США должны пересмотреть свой курс в отношениях с Россией, которые очевидным образом зашли в тупик и не позволяют добиться от Москвы взаимодействия по жизненно важным вопросам. С таким призывом выступили более 100 американских экспертов и дипломатов в открытом письме, вышедшем 5 августа в Politico.
Отношения США и России зашли в опасный тупик, угрожающий национальным интересам США. Вновь реальной стала опасность военной конфронтации, которая может перерасти в ядерную. Обе страны скатываются к напряженной гонке ядерных вооружений, тогда как внешнеполитический арсенал Вашингтона сводится в основном к реагированию, введению санкций, публичному поношению Москвы и принятию резолюций в Конгрессе. Глобальная пандемия COVID-19 и связанный с ней серьезный мировой экономический спад, вместо того чтобы способствовать сотрудничеству, только усилили нынешнюю нисходящую траекторию.
Между тем огромные вызовы миру и американскому благополучию, которые требуют сотрудничества между США и Россией, включая экзистенциальные угрозы ядерной войны и изменения климата, остаются без внимания. Поскольку ставки очень высоки, необходим тщательный, беспристрастный анализ и изменение нашего текущего курса.
К этому процессу необходимо приступить без каких-либо иллюзий. Россия осложняет действия США, даже мешает им, особенно на своей обширной периферии в Европе и Азии. Она «захватила территории на Украине и в Грузии». Москва ставит под сомнение роль Вашингтона как глобального лидера, также мировой порядок, формированию которого поспособствовали США.
Она вмешивается в американскую внутреннюю политику, усугубляя разногласия и очерняя демократическую репутацию страны. В лучшем случае отношения Белого дома с Кремлем останутся смесью конкуренции и сотрудничества. При составлении нового курса задача состоит в том, чтобы найти наиболее выгодный и безопасный баланс между ними. С этой целью авторы открытого письма предлагают шесть общих правил политики США.
Во-первых, США должны найти способ эффективно бороться с вмешательством России в свои выборы и, что наиболее важно, блокировать любые попытки подорвать процесс голосования. Укрепление американской избирательной инфраструктуры, санкции против граждан РФ, которые используют украденную информацию в качестве оружия, и противодействие способности Москвы осуществлять хакерские атаки — все это необходимые меры.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Такое важное значение имеет и разоблачение российской дезинформации. Однако американские власти должны также вовлекать Россию в переговоры вне поля зрения общественности, сосредоточив внимание на способностях каждой стороны нанести большой ущерб критически важной инфраструктуре другой стороны.
Во-вторых, обеим странам необходимо восстановить дипломатические контакты. Так, непостижимо уму, почему у двух стран, которые способны уничтожить друг друга и известную всем цивилизацию за 30 минут, нет эффективных дипломатических отношений. После украинского кризиса ключевые контакты между Москвой и Вашингтоном были прерваны, консульства закрылись, а штат посольств резко сократился.
Слишком часто в США ошибочно считают дипломатические контакты наградой за хорошее поведение. Однако они нужны для продвижения интересов Вашингтона и передачи жестких сообщений. Они нужны как важнейший элемент безопасности, чтобы свести к минимуму неправильные представления и просчеты, которые могут привести к нежелательной войне. Восстановление нормальных дипломатических контактов должно быть главным приоритетом для Белого дома и поддерживаться Конгрессом.
В-третьих, США при формировании своей стратегической позиции должны обратиться к опыту Холодной войны. Иными словами, Вашингтону необходим сбалансированный курс сдерживания и разрядки. Таким образом, поддерживая свою оборону, США также должны вовлекать Россию в серьезный и устойчивый стратегический диалог, направленный на устранение более глубоких источников недоверия и враждебности и в то же время сосредоточенный на крупных и неотложных проблемах безопасности, с которыми сталкиваются обе страны.
В этом плане существует крайняя необходимость восстановления лидирующей роли США и России в вопросах ядерного оружия. В этом плане наблюдается опасная ситуация. Появляются новые дестабилизирующие технологии, пересматриваются принципы применения ядерного оружия, идет отказ от ядерных соглашений. В этой сфере наблюдается в целом большая напряженность. Развитие событий в этом направлении означает продление срока действия Договора о СНВ и быстрый переход к следующему этапу контроля над вооружениями для укрепления ядерной стабильности, тщательно адаптированного к миру с множеством ядерных игроков.
Кроме того, стороны должны сделать более безопасным и стабильным взаимодействие своих вооруженных сил, которое имеет место в самых нестабильных регионах Европы, от Прибалтики до Черного моря. Для этого Вашингтон и Москва должны приложить все усилия для сохранения существующих ограничений, таких как Договор по открытому небу, который сейчас находится под угрозой, Венский документ 2011 года, а также пойти на принятие новых мер по формированию доверия.
В-четвертых, успех китайского курса США будет в немалой степени зависеть от того, будет ли способствовать состояние отношений между США и Россией трехстороннему сотрудничеству по важнейшим вопросам. Нынешняя политика США лишь подталкивает Россию к поддержке наименее конструктивных аспектов американской политики Китая. Изменить ситуацию на противоположную будет непросто, но это должно быть целью Белого дома.
В-пятых, по важным вопросам, в которых интересы США и России находятся в реальном противоречии, таких как Украина и Сирия, США не должны отказываться от принципов, разделяемых США и их союзниками и имеющих решающее значение для достижения нужных результатов. Однако больше внимания следует уделять кумулятивному эффекту умеренных и поэтапных шагов. С помощью него можно оказать влияние на отношения между двумя странами в общем, а также получить возможность для их развития в будущем.
Наконец, необходимо более разумно относиться к санкциям, введенным против России. Они по-прежнему должны быть частью российского курса США, но применять их стоит в сочетании с другими элементами национальной мощи, особенно с дипломатией. Все большее введение санкций, в том числе выработанных Конгрессом в качестве наказания за действия России в Крыму и на востоке Украины, отравление в Солсбери, нарушения договора о РСМД и вмешательство в выборы, не дает Москве каких-либо стимулов для изменения курса, поскольку в Кремле считают, что эти санкции вводятся раз и навсегда.
США необходимо восстановить гибкость режима санкций, сосредоточив внимание на целенаправленных запретительных мерах, которые можно быстро ослабить в обмен на шаги со стороны России, продвигающие переговоры к приемлемому разрешению нерешенных конфликтов, включая очевидные усилия Москва по прекращению вмешательства в американский избирательный процесс. Для этого потребуется политическая воля как со стороны Белого дома, так и со стороны Конгресса.
В конечном счете реальность такова, что Россия при президенте Владимире Путине действует в рамках стратегических рамок, глубоко укоренившихся в националистических традициях, которые находят отклик как у элит, так и у общественности. Возможный преемник нынешнего российского лидера, даже если он будет более склонен к демократии, скорее всего, будет действовать в тех же рамках. Основывать политику США на предположении, что США могут и должны изменить эту структуру, — значит серьезно ошибаться.
Точно так же было бы неразумно думать, что у Вашингтона нет другого выбора, кроме как придерживаться нынешней политики. США должны взаимодействовать с Россией такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотят видеть в Белом доме. При этом Вашингтон должен полностью использовать свои сильные стороны, но не отказываясь от дипломатии.
Иными словами, сосредоточив свои силы, США могут ответить на вызов России и вывести свои отношения с ней на более конструктивный путь. Если этого не произойдет, последствия для США будут очень серьезными.