ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Россия как шквал для индо-тихоокеанской стратегии США

Россия как шквал для индо-тихоокеанской стратегии США


15-09-2020, 16:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Россия как шквал для индо-тихоокеанской стратегии США

Россия как шквал для индо-тихоокеанской стратегии США

Встреча российского министра иностранных дел Сергея Лаврова с китайским коллегой Ван И 11 сентября в Москве прошла в особо деликатный момент региональной политики. Россия осмотрительно прокладывает нейтральную линию в индокитайском противостоянии, сближаясь с Китаем для отпора давлению США. 

Политика США побуждает Россию и Китай к дальнейшему укреплению «всеобъемлющего стратегического партнерства для координации в новой эпохе». Подводя итоги встречи с Вангом, Лавров сказал, что переговоры прошли в «атмосфере взаимного уважения, доверия и были весьма содержательными». Он добавил:

«Мы рассмотрели ключевые международные проблемы, подтвердили общность подходов к их эффективному урегулированию... Договорились продолжать тесное взаимодействие».  

Примечательно, что самая яркая часть выступления Лаврова относилась к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Лавров выступил против индо-тихоокеанской стратегии США:   

«Мы (Россия и Китай) Отметили деструктивный характер действий Вашингтона, подрывающих глобальную стратегическую стабильность. В результате усиливается напряжённость в различных регионах мира, в том числе вдоль границ Российской Федерации и КНР. Конечно, нас это беспокоит, и мы выступаем против подобного рода попыток нагнетать искусственную напряжённость. В этой связи констатировали, что т.н. «Индо-Тихоокеанская стратегия» как она задумывалась инициаторами ведёт лишь к разобщению государств региона, и поэтому чревата серьёзными последствиями для мира, безопасности и стабильности в АТР».   

«Высказались в поддержку асеаноцентричной региональной архитектуры безопасности в вопросах продвижения объединительной повестки дня, за сохранение в данных механизмах консенсусной формы работы и консенсусной формы принятия решений, как это всегда было в рамках АСЕАН и тех структур, которые образовались вокруг неё. Мы видим попытки внести разлад с ряды членов АСЕАН всё в тех же целях: отойти от консенсусных методов работы и нагнетать конфронтацию в этом общем для нас всех регионе».  

Китайские государственные СМИ обратили внимание на высказывания Лаврова. Ван в ответ сказал, что китайско-российские отношения стали «ключевым фактором стабильности в неспокойном мире». Он подчеркнул, что альянс Китая и России показал «крепкую устойчивость» на фоне «невиданных за столетие глубоких изменений» в мировой политике.  

Встреча Лаврова и Ванга прошла на фоне беспорядков в Белоруссии, в организации которых Россия обвинила США. Накануне встречи в Москве высокопоставленный российский депутат открыто заявил, что у США есть генеральный план по созданию политической напряжённости в России, где региональные выборы должны пройти 13 сентября. И снова важную роль в организации протестов в Белоруссии сыграли социальные сети и Интернет.

Интересно, что во время встречи с Лавровым Ван также призвал  к «дальнейшему развитию российско-китайского сотрудничества в области международной информационной безопасности на фоне того, что некоторые страны политизируют информационные технологии и информационную безопасность, создавая препятствия другим странам под предлогом защиты собственной национальной безопасности».  

Замечания Лаврова о стратегии Индо-Тихоокеанского региона совпали с 53-м саммитом министров иностранных дел Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и сопутствующими встречами (включая 10-ю встречу министров иностранных дел стран Восточной Азии) в Ханое 8-11 сентября. Страны АСЕАН сталкиваются с растущим давлением со стороны США, призывающих объединиться с ними в борьбе с Китаем, но отказываются принять чью-либо сторону. Совместное коммюнике , принятое на встрече в Ханое отражает эту позицию.  

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь

Заместитель премьер-министра и министр иностранных дел Вьетнама Фам Бинь Минь проводит видео-встречу с министрами стран-членов Ассоциации юго-восточных наций, Ханой, 9 сентября 2020 года.

На прошлой неделе агентство Reuters процитировало министра иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди, который сказал, что АСЕАН должна оставаться неизменно нейтральной и единой. 

«АСЕАН и Индонезия хотят показать всем, что мы готовы быть партнёрами, — сказал Ретно. — Мы не хотим попасть в ловушку этого соперничества». 

Позиция Индонезии приобретает особое значение в то время, когда США пытаются расколоть консенсус АСЕАН о нейтралитете, играя на интересах отдельных стран-членов.  

США возлагают надежды на то, что некоторые страны АСЕАН могут попасть в затруднительное положение, пытаясь сбалансировать отношения для получения максимальных преференций от обоих крупных игроков, в то время как другие могут испытывать соблазн использовать соперничество США и Китая как возможность для извлечения экономического или военного преимущества. Ретно сослалась на это, когда заметила Рейтер:

«У АСЕАН — хорошая культура, но мы должны её развивать. Мы не можем считать само собой разумеющимся, что эти ценности будут жить вечно».  

Примечательно, что Вьетнам и Индонезия, две влиятельные страны АСЕАН, также являются основными партнёрами России. Таким образом, замечания Лаврова можно рассматривать как признак нового уровня приверженности России взаимодействию с Азиатско-Тихоокеанским регионом с одновременным укреплением партнёрства с Китаем и выход за рамки простой рефлексивной реакции на события (в основном на нынешний кризис в отношениях России с Западом).  

Достойно внимания, что Москва твёрдо поддерживает обозначение «Азиатско-Тихоокеанский регион» и не приемлет термин «Индо-Тихоокеанский регион», который Лавров иронично оценил как политически некорректный. Пожалуй, Индо-Тихоокеанский регион вводит в заблуждение и в контексте российской политики. Россия гораздо больше заинтересована в Азиатско-Тихоокеанском регионе, чем в Индийском океане или Индийском субконтиненте, учитывая её взаимодействие не только с Китаем, но и с Японией, двумя Кореями, США (как тихоокеанской державой) и вовлечённость в вопросы безопасности Дальнего Востока.  

Конечно, в более широком геополитическом контексте Индия включена в расчёты, но в восприятии России Индия остается нештатным членом Азиатско-Тихоокеанского сообщества. В чём у России есть разногласия с Индией, так это в восприятии американского присутствия в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе как внерегиональной державы, которое становится навязчивым и всё более дестабилизирующим.

По сути, Россия подходит к Азиатско-Тихоокеанскому региону с глобальной позиции, в то время как представления Индии сводятся к опасениям по поводу растущего влияния Китая. С точки зрения России в 21 веке Азиатско-Тихоокеанский регион становится центром мирового порядка, где разгорается ожесточённая геополитическая борьба, и уже кипит битва идей, норм и государственных структур. Как набирающая мощь мировая держава Россия считает своим долгом быть в внимания региона.  

Безусловно, Пекин неплохо осведомлён об изменении отношения стран АСЕАН к России в последние годы. В отличие от советской эпохи, ни одна страна АСЕАН (включая Филиппины) больше не склонна идентифицировать Россию с угрозой или злым умыслом. С другой стороны, отношения России практически со всеми государствами АСЕАН спокойны. Таким образом, более активное участие России в делах Азиатско-Тихоокеанского региона идёт на пользу Китаю.  

Проще говоря, Москве и Пекину выгодно объединить усилия в Азиатско-Тихоокеанском регионе, когда их отношения с Соединёнными Штатами настолько сложны и когда они оказались под сильным давлением США. Неудивительно, что в предстоящий период произойдет активизация дипломатических усилий России по расширению отношений в регионе стран АСЕАН.  


Вернуться назад