позже выяснится, что и само начало боевых действий спровоцировано кем-то извне. Но пока это тоже оставим за скобками. Сейчас необходимо всё это как-то остановить, но как? Есть три принципиально возможные схемы, и именно их я и собираюсь коротко рассмотреть с точки зрения выгод или невыгод именно для Российской Федерации. А то, что именно РФ как раз весь этот конфликт ну никак и ни с какой стороны не выгоден, думаю, всем понятно. Так что в его разрешение точно придётся активно вмешаться.
Варианты таковы:
1. Попытка (очередная) широкого международного решения, будь то в рамках региональных держав, группы «по интересам», типа Минской, ОБСЕ, ООН или чего-то подобного; 2. Самостоятельное вмешательство России с апелляциями и предложениями к обоим сторонам; 3. Действия в рамках ОДКБ и, возможно, даже ШОС.
Итак, что из всего этого может получиться.
Вариант первый – «Международное сообщество»
Это означает созыв некой конференции, под эгидой какой-то существующей международной организации и т.п. Это всё, как мы знаем, в том числе и по данному вопросу, уже было. И, судя по положению на сегодня, ни к чему не привело. А взглядом к состоянию того, что сейчас называется «международным правом», привести ни к чему и не может – рычагов влияния нет у этого самого «международного права» ни на что вообще в современном мире. Я уж молчу о том, что трактуют его, право это, тоже все кому и как захочется или покажется более выгодным. При самом лучшем раскладе, будет опять на какое-то время прекращён огонь, а конфликт «заморозится» до следующей «искры». А искры эти самые там ой как много кому хочется постоянно высекать!
Первой, естественно, будет Турция со своими замашками на новую Османскую империю размером на весь Ближний Восток. Турки и так уже целиком и полностью ангажированы в конфликте, как они хотят представить снаружи, на стороне близкого им тюркского Азербайджана. А на самом деле, конечно, на стороне они там исключительно на своей собственной, со всеми вытекающими. И даже если конфликт будет снова на время заморожен, то турок это уж точно не остановит от усиления своих позиций в этом регионе, не исключая ввод туда подконтрольных им террористических групп с сирийской территории, где им сейчас уже приходится несладко. Кончиться это всё может, без сомнения, ещё намного хуже, чем даже есть сейчас. Это будет вторая Сирия или Ливия, но уже на постсоветском пространстве. Последствия для РФ, думаю, объяснять не надо.
Да и те, кто как бы взывают к миру с Запада, из Европы и Америки, не выглядят на фоне всего происходящего сильно искренними. Ну посудите сами: с одной стороны всё это, конечно же, очередная серьёзная проблема для РФ и непосредственно вблизи России, при этом достаточно далеко от ЕС, я уж не говорю США. А чем, как не созданием нам всевозможных проблем со всех сторон, заняты западники все последние, как минимум, лет двадцать? Это вполне вписывается в их стратегическую концепцию ослабления и замедления России, подрыв её вновь растущего влияния на мировой арене. Ну как не воспользоваться такой возможностью?... С другой стороны, и у некоторых Европейских государств, и у США, и даже внутри блока НАТО в последнее время возникают различные серьёзные конфликты именно с Турцией. А тут представляется такая возможность реально поторговаться с Эрдоганом: типа, «мы уж, так и быть, тебе особо не будем мешать в Армении и Азербайджане, бодайся там с русскими как хочешь, а ты, друг ситный, перестань лезть, например, в кипрские территориальные воды, покупать русское оружие, строить с ними газопроводы, атомные станции и т.д, и вообще, в рамках Альянса, веди себя поприличнее». Ну или что-то вроде этого.
По-моему, так вполне реальный вариант. Тем более что и Эрдоган тоже не всемогущий, воевать и в Ливии, и в Сирии, и в Средиземном море с греками и французами для него точно не под силу, и он это понимает. А ещё понимает, что если окончательно разругается с НАТО, то и поддержки, если что пойдёт не так, просить будет уже точно не у кого... Так что с международным форматом я бы на этом закончил. По-моему, всё ясно, и для нас это никак не вариант.
Вариант второй – Россия «разруливает» самостоятельно
Возможен такой вариант? Возможен. В Сирии мы это уже доказали. Но там мы, по факту, встали на одну из сторон конфликта, а здесь для нас это было бы огромной стратегической ошибкой с очень далеко идущими последствиями. Войти, как некая нейтральная сила, тоже выход. Но в этом случае мы, хотя бы частично, но ухудшим отношения, опять же, с обеими сторонами. Нас же все и со всех сторон начнут обвинять в имперских замашках и вмешательстве в дела суверенных государств. И тут жди очередных санкций. При этом все внешние игроки будут непременно и, в отличие от предыдущего плана, уже открыто «вставлять нам палки в колёса» всеми возможными способами и со всех сторон – такое самостоятельное усиление России в регионе невыгодно никому, ни туркам, ни иранцам, ни западникам. Армянские общины в США и той же Франции, конечно, имеют некоторый вес, но... давайте реально не будем его преувеличивать – на мировую геополитику никакого влияния это не окажет, как бы кому ни хотелось. А конечный результат «Карабахских разборок» для РФ при всём при этом продолжает оставаться очень неоднозначным, да и на его достижение потребуется много времени – возможно, годы, и, конечно, средств. И это при полном противостоянии процессу практически со всех сторон. Нужно оно нам вот так? Не уверен.
Вариант третий – ОДКБ
При упоминании этой организации то в связи с Белоруссией, то вот теперь с Арменией, у меня постоянно возникает чувство, что главный принцип ОДКБ состоит в обязанности именно и исключительно РФ кого-то от чего-то защищать. Да, несомненно, Россия самая сильная и крупная держава в этом блоке. Тем не менее, это организация «коллективной безопасности». И этот принцип заложен прямо в её названии. То есть, если в данном конкретном случае, в результате Карабахского конфликта, военной угрозе извне непосредственно подвергаются интересы Армении, то защищать их в рамках договора должна как Российская Федерация, так и все остальные члены: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан в равной мере. Поэтому, на основании предложения или запроса Армении, должен быть созван весь совет лидеров стран-членов, на котором будет принято общее (!) решение.
Таким образом, это уже не будет выглядеть односторонним региональным демаршем РФ, и обвинять нас с любой стороны будет куда сложнее. В случае принятия членами ОДКБ решения о защите Армении в рамках этого договора, необходимо ввести в регион военные контингенты всех государств-членов, кроме России, так как у нас там база и так есть – очень хорошее основание ещё раз «не лезть на рожон». Причём вводить контингенты надо так, чтобы, по возможности, как-то разделить ими враждующие стороны, а база РФ обеспечит над регионом бесполётную зону. То есть даже в рамках ОДКБ это скорее будет именно международная миротворческая операция, а не однозначная поддержка одной стороны конфликта. И это снова смягчит ситуацию. Возможное недовольство азербайджанцев уже не будет однозначно направлено в сторону РФ. А местные крупные «хищники» типа Турции и Ирана тоже уже не будут так самоуверенны.
Более того, РФ и все вышеперечисленные члены ОДКБ, как раз кроме Армении, являются, вместе с Китаем, ещё и членами ШОС, наблюдателями при которой состоят Иран, Индия, Пакистан и Монголия. И эту карту, как я полагаю, тоже необходимо обязательно разыграть. Даже пассивная поддержка в этом вопросе Китаем значит очень много, особенно учитывая усилившуюся в последние годы зависимость Ирана от китайских товарищей. Да и у Китая вряд ли есть заинтересованность в сильной разбалансировке ситуации как раз на территории строительства его евразийской мечты – «Нового Шёлкового пути», так что вполне есть резон вмешаться, хотя бы на уровне морально-политической поддержки. А может и не только... В таком формате, как мне кажется, и Азербайджан будет «поспокойнее», и все остальные заинтересанты слегка поутихнут. При подтверждении факта наличия в зоне конфликта чуждых террористических группировок, вполне возможно совместными силами, как ОДКБ, так и ШОС, организовать совместную международную контртеррористическую операцию в регионе, что также прямо в интересах всех участников.
Если таким образом ситуация в Карабахе будет взята под контроль, считаю необходимым общее собрание глав государств-членов ОДКБ плюс Азербайджан. На котором, наконец, руководством РФ, после описания общего состояния дел и подтверждения наличия серьёзных внешних угроз на постсоветском пространстве, должен быть, как говорится, ребром поставлен вопрос о создании нового общего периметра безопасности и взаимной интеграции, возможно по типу Шенгенского пространства без внутренних границ. Что, в свою очередь, резко снизит напряжённость и в таких местах, как Нагорный Карабах. Причём предложить это надо так, чтобы отказываться было очень сложно. А заодно напомнить, что очередной исторический межвоенный период «парада суверенитетов» и «многовекторности» неумолимо подходит к концу. И пока выбирать сторону можно добровольно, в соответствии со своим историческим опытом, привычками и настоящими национальными интересами. В скором времени это всё закончится и небольшие государства начнут просто дербанить более сильные игроки, как это было уже и раньше.
При этом не думаю, что, по крайней мере на этом этапе, как-то против такого решения будет и КНР – у них чисто экономические способы расширения собственного влияния, и их надо убедить, что образование нового крупного блока без внутренних границ их экономическую деятельность в регионе лишь упростит.
И если Россия хочет развиваться дальше как мировая сверхдержава, или империя, или просто крупнейшее в мире независимое и самодостаточное государство, кому как больше нравится, то другого пути у неё просто нет. И чем быстрее этим начать заниматься, тем больше шансов на успех. А то следом за Приднестровьем, Украиной, Белоруссией и Карабахом наши враги-«партнёры» подпалят что-нибудь ещё, что нам сильно не безразлично. Они уж точно не остановятся. А мы?... Снова утрёмся или, наконец, возьмём на себя ответственность за будущее народов России и тех, за кого Россия веками эту ответственность на себя брала?... Ведь где бы были сейчас те же армяне без русских? Видимо, только в учебниках истории... И всем остальным, таким же «независимым», тоже есть что вспомнить...
Так что мне лично, по душе вариант №3. Кто за – голосуйте и пишите письма нашему руководству. Вдруг поможет?
Мне бы этого искренне хотелось. Если получится, то и с остальным миром с таких позиций общаться будет точно проще. Также давно пора уже жёстко, и никак по-другому, решить, наконец, проблемы Донбасса и Приднестровья, не обращая внимания на вой «демократического и свободного» мира. А там, глядишь, построим и Европу от Лиссабона до Владивостока, только на тех условиях, как нам это надо, а не кому бы то ни было ещё. Они же там, на Западе, только декларируют свободу и демократию, а сами ничего, кроме силы, не понимают, не воспринимают и не уважают. И это мы тоже знаем на собственном богатом историческом опыте.
Ну вот так как-то... И всё это чем не идеология и цель развития для супердержавы?... По-моему, как раз вполне подходит.
Автор: Алексей Пишенков
Вернуться назад
|