ОКО ПЛАНЕТЫ > Аналитика мировых событий > Объявленные невведенные санкции. Максим Тирских

Объявленные невведенные санкции. Максим Тирских


17-07-2020, 14:12. Разместил: Максим Тирских

Российская Федерация последовательно придерживается идеи о том, что введение международных санкций должно являться результатом деятельности международных организаций, имеющих на то право (например, ООН в лице Совета Безопасности), а не происходить по воле отдельных стран, считающих себя способными диктовать свою волю в мире международных отношений. Тем более если речь идет о таких санкциях, которые не сводятся к односторонним действиям (что вполне охватывается понятием государственного суверенитета и противоречит только принципу добрососедства разве что), а является попыткой заставить всех иных участников международных отношений следовать этому решению. Данное действие, очевидно, можно смело трактовать как вмешательство во внутренние дела третьих стран. Сама Россия придерживается идеи недопустимости таких действий, предпочитает вводить санкции только в качестве ответной меры, либо как выражение самостоятельной позиции России, не распространяющейся на третьи страны.

США в этом плане занимают совершенно другую позицию. Санкции (как персональные, так и секторальные) на протяжении длительного времени являлись и являются по сей день одним из основных орудий американской недипломатичной дипломатии. Это конечно не «дипломатия канонерок», но тоже действие за рамками традиций международных отношений.

М. Помпео было объявлено, что к компаниям, взаимодействующим с Россией в части реализации проектов «Турецкий поток» (отметим, что этот проект стал своеобразной заменой другого проекта «Южный поток», по которому предполагалось транспортировать российский газ в Южную Европу, сорванный по инициативе Болгарии) и «Северный Поток-2» могут быть применены санкции из пакета CAATSA (https://iz.ru/1035995/2020-07-16/pompeo-prigrozil-uchastnikam-severnogo-potoka-2-posledstviiami). При этом сами санкции в отношение кого-либо не введены. Это может означать, что США в данном случае играют со своим традиционным дискурсом – «красными линиями», которые на этот раз прочерчены в отношение международных газотранспортных проектов с российским участием.

Причиной принятия такого решения, что очевидно, является стремление США не допустить увеличения поставок российского газа на европейский рынок (как на север континента, так и на юг). Это с одной стороны является шагом в направлении американской доктрины конкурентного вытеснения российских энергоносителей с европейских рынков и замены их американскими, а с другой, стремлением обеспечить сохранение сдерживающих факторов в отношение России, посредством стран-лимитрофов, через территорию которых проходит инфраструктура существующих газотранспортных проектов. В первую очередь речь в данном случае идет об Украине (УГТС) и Польше (газопровод «Ямал-Европа»).

При этом невведение санкций, но объявление об их потенциальном введении имеют под собой три базовых основания.

Первое. США не заинтересованы в реальном введении данных санкций от своего имени, поскольку, введение таких санкций вызывает резкое недовольство у американских партнеров. В частности, среди недовольных возможностью введения таких санкций - Германия (которая сама позволяет себе играть с темой транспортных проектов для целей политического торга с Россией, как было, например, перед визитом Д. Козака в Берлин). Перечень стран, которые не в восторге от американской санкционной политики по газотранспортным проектам и ряд других стран – Турция, Австрия, Сербия и т.д. В результате Госдепартамент США фактически добивается целей – давление на участников проекта даже без введения санкций, при этом не давая повода обвинить в непропорциональности и не избирательности таких санкций (т.к. их попросту нет).

Второе. Показательное действие для внутреннего употребления. Россия начала достраивать «Северный поток - 2». Разрешение Дании на использование судов с якорной фиксацией и центровкой дает возможность задействовать внутренние мощности (баржу «Фортуна») и завершить данный проект. В таком случае введение или не введение санкций ничего особо не меняет, т.к. российская сторона все равно выполнит данные работы без зарубежной помощи. А в этом случае Д.Трамп может использовать данное объявление о санкциях как дополнительный аргумент в своей избирательной компании. «Я применяю все средства для сдерживания России в рамках вопроса поставок газа в Европу» - примерно такое послание он может направить своим избирателям. Формально он будет прав. Реально – это скорее отписка, нежели чем реальная санкционная угроза. По крайней мере в обозримой перспективе она бесполезна.

Третье. США, вероятно, намерены использовать данную тему для того, чтобы пытаться оказывать давление на Россию по тем или иным международным вопросам. Более чем уверен, что тема возможного введения санкций против конкретных субъектов будет мелькать в российско-американских переговорах. Даже сравнительная бесполезность таких санкций может повлиять на графики работ в частности по южному потоку (вторая ветка). А в этом случае, американцы, привыкшие использовать в переговорах любые средства воздействия на оппонента. Очевидно не будут медлить с угрозами по этому направлению. В каких сферах возможно давление? Очевидно, что оно может быть использовано в переговорах по форматам международного ядерного сдерживания (Венские переговоры). Гипотетически США может использовать эту аргументацию для сдерживания России по «украинской тематике», если, разумеется, на Украине реально начнутся какие-то события. Которые будут угрожать власти Зеленского (что нельзя не учитывать, сколь бы условный характер не имел такой сценарий). Наконец. этот аргумент может быть использован в диалоге России и США по иным темам (выбор обширен).

Однако в наибольшей степени окно возможностей для США закончится, как только проекты (или даже только «Северный поток-2») будут реализованы строительством. Но, представляется, что Д. Трампу этого вполне хватит. Его актуальная задача не предотвратить строительство этих газопроводов (это теперь невозможно даже технически), а обеспечить себе наиболее благоприятный международный фон на ноябрьских выборах президента США. И это вполне выполнимая задача, т.к. строительство газопровода «Северный поток -2» вряд ли завершится до американских президентских выборов, а значит не сыграет как фактор в политической борьбе за Белый Дом.

 


Вернуться назад